Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования
Новый тип бюджета. В условиях неполной завершенности рыночной трансформации России ее государственный бюджет отражает особенности переходной экономики. Но в целом он уже представляет новый тип бюджета и новую, рыночную по своему характеру систему финансовых взаимоотношений государства и предприятий, основу которых составляют налоги. Новый тип бюджета проявляется и в характере предоставле ния за счет бюджетных расходов общественных благ всем членам общества. Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и пра- 274 Государственное регулирование рыночной экономики вопорядка, обороны). Поэтому налоги, как основа доходной части бюджета, в конечном счете определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике. Расходы, необходимые для государства и выполнения им функций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрастает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего финансового регулирования социально-экономического развития. Механизм финансового регулирования — это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства. Данный механизм в современной российской экономике включает в себя следующие основные "блоки": (1) определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Президента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации; (2) взаимодействие с Международным валютным фондом и реализация согласованной финансовой программы (ежегодные "Заявления" Правительства и Центрального банка об экономической и финансовой политике); (3) управление параметрами денежной и кредитной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается "Основными направлениями денежно-кредитной политики", утверждаемыми Государственной Думой; (4) законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления); (5) регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законодательством, включая практику ежегодного внесения изменений
Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны 275 в действующее налоговое законодательство; (6) формирование политики финансовых процедур внутренних и внешних заимствований, их погашения и обслуживания; (7) разработка механизмов финансирования бюджетного дефицита; (8) развитие инфраструктуры и механизма финансового рынка и регулирование условий и процессов первичного и вторичного обращения государственных и корпоративных ценных бумаг, установление "правил игры" для резидентов и нерезидентов (иностранного капитала); (9) формирование "финансовых технологий" в сфере операций с государственной собственностью и доходами от нее (продажа государственных компаний, акций и паев, извлечение дивидендов, доходов от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов); (10) федеральное и региональное финансовое законодательство постоянного действия (Налоговый, Бюджетный кодексы, законодательство об отдельных налогах, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.); (11) разработка и внедрение нормативно-правовой базы и соответствующих финансовых технологий по реструктуризации финансов предприятий, их дебиторской и кредиторской задолженности, банкротству, расчетным отношениям, системе амортизации и т.д.); (12) создание систем инвестиционной и финансовой поддержки предприятий (организаций), отраслей и регионов (финансовый лизинг, льготное кредитование, дотирование), форм контроля, финансовой отчетности; (13) использование механизмов межбюджетных отношений в регулировании финансовых взаимосвязей с предприятиями (организациями) и населением, включая установление федеральных финансовых норм и стандартов социальной поддержки, финансирования и дотирования объектов жилищно-коммунальной сферы, транспорта и других отраслей непроизводственной сферы; (14) использование финансовых рычагов регулирования процессов формирования доходов юридических и физических лиц, их перераспределения, а также воздействие на процессы ценообразования (тарифная политика) и сдерживание роста цен (контроль за издержками) в естественных монополиях.
В механизме финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенциал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, де- 276 Государственное регулирование рыночной экономики нежная масса и ставка процента). Чрезвычайно важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне микроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответственности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса. Решающее значение приобретают формы, методы и инструменты правового регулирования, действие правовых норм, регулирующих финансовые отношения между государством и юридическими лицами и между самими юридическими лицами. Стратегия бюджетного регулирования. Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкретно формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны. Теоретической основой бюджетной стратегии и бюджетной политики можно считать тот или иной тип общей научной идеологии экономической политики в спектре идей от классических воззрений на рыночную экономику до современных представлений неокейнсианства или неолиберализма. Соответственно осуществляется та или иная "настройка" рыночных, денежно-кредитных и финансовых регуляторов и инструментов (см. табл. 4) Классическая школа не придает значения государственному регулированию, считая, что рынок должен саморегулироваться "естественными" рыночными законами. Кейнсианский подход придает большое значение именно государственному регулированию экономики, втом числе активной финансовой политике, инструментам поддержки экономического роста посредством наращивания государственных расходов, включая, при необходимости, финансирование экономики за счет бюджетного дефицита. Монетаризм в качестве основного регулирующего параметра рассматривает количество денег в обращении. Но при этом денежная масса (М2) не должна жестко ограничивать экономический рост, быть достаточной для расширенного воспроизводства и обращения совокупного общественного капитала.
