Изменения в стратегии регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в стратегии регулирования



В результате информационных и технологических сдвигов и под воздействием глобализации

1 См.: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И.Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО "НПО Экономи­ка", 2000. Глава 1.5.


Глава 111. Государственный механизм регулирования экономических процессов                             55

в мировой экономике, изменений в социальных пропорциях мира государственные институты в каждой отдельной стране становятся менее свободными при реализации регулирующих и управленческих воздействий на экономику. Они должны все более соразмерять их с влиянием на все экономические отно­шения различных международных институтов, многообразных общественных организаций, транснационального капитала и др. (см. гл. 1 и 36). Сообразно этому периодически происхо­дит переосмысление действующих в обществе концепций роли и функций государства в экономике.

Серьезные подвижки, произошедшие за последнее время в мировом общественном мнении относительно этой проблемы, зафиксированы в таком фундаментальном документе, как "От­чет о мировом развитии" (1997). Он подготовлен сотрудниками Всемирного банка и получил название "Государство в меняю­щемся мире". Во вступительном слове к этому материалу Прези­дент Всемирного банка Дж.Вульфенсон, в частности, пишет, что, конечно, развитие, опирающееся на доминирующую роль госу­дарства, потерпело неудачу. Но аналогичный результат будет итогом развития без государства — этот вывод абсолютно следу­ет из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких госу­дарств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью по­вторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизнен­ная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, как экономическое, так и социальное, невозможно.

Авторы упомянутого отчета обращают внимание на два принципиальных стратегических элемента. Первый из них — приведение функций государства, в соответствие с его потен­циалом. Речь идет о том, чтобы соразмерять желания с возмож­ностями. Многие государства пытаются сделать слишком мно­гое, располагая ограниченными ресурсами. Это подчас прино­сит больше вреда, чем пользы. Поэтому, если государство рас­полагает скудными возможностями, формы и направления его вмешательства, в экономические процессы, следует особенно тщательно продумывать и обосновывать.

В этом плане серьезный водораздел между развитыми и раз­вивающимися странами пролегает в сфере различий в уровне ассигнований, направляемых на общегосударственные нужды. В промышленно развитых странах государственные расходы


56                     Государственное регулирование рыночной экономики

достигают сейчас до половины ВВП, а в развивающихся стра­нах — до одной четверти. Этот факт подчеркивает сложность и противоречивость тенденций относительно роли различных институтов в регулировании экономики и социального разви­тия в разных частях мира. Задача упорядочения функций госу­дарства в рамках потенциалов каждой из стран может расцени­ваться лишь как принцип экономичности государственного уп­равления. Но это не может быть устоем международной поли­тики. Реализация этого принципа не должна закреплять разде­ление стран мира на сильных (управляющих основными про­цессами) и слабых (управляемых). Международные организации в этом отношении призваны стать мощными компенсаторами, препятствующими поползновениям к гегемонизму и способст­вующими выравниванию социально-экономических и управ­ленческих возможностей разных государств.

Второй элемент стратегии связан с укреплением потенциала го­сударства путем активизации общественных институтов. Это под­разумевает разработку эффективных норм и ограничений, кото­рые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с заси­льем коррупции. Важной частью работы является развитие разно­образных форм общественного контроля, который должен распро­страняться и на предпринимательский корпус и на функциониро­вание органов государственного и муниципального управления.

Общественный контроль должен все более касаться процес­сов в сфере мировой экономики, сколь бы нелегко было реали­зовать его сегодня на справедливой основе. Транснациональ­ный капитал, на котором базируется уже доминирующая часть международной экономики, изыскивает в соответствии с соб­ственными корыстными интересами разнообразные и дейст­венные формы влияния на мировые процессы. Многие новые по форме международные институты на самом деле повязаны по рукам и ногам своими обязательствами перед ТНК, перед наиболее сильными странами и их интегрированным капита­лом. Такие обязательства обусловлены технологиями финанси­рования международных организаций, фактами скрытого лоб­бирования. Вместе с тем под флагом общественного противо­действия экономическому глобализму все чаще возникают от­нюдь не прогрессивные международные и региональные ин­ституты. Таковы объединения и движения, направляемые нар-


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов      57

комафией, фанатичные религиозные организации, группиров­ки, исповедующие терроризм как образ жизни.

