Гендерные особенности и  мотивация лидеров-подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные особенности и  мотивация лидеров-подростков



Рузиева Д.Ф.

 

Лидерство нашло широкое применение и достаточно активно изучается, но не все его аспекты изучены. У лидеров-подростков мальчиков и девочек различная мотивация: девочки больше руководствуются мотивами аффилиации, одобрения и достижения, в то время как мальчики ориентированы на власть.

Под мотивацией понимается обоснование конкретных форм деятельности участников группы путем выявления и использования их индивидуальных мотиваторов.

Л. Вечер дает другое определение: лидер — это, прежде всего, человек, на поведение которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. [4, с.46]

И. Вагин определяет его как человека, который «ведет за собой народные массы» (группу людей) во времени и пространстве и так далее. [4, 47]

Р. Гоффи и Г. Джонс полагают, «что лидерство — это то, что мы делаем вместе с людьми». Они пишут, что универсальных лидерских характеристик нет. Каждый, стремясь стать лидером, должен разобраться, какие качества и в какой ситуации ему нужны. [4, 48]

 Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Чаще всего лидеры - мужчины более склонны ориентироваться на задачу, а лидеры - женщины - на отношения. Гендерные (то есть полоролевые) стереотипы относительно лидерского стиля мужчин и женщин распространены очень широко. Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях.

Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Они обнаружили, что действительно, как и принято считать, женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы.

Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой "эгоцентричности" они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа «ты - мне, я - тебе», взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.

Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.

Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, то есть рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина.

Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном характера, то мужчины ищут возможности «передергивать» личную и профессиональную «карты». Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

Д. Майерс показал, что «равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость». [5]

Старая мудрость говорит, что из-за половой дискриминации женщина должна быть «в два раза лучше, чем мужчина», чтобы преуспеть. К сожалению, различия в оценке деятельности лидеров мужчин и женщин существуют на самом деле. Если женщина практикует стереотипный «маскулинный» стиль руководства, если она типичный «босс» и ориентирована на задачу, ее оценивают более негативно, чем руководителя-мужчину с таким же стилем. Это проявляется особенно ярко в случаях, когда оценки делают мужчины. Психологи Дор Батлер и Флоренс Гейс (Butler & Geis) просили своих ассистентов, девушек и юношей, сыграть роль лидера в группе студентов, обсуждающих проблему из области бизнеса. [5] Лидеры - и юноши, и девушки - были настойчивы, но дружелюбны и решительно брали дискуссию в свои руки. Результаты оказались неутешительными для женщин. Когда мужчина утверждался во главе группы и действовал настойчиво, другие члены группы реагировали благосклонно. Если же подобным образом действовала женщина, то члены группы, особенно мужчины, реагировали гораздо более негативно.

У девочек в общении проявляются неуверенность, неловкость, скованность в большей степени, нежели у мальчиков.

Стремление к власти как у лидеров мальчиков-подростков, так и у девочек проявляется достаточно слабо, что может говорить о слабой склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия. То есть мотив власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения выражено достаточно слабо, но при этом у мальчиков одной из доминирующих потребностей является «обеспечить себе положение влияния». Мотив — это опредмеченная потребность, таким образом можно предполагать, что у мальчиков потребность уже сформирована, но при этом нет возможностей или знаний для реализации данной потребности. [2]

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.-СПб.: Питер, 2008.-128 с.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971.

4. Емельянов Ю.Н. О сущности лидерства. Лидер и группа [Электронный ресурс] / Ю.Н. Емельянов. - М.: Рос. Гос. б-ка. - 2009.

5. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб: Питер, 1997. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.009 с.)