Духовный кризис Как предмет психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовный кризис Как предмет психологического исследования



Саденова Г.М.

 

Главным побуждающим моментом, стимулировавшим данное исследование, является то, что духовный кризис, являющийся переломным в жизни человека и потенциальной стадией личностной трансформации, недостаточно рассматривается в психологической литературе.

Поэтому выбранная нами тема – изучение психологии духовного кризиса – является на наш взгляд, на сегодняшний день особо актуальной и имеет важное теоретическое и практическое значение.

В своей работе мы опираемся на интегративную концепцию личности Козлова В.В., используя описание трех фундаментальных структур, их взаимодействие и развитие на протяжении всей жизни человека. Духовный кризис мы рассматриваем как трансформацию во всех этих сферах: «Я-материальном», «Я­-социальном» и «Я-духовном». Как позитивность, так негативность исхода зависит от степени принятия человеком произошедших с ним и его жизнью перемен, и осознания того, что жизнь продолжается и не стоит останавливаться на достигнутом.

Личностный кризис мы определяем следующим образом: это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного self - А. Маслоу, К. Юнг, образа Я, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам, депрессии и астении.

Под кризисным состоянием мы имеем в виду пролонгированный во времени личностный кризис.

Вследствие того, что в данной работе нас в большей степени интересовал именно экзистенциальный духовный кризис, нам было важно изучение психологии и феноменологии духовного кризиса.

Для пониманияпредметной областинеобходимасистематизация основных теоретических подходов и концепций в изучении духовного кризиса, а также интеграция теоретических исследований духовного кризиса в философии, психологии, педагогике, акмеологии и медицине в единое концептуальное пространство.

В настоящий момент, весьма актуально формирование психологической модели духовного кризиса на основе анализа феноменологии и процессуальной стороны духовного кризиса.

На наш взгляд, духовный кризис представляет из себя интегративное образование, проявляющееся  на всех базовых конструктах личности (материальных, социальных и духовных) и основных тенденциях (экспансивном, консервативном, трансформационном), а также реализации витальности.

Детерминанты духовного кризиса имеют не только персональный, но и интерперсональный и трансперсональный характер. Духовный кризис приводит к состоянию глубинной психологической дезинтеграции вплоть до разрушения целостности личности. Экзистенциальные кризисные состояния, как процессуальная характеристика духовного кризиса, без оказания помощи могут привести к тяжелой социально-психологической дезадаптации личности и группы. Духовный кризис задевает глубинные слои личности и все аспекты бытия индивида, выражаясь в таких симптомах, как генерализованная неперсонифицированная тревога, изменения глубинных личностных установок, потеря ценностных и мотивационных ориентиров в жизни и для ее трансформации необходимы мощные эмпирические психотехники.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА В АКТУАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Сафонова А.А.

 

Аннотация. В статье рассмотрена концепция “счастья как вызова”: современный человек “обязан быть счастливым”. Это приводит, по мнению автора, к имитации счастья, к созданию видимости счастья. Автор полагает, что актуальная проблема современников - не столько отсутствие счастья, сколько внутренняя незаполненность при внешнем (информационном и событийном) изобилии. В статье поднят вопрос о том, как преодолеть это состояние.

Ключевые слова: счастье, метамодерн, эмоциональная сфера человека

Summary. The article examines the concept of “happiness as a challenge”: a modern person “must be happy”. This leads, according to the author, to an imitation of happiness, to the creation of an appearance of happiness. The author believes that the actual problem of modern humans is not so much a lack of happiness, but rather an internal incompleteness with an external (informational and event-driven) abundance. The article raised the question of how to overcome this problem.

Keywords: happiness, metamodern, human emotional sphere

 

Говоря об “актуальной эпохе”, мы намеренно избегаем конкретных названий. Некоторые авторы полагают, что актуальная эпоха - это эпоха модерна, наступившая в Новое время и длящаяся до сих пор; другие авторы пишут, что современность корректнее называть постмодерном. Нам ближе точка зрения П.Пискарева [4], который называет современность “эпохой метамодерна”. По мнению автора, эпоха метамодерна - длинный этап развития человека и человечества, у истоков которого мы сейчас находимся. Это эпоха “наступившего будущего”, которого человек постмодерна так боялся (что описано, в частности, в “Закате Европы” О.Шпенглера, “Футурошоке” Э.Тоффлера и др.). По мнению П.Пискарева, современность дает человеку и человечеству надежду на то, что их ждет будущее, долгая и счастливая жизнь; автор называет человека метамодерна “homo beatus” (“человек счастливый”) [5]. Заметим в скобках, что современное направление помогающей практики - беатотерапия [6] - соответствует характеру современной эпохи - “эпохи счастья”.