Как наладить эффективный международный общественный контроль за такими противоречивыми процессами? Ответы на этот вопрос можно получить только на основе живой конструк­тивной практики международных взаимодействий, основными субъектами которых и впредь останутся самостоятельные госу­дарства и их добровольные объединения. Поэтому в качестве ос­новного и непосредственного регулятора рыночных экономичес­ких отношений ныне и в будущем следует рассматривать прави­тельства и государственные институты соответствующих стран.

3. Факторы государственного влияния на экономику

Правительства используют различные формы прямого и кос­ венного воздействия на экономические процессы в целях прове­дения одобренной соответствующими демократическими про­цедурами государственной политики. Проф. Райзберг Б.А. ука­зывает на целесообразность применения в рыночных условиях таких форм регулирования экономики со стороны государства: непосредственное государственное управление рядом отрас­лей, объектов; налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование — воздействие на денежное обращение; бюд­жетное регулирование — распределение средств государствен­ного бюджета по различным направлениям их использования; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая государственное социальное страхование); государственное регулирование ох­раны и восстановления окружающей среды; регулирование по­средством ограничения и запросов (государственное лицензи­рование и др.)1.

Понятно, что формы государственного влияния на экономи­ку не есть нечто застывшее и универсально пригодное везде и во все времена. Они определяются конкретными потребностя-

1 См.: Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебное пособие. Второе изда­ние, доп. и испр. М., 1995. С. 220-221.


58                     Государственное регулирование рыночной экономики

ми страны, на основе изучения которых формируется экономи­ческая политика и выстраивается механизм ее реализации. Со­временный государственный служащий обязан глубоко пони­мать действие факторов и механизмов, определяющих концеп­туальный выбор того или иного типа экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему нужно иметь четкое представление о конкретно применимых инстру­ментах государственного регулирования экономики, об их ра­циональном сочетании. Важно свободно ориентироваться в финансовой и денежной политике, в обосновании инвести­ционных решений и др.

Взаимосвязь и взаимодействие ключевых факторов макро­экономической системы, на которые можно влиять через соот­ветствующие инструменты государственного регулирования, попытаемся проиллюстрировать посредством анализа компо­нентов совокупного спроса, представленных на схеме 2.

На ней показано "циркуляционное течение доходов и расходов" как составляющих совокупного спроса, равного С + / + С + (Х— V). Стартовой точкой при этом выступает производство национального дохода, распределяемого затем на потоки — налогов, а также В1, 5, и С, где: С — потребление (соп- зитрНоп); I — инвестиции (туез(тепО; С — правительственный спрос на товары и услуги (§оуегптеп(ригспазез); X— экспорт; II — импорт; 5 — сбережения (заУ1п§); Ь/-—доход, остающийся в распоряжении (аЧзроз'хЫе тсоте), или располагаемый доход.

Первое, что бросается в глаза — это ключевая роль производи­ теля. Именно предприятия, фирмы выступают источником формирования национального дохода, образующего исходную массу совокупного спроса, внутри "кольцевой трубы" распре­деления. Далее, видно, что основной фигурант текущего спро­са — потребитель. Именно он предъявляет производителю (че­рез продавцов) основную часть совокупного спроса, направляя из полученной массы доходов (В1) наибольшую их часть на те­кущее потребление (С). Но потребитель одновременно и перво­источник последующих возможных инвестиционных потоков. Именно здесь, как видно из схемы, дается старт сбережениям.

