Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в стратегии регулирования
В результате информационных и технологических сдвигов и под воздействием глобализации 1 См.: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И.Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО "НПО Экономика", 2000. Глава 1.5. Глава 111. Государственный механизм регулирования экономических процессов 55 в мировой экономике, изменений в социальных пропорциях мира государственные институты в каждой отдельной стране становятся менее свободными при реализации регулирующих и управленческих воздействий на экономику. Они должны все более соразмерять их с влиянием на все экономические отношения различных международных институтов, многообразных общественных организаций, транснационального капитала и др. (см. гл. 1 и 36). Сообразно этому периодически происходит переосмысление действующих в обществе концепций роли и функций государства в экономике. Серьезные подвижки, произошедшие за последнее время в мировом общественном мнении относительно этой проблемы, зафиксированы в таком фундаментальном документе, как "Отчет о мировом развитии" (1997). Он подготовлен сотрудниками Всемирного банка и получил название "Государство в меняющемся мире". Во вступительном слове к этому материалу Президент Всемирного банка Дж.Вульфенсон, в частности, пишет, что, конечно, развитие, опирающееся на доминирующую роль государства, потерпело неудачу. Но аналогичный результат будет итогом развития без государства — этот вывод абсолютно следует из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких государств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, как экономическое, так и социальное, невозможно. Авторы упомянутого отчета обращают внимание на два принципиальных стратегических элемента. Первый из них — приведение функций государства, в соответствие с его потенциалом. Речь идет о том, чтобы соразмерять желания с возможностями. Многие государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами. Это подчас приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому, если государство располагает скудными возможностями, формы и направления его вмешательства, в экономические процессы, следует особенно тщательно продумывать и обосновывать.
В этом плане серьезный водораздел между развитыми и развивающимися странами пролегает в сфере различий в уровне ассигнований, направляемых на общегосударственные нужды. В промышленно развитых странах государственные расходы 56 Государственное регулирование рыночной экономики достигают сейчас до половины ВВП, а в развивающихся странах — до одной четверти. Этот факт подчеркивает сложность и противоречивость тенденций относительно роли различных институтов в регулировании экономики и социального развития в разных частях мира. Задача упорядочения функций государства в рамках потенциалов каждой из стран может расцениваться лишь как принцип экономичности государственного управления. Но это не может быть устоем международной политики. Реализация этого принципа не должна закреплять разделение стран мира на сильных (управляющих основными процессами) и слабых (управляемых). Международные организации в этом отношении призваны стать мощными компенсаторами, препятствующими поползновениям к гегемонизму и способствующими выравниванию социально-экономических и управленческих возможностей разных государств. Второй элемент стратегии связан с укреплением потенциала государства путем активизации общественных институтов. Это подразумевает разработку эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы является развитие разнообразных форм общественного контроля, который должен распространяться и на предпринимательский корпус и на функционирование органов государственного и муниципального управления. Общественный контроль должен все более касаться процессов в сфере мировой экономики, сколь бы нелегко было реализовать его сегодня на справедливой основе. Транснациональный капитал, на котором базируется уже доминирующая часть международной экономики, изыскивает в соответствии с собственными корыстными интересами разнообразные и действенные формы влияния на мировые процессы. Многие новые по форме международные институты на самом деле повязаны по рукам и ногам своими обязательствами перед ТНК, перед наиболее сильными странами и их интегрированным капиталом. Такие обязательства обусловлены технологиями финансирования международных организаций, фактами скрытого лоббирования. Вместе с тем под флагом общественного противодействия экономическому глобализму все чаще возникают отнюдь не прогрессивные международные и региональные институты. Таковы объединения и движения, направляемые нар-
Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 57 комафией, фанатичные религиозные организации, группировки, исповедующие терроризм как образ жизни. Как наладить эффективный международный общественный контроль за такими противоречивыми процессами? Ответы на этот вопрос можно получить только на основе живой конструктивной практики международных взаимодействий, основными субъектами которых и впредь останутся самостоятельные государства и их добровольные объединения. Поэтому в качестве основного и непосредственного регулятора рыночных экономических отношений ныне и в будущем следует рассматривать правительства и государственные институты соответствующих стран. 3. Факторы государственного влияния на экономику Правительства используют различные формы прямого и кос венного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими процедурами государственной политики. Проф. Райзберг Б.А. указывает на целесообразность применения в рыночных условиях таких форм регулирования экономики со стороны государства: непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов; налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование — воздействие на денежное обращение; бюджетное регулирование — распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая государственное социальное страхование); государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.)1. Понятно, что формы государственного влияния на экономику не есть нечто застывшее и универсально пригодное везде и во все времена. Они определяются конкретными потребностя- 1 См.: Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебное пособие. Второе издание, доп. и испр. М., 1995. С. 220-221. 58 Государственное регулирование рыночной экономики ми страны, на основе изучения которых формируется экономическая политика и выстраивается механизм ее реализации. Современный государственный служащий обязан глубоко понимать действие факторов и механизмов, определяющих концептуальный выбор того или иного типа экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему нужно иметь четкое представление о конкретно применимых инструментах государственного регулирования экономики, об их рациональном сочетании. Важно свободно ориентироваться в финансовой и денежной политике, в обосновании инвестиционных решений и др.
Взаимосвязь и взаимодействие ключевых факторов макроэкономической системы, на которые можно влиять через соответствующие инструменты государственного регулирования, попытаемся проиллюстрировать посредством анализа компонентов совокупного спроса, представленных на схеме 2. На ней показано "циркуляционное течение доходов и расходов" как составляющих совокупного спроса, равного С + / + С + (Х— V). Стартовой точкой при этом выступает производство национального дохода, распределяемого затем на потоки — налогов, а также В1, 5, и С, где: С — потребление (соп- зитрНоп); I — инвестиции (туез(тепО; С — правительственный спрос на товары и услуги (§оуегптеп(ригспазез); X— экспорт; II — импорт; 5 — сбережения (заУ1п§); Ь/-—доход, остающийся в распоряжении (аЧзроз'хЫе тсоте), или располагаемый доход. Первое, что бросается в глаза — это ключевая роль производи теля. Именно предприятия, фирмы выступают источником формирования национального дохода, образующего исходную массу совокупного спроса, внутри "кольцевой трубы" распределения. Далее, видно, что основной фигурант текущего спроса — потребитель. Именно он предъявляет производителю (через продавцов) основную часть совокупного спроса, направляя из полученной массы доходов (В1) наибольшую их часть на текущее потребление (С). Но потребитель одновременно и первоисточник последующих возможных инвестиционных потоков. Именно здесь, как видно из схемы, дается старт сбережениям. Важно оценить распределение дохода (Б1) на потребление и сбережения с точки зрения обеспечения макропропорций и всей экономической динамики в стране. Например, в КНР, поддер-
уасх оДы (спр оС). + 1 —С- Внешняя торговля С — потребление (сотитрИоп); I — инвестиции (1 пуе$1теп1); С — правитель ственный спрос на товары и услуги (§оуегптеп1 рисИа$е$); X — экспорт; и — импорт; 8 — сбережения (8 аут%); Э1 —доход, остаю щийся в распо ряжении (сНзроз'Ме тсоте). Схема 2. Взаимосвязи факторов регулирования совокупного спроса
