Супружеское общение и распределение ролей на разных стадиях жизненного цикла семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Супружеское общение и распределение ролей на разных стадиях жизненного цикла семьи



Рябова М.С.

Аннотация: данное исследование выполнено в рамках системного подхода. В качестве основных системных характеристик рассмотрены особенности супружеского общения и распределение ролей в семье. Рассматривается динамика данных характеристик на разных стадиях жизненного цикла семьи. По результатам оказалось что наиболее уязвимыми с точки зрения взаимопонимания в процессе общения являются стадии семьи с маленьким ребенком и с детьми подросткового возраста. С точки зрения ролевого распределения на тех же стадиях снижается механизм личностной идентификации с супругом.

Ключевые слова: стадии жизненного цикла семьи, распределение ролей в семье, супружеское общение

Abstracts: This study was carried out within the framework of a systematic approach. Peculiarities of marital communication and the distribution of roles in the family are considered as the main system characteristics. The dynamics of these characteristics at different stages of the family life cycle is considered. According to the results, it turned out that the most vulnerable from the point of view of mutual understanding in the process of communication are the stages of the family with a small child and with adolescent children. From the point of view of role distribution, at the same stages, the mechanism of personal identification with a spouse decreases. ‌

Key words: stages of the family life cycle, distribution of roles in the family, marital communication

 

В современной психологии семейных отношений значимую роль занимает системный подход, рассматривающий семью как открытую самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружающей средой.  Динамический аспект семейной системы представлен таким понятием как жизненный цикл развития семьи. Наиболее разработанной и общепринятой на сегодняшний день является классификаций стадий, представленная Б. Картер и М. МакГолдрик, включающая в себя 6 стадий: добрачный период (монада); создание семьи (диада); семья с маленькими детьми; семья с детьми подросткового возраста; период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения, период жизни после отделения детей [3]. Стоит отметить, что авторы, разрабатывая данную концепцию, преодолели механистичность анализа стадиальности через стаж совместной жизни. Идея стадий жизненного цикла предполагает аналогию со стадиями развития индивида, с наличием критических периодов (нормативных кризисов), преодоление которых позволяет перейти с одной стадии на другую. Важен так же и учет фактора культуры и традиций при рассмотрении данного вопроса. Так, например, на первой стадии жизненного цикла семьи – стадии «монады», перед молодым человеком стоит задача эмоциональной дифференциации от семьи родителей. Очевидно, что процесс реализации данной задачи будет значимо различаться в высоко-контекстных и низко-контекстных культурах. В высоко-контекстных культурах «отпускать ребенка в свободное плавание» более болезненный и длительный процесс, соответственно следствием не решенной в полной мере задачи, может быть отсутствие навыков в разрешении проблем на последующих этапах. Данные и многие другие вопросы определяют актуальность исследований в этой сфере в настоящее время.

Общение играет в семье без преувеличения очень значимую роль. На протяжении совместной жизни в семье формируется свой собственный семейный язык и семейный словарь, с особым набором слов, жестов, символов и предметов [3]. Ю.Е. Алешина на основе модели, определяющей качество брака, созданной Р. Левисом и Дж. Спаниером, предложили 6 психологических параметров, характеризирующих успешное межличностное общение супругов. Этими параметрами стали: доверительность, взаимопонимание и легкость общения между супругами, сходство во взглядах, наличие общих символов, а также психотерапевтичность общения [4].

Системный аспект распределения ролей в семье подразумевает возможность самоорганизации, динамики и уникальности каждой системы. В методическом плане эти принципы реализуются в том, что рассматриваются не отдельно выборка мужчин и женщин, а анализируется пара – как отдельная система (как диада). А.Н Волковой рассматриваются шесть сфер межличностного взаимодействия между супругами:интимно-сексуальная; сфера личностной идентификации с супругом(-ой); хозяйственно-бытовая; родительско-воспитательская; сфера социальной активности; эмоционально-психотерапевтическая сфера; сфера внешней привлекательности. Помимо анализа индивидуальных представлений супругов относительно ожиданий и притязаний по выполнению ролей в данных сферах, анализируетсястепень ролевой адекватности супругов, через соотнесение ожиданий респондента относительно выполнения ролей его супругом/гой с его собственными притязаниями относительно выполнения определённой роли [1]. 