Важно оценить распределение дохода (Б1) на потребление и сбережения с точки зрения обеспечения макропропорций и всей экономической динамики в стране. Например, в КНР, поддер-


         


Финансовая

система


Фирмы (производство национального

дохода)


уасх оДы (спр оС). + 1 —С-


Внешняя торговля


С — потребление

(сотитрИоп); I — инвестиции

(1 пуе$1теп1); С — правитель

ственный спрос

на товары

и услуги

(§оуегптеп1

рисИа$е$); X — экспорт; и — импорт; 8 — сбережения

(8 аут%); Э1 —доход, остаю

щийся в распо

ряжении

(сНзроз'Ме тсоте).


Схема 2. Взаимосвязи факторов регулирования совокупного спроса


60                     Государственное регулирование рыночной экономики

живающей в течение всего периода реформ значительные темпы экономического роста, одной из первопричин динамичности экономики была высокая норма сбережений. Семейные сбереже­ния в Китае были на уровне 23% располагаемого дохода против 21% в Японии, 18% на Тайване, 16% в Бельгии, 13% в Западной Германии и 8% в США1. В чем состояли противоречия, имевшие место в политике сбережений в России в конце 90-х гг. XX века?

В России норма сбережений оставалась достаточно высокой. Но крайне искаженной стала структура сбережений, что связа­но с произошедшей огромной дифференциацией населения по доходам. Доля доходов, приходящихся на массового потребите­ля уменьшилась с 49% в 1990 г. до 23% в 1997 г. В результате пе­рераспределения доходов на фоне экономического спада воз­ник дисбаланс между высоким уровнем сбережений экономичес­ кой элиты и низким инвестиционным спросом российской эконо­ мики. Ясно, что новые производственные мощности не нужны, если имеющиеся мощности используются только наполовину. А первопричина — в отсутствии спроса на отечественные това­ры и услуги. Сбыта нет, поскольку доходы основного потреби­теля слишком низки, но чрезмерно высоки доходы элиты. По­следние не находят применения внутри страны, долларизиру­ются и в огромной части вывозятся из страны. Суммы вывоза валюты по некоторым оценкам составляют от 15 до 30 млрд долл. в год. Это явно потерянный спрос.

Более того, утечка капитала за рубеж — это утраченные инве­стиции. Между тем одна из точек острейших противоречий в макроэкономической системе России как раз и расположена, как уже упоминалось, на стыке, соединяющем финансовые ин­ституты и инвестиции. Инвестиции, как демонстрирует схема совокупного спроса, один из важнейших компонентов общего спроса в макросистеме. В течение долгого времени наблюдался ничем не оправданный отрыв финансового сектора от того, что именуется реальной экономикой. Произошедший в августе 1998 г. крах пирамиды ГКО, втянувший страну в глубокий дол­говой кризис, стал логичной расплатой за упрощенческое по­нимание экономической политики.

1 См.: Джеффри Сакс, Уинг Тай Ву. Повторное изучение реформ, осущес­твленных в Ки-тае // Трансформация. 1996. Выпуск 7. № 3-4. С. 3.


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов      61

Инвестициям важно придавать созидательную направлен­ность. Известно, что в России с 1990 г. капиталовложения в объекты производственного назначения к 1998 г. упали в 6 раз. Это не может быть оправдано никакими благими наме­рениями. Недостаточными при этом были действия по созда­нию нормального фондового рынка. Например, на начало 1998 г. на нашем фондовом рынке были представлены только 200 эмитентов из 40 тысяч приватизированных предприятий. Причем около 70% оборота ценных бумаг было сосредоточено лишь на дюжине бумаг. Россия после августа 1998 г. остро столкнулась с необходимостью принять экстренные меры для стимулирования реальных инвестиций, особенно в наукоем­кий сектор индустрии.

