Организация перевозки контейнеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация перевозки контейнеров



 

Подготовка контейнера к приему груза, подготовка груза к погрузке, его размещение и крепление в контейнере производится с соблюдением следующих требований:

- контейнер должен быть осмотрен изнутри и снаружи до начала его загрузки;

- груз, предназначенный для загрузки в контейнер, состояние его тары или упаковки, должны соответствовать требованиям действующей нормативной документации;

- груз, перевозимый в контейнере, должен быть уложен и закреплен внутри его так, чтобы предотвратить в течение всего рейса повреждение контейнера или груза, причинение вреда судну или членам экипажа.

Загрузка контейнера должна производиться исходя из его номинальной грузоподъемности. В случае загрузки контейнера с превышением его грузоподъемности грузоотправитель или вид транспорта, сдающий контейнер, обязан по требованию порта или судна выгрузить излишек груза из контейнера. Контейнер при этом опломбируется сдающей стороной.

Контейнеры, загруженные с превышением допустимой величины смещения центра массы груза, к перегрузке и перевозке не допускаются.

По окончании загрузки контейнер должен быть опломбирован отправителем или его экспедитором. Для опломбирования контейнеров могут применяться свинцовые, пластиковые и металлические пломбы, используемые в международных перевозках и на смежных видах транспорта.

Груз в контейнерах перевозится на палубе универсальных судов без согласия грузоотправителя. Грузоотправитель может потребовать перевозку контейнера под палубой в письменном виде.

Грузы в контейнерах принимаются к морской перевозке и сдаются перевозчиком за массой и пломбами грузоотправителя, его экспедитора, агента перевозчика, другого вида транспорта. Контейнер принимается и сдается по наружному осмотру с проверкой соответствия индексов и номеров пломб с записями в перевозочных документах, а также наличия на контейнере таблички КТК и действующей таблички КБК. Не допускаются к перевозке контейнеры с повреждениями или несоответствием нанесенных на них знаков и надписей, которые могут вызвать затруднения в прочтении этих знаков или надписей с целью идентификации контейнеров. Маркировка, наносимая на контейнеры, должна соответствовать требованиям Российского морского регистра судоходства.

На каждый предъявленный к перевозке контейнер отправитель составляет погрузочный ордер. В нем обязательно указываются номер контейнера, тип контейнера, масса брутто контейнера, масса нетто контейнера, масса нетто груза, его наименование, оттиски пломб.

Загрузка грузов в контейнеры и выгрузка их из контейнеров вне территории порта производится заботами и за счет грузоотправителя или грузополучателя соответственно. В отдельных случаях по согласованию с портом эти операции могут производиться в порту как самим грузовладельцем, так и силами и средствами порта по поручению и за счет грузовладельца.

В каждый контейнер может быть погружена партия груза назначением в один пункт, в адрес одного получателя. На принятый к перевозке контейнер выдается коносамент, в который вносятся все реквизиты груза и контейнера. Допускается погрузка в один контейнер нескольких партий груза одного или нескольких грузоотправителей в адрес одного или нескольких грузополучателей, причем на каждую партию должен быть выдан коносамент, в котором указываются все реквизиты груза и контейнера. Такие сборные контейнеры формируются агентом перевозчика или портом, опломбируются перевозчиком или его агентом и расформировываются в порту назначения. По одному коносаменту может перевозиться несколько контейнеров с одинаковым грузом, загруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя. При этом в коносаменте должно быть указано количество контейнеров и вид контейнеров, их общий вес нетто и брутто, наименование и количество груза. Кроме того, указываются номера контейнеров и номера пломб, количество груза в каждом контейнере, вес нетто и брутто. Если сведения по контейнерам не помещаются на лицевой стороне коносамента, то к нему прилагается список контейнеров с вышеупомянутыми сведениями и делается на лицевой стороне коносамента отметка, что прилагается список и количество листов.

Грузоотправитель обязан вложить внутрь каждого контейнера в легкодоступное место 1 экземпляр спецификации на погруженный груз с указанием в ней наименования и количества мест, перечня предметов в каждом месте и их стоимости. Спецификация заверяется подписью и печатью грузоотправителя. О местонахождении спецификации делается отметка в документах, подлежащих предъявлению таможне. Перевозчик может проверить правильность сведений, указанных грузоотправителем в перевозочных документах, а также произвести проверку контейнеров по грузоподъемности и грузовместимости путем выборочного взвешивания или проверки содержимого контейнера, его вскрытия с оформлением соответствующего акта.