 Целью данного исследования было выявление специфики системных характеристик (супружеского общения и распределение ролей) на различных стадиях жизненного цикла семьи. В качестве выборки исследования выступили семьи г Ташкента на разных стадиях ЖЦС (198 супружеских пар = 396 человек). Учитывался фактор стадии жизненного цикла семьи с опорой на периодизацию Картер и Макголдрик [3]. Было выбрано 4 стадии: 2 стадия: создание семьи до рождения ребенка (диада); 3 стадия: от рождения ребенка до его подросткового возраста (дети до 11 л); 4 стадия: семьи с детьми подросткового возраста (детям 12-18; родителям 40-45л); 5 стадия: семьи с взрослыми детьми (их становление, обучение, профессиональная деятельность 19 – 30 л). Для дифференциации стадий была разработана авторская анкета, учитывающая критерий жизненных событий и задач, решение которых является ключевым с точки зрения авторов концепции. Стадия №1 до свадьбы (монада) не рассматривалась в исследовании по причине специфики методического инструментария, ориентированного на супружеские отношения (а не на опыт романтических отношений); стадия №6 не была взята по причине большого объема заполняемых опросников, что может утомить пожилых людей.

Методическим инструментарием послужила методика «Особенности супружеского общения» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская), а так же опросник Ролевых ожиданий и притязаний в браке А.Н Волковой, продемонстрировавшие хороший уровень психометрических показателей.

Для сравнения характеристик общения на разных стадиях ЖЦС был использован двухфакторный дисперсионный анализ, где одним фактором рассматривалась стадия ЖЦС, вторым фактором был пол респондента. Можно отметить наличие влияния фактора стадии жизненного цикла семьи (р=0,045). Рассмотрим на графике более подробно выявленные различия

Рис 1. Взаимопонимание в супружеском общении на разных стадиях ЖЦС

Интересно что на стадиях, где, казалось бы, супруги сталкиваются с достаточно сильными стрессорами (освоение ролей родителей, дефицит времени на себя, ролевая перестройка – в связи с рождением ребенка; и выход на пенсию, прекращение воспитательской функции – на стадии супругов пожилого возраста) они готовы проявлять больше взаимопонимание по отношению к супругу. На стадии заключения брака и до рождения ребенка супруги пока не настолько хорошо друг друга знают, что отражается в снижении показателей взаимопонимания. На 4 стадии вне зависимости от пола наблюдаются минимальные значения по данному параметру, вероятно это связано с личностным кризисом «середины жизни», что отражается в меньшем понимании своего супруга, умении почувствовать его настроение, предсказать его мнение по поводу фильма, книги. Таким образом, можно предположить, что личностные кризисы так же оказывают влияние на семейные отношения. На 5 стадии показатели повышаются, что говорит о преодолении как внутриличностных проблем, так и возможных супружеских недомолвок Помимо прочего, можно отметить наличие влияния фактора пола на показатель легкости общения (р=0,049). Рассмотрим на графике более подробно выявленные различия

Рис 2. Легкость общения у супругов на разных стадиях ЖЦС

 

По показателю легкости общения различия были выявлены по фактору пола. Так оказалось, что мужчины в целом отмечали все показатели общения с большей выраженностью. Это может быть объяснимо как большей удовлетворенностью мужчин легкостью общения, так и большей искренностью и критичностью женщин в оценке супружеских отношений. Минимум ощущения легкости общения в восприятии женщин приходится на вторую стадию, а у мужчин минимум приходится на стадию с детьми подросткового возраста. Вероятно снижение легкости супружеского общения у женщин на третьей стадии жизненного цикла семьи связано с приоритетностью выполнения роли матери и дефицитом общения с мужем в принципе. У мужчин же объяснение снижения легкости общения, приходящийся на 4ю стадию жизненного цикла семьи, вероятно может быть с опорой на исследование, согласно которому кризис середины жизни для них переносится более остро, и вероятно это отражается и на супружеском общении [2].

Рассмотрим далее результаты по ролевому распределению на различных стадиях жизненного цикла семьи. Различия по стажу были выявлены по параметру личной идентификации с супругом (р=0,006).