60 Государственное регулирование рыночной экономики живающей в течение всего периода реформ значительные темпы экономического роста, одной из первопричин динамичности экономики была высокая норма сбережений. Семейные сбережения в Китае были на уровне 23% располагаемого дохода против 21% в Японии, 18% на Тайване, 16% в Бельгии, 13% в Западной Германии и 8% в США1. В чем состояли противоречия, имевшие место в политике сбережений в России в конце 90-х гг. XX века? В России норма сбережений оставалась достаточно высокой. Но крайне искаженной стала структура сбережений, что связано с произошедшей огромной дифференциацией населения по доходам. Доля доходов, приходящихся на массового потребителя уменьшилась с 49% в 1990 г. до 23% в 1997 г. В результате перераспределения доходов на фоне экономического спада возник дисбаланс между высоким уровнем сбережений экономичес кой элиты и низким инвестиционным спросом российской эконо мики. Ясно, что новые производственные мощности не нужны, если имеющиеся мощности используются только наполовину. А первопричина — в отсутствии спроса на отечественные товары и услуги. Сбыта нет, поскольку доходы основного потребителя слишком низки, но чрезмерно высоки доходы элиты. Последние не находят применения внутри страны, долларизируются и в огромной части вывозятся из страны. Суммы вывоза валюты по некоторым оценкам составляют от 15 до 30 млрд долл. в год. Это явно потерянный спрос. Более того, утечка капитала за рубеж — это утраченные инвестиции. Между тем одна из точек острейших противоречий в макроэкономической системе России как раз и расположена, как уже упоминалось, на стыке, соединяющем финансовые институты и инвестиции. Инвестиции, как демонстрирует схема совокупного спроса, один из важнейших компонентов общего спроса в макросистеме. В течение долгого времени наблюдался ничем не оправданный отрыв финансового сектора от того, что именуется реальной экономикой. Произошедший в августе 1998 г. крах пирамиды ГКО, втянувший страну в глубокий долговой кризис, стал логичной расплатой за упрощенческое понимание экономической политики. 1 См.: Джеффри Сакс, Уинг Тай Ву. Повторное изучение реформ, осуществленных в Ки-тае // Трансформация. 1996. Выпуск 7. № 3-4. С. 3. Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 61 Инвестициям важно придавать созидательную направленность. Известно, что в России с 1990 г. капиталовложения в объекты производственного назначения к 1998 г. упали в 6 раз. Это не может быть оправдано никакими благими намерениями. Недостаточными при этом были действия по созданию нормального фондового рынка. Например, на начало 1998 г. на нашем фондовом рынке были представлены только 200 эмитентов из 40 тысяч приватизированных предприятий. Причем около 70% оборота ценных бумаг было сосредоточено лишь на дюжине бумаг. Россия после августа 1998 г. остро столкнулась с необходимостью принять экстренные меры для стимулирования реальных инвестиций, особенно в наукоемкий сектор индустрии.
Анализируя схему, мы можем оценить и те главные противоречия, которые возникают, если сбережения (8), попадающие в финансовую систему, не трансформируются в инвестиции (I), а превращаются в фактор изолированной работы финансовой систему на саму себя. При этом нельзя не учитывать, что общие технологические возможности компьютерных сетей сегодня молниеносно обозначают реальные варианты немедленных перемещений гигантских финансовых ресурсов мира в соответствии стайной стратегией мировых валютных спекулянтов. Какие это создает макроэкономические опасности для страны с ослабленной внутренней экономикой — нетрудно представить. Нужно обратить внимание на значимость еще двух крупных факторов, обозначенных на схеме 2. Это — фактор правитель ственных закупок (С) как огромной силы стабилизатор в системе совокупного спроса. Его влияние было явно занижено в ходе российских реформ. Компенсатором несовершенств рыночного саморегулирования в руках правительства также выступает механизм трансфертов. Трансферты позволяют обеспечивать более равномерное распределение ресурсов между различными слоями населения и даже между поколениями людей. Со стороны Правительства и аналитиков России на старте реформ было недооценено неоднозначное влияние на внутреннюю экономику внешнеэкономического фактора (см. взаимосвязи, отображенные на схеме вверху справа). Заметим, что за один 1992 год (первый год реформ) доля внешней торговли в объеме ВВП России возросла более, чем на порядок. Такой скачок не со- 62 Государственное регулирование рыночной экономики провождался надлежащей подготовительной работой и обернулся серьезными стратегическими издержками для страны в целом. Схема циркуляционного течения дает, разумеется, не вполне исчерпывающую модель взаимодействия факторов макрорегулирования. За ее пределами остаются, например, механизмы накоплений в рамках предприятий и их трансформации в эффективные инвестиции. Дополнительной разработки и своего отображения требует также научно-технологическая составляющая экономического развития. Отдельного рассмотрения заслуживают и факторы финансового и денежно-кредитного регулирования (что и будет сделано в последующих главах). Но даже в своем упрощенном виде схема указывает на многие ключевые точки возможных противоречий и кризисов в случае неумелой политики, а также обозначает принципиальные факторы и механизмы регулирования рыночной экономики. 