По требованию таможенных, карантинных или других контролирующих органов перевозчик или порт производит за счет грузовладельца вскрытие контейнеров с внешнеторговыми грузами для досмотра. По окончании досмотра контейнер опломбируется грузовладельцем или его экспедитором и органом, производившим досмотр.

При необходимости фумигировать груз, находящийся в контейнере, фумигация его может производиться непосредственно в контейнере на причале или на борту судна, в зависимости от требования карантинных властей, за счет грузовладельца. После фумигации контейнер опломбируется пломбами экспедитора и составляется акт всеми участниками фумигации.

Прием контейнеров портом производится по товарно-распорядительным документам.

При передаче сторонами контейнеров с какими-либо повреждениями составляется акт приемки-передачи контейнера. При обнаружении в момент передачи контейнера с доступом к его содержимому необходимо проверить находящийся в контейнере груз, составить коммерческий акт и опломбировать контейнер. Если повреждения контейнера препятствуют дальнейшей транспортировке в нем груза, производится перегрузка груза в исправный контейнер. Перетарка контейнера также оформляется коммерческим актом.

Отклонение центра массы погруженного груза от геометрического центра контейнера по длине не должно превышать: для 20-футового контейнера - 600 мм, для 40-футового - 1200 мм.

Контейнеры, масса брутто которых превышает максимально допустимую более чем на 1,6 %, или загруженные с превышением величины продольного отклонения центра массы груза, к погрузке на судно не допускаются.

 

Требования к судам

Особенностью контейнеровозов - специализированных судов предназначенных для перевозки укрупненных грузовых мест, - является архитектурно-конструктивное исполнение, при котором обеспечиваются удобная и быстрая погрузка, надежное крепление и быстрая выгрузка грузовых мест.

Контейнеровозы могут перевозиться строго специализированными, т. е. предназначенными для перевозки только контейнеров (ячеистые контейнеровозы), комбинированными и универсальными судами. Ячеистые контейнеровозы, как правило, не имеют собственных грузовых устройств, а комбинированные и универсальные суда оборудуются грузовыми стрелами или грузовыми кранами.

Специализированные контейнеровозы условно разделяют на две группы: океанского плавания и фидерные. Контейнеровозы океанского плавания обеспечивают перевозки контейнеров на магистральных направлениях между основными портами различных континентов. К фидерным контейнеровозам обычно относятся суда вместимостью до 400 контейнеров. Особенностью их эксплуатации является большая частота захода в порты, а также обслуживание мелких портов, которые зачастую не имеют специализированного перегрузочного оборудования. Это обусловило строительство саморазгружающихся фидерных контейнеровозов с кормовой аппарелью и палубными кранами. В этом случае автопогрузчики доставляют контейнеры по аппарели на верхнюю палубу, а судовой передвижной кран загружает их в ячеистые трюмы.

Размеры грузовых помещений соответствуют размерам грузовых единиц. Поскольку часть груза принимается на верхнюю палубу, прочность ее рассчитана на нагрузку от нескольких ярусов контейнеров. Грузовые люки конструктивно выполнены так, что обеспечивается большое раскрытие грузовых помещений. Груз можно подавать через палубные, бортовые, носовые и кормовые люки. Контейнеровозы имеют большую скорость, чем сухогрузные суда обычных типов.

Грузовые помещения имеют ящичную форму, образованную поперечными водонепроницаемыми переборками и переборками бортовых танков. Каждый трюм разделен на ячейки посредством направляющих планок. Первоначально размеры ячеек по длине делались преимущественно для 20 - и 40 - футовых контейнеров высотой 8 футов. При этом большинство грузовых помещений было предназначено для 20 - футовых контейнеров. По мере увеличения доли большегрузных контейнеров в общем объеме перевозки и внедрением в практику перевозки нестандартных контейнеров по высоте были разработаны конструкции передвижных направляющих планок, положение которых можно было изменять с учетом реального соотношения перевозимого числа 20 - и 40 - футовых контейнеров на данном направлении перевозок.