Счастье превращается в своеобразный “вызов” современности: человек “обязан быть счастливым”, несчастье и несчастливость ассоциируются с неудачами, с несостоявшейся личностью. По нашему мнению, многие люди современности не могут принять этот вызов: вместо того, чтобы идти к счастью через работу над собой и самоактуализацию, они “надевают маску” счастливого человека, делают вид, что они счастливы, при этом их внутренний топос (внутреннее пространство) остается пустым, незаполненным. Думается, что актуальная проблема современного человека - не столько отсутствие счастья, сколько внутренняя незаполненность при внешнем (информационном и событийном) изобилии.

Ритм жизни и характер организации современных пространств приводят к тому, что люди теряют контакт со своими чувствами. Так, необходимость постоянно пребывать в контакте с другими людьми приводит к чувству эмоциональной истощенности, ассоциированной с информационной перегрузкой (information overload) [2][3].

Определение феномена информационной перегрузки дали Д.Боуден и Л.Робинсон, сотрудники Лондонского университета в статье «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» 2008). В статье (“The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies”) рассмотрены меняющиеся контексты информационной среды, а также выделены “информационные патологии”, обоснованы два класса проблем и вопросов, связанных с информационной перегрузкой и вызванной ею тревожностью, от которой страдает современное общество. К первому классу авторы относят проблемы, связанные с количеством и разнообразием доступной информации (“информационная перегрузка, информационная тревожность”), а ко второму - потерю идентичности и авторитета личности, поверхностную новизну и изменчивость (непостоянство) информации. [1]. В статье, посвященной информационной перегрузке, авторы определяют ее не как состояние отдельного человека, а как состояние цивилизации в среднем. Цивилизация генерирует объем информации, несовместимый с возможностями ее обработки средним человеком, когнитивные способности которого недостаточны для того, чтобы не только усвоить, но хотя бы осознать весь тот объем информации, который ежедневно проходит через поле его внимания.

Одним из результатов такого состояния общества является снижение снижение эмоционального интеллекта отдельных людей: люди не в контакте со своими чувствами, эмоциями, не слышат их, не распознают, не знакомы с ними. Высокие темпы социальной жизни и работы не дают им возможности погрузиться в свои эмоции, осознать и прочувствовать их. Наши современники читают много литературы, но не имеют навыков “фильтрации” прочитанной информации.

Проживая жизнь в информационном пространстве, человек актуальной эпохи теряет контакт не только с эмоциями, но и со своим телом, что грозит ему негативными последствиями: человек вовремя не реагирует на определенные телесные импульсы, что может привести к развитию психосоматического заболевания.

“Счастье как вызов” находит множественное отражение в социальных сетях, что усиливает тревожность “обычного” человека: он неизбежно обнаруживает разрыв между идеальной картинкой соцсетей и его собственной “неидеальной” жизнью. Кроме того, в последний год тревожность большинства людей связана с неопределенностью, которую вызвала эпидемия коронавируса и ограничения в связи с эпидемией.

Встает вопрос о том, как человеку эпохи метамодерна стать по-настоящему счастливым в “наступившем будущем”, как использовать его возможности, как актуализировать свой потенциал? Мы полагаем, что важные качества “человека счастливого” - умение отсекать ненужное и выбирать нужное, “информационный минимализм” как один из способов уменьшения тревожности, способность анализировать информацию, готовность принять счастье как “вызов современности”.

 

Список литературы

1. The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies // Sage journals – 2008. - [Электронный источник]. – Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0165551508095781

2. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121. [Электронный источник]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf

3. Клингберг Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти = The Overflowing Brain. Information Overload and the Limits of Working Memory. — М.: ЛомоносовЪ, 2010. — 208 с. [Электронный источник]. – Режим доступа: https://lpgenerator.ru/blog/2014/01/07/fakty-i-tolko-fakty-informacionnaya-peregruzka/

4. Пискарев П.М. Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания. – 2019. - [Электронный источник]. – Режим доступа: https://iamcenter.ru/wp-content/uploads/2020/05/DoktorDisserPiskaryov.pdf 

5. Пискарев П.М Homo beatus – человек метамодерна. // Власть и общество. – Москва, 2019. – С 4-12.

6. Спиваковская А.С. Фрагменты беатотерапии. - Беато-пресс, Поматур, 2010. – 208 с.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Силаева О.А.

 

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.) (утв. Распоряжением Правительства РФ №3684-р от 31.12.2020) в числе приоритетных направлений выделяет психолого-педагогическое обеспечение развития дошкольного образования, разработку средств психолого-педагогического сопровождения развития человека в образовательной и среде, создание безопасной образовательной среды, развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция данных направлений актуализирует необходимость разработки научно обоснованных программ формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде.

Проблемы безопасного поведения детей и безопасного детства представлены в работах Б.М. Басанговой, П.А. Кислякова, А.В. Пелиховой, М.В. Погодаевой, Е.А. Шмелевой, О.А. Селивановой и др. В педагогической психологии в качестве самостоятельного направления получила развитие теория психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, М.Г. Гераськина, Н.В. Дашкова, А.И. Донцов, Ю.М. Забродин, С.Н. Илларионов, Т.С. Кабаченко, В.В. Рубцов, Ю.В. Варданян, П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Г.М. Коджаспирова, Е.Н. Волкова, N. Noddings, R. Gilman, E. Huebner и др.). Авторами исследованы детерминанты, показатели и уровни психологической безопасности образовательной среды и субъектов образования (обучающихся, педагогов), выявлены риски и угрозы безопасности в образовании, выявлены уровни безопасного поведения и защищенности участников образовательной среды от угроз и насилия.

Безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде, представляет собой систему поступков и действий, соответствующих социальным нормам, ведущих к конструктивному взаимодействию детей без отклонений в развитии с детьми с ОВЗ их совместному психосоциальному благополучию, отсутствию напряженности и конфликтов, а также удовлетворению потребностей в безопасности, в социальных отношениях на благо других и самого себя, в двигательной и познавательной активности.

Как нами было установлено в ходе анализа систематизированного теоретико-методологического и эмпирического материала по проблеме исследования безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде определяется следующими личностными конструктами (индивидуально-психологическими качествами): потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательный, межличностно-социальный. Данные личностные конструкты позволили построить эмпирическую модель исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде, включающую психодиагностические методы и методики (таблица 1). Представленные методики верифицированы и апробированы педагогами-психологами в ходе многолетних исследований [1-14].

 

Таблица 1. Эмпирическая модель исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде

Компоненты безопасного социального поведения дошкольников Показатели безопасного социального поведения дошкольников Методики психолого-педагогического исследования
потребностно-мотивационный - следование социальным и моральным нормам; - установка на здоровый и безопасный образ жизни; - социальная толерантность; - Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (А.С. Сиротюк) (шкала мотивации) (беседа с карточками);
эмоционально-волевой - способность к эмпатии; - адекватная самооценка; - совладающее поведение; - Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (А.С. Сиротюк) (шкала эмоций) (беседа с карточками); - Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (беседа с карточками); - Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (беседа с карточками);
когнитивно-познавательный - знание правил безопасности; - сензитивность к угрозам; - умение выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций - Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (беседа с карточками);
межличностно-социальный - коммуникативные навыки; - стремление к сотрудничеству; - готовность к взаимопомощи - Социальные навыки дошкольника (С. В. Кривцова) (наблюдение во время игры); - Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником (С.Г. Елизаров, модификация С.С. Журавлевой) (анкета с беседой) - Методика по изучению направленности мотива оказания помощи «Лото» (психологический эксперимент)
Личностный потенциал - психосоциальное благополучие; - доверие к миру; - референтная значимость; - социальная адаптация; - удовлетворение потребности в безопасности; - удовлетворение потребности в социальных отношениях; - удовлетворение потребности в двигательной и познавательной активности - Рисуночная методика «Я в детском саду» (Быкова М., Аромштам М.) (проективное рисование); - Социометрическая методика «Секрет» (психологический эксперимент); - Отношение к детскому саду и сверстникам (Е. О. Смирнова В. М. Холмогорова) (беседа); - Цветовая диагностика эмоций (тест «Домики») (О.А. Орехова) (проективный тест с карточками)

 

Следует отметить, что диагностика безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде, как в целом психологическое направление изучения личности сопряжено с рядом трудностей в силу имеющегося несовершенства методического инструментария и отсутствия комплексных и системных методологических подходов для его разработки. Дошкольник как без отклонений в развитии, так и с отклонениями в развитии лишь ограниченно способен выразить, как он себя чувствует и что он думает. В связи с этим большое значение имеют проективные методы, метод экспертных оценок и наблюдение.

 

Список литературы

1. Белова Н.Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в инклюзивных группах: Дисс.... канд. пед. наук. – М., 2012. – 193 с.

2. Белозорова Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: Дисс.... канд. психол. наук. – Воронеж, 2011. – 288 с.

3. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов (для занятий с детьми 3-7 лет). – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 130.

4. Голоюс Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок дошкольников: Дисс.... канд. психол. наук. – Саратов, 2019. – 236 с.

5. Едиханова Ю.М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки: Дисс.... канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 246 с.

6. Журавлева С.С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 2016. – 231 с.

7. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: Дис.... канд. психол. наук. – М., 2006. – 145 с.

8. Кондратьева И.В. Психологические особенности формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста: Дис.... канд. психол. наук. – Череповец, 1998. – 234 c.

9. Луценко Т.В. Социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 2019. – 245 с.

10. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 105 с.

11. Салихова Н.В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: Дис.... канд. психол. наук. – Самара, 2003 – 194 c.

12. Семеновских Т.В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения (На материале исследования детей 5-7 лет, посещающих детские дошкольные учреждения): Дис.... канд. психол. наук. – Казань, 2003 – 223 c.

13. Сиротюк А.С. Профессиональная деятельность психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды: Дисс.... канд. психол. наук. – Тверь, 2012. – 249 с.

14. Чернобровкина С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: Дис.... канд. психол. наук. – Омск, 2001. – 214 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.033 с.)