4. Пути повышения эффективности государственного влияния Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии — одно из самых общих, но и самых необходимых требований к государственному регулированию экономики. Но это во многом зависит от класса работы государственного аппарата. Умное правительство умеет вовремя отпускать вожжи для раскрепощения предпринимательской энергии. Но оно и знает, что требуются энергичные усилия для сдерживания эгоистического поведения предпринимателей, если они теряют узы социального контроля. Словом, роль государства в экономике не может быть раз и навсегда заданной. Она изменяется под влиянием очень большого числа факторов в контексте конкретных условий истории страны. При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать ряд выделяемых аналитиками тенденций и принципов1. Что это за тенденции и принципы? 1 См.: Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии 1997 / Пер. с англ. Всемирный банк: Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС", 1997. Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 63 Определяющим фактором является эффективность государства. Эффективное государство жизненно необходимо как для производства товаров и услуг, так и для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям — вести более здоровую и счастливую жизнь. При этом возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного аспекта государственного влияния на аспект качественный. Сегодня главное не объем власти государства как такового и не широта его вмешательства в экономику. Главным стали результа тивность регулирования и степень отражения нужд населения. Государство находится ныне в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь более чутко реагировать на нужды людей государство призвано расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам. Для повышения эффективности государственных институтов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобритании и некоторых других стран, создавать в сферах их функционирования условия конкуренции. Имеется в виду особая конкуренция — за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг. Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стиму лирования государственных служащих. Оптимальное повышение заработной платы государственным служащим оказывается действенным средством в борьбе с коррупцией, поскольку государственные служащие получают дополнительные стимулы "играть по правилам". Важная сторона этой проблемы состоит в экономической привлекательности работы в качестве государственных служащих. Другая (и самая сложная) сторона стимулирования государственного служащего — это связь эффективности его труда с эффективностью работы государственного аппарата. Некоторые специалисты, предлагают увязать уровень оплаты труда 54 Государственное регулирование рыночной экономики должностных лиц в государстве непосредственно с показателями экономической и социальной динамики страны. Но как это сделать при наличии многослойной опосредован ности между усилиями конкретной персоны и экономическими результатами на уровне национального хозяйства? Очевидно, что это почти неразрешимая пока проблема, хотя ею и нужно активно заниматься. Столь же сложными для решения, но весьма актуальными являются вопросы возможной коммерциализации в государственном управлении. Приведенные рекомендации — плод обобщений экспертами Всемирного банка опыта разных стран мира по институциональному вмешательству в рыночные отношения сообразно потенциалу конкретных государств. Они, конечно, не истина в последней инстанции. Их следует брать на вооружение только на творческой основе, с учетом реальной ситуации в стране. В российской практике преобразовании экономической системы и модернизации государственного управления необходимо учитывать ряд особенностей, как самой страны, так и условий управления ее преобразованиями. Первое и самое важное обстоятельство — это уникальный масштаб радикальных преобразований, проводимых в нашей стране за короткое по историческим меркам время. Вытекающие отсюда сложности умножаются территориальными масштабами России. Вывод о необходимости более заметной роли государства на пространстве современных российских реформ напрашивается сам собой. Однако пути реализации этой роли могут быть различными. Многие предлагают предоставить процессу первоначального накопления капитала возможность логически развиться до состояния некоей стабилизации при переделе собственности под надзором государства. Однако никто пока не предоставил убедительных вариантных сценарных проработок такого развития процесса. Жестокие противоборства конкурирующих финансовых структур (особенно со второй половине 1997 г.) не внушают оптимизма в смысле возможности разрешения противоречий между ними на базе законов нормальной конкуренции. Поэтому некоторыми экспертами высказываются предложения о введении жесткой государственной диктатуры, направленной на ускоренное