На контейнеровозах ячейки по высоте должны рассчитываться на размещение стандартных контейнеров и контейнеров высотой 8,5 и 9 футов. Палуба второго дна при установке контейнеров в 6 - 7 ярусов должна быть рассчитана на нагрузку с учетом предельной загрузки 20 - футового контейнера 20,3 т, а 40 - футового контейнера - 30,5 т.

Для оценки степени приспособленности специализированного судна к перевозке контейнеров используют коэффициент контейнеровместимости.

 

                                                        К К = К М,                                                   

 

где К - объем всех контейнеров, включая палубные, м3; М - кубический модуль судна, м3.

Общий коэффициент раскрытия палуб составляет 80 – 85 %, что достигается за счет устройства парных или тройных крышек люков по ширине. Крышки трюмов понтонного типа позволяют удобно размещать контейнеры на палубе. Отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают всю палубу для размещения контейнеров. На ряде судов при размещении контейнеров на палубе в 4 - 5 ярусов по высоте между рядами контейнеров делаются опорные стойки, предназначенные для крепления контейнеров, что придает большую устойчивость всему штабелю палубных контейнеров.

Для защиты палубных контейнеров от воздействия морской волны на судах, где высота надводного борта не превышает 8 м, делается удлиненный полубак или специальный отбойный козырек.

С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания наиболее сложной проблемой для контейнеровозов является обеспечение соответствующей остойчивости судна при различных вариантах загрузки. Это объясняется рядом причин, к важнейшим из которых относятся высокий борт, наличие палубного груза, большой расход топлива на ходу. При работе на дальних расстояниях происходят большие изменения судовых запасов в течение рейса, что требует принятия большого количества балласта в танки. На конструкцию корпуса контейнеровоза оказывает влияние много причин. Так, ящичная форма трюмов приводит к большой потере кубатуры, удельная грузовместимость достигает 2,5 - 3 м3. На крупнотоннажных контейнеровозах общая вместимость топливных цистерн достигает 10 – 15 тыс.м3, а объем балластных цистерн - 15 тыс. м3 и более. Для размещения топлива и воды используются не только танки двойного дна, но и бортовые цистерны. Расстояние между двойными бортами в районе грузовых трюмов составляет 2,5 - 4,5 м. Средние бортовые цистерны используются для балласта, а нижние - для балласта и топлива. Устройство двойных бортов на контейнеровозах позволяет решить ряд проблем: обеспечить большую прочность судна, создать ящичную форму трюмов, рационально разместить топливные и балластные танки. Расположение топливных и балластных танков в районе второго дна производится в шахматном порядке, что позволяет обеспечивать дифферентовку судна в любых условиях эксплуатации судна. Общая вместимость балластных танков на контейнеровозах составляет от 20 до 40 % дедвейта. На выход в рейс заполняется от 50 до 70 % вместимости балластных танков, а остальные заполняются по мере расхода топлива.

Судно должно быть оборудовано одобренной в установленном порядке системой крепления контейнеров и/или иметь необходимое количество съемных средств крепления для выполнения схем, приведенных в "Наставлении по креплению контейнеров", в том числе для разовой перевозки.

Люковые крышки, предназначенные для размещения контейнеров, должны иметь надежное крепление одобренного типа от сдвигающих и отрывающих нагрузок, создаваемых контейнерами.

На люковых крышках, палубах и других прочных конструкциях судна должны быть установлены в достаточном количестве рымы и обухи.

Требования к судовому оборудованию:

- стационарные конструкции ячеистого типа, фундаменты, рымы и детали крепления контейнеров в трюмах и на палубах должны быть в исправном состоянии;

- съемные средства крепления - различные замки, конусы, стяжки, найтовы, упоры, распорки и т.п. должны быть в исправном состоянии и в количестве, соответствующем утвержденным схемам крепления с 10-процентным запасом.

Допустимое число ярусов контейнеров определяется схемами, разработанными с учетом:

- требований к остойчивости судна,

- допускаемых нагрузок на судовые конструкции,

- допускаемых нагрузок на контейнеры,

- допускаемых нагрузок на средства крепления контейнеров.