Рис 3. Личностная идентификация с супругом на различных стадиях ЖЦС

 

Глядя на график, можно отметить U-образный характер кривой, где максимальные значения наблюдаются на стадии молодой семьи (без детей) и семьи с взрослыми детьми. Личностная идентификация с супругом подразумевает ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов совместного времяпрепровождения. Таким образом, на стадии семьи с маленькими детьми и на стадии семьи с детьми подросткового возраста у супругов не высокие ожидания относительно идентификации с мужем/женой, преобладает установка на личную автономию. Вероятно, это связано с процессом воспитания детей и повышения значимости отношений в детско-родительской подсистеме, а на стадии зрелого супружества, когда функция социализации детей выполнена возвращается интерес к личности супруга/ги и идентификации с ним/ней.

Подводя итог, можно отметить выявленные различия по супружескому общению с учетом стадии жизненного цикла семьи, а именно снижение взаимопонимания на стадии семьи с детьми подросткового возраста. А по ролевому распределению наиболее уязвимыми с точки зрения отсутствия идентификации с супругом оказались стадии семьи с маленькими детьми и семьи с детьми, подросткового возраста. Эти результаты могут быть учтены при разработке рекомендаций относительно консультативной работы с супругами на данных стадиях жизненного цикла семьи. Помимо прочего стоит учитывать более оптимистический взгляд мужчин на оценку параметров супружеского общения по сравнению с женщинами. На последующем этапе планируется проанализировать взаимосвязи характеристик общения и особенностей распределения ролей с уровнем удовлетворенности браком. На основании результатов планируется разработать рекомендации относительно того, какие параметры могут быть рассмотрены в качестве ресурса для устойчивости семейной системы В качестве продолжения данного исследования можно будет предложить формат лонгитюдного квази-экспериментального плана, по итогам которого был бы проконтролирован фактор индивидуальных различий семейных пар (ограничение метода «срезов»), а соответственно оснований для выводов было бы больше. 

Список литературы

1. Волкова А.Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.2000. № 1

2. Гасс Д.А. Суверенность психологического пространства и ролевые ожидания партнеров в период середины жизни// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 181-187.

3. Карабанова О. В. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2008.

4. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 432 с.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Садыкова Э.И.

Аннотация. Данная статья посвящается изучению управления стрессом во время экзаменационной сессии у студентов. Здесь рассматриваются различные методы по преодолению стресса и пути его регуляции. 

Abstract.  This article focuses on the study of stress management during the exam session with students. It discusses various methods for coping with stress and ways to regulate it.

 

Каждый человек по-разному реагирует на стресс. Эти реакции можно разделить на 2 группы: 1.Человек становится злым, неуправляемым, возбужденным, слишком нервным, агрессивным. 2. Человек становится депрессивным, замкнутым, заторможенным, молчаливым.

Причины стресса можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины - это то, из-за чего происходит стресс, внутренние тоже из-за чего происходит стресс. Значит, рассматриваем внешние причины – это изменение что-то в жизни, однозначно учеба или работа. На данный момент мы рассматриваем студентов во время сдачи экзаменов, и соответственно внешние причины, финансовые проблемы студентов, очень высокая занятость.

Внутренние причины - пессимизм, неспособность принять неопределенность, очень жесткое мышление (человек разделяет мир на белое и черное, хотя мир состоит из радуги красок), отсутствие гибкости, негативные установки с детства, нереалистические ожидания. Если касательно студента, он знает, что ему необходим диплом, чтоб его взяли на работу, чтоб он хорошо зарабатывал, но нереалистическими ожиданиями здесь является то, что много надо делать для этого, но в то же время он не хочет и это вызывает стресс. Детские установки оказывают мощное воздействие на будущую жизнь студентов. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок в 3-4 года не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение. [1]

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Перфекционизм – убеждение, что несовершенного результата совсем не может существовать, т. е все делать идеально. Это в основном относится к взрослым людям, а именно к женщинам, которые любят учить всех жить.

Наша задача: Как управлять стрессом?

1. Избегайте ненужный стресс. Это «не бойтесь говорить нет». Брать на себя больше, чем вы сможете сделать и выдержать, избегайте людей, которые вызывают у вас стресс. Контролируйте среду. Соответственно не читайте определенные газеты, книги; не смотрите определенные фильмы, не общайтесь с определенными соседями.