Анализируя схему, мы можем оценить и те главные противо­речия, которые возникают, если сбережения (8), попадающие в финансовую систему, не трансформируются в инвестиции (I), а превращаются в фактор изолированной работы финансовой систему на саму себя. При этом нельзя не учитывать, что общие технологические возможности компьютерных сетей сегодня молниеносно обозначают реальные варианты немедленных пе­ремещений гигантских финансовых ресурсов мира в соответст­вии стайной стратегией мировых валютных спекулянтов. Какие это создает макроэкономические опасности для страны с ослаб­ленной внутренней экономикой — нетрудно представить.

Нужно обратить внимание на значимость еще двух крупных факторов, обозначенных на схеме 2. Это — фактор правитель­ ственных закупок (С) как огромной силы стабилизатор в систе­ме совокупного спроса. Его влияние было явно занижено в хо­де российских реформ. Компенсатором несовершенств рыноч­ного саморегулирования в руках правительства также выступа­ет механизм трансфертов. Трансферты позволяют обеспечи­вать более равномерное распределение ресурсов между различ­ными слоями населения и даже между поколениями людей.

Со стороны Правительства и аналитиков России на старте ре­форм было недооценено неоднозначное влияние на внутрен­нюю экономику внешнеэкономического фактора (см. взаимосвя­зи, отображенные на схеме вверху справа). Заметим, что за один 1992 год (первый год реформ) доля внешней торговли в объеме ВВП России возросла более, чем на порядок. Такой скачок не со-


62


Государственное регулирование рыночной экономики


провождался надлежащей подготовительной работой и обернул­ся серьезными стратегическими издержками для страны в целом. Схема циркуляционного течения дает, разумеется, не вполне исчерпывающую модель взаимодействия факторов макрорегу­лирования. За ее пределами остаются, например, механизмы накоплений в рамках предприятий и их трансформации в эф­фективные инвестиции. Дополнительной разработки и своего отображения требует также научно-технологическая составля­ющая экономического развития. Отдельного рассмотрения за­служивают и факторы финансового и денежно-кредитного ре­гулирования (что и будет сделано в последующих главах). Но даже в своем упрощенном виде схема указывает на многие клю­чевые точки возможных противоречий и кризисов в случае не­умелой политики, а также обозначает принципиальные факто­ры и механизмы регулирования рыночной экономики.

4. Пути повышения эффективности государственного влияния

Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии — одно из самых общих, но и самых необходимых требований к государственному регулированию экономики. Но это во многом зависит от класса работы госу­дарственного аппарата. Умное правительство умеет вовремя от­пускать вожжи для раскрепощения предпринимательской энергии. Но оно и знает, что требуются энергичные усилия для сдерживания эгоистического поведения предпринимателей, если они теряют узы социального контроля. Словом, роль госу­дарства в экономике не может быть раз и навсегда заданной. Она изменяется под влиянием очень большого числа факторов в контексте конкретных условий истории страны.

При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать ряд выделяемых аналитиками тенденций и принципов1. Что это за тенденции и принципы?

1 См.: Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии 1997 / Пер. с англ. Всемирный банк: Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС", 1997.


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов      63

Определяющим фактором является эффективность государ­ства. Эффективное государство жизненно необходимо как для производства товаров и услуг, так и для создания правил и ин­ститутов, позволяющих рынкам процветать, а людям — вести более здоровую и счастливую жизнь. При этом возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного ас­пекта государственного влияния на аспект качественный. Сего­дня главное не объем власти государства как такового и не ши­рота его вмешательства в экономику. Главным стали результа­ тивность регулирования и степень отражения нужд населения.

Государство находится ныне в центре экономического и со­циального развития страны, но не в качестве непосредственно­го источника роста, а как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, оп­ределяемый как способность эффективно проводить и пропа­гандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь бо­лее чутко реагировать на нужды людей государство призвано расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам.

Для повышения эффективности государственных институ­тов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобрита­нии и некоторых других стран, создавать в сферах их функцио­нирования условия конкуренции. Имеется в виду особая конку­ренция — за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг.

Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стиму­ лирования государственных служащих. Оптимальное повыше­ние заработной платы государственным служащим оказывается действенным средством в борьбе с коррупцией, поскольку го­сударственные служащие получают дополнительные стимулы "играть по правилам".

Важная сторона этой проблемы состоит в экономической привлекательности работы в качестве государственных служа­щих. Другая (и самая сложная) сторона стимулирования госу­дарственного служащего — это связь эффективности его труда с эффективностью работы государственного аппарата. Некото­рые специалисты, предлагают увязать уровень оплаты труда


54                     Государственное регулирование рыночной экономики

должностных лиц в государстве непосредственно с показателя­ми экономической и социальной динамики страны. Но как это сделать при наличии многослойной опосредован ности между усилиями конкретной персоны и экономическими результата­ми на уровне национального хозяйства? Очевидно, что это поч­ти неразрешимая пока проблема, хотя ею и нужно активно за­ниматься. Столь же сложными для решения, но весьма актуаль­ными являются вопросы возможной коммерциализации в госу­дарственном управлении.

Приведенные рекомендации — плод обобщений экспертами Всемирного банка опыта разных стран мира по институцио­нальному вмешательству в рыночные отношения сообразно по­тенциалу конкретных государств. Они, конечно, не истина в последней инстанции. Их следует брать на вооружение толь­ко на творческой основе, с учетом реальной ситуации в стране. В российской практике преобразовании экономической систе­мы и модернизации государственного управления необходимо учитывать ряд особенностей, как самой страны, так и условий управления ее преобразованиями.

Первое и самое важное обстоятельство — это уникальный масштаб радикальных преобразований, проводимых в нашей стране за короткое по историческим меркам время. Вытекаю­щие отсюда сложности умножаются территориальными мас­штабами России. Вывод о необходимости более заметной роли государства на пространстве современных российских реформ напрашивается сам собой. Однако пути реализации этой роли могут быть различными. Многие предлагают предоставить про­цессу первоначального накопления капитала возможность ло­гически развиться до состояния некоей стабилизации при пе­ределе собственности под надзором государства. Однако никто пока не предоставил убедительных вариантных сценарных про­работок такого развития процесса. Жестокие противоборства конкурирующих финансовых структур (особенно со второй по­ловине 1997 г.) не внушают оптимизма в смысле возможности разрешения противоречий между ними на базе законов нор­мальной конкуренции. Поэтому некоторыми экспертами вы­сказываются предложения о введении жесткой государствен­ной диктатуры, направленной на ускоренное создание право­вого поля реформ. Однако опыт недавнего российского про-


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов      65

шлого протестует против этого пути, потому что велика опас­ность монополизации государственной политики со стороны того или иного слоя политической или финансовой элиты.

Тенденции подчинения государственной политики частным интересам постоянно проявляются в разных странах мира. Противодействие им способен создавать лишь такой демокра­тический механизм функционирования общества, при котором "свобода" и "порядок" выступают в органическом взаимодей­ствии. Этот механизм должен предоставлять необходимую сво­боду предпринимательству, но одновременно вводить его в рамки, приемлемые для всего общества. Он должен делать го­сударство сильным, но исключать на корню попытки "прива­тизации" кем бы то ни было государственных возможностей. В России на первом этапе рыночных реформ именно использо­вание мощи государственных институтов в частных корыстных целях было наиболее действенным способом становления биз­неса для целого ряда лиц, превратившихся на этой базе в "оли­гархов". И это в немалой степени скомпроментировало саму идею "государственного регулирования". Поэтому сегодня не­обходимы убедительные для большинства гарантии соответ­ ствия государственной экономической политики стабильным интересам страны в целом. Устойчивый институт государствен­ной службы как раз и призван выполнить роль проводника в жизнь долговременной, национальной, а не коньюктурной, псевдогосударственной политики.