Не допускается перевозка контейнеров на верхней палубе судна, если высота надводного борта в месте установки контейнера составляет менее 1,5 м при скорости хода судна до 15 узлов и менее 2,2 м для судов со скоростью хода выше 15 узлов.

 

11.6. Требования к размещению контейнеров на судне. Грузовой план

Контейнеры должны преимущественно устанавливаться вдоль судна так, чтобы в каждом поперечном штабеле смежные контейнеры были одинаково ориентированы торцевой стенкой по направлению в нос судна или "дверь в дверь" к плотно стоящему впереди штабелю; допускается производить установку отдельных контейнеров в поперечном направлении при необходимости для более полного использования провозной способности судна; контейнеры с высотой, превышающей стандартную - 2438 мм, могут устанавливаться в верхнем ярусе любого палубного или трюмного штабеля (при наличии достаточного пространства до люковых крышек) или формировать отдельный штабель или поперечный блок (полублок) в трюме или на верхней палубе. Размещение контейнеров должно обеспечивать свободный доступ к кнехтам, противопожарному оборудованию, установленным средствам крепления и другим устройствам, которые могут быть использованы в рейсе, при этом рабочий проход должен быть не менее 600 мм по ширине и 2000 мм по высоте. Контейнеры не должны выступать за борт судна; в тех случаях, когда контейнеры выступают за люковые крышки или иные судовые конструкции, на которых эти контейнеры установлены, должны предусматриваться специальные палубные опоры под каждым выступающим углом контейнера. Конструкция посадочных мест для угловых фитингов должна обеспечивать расположение всех четырех фитингов контейнера на одном уровне. Высота палубного штабеля контейнеров должна определяться с учетом условий обзора с ходового мостика.

Размещение контейнеров на судне должно производиться в соответствии с грузовым планом. Грузовой план должен составляться портом погрузки для каждого рейса судна и утверждаться капитаном судна.

В грузовом плане должны быть приведены:

- суммарная таблица количества погруженных на судно контейнеров по типу, по загрузке (груженые, порожние) и по портам назначения с указанием номера рейса и даты отхода, порта отправления и порта назначения;

- таблица для расчета суммарной массы груза контейнеров на судне и моментов этой массы относительно основной плоскости судна и миделя;

- таблица для расчета остойчивости и посадки судна с грузом контейнеров на момент отхода из порта погрузки и прихода в порт выгрузки;

- схемы размещения контейнеров на судне в продольном и поперечном сечениях (по рядам) с указанием количества контейнеромест в каждом ряду (в числителе - на палубе, в знаменателе - в трюме) и условного обозначения каждого контейнероместа.

Для условного обозначения контейнероместа следует использовать шестизначную нумерацию, полностью определяющую местоположение контейнера на судне. Первая пара цифр обозначает поперечный ряд (секцию - bay) контейнеров (по длине судна) начиная с носа. Нечетные цифры соответствуют 20-футовым контейнерам, четные - 40-футовым контейнерам. Вторые две цифры обозначают ряд контейнеров по ширине судна начиная от диаметральной плоскости судна. Контейнероместа по правому борту имеют нечетную нумерацию, по левому - четную. Третьи две цифры обозначают ярус контейнеров по высоте. Трюмные контейнероместа имеют нумерацию ярусов 01, 02, 03,…, палубные - 11, 12, 13,.... Если счет начинают от палубы, то вместо нуля употребляют цифру восемь.

При составлении грузового плана, исходя из запланированного к погрузке количества контейнеров, отмечается каждое контейнероместо с указанием номера контейнера, индекса владельца и массы брутто контейнера в тоннах, при этом должно быть соблюдено допустимое вертикальное распределение масс контейнеров в штабеле, учтены контейнеры различной высоты и с центром тяжести, превышающим половину высоты контейнера, а также контейнеры с опасными грузами, требующие особых условий размещения с учетом соблюдения положений о их разделении на борту судна.

После заполнения грузового плана выполняются расчеты посадки и остойчивости судна с грузом на моменты отхода и прихода в порт выгрузки. При неудовлетворительных результатах администрацией судна производится корректировка размещения контейнеров, судовых запасов и балласта вплоть до отказа в приеме части запланированных к погрузке контейнеров.

 

Крепление контейнеров

Назначением системы крепления является предотвращение отрыва контейнера от палубы, его опрокидывания и горизонтального смещения.