создание правового поля реформ. Однако опыт недавнего российского про- Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 65 шлого протестует против этого пути, потому что велика опасность монополизации государственной политики со стороны того или иного слоя политической или финансовой элиты. Тенденции подчинения государственной политики частным интересам постоянно проявляются в разных странах мира. Противодействие им способен создавать лишь такой демократический механизм функционирования общества, при котором "свобода" и "порядок" выступают в органическом взаимодействии. Этот механизм должен предоставлять необходимую свободу предпринимательству, но одновременно вводить его в рамки, приемлемые для всего общества. Он должен делать государство сильным, но исключать на корню попытки "приватизации" кем бы то ни было государственных возможностей. В России на первом этапе рыночных реформ именно использование мощи государственных институтов в частных корыстных целях было наиболее действенным способом становления бизнеса для целого ряда лиц, превратившихся на этой базе в "олигархов". И это в немалой степени скомпроментировало саму идею "государственного регулирования". Поэтому сегодня необходимы убедительные для большинства гарантии соответ ствия государственной экономической политики стабильным интересам страны в целом. Устойчивый институт государственной службы как раз и призван выполнить роль проводника в жизнь долговременной, национальной, а не коньюктурной, псевдогосударственной политики. Второе. Следует с большей четкостью, чем это было до сих пор сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и ранжировав их в пространстве и времени. Эти цели должны быть выражены в понятных большинству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни. Подчеркнем, нужна определенность ориентации экономических реформ на достаточно универсальные критерии — такие, как достижение более высокой результативности национального хозяйства, устойчивый рост благосостояния народа страны, повышение качества жизни общества. Такого рода целевые установки понятны всем, ибо выражают устойчивые непреходящие интересы любой нации. Постоянное связывание стратегической цели с ориентиром устойчивого роста благосостояния широкого круга людей позволяет избежать распространенного 66 Государственное регулирование рыночной экономики явления — эгоистического авантюризма функционирующего поколения в ущерб последующим. Третье. Одна из важных задач государственного управления — отработать механизмы постоянного соответствия содержания экономических преобразования интересам народа и страны. Только таким путем можно включить в число активных участников реформ не только элиту, но и подавляющее большинство населения. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются привлекательными, если выигравшие не ставят задачу сполна компенсировать потери проигравшим. Известно, что эффективные лидеры завоевывают свой авторитет тем, что дают своим народам ощущение причастности к реформам, вселяют веру, что реформы не были навязаны извне. Они заботятся о поддержке механизма обратной связи, позволяющей своевременно корректировать содержание реформ. В этих целях обеспечивается проведение широких обсуждений ключевых направлений и приоритетов политики. Принимаются все меры для создания атмосферы, когда люди получают возможность быть услышанными. В этом ключе новое звучание и новое дыхание должны быть приданы — и в теоретическом, и в прикладном смысле — проблеме эффективно сти государственного управления. Особенно для России важны регулирующие влияния в области активной промышленной политики. Проводя сегодня промышленную политику, важно обеспечивать стимулирование эффективного сотрудничества в рамках частного сектора вместо привычного ранее формирования гро-мозкой промышленной бюрократии. Соответственно, в сфере финансового регулирования надо стремиться создавать у банкиров мотивации к квалифицированному и осторожному ведению дел вместо простого укрепления возможностей по надзору за предпринимателями. Четвертое. Государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных международных акциях по поддержанию равновесия в экономическом пространстве мира. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые проблемы глобального плана в будущем, по мере вступ- Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 67 ления в режим рыночного потребительского общества все большего числа ранее отсталых народов, станут серьезно обостряться. По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте "рыночное несовершенство"1, связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации социального неравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают. Согласно существующим оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-х годов всего лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% наиболее богатых слоев — 50% мирового богатства. Обращает на себя внимание, что все чаще по этим проблемам собираются представительные международные конференции и совещания, в том числе на уровне глав государств. А последний свой Доклад о мировом развитии в 2000/2001 г. Всемирный банк оснастил заголовком "Наступление на бедность"2. Но если отставшие страны рассчитывают на самостоятельную политику и на серьезное место в мировой экономике, то уже недостаточно идти просто в фарватере даже самых развитых стран. Многие ученые начинают писать о явной ограниченности необходимых теоретических разработок в экономической науке. В них нет удовлетворительных объяснений ряда накопившихся противоречий и обоснований путей их преодоления. В свете происходящих качественных изменений в мировом экономическом организме (новая роль транснационального капитала, отдельных государств и их блоков, мегаполисов, оффшорных зон, международных организаций и др.) в значительной мере оказываются утраченными и искаженными законы и закономерности, с помощью которых ученые объясняли хозяйственные тенденции и отношения. Справедливы выводы, 1 См., например: Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция 2 Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность. 68 Государственное регулирование рыночной экономики которые делают, например, некоторые разработчики теории регуляций во Франции. По их мнению, ныне образовался чрезвычайно запутанный мировой порядок, но пока нет "нового Кейнса" для его научного осмысления. Американский профессор Дж.Стиглиц, рассуждая о назревшем переходе к качественно новым концепциям в регулировании социально-экономического развития, характеризует нынешнее состояние экономических исследований следующим образом: мы только начинаем понимать взаимосвязи между демократизацией, неравенством, охраной окружающей среды и экономическим ростом1. Таким образом, для такой страны с переходной экономикой, как Россия особенно важно не соблазняться в ходе реформ простыми решениями, даже если они были когда-то и где-то оправданными. Ответы на потребности нашего общества могут быть найдены с учетом мирового опыта, но только изнутри страны и на базе активных творческих поисков нации. Эта поисково-творческая работа должна опираться на стабильность государственных институтов, на устойчивость административно-правового порядка демократического типа. Демократические процедуры совершенствования государственных институтов — залог сочетания динамизма и творчества в ходе дальнейших экономических и социальных реформ. Само государство должно задавать тон и показывать примеры законопослушания. Важно постоянно демонстрировать, что государство не только устанавливает правила, но и, будучи элементом системы, само неукоснительно подчиняется правовым нормам. Вопросы и задания: 1. Оцените меру участия государства в рыночной экономике, "Чем более развита рыночная экономика, тем функции государства в ней... ". (слабее, сильнее, многовариантнее,...) 2. Завершите следующую фразу: 1 См.: Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 31. Глава III. Государственный механизм регулирования экономических процессов 69 "Ключевым направлением оптимизации участия государств в процессе развития своих стран является приведение функций государства в соответствие с его... ". (размерами, численностью населения, потенциалом, политическим устройством,...) 3. "Основными формами государственного регулирования Продолжите перечисление. В перечне должно быть не менее 6- 7 пунктов. 4. "Совокупный спрос в масштабе экономики страны равен: Расставьте между буквенными обозначениями (где нужно) алгебраические знаки "+ " или "- ", имея в виду, что: С — потребление; I — инвестиции; О — правительственный спрос на товары и услуги; X — экспорт; II — импорт. 5. "На уровень инвестиций в стране наиболее сильное прямое Выберите подходящий из следующих терминов: потребления, сбережения. 6. Опираясь на текст главы, приведите несколько основных, с Вашей точки зрения, кратких характеристик (из 2-5 слов каждая) того, что может считаться "эффективным государством". 7. Нужны ли процессы коммерциализации в современном государственном управлении? " Да "? или "Нет "?с краткими комментариями. © Кушлин В.И., 2002 Глава Теории государственного регулирования экономики В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. — в сторону активизации воздействия государства; с 70-х гг. — в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства. В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче ского, кейнсианского и институционального. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регу- Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 71 лирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.097 с.) |