Второе. Следует с большей четкостью, чем это было до сих пор сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и ранжировав их в пространстве и вре­мени. Эти цели должны быть выражены в понятных большин­ству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.

Подчеркнем, нужна определенность ориентации экономиче­ских реформ на достаточно универсальные критерии — такие, как достижение более высокой результативности национально­го хозяйства, устойчивый рост благосостояния народа страны, повышение качества жизни общества. Такого рода целевые ус­тановки понятны всем, ибо выражают устойчивые непреходя­щие интересы любой нации. Постоянное связывание стратеги­ческой цели с ориентиром устойчивого роста благосостояния широкого круга людей позволяет избежать распространенного


66                     Государственное регулирование рыночной экономики

явления — эгоистического авантюризма функционирующего поколения в ущерб последующим.

Третье. Одна из важных задач государственного управле­ния — отработать механизмы постоянного соответствия содер­жания экономических преобразования интересам народа и страны. Только таким путем можно включить в число активных участников реформ не только элиту, но и подавляющее боль­шинство населения. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются привлекательными, если выигравшие не ставят задачу сполна компенсировать потери проигравшим.

Известно, что эффективные лидеры завоевывают свой авто­ритет тем, что дают своим народам ощущение причастности к реформам, вселяют веру, что реформы не были навязаны из­вне. Они заботятся о поддержке механизма обратной связи, позволяющей своевременно корректировать содержание ре­форм. В этих целях обеспечивается проведение широких об­суждений ключевых направлений и приоритетов политики. Принимаются все меры для создания атмосферы, когда люди получают возможность быть услышанными. В этом ключе но­вое звучание и новое дыхание должны быть приданы — и в те­оретическом, и в прикладном смысле — проблеме эффективно­ сти государственного управления. Особенно для России важны регулирующие влияния в области активной промышленной по­литики.

Проводя сегодня промышленную политику, важно обеспечи­вать стимулирование эффективного сотрудничества в рамках частного сектора вместо привычного ранее формирования гро-мозкой промышленной бюрократии. Соответственно, в сфере финансового регулирования надо стремиться создавать у бан­киров мотивации к квалифицированному и осторожному веде­нию дел вместо простого укрепления возможностей по надзору за предпринимателями.

Четвертое. Государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны ак­тивно участвовать в разнообразных международных акциях по поддержанию равновесия в экономическом пространстве мира. С большой долей уверенности можно утверждать, что общеми­ровые проблемы глобального плана в будущем, по мере вступ-


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов                         67

ления в режим рыночного потребительского общества все большего числа ранее отсталых народов, станут серьезно обост­ряться.

По общечеловеческим историческим меркам рыночный ме­ханизм не может рассматриваться как идеальная форма. Все ча­ще исследователи отмечают в этом контексте "рыночное несо­вершенство"1, связываемое с весьма проблематичными воз­можностями рынка в достижении на Земле справедливого рас­пределения и использования ресурсов, обеспечении экологи­ческой устойчивости, ликвидации социального неравенства.

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире воз­растают. Согласно существующим оценкам, на долю 20% бед­нейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-х годов всего лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% наибо­лее богатых слоев — 50% мирового богатства. Обращает на себя внимание, что все чаще по этим проблемам собираются пред­ставительные международные конференции и совещания, в том числе на уровне глав государств. А последний свой До­клад о мировом развитии в 2000/2001 г. Всемирный банк оснас­тил заголовком "Наступление на бедность"2.

Но если отставшие страны рассчитывают на самостоятельную политику и на серьезное место в мировой экономике, то уже не­достаточно идти просто в фарватере даже самых развитых стран. Многие ученые начинают писать о явной ограниченности необ­ходимых теоретических разработок в экономической науке. В них нет удовлетворительных объяснений ряда накопившихся противоречий и обоснований путей их преодоления.