Крепление контейнеров может производиться различными способами с применением угловых контейнерных стопоров и/или штабелирующих конусов, найтовов (цепных, из стального троса или прутка), распорок, упоров или эквивалентных им конструкций.

Основным документом, регламентирующим крепление контейнеров на судне, является "Наставление по креплению контейнеров". Оно должно содержать нижеследующие разделы:

- общие инструкции о порядке размещения и крепления контейнеров, приемах и методах надлежащего использования каждого вида средств крепления, недопустимости использования средств крепления не по назначению;

- схемы размещения контейнеров в трюмах и на верхней палубе (крышках люков);

- cхемы крепления контейнеров, соответствующие вертикальному распределению масс по высоте штабеля, с учетом максимальной возможной метацентрической высоты и погодных условий установленного района эксплуатации судна;

- спецификацию на стационарные средства крепления контейнеров, включающую, по крайней мере, перечень и/или планы размещения на судовых конструкциях стационарных устройств для крепления контейнеров, к которым следует приложить максимально полную документацию на каждый тип устройств;

- спецификацию на съемные средства крепления контейнеров;

- порядок обращения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта съемных средств крепления;

- порядок применения вычислительной техники при расчетах вариантов загрузки судна и при учете наличия и движения судовых средств крепления контейнеров.

Для судов, необорудованных специально для перевозки контейнеров, при креплении применяются “Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов”.

Контейнеры могут устанавливаться на верхней палубе и люковых крышках в 1 – 3 яруса. При установке контейнеров с применением твистлоков дополнительного крепления найтовами не требуется; при использовании штабелирующих конусов (конлоков) необходимо установить диагональные найтовы на задних (с дверным проемом) торцах контейнеров; если судно не оборудовано посадочными гнездами, допускается установка на деревянные прокладки с обязательным креплением обоих торцов найтовами (рис. 1.1). Верхний ярус контейнеров, при необходимости, должен дополнительно закрепляться поперечными стяжками (бриджфитингами) с целью формирования блока контейнеров. Установка контейнеров в три и более ярусов допускается только на судах, оборудованных посадочными гнездами.

При размещении контейнеров в трюмах могут использоваться упоры, либо распорки. При формировании в трюме блоков контейнеров для исключения возможности их сжатия вследствие деформации корпуса судна на волнении следует:

- в случае применения упоров (Рис. 1.2.) предусматривать гарантированные зазоры между упорами и блоком;

- в случае применения распорок (Рис. 1.3.) формировать в трюме два блока с зазором между ними.

При отсутствии необходимых судовых конструкций (упоров) блоки контейнеров должны быть закреплены найтовами – диагональными или наружными.

В целях безопасности перевозки администрация судна должна обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка погрузки и крепления контейнеров; погрузку и выгрузку контейнеров производить при крене и дифференте судна не более 3°; бункеровку и балластировку судна закончить до начала погрузки контейнеров на верхнюю палубу; убедиться, что после окончания погрузки контейнеров на палубу судно не имеет крена; до выхода судна в рейс провести осмотр контейнеров и средств крепления, проверить визуальным осмотром степень натяжения найтовов и срабатывание запирающих устройств полуавтоматических замков. Результаты осмотра должны быть отражены в судовом журнале.

С момента выхода судна из порта следует дважды в сутки, в зависимости от погодных условий, осматривать контейнеры и их крепления, обращая внимание на подвижку штабеля контейнеров или отдельных контейнеров, возможные повреждения и/или ослабление элементов крепления. При обнаружении слабины найтовов их необходимо обтянуть, а при разрушении или повреждении креплений произвести, по возможности, их замену. При разрушении креплений и начавшемся в результате этого смещении контейнеров - принять все меры для крепления контейнеров.

 

 

 

Рис. 1.2. Установка контейнеров в трюмах при наличии упоров

 

 

 

Рис. 1.1. Типовые схемы крепления палубных контейнеров (1 - уголковые центрирующие приспособления, 2 – конлоки, 3 – твистлоки, 4 - найтовы, 5 – бриджфитинги)

 

 

 

  

Рис. 1.3. Установка контейнеров в трюмах при наличии распорок

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.063 с.)