Настройка системы макроэкономических параметров (по схеме английского экономиста П. Браунинга) Таблица 4
Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны 285
2. Активизация функций бюджетной системы Типология российской финансово- бюджетной политики. В России с начала рыночных реформ проводится специфическая стратегия финансово-экономической политики, реализующая в условиях интенсивного разгосударствления и приватизации своеобразную идеологию либерально-принудительного монетаризма. Это идеология ограничения денежного предложения (кредитования экономики) и бюджетных расходов на внутренние цели ("непроцентных расходов"), а также повышения до мирового уровня внутренних цен на энергоносители, что вызывает повторяющиеся волны инфляции издержек и снижает конкурентоспособность российских предприятий. Эта стратегия предполагает либерализацию вывоза частного капитала и расширение государственного вывоза бюджетных ресурсов посредством интенсивной уплаты внешнего госдолга, имеющего в основном политический, а не экономический характер. Данный подход означает "стерилизацию" денежной массы посредством резервирования (замораживания) дополнительных бюджетных доходов, перевода валютных резервов Центробанка в зарубежные активы, что не позволяет преодолеть рублевую демонетизацию экономического платежного оборота. Такой тип денежно-кредитной и бюджетной стратегии относится к антикеинсианскому направлению и в целом реализует на практике идеологию ограничения экономического роста, исключения государства из активных участников воспроизводственного процесса, оставляя ему функции регулятора юридических правоотношений хозяйствующих субъектов и одновременно крупного (около 30% ВВП) потребителя финансовых ресурсов вне целей их инвестиционно-производственного использования. Реакцией экономического цикла в долгосрочной перспективе на указанную выше стратегию может быть лишь продолжение стагнации, растягивание трансформационного переходного процесса с наличием проявлений минимального экономического роста в фазе глубокой кризисной впадины. Альтернативные сценарии бюджетной политики. В научных и политических дискуссиях, в процессе законотворческой деятельности высказываются альтернативные идеи бюджетной стратегии и всей финансово-экономической политики. Вари- 286 Государственное регулирование рыночной экономики антность, сценарность считаются вполне допустимыми и целесообразными в бюджетной политике и бюджетно-налоговом прогнозировании и планировании. В правовом отношении Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ не препятствуют использованию технологии вариантного и сценарного формирования и рассмотрения федерального бюджета. Федеральная Конституция и федеральные законы прямо указывают на применение согласительных процедур (согласительных комиссий) (статья 105 Конституции России), что предполагает возможность согласования различных вариантов решения законодательных задач, особенно в сфере бюджетно-налоговой политики. Вариантность и сценарность в годовом бюджетно-налоговом планировании и соответственно в утверждаемых парламентом законах корреспондируется с вариантностью и сценариями прогнозов социально-экономического развития. "Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета"1. Существенным недостатком проектов бюджетов становится именно их безальтернативность в смысле слабой проработки крайних (предельных) сценарных условий и соответственно законодательных решений. Ненадежны, например, проектировки взаимоотношений с международными финансовыми организациями. Может выйти из под эффективного управления и валютный курс рубля. Возникает в связи с отклонением и изменением налоговых законопроектов неопределенность в доходной базе бюджетов. Существенное изменение может претерпеть доходная часть бюджетов из-за изменений внешнеэкономической конъюнктуры (цена на нефть и т.д.) После августовского (1998 г.) кризиса стала очевидной необходимость совершенствования бюджетной стратегии, изменения ее на основе программы антикризисных мер. Что это за меры? Переориентация на решение ключевых внутренних социаль ных проблем, задач экономического роста и обеспечения безопасности государства. При этом главными целями должны стать рост объемов производства как в целом по стране, так и ' Бюджетный кодекс РФ. Ст. 173. Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны 287 в территориальном разрезе, и повышение реальных доходов граждан. Обеспечение ориентации бюджетного процесса в целом на приоритеты, определяемые на основе долгосрочной бюджетной стратегии. Закрепление функциональных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы и определение размеров бюджетных расходов согласно нормативам по каждому укрупненному виду бюджетных услуг. Регулирование пропорций консолидированного бюджета в территориальном разрезе, укрепление финансовой базы региональных бюджетов и оптимизация территориальной структуры расходов федерального бюджета. Принятие в качестве целевой установки бюджетной политики в области доходов необходимости одновременного значительного увеличения объемов финансовых ресурсов государства и снижения налогового бремени (с целью стимулирования экономической активности) за счет привлечения к формированию доходов бюджета нынешних теневого и льготного секторов экономики. Принципиальная модернизация налоговой системы, прежде всего за счет введения налогов на имущество, выводящих из "теневого" сектора огромную часть хозяйственного оборота, увеличения роли рентных платежей, а также за счет пересмотра налоговых льгот. Замена системы регулирующих налогов на систему раздель ного формирования налоговых доходов всех уровней бюджетной