Сократите список дел. Человек в силу своей природы всегда хочет сделать больше, но не всегда это получается. Иногда не бывает сил ни физических, ни психических, ни психологических. Измените ситуацию. Выражайте чувства, но не сдерживайте их. Например, если студент готовится к экзаменам и встретил по дороге соседа, который очень хочет поговорить с ним. Но студент должен его предупредить, что у него подготовка к экзамену и что есть всего 5 минут на разговоры.

2. Будьте готовы к компромиссу. Если вы хотите кого-либо изменить, пытайтесь измениться сами. Умейте слушать какую либо критику, если критикуете сами. Создайте сбалансированный график. Только работа и отсутствие отдыха и развлечений приводит к эффекту выгорания. Таким образом вы не сможете выполнить эту работу, вы остановитесь, организм выключится и 10 дней до месяца вы будете отсутствовать в этой деятельности, так как вы не пожалели свой организм. Необходимо найти баланс, режим. Знания – это и есть отсутствие стресса. Т. е необходимо заниматься постоянно и не прерывать.

3. Адаптированность к факторам стресса. Включить позитив, т. е даже когда не очень хорошо, надо понимать что это все пройдет и скоро все закончится. «Даже самая темная ночь заканчивается» и однозначно наступит что – то хорошее. Если человек хочет уединиться и никого не видеть, то просто рекомендуется это сделать, так как это полезно для организма.

Посмотрите на картину стресса в целом? Насколько это важно для вас. Если студент перед экзаменом начал испытывать стресс в силу нехватки знаний, потому что целый год не учился, не выполнял задания, очень много пропускал и за короткий период его голова такой объем информации не сможет внести, тогда необходимо брать ответственность, что вероятно вам придется пересдавать экзамены, т. к здесь ответственность лежит не на учителях, а на вас. Это вы не сделали, не доучили, не позанимались. Когда вы возьмете ответственность, вы будете абсолютно по-другому относиться к экзаменам. Но стрессы необходимо человеку для его эволюции. 

Перфекционизм – главный источник стресса, который можно изменить. Прекратите требовать от себя совершенства. Практикуйте постоянную благодарность, вспоминайте о хорошем (хорошие качества, которые имеются в каждом), людей, которые нужны вам и которым нужны вы.

4. Примите то, что невозможно изменить. Иногда стресс приходит в виде безысходных и страшных событий. События, которые нам неподконтрольны и изменить которые невозможны. Надо уметь принимать их. Принять их сложно, но лучше принять это, чем постоянно ругать ситуацию, к которой вы отношения не имеете и изменить которую невозможно. Т.к если вы не примите это также приведет к стрессу.

Не пытайтесь контролировать неконтролируемое. В основном это поведение др. людей; не тратьте время на людей, которым вы хотите помочь, но они вас не слышат, не видят, не прислушиваются к вашим мнениям и советам.

И самая главная психологическая защита это умение прощать. Вы должны понять, что мы живем в несовершенном мире и сами мы несовершенны, нам нужно стремиться к этому. И знания повышать, и морально нравственные качества укреплять, что ведет к повышению вашей жизни в целом. Сюда относится материальные блага, физическое здоровье, нравственные отношения. Наиболее эффективным способом регуляции стресса является обращение к психологу, помимо этого необходимо проводить отдельные уроки, чтобы четко разъяснить студенту что их задача чтобы они с самого начала учебного года начинали учебу качественно и эффективно, так как студент сохранит при этом свое физическое, психическое и психологическое здоровье. Можно порекомендовать родителям, у кого есть дети- студенты, тоже обратили на это внимание, так как только родитель видит в ребенке проблему, так как он постоянно с ним общается, сердцем его чувствует. И посоветовала бы родителям обращаться к психологу. А ребенку необходимо в течение года занятия с психологом, не частые, но на постоянной основе. Один раз в месяц. Это точно также поможет студенту адаптироваться к экзаменам и не получить огромный стресс, найти выход из него, отработать его, если он был заранее получен и подойти к экзамену с крепкими нервами и чистой головой. [3]

 

Список литературы

1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - CПб.: Питер, 2011. - 256 c.

2. Андреева, Е.А.   Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии [Текст] / Е.А. Андреева, С.А. Соловьева //Азимут научных  исследований: педагогика  и психология; Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти). – 2016. – Т.5. – №1. – С. 140-143

3. Кондратенко, Т.Н. Психология студенчества [Текст] / Т.Н. Кондратенко. – М.: Академия, 2010. – 268с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.024 с.)