Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу О единой теории психотерапии
Ронзин Д.В. Аннотация: рассматривается вопрос о возможности создания единой теории психотерапии на основе общепсихологической теории личности. Сопоставление эмпирических обобщений, понятий и объяснительных схем, наработанных в рамках ведущих психотерапевтических подходов, с одной стороны, и теоретических достижений единой теории психических процессов Л. М. Веккера, с другой стороны, рассматривается как плодотворный подход к созданию единой теории психотерапии и, одновременно, к развитию, уточнению и конкретизации общепсихологической теории личности. Summary: the article considers the possibility of creating a unified theory of psychotherapy based on the general psychological theory of personality. The comparison of empirical generalizations, concepts and explanatory schemes developed within the framework of the leading psychotherapeutic approaches, on the one hand, and the theoretical achievements of L. M. Vekker's unified theory of mental processes, on the other hand, is considered as a fruitful way to create a unified theory of psychotherapy and, at the same time, to develop, clarify and concretize the general psychological theory of personality. Ключевые слова: единая теория психотерапии, общепсихологическая теория личности, единая теория психических процессов Л. М. Веккера Key worlds: a unified theory of psychotherapy, the general psychological theory of personality, the L. M. Vekker's unified theory of mental processes
В настоящее время существует большое количество подходов к оказанию практической психологической помощи/психотерапии. Каждый из этих подходов так или иначе обосновывается. Разнообразие этих обоснований можно свести к двум группам: эмпирическим, опирающимся на статистику результатов применения подхода (по принципу «это работает или не работает»), и теоретическим, опирающимся на более или менее развернутые объяснения механизмов воздействия этих подходов на психику. Есть строгие последователи того или иного подхода. Также есть много консультирующих психологов/психотерапевтов, которые в своей деятельности выходят за границы «своего» подхода, находя это практически целесообразным, обосновывая для себя не только возможность, но и необходимость такого методологического смешения. Представляется оправданным относиться к подобным методологическим размежеваниям и объединениям подходов как к закономерным шагам, ведущим к созданию единой теории психотерапии, способной объяснить все исторически возникшие подходы, исходя из общих теоретических оснований.
Единая теория психотерапии, исходя из е диной системы понятий, должна объяснить все исторически сложившиеся подходы к психотерапии, показать, каким образом и почему они взаимодополняют друг друга, уточнить их возможности и ограничения и показать пути их совершенствования. Есть все основания полагать, что в настоящее время сложилась уникальная ситуация для одновременного прорыва в общепсихологическом понимании сущности личности как психического образования (=что представляет собой личность как психическое образование, т.е. какова его структура, «материал» из которого состоят его элементы, факторы и этапы его формирования, как и почему именно так оно функционирует и т.п.), и в объяснении психотерапевтической практики. Мне представляется, что концептуальной основой для единой теории психотерапии должна стать общепсихологическая теория личности, опирающаяся и вытекающая из единой теории психических процессов Л. М. Веккера (Веккер, 1998; Логинова, 2019). Опыт показывает, что накопленные эмпирические обобщения, понятия и объяснительные схемы в рамках таких психотерапевтических подходов, как психоанализ, гештальттерапия, когнитивно-поведенческая терапия, клиент-центрированная терапия и др., с одной стороны, и теоретические достижения общепсихологической теории личности, с другой стороны, очень плодотворно соотносятся друг с другом, и это приводит к их взаимному обогащению, проверке и корректировке. В докладе будут представлены примеры таких соотнесений.
Список литературы 1. Веккер, Л. М. Психика и реальность: На пути к единой теории психических процессов / Л. М. Веккер. - Москва: Смысл, 1998. - 685 c. - Текст: непосредственный. 2. Логинова, Н. А. Теоретик психологии Лев Маркович Веккер / Н. А. Логинова. - Текст: непосредственный // Серия: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - Вып. 1. - С. 106–115. - DOI: 10.17072/2078-7898/2019-1-106-115
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.003 с.) |