системы. Совершенствование таможенного регулирования экспорта и импорта в направлении вывода из "тени" процедуры уплаты таможенных пошлин участниками внешнеэкономической деятельности, стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и развития импортозамещающих производств. Выполнение государством основных обязательств в соответствии с нормативами в социальной сфере, в области науки и образования на основе мобилизации бюджетных доходов. Кардинальная реформа системы доходов населения и социальных пособий. Концентрация бюджетных ресурсов на создании условий экономического роста и стимулирование совокупного общест- 288 Государственное регулирование рыночной экономики венного спроса, проведение активной инвестиционной политики с упором на инновации. Государственная поддержка приоритетных проектов, обеспечивающих восстановление и интенсивное обновление производственного потенциала. Переход на программно-целевой метод финансирования. Концентрация ресурсов на нескольких приоритетных программах и привязка производимых расходов к четко определенному конечному результату. Создание системы индикативного планирования бюджетов различных уровней. Конкурсное распределение заказов, контрактов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции (прежде всего в инновационной сфере). Результативность проводимой бюджетной политики в значительной мере зависит от адекватного для существующих социально-экономических условий решения вопроса, каковы масштабы и границы оправданного государственного участия в экономике. Для нас важен исторический опыт большинства экономически высокоразвитых стран, равно как и восточноевропейских стран, прошедших за последнее десятилетие через системную трансформацию. Этот опыт свидетельствует об упрощенности и необоснованности распространенных представлений, будто увеличение темпов экономического роста обязательно должно сопровождаться резким ослаблением участия государства в перераспределении национального дохода. Напротив, международные сопоставления свидетельствуют, что бюджет государства может служить и служит не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе. Если посмотреть за достаточно длительный период данные об уровне государственных расходов в группе индустриально развитых стран, то отчетливо видна тенденция к росту их доли в ВВП. Так, в США доля совокупных расходов федерального бюджета и бюджетов штатов в 1929 г. составляла 10% ВВП, в 1950 г. - 21%, в 1993 г. - 38,7%, в 1996-1998 гг. - около 33%. В большинстве западноевропейских стран средний показатель государственных расходов в ВВП вырос с 15,4% в 20-х гг. до 42,6% в 80-х гг. и колеблется около 50% в 90-х гг. Эти расходы в Швеции и Норвегии достигали 60% ВВП, в ФРГ — 54%. Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны 289 Еще более показательно сравнение удельного веса государственных расходов в ВВП в странах с переходной экономикой. В Польше, Венгрии, Словении, имеющих положительную хозяйственную динамику, государственные расходы составляют 45-50%, а в Болгарии и Румынии, где продолжается падение производства, — всего лишь 25-35% ВВП. Особенно показательно, что в странах, где был быстро преодолен кризис и начался экономический рост, доля бюджетных расходов в ВВП не уменьшалась или даже увеличивалась именно в периоды экономического спада с целью его преодоления на основе расширения совокупного спроса. В 1990-1993 гг. в Венгрии, например, она достигала 62%, а в Польше и Словении оставалась стабильно на уровне 50%. При этом сохранение значительного объема госрасходов сопровождалось изменением их структуры. Так, за те же годы во всех странах Восточной Европы резко сократились (в 3-4 раза) объемы государственных субсидий промышленности. В то же время расходы на образование и науку сохранились на достаточно высоком уровне. Например, в Венгрии, Чехии и Польше оставалось неизменным отношение ассигнований на образование к ВВП на протяжении всех 90-х гг. В то же время в Болгарии оно сократилось вдвое. Сравнительные данные о ходе реформ и социально-экономического развития указанных стран достаточно четко показывают также необоснованность представлений, будто резкое усиление неравенства доходов положительно влияет на уровень хозяйственной активности. Напротив, имеющиеся оценки динамики и уровня дифференциации доходов в постсоциалистических государствах свидетельствуют, что за определенными пределами поляризация доходов не только не стимулирует экономический рост, но и препятствует ему. Так, в настоящее время в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Словении среднедушевые доходы 10% самых богатых семей превышают соответствующие доходы самых бедных в 4,5-5,5 раза. В то же время в Болгарии и Румынии аналогичный показатель больше 10, а в России он примерно равен 15. Добавим для сравнении, что в самом начале системной трансформации фактически для всех восточноевропейских стран разрыв в доходах самой богатой и самой бедной частей населения составлял 2,5-3 раза. В настоящее время этот показатель в среднем по большинству промышленно развитых стран составляет около пяти. 290 Государственное регулирование рыночной экономики До настоящего момента при принятии очередного закона о федеральном бюджете основное внимание концентрируется на том, как распределить финансовые ресурсы. Вне поля зрения оказываются вопросы, связанные с постановкой целей, задач, которые планируется решать с помощью бюджетных средств и с теми обязательствами, которые берет на себя государство для реализации этих целей. Нет и четких критериев определения результативности производимых расходов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.049 с.) |