В свете происходящих качественных изменений в мировом экономическом организме (новая роль транснационального капитала, отдельных государств и их блоков, мегаполисов, оффшорных зон, международных организаций и др.) в значи­тельной мере оказываются утраченными и искаженными зако­ны и закономерности, с помощью которых ученые объясняли хозяйственные тенденции и отношения. Справедливы выводы,

1 См., например: Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция
(Доклад совета Римского клуба). Радикал, 1992.

2 Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность.
М.: Весь мир. Всемирный банк, 2001.


68                     Государственное регулирование рыночной экономики

которые делают, например, некоторые разработчики теории ре­гуляций во Франции. По их мнению, ныне образовался чрезвы­чайно запутанный мировой порядок, но пока нет "нового Кейнса" для его научного осмысления.

Американский профессор Дж.Стиглиц, рассуждая о назрев­шем переходе к качественно новым концепциям в регулирова­нии социально-экономического развития, характеризует ны­нешнее состояние экономических исследований следующим образом: мы только начинаем понимать взаимосвязи между де­мократизацией, неравенством, охраной окружающей среды и экономическим ростом1.

Таким образом, для такой страны с переходной экономикой, как Россия особенно важно не соблазняться в ходе реформ про­стыми решениями, даже если они были когда-то и где-то оп­равданными. Ответы на потребности нашего общества могут быть найдены с учетом мирового опыта, но только изнутри страны и на базе активных творческих поисков нации. Эта по­исково-творческая работа должна опираться на стабильность государственных институтов, на устойчивость административ­но-правового порядка демократического типа. Демократичес­кие процедуры совершенствования государственных институ­тов — залог сочетания динамизма и творчества в ходе дальней­ших экономических и социальных реформ.

Само государство должно задавать тон и показывать приме­ры законопослушания. Важно постоянно демонстрировать, что государство не только устанавливает правила, но и, будучи эле­ментом системы, само неукоснительно подчиняется правовым нормам.

Вопросы и задания:

1. Оцените меру участия государства в рыночной экономике,
заполнив пропуски нужными словами в следующей фразе:

"Чем более развита рыночная экономика, тем функции госу­дарства в ней... ".

(слабее, сильнее, многовариантнее,...)

2. Завершите следующую фразу:

1 См.: Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 31.


Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов       69

"Ключевым направлением оптимизации участия государств в процессе развития своих стран является приведение функций государства в соответствие с его... ".

(размерами, численностью населения, потенциалом, политиче­ским устройством,...)

3. "Основными формами государственного регулирования
рыночной экономики являются: Аналоговое регулирование,
2)...".

Продолжите перечисление. В перечне должно быть не менее 6- 7 пунктов.

4. "Совокупный спрос в масштабе экономики страны равен:
С 10X11

Расставьте между буквенными обозначениями (где нужно) ал­гебраические знаки "+ " или "- ", имея в виду, что: С — потребле­ние; I — инвестиции; Оправительственный спрос на товары и услуги; X — экспорт; IIимпорт.

5. "На уровень инвестиций в стране наиболее сильное прямое
влияние оказывает уровень... населения"

Выберите подходящий из следующих терминов: потребления, сбережения.

6. Опираясь на текст главы, приведите несколько основных, с Вашей точки зрения, кратких характеристик (из 2-5 слов каж­дая) того, что может считаться "эффективным государством".

7. Нужны ли процессы коммерциализации в современном го­сударственном управлении?

" Да "? или "Нет "?с краткими комментариями.

© Кушлин В.И., 2002


Глава

Теории

государственного

регулирования

экономики

В мировой экономической ли­тературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государствен­ного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей ин­фляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. — в сторону активизации воздействия государст­ва; с 70-х гг. — в сторону возрастания регулирующей роли рын­ка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в ми­ровом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства.

В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, воз­можностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче­ ского, кейнсианского и институционального. Теории, разрабо­танные экономистами этих направлений в разное время и в раз­ных странах, применялись в практике государственного регу-


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики        71

лирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономи­ческой политики конкретных правительств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.097 с.)