Рахимова И.И., Сатторова Ш.К. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рахимова И.И., Сатторова Ш.К.



 

Аннотация: В статье представлен глубокий теоретический анализ литературы по проблеме позитивного мышления. В статье также содержится обзор фундаментальных работ ученых по изучаемой тематике, представлены основные положения и результаты исследований позитивного мышления.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, позитивное мышление, негативное мышление, позитивный настрой.

Abstract: The article presents a deep theoretical analysis of the literature on the problem of positive thinking. The article also contains an overview of the fundamental works of scientists on the subject under study, presents the main provisions and results of research on positive thinking.

Keywords: optimism, pessimism, positive thinking, negative thinking, positive attitude.

 

Использование положительных эмоций — одно из основных средств избавления от депрессии, тревожности и других заболеваний. Приверженцы этого направления убеждены, что усиление позитивных качеств человека позволит улучшить и ускорить развитие общества.

Использование положительных эмоций — одно из основных средств избавления от депрессии, тревожности и других заболеваний. Приверженцы этого направления убеждены, что усиление позитивных качеств человека позволит улучшить и ускорить развитие общества.

Формирование позитивной психологии проходило благодаря работе целого ряда ученых. Среди них: Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Эд Динер, Джон Хайдт, Алекс Линли, Дональд Клифтон и др. К главным темам относится несколько масштабных сфер:

Эмоции, приносящие ощущение счастья (оптимизм, наслаждение, уверенность в своих силах, удовлетворенность, доверие);

Позитивные черты характера (доброта, юмор, духовность, альтруизм, мудрость);

Внешние факторы, положительно влияющие на людей (гуманизм, признание, система ценностей, социальная среда).

Согласно мнению сторонников позитивной психологии, положительные эмоции дают человеку большую конкурентоспособность, улучшают качество его жизни, расширяют социальные связи. В совокупности эти факторы значительно дополняют инструментарий человека в преодолении трудностей на пути достижения успеха. По принципу обратной связи позитивное мышление притягивает в жизнь человека хорошие события и удачу.

В Великобритании создана масштабная новая программа, в значительной степени основанная на принципах позитивной психологии. Программа личностного синтеза («Personal synthesis programme») соединяет когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты личностного развития в одну внутренне непротиворечивую образовательную модель, пригодную как для подростков, так и для взрослых. Цель этой программы - помочь людям справляться с жизненными трудностями и чувствовать большую власть над своей жизнью (что, судя по имеющимся оценкам, ей очень неплохо удается).

М. Селигман в своем книге «Новая позитивная психология» на конкретных примерах показывает, как сочетается в семейной активности человека его успех, успешность деятельности во внесемейных сферах с качеством приносящей духовное удовлетворение деятельности во внутрисемейной сфере, в частности, в сфере воспитания детей. Успех, успешность дея- тельности во внесемейной сфере запускают «восходящую спираль» для положительных эмоций во внутрисемейной сфере, позволяя повысить качество деятельности во внутрисемейной сфере, приносящей духовное удовлетворение. М. Селигман пишет о «духовном удовлетворении» - категории позитивных переживаний в настоящем. В отличие от удовольствий духовное удовлетворение связано не с чувствами, а с увлекающими человека видами деятельности. Обращение к деятельности как к источнику духовного удовлетворения выдвигает на первый план проблему критериев успешности деятельности.

Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас - 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении, и если, полагает Селигман, мы и должны учить чему-то наших детей, так это реалистичному оптимизму, который основывается на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо.

Позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых.

Если провести наблюдение, то можно выяснить что позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых.

Позитивная психология покоится на трех столпах: первый — изучение позитивных чувств, второй — выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий — исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена [2]. В такие моменты поддержка позитивных институтов — демократии, семьи, свободной прессы — просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедливость, преданность и т. п.

Даниэль Канеман, известный психолог и преподаватель Принстонского университета, ведущий специалист в области гедоники, наглядно показал недостатки этой теории. В частности, он исследовал психологическую реакцию на колоноскопию. Эта малоприятная процедура выглядит так: в прямую кишку вводится прибор для наблюдения (колоноскоп), а затем перемещается вверх и вниз по кишечнику. Исследование довольно болезненно, и, хотя занимает всего несколько минут, больному кажется, что проходит вечность. Во время одного из экспери ментов Канеман назначил части пациентов (из общего числа 682 человек) обычную колоноскопию, а другим добавил лишнюю минуту — правда, колоноскоп в это время оставался неподвижным. Не двигаясь, колоноскоп доставляет гораздо меньше болезненных ощущений, и тем не менее пациент должен на целую минуту дольше терпеть боль, чем при обычной колоноскопии. Однако, поскольку болезненные ощущения во время такой процедуры постепенно шли на убыль, общее впечатление у испытуемых оставалось менее тягостным, и повторная колоноскопия, как ни странно, вызывала у них куда меньше возражений, чем у пациентов первой группы [4].

 

Вывод напрашивается сам собой: заключительная часть того или иного эпизода нашей жизни особенно важна, поскольку именно она определяет воспоминание о том, что с нами было, вызывая желание или отказ повторить опыт [1]. Ниже я постараюсь объяснить, в чем ошибочность теории гедонизма и какие выводы из этого следуют.

Итак, позитивная психология изучает счастливые и несчастливые моменты нашей жизни, образуемый ими причудливый узор, а также те достоинства, которые проявляются в человеке под их влиянием и определяют его судьбу.

Барбара Хелд, выдающийся американский профессор психологии, уже давно критикует явление, которое называет «тиранией позитива». Согласно ей, идея позитивного мышления особенно широко распространилась в США, но и во многих других западных странах в доморощенной психологии бытует мнение, что нужно «мыслить позитивно», «ориентироваться на внутренние ресурсы» и рассматривать проблемы как интересные «вызовы». Даже от серьезно больных людей ожидается, что из своей болезни они «извлекут опыт» и в идеале станут сильнее.

Когда личность находится под воздействием негативных эмоций, ее сознание пребывает в зоне мозга, отвечающей за негативный пережитый индивидом опыт и пережитый негативный опыт всеми его предками. В этой зоне просто не может быть ответов на вопросы и решения задач [3]. Тут находится только безысходность, отчаяние и тупик. И чем более длительное время в данной зоне будет находиться сознание человека, чем больше индивид будет думать о плохом, тем глубже он увязает в трясине негативизма. Результатом этого будет безвыходная ситуация, проблема, которую невозможно решить, тупик.

Для позитивного разрешения проблем необходимо перенести сознание в ту зону, которая отвечает за положительный пережитый индивидуальный опыт и опыт предков. Она называется зоной радости.

Одним из способов перенесения сознания в зону радости являются позитивные утверждения, т.е. аффирмации, такие как: я счастлив(а), все идет хорошо и т.д. А можно придумать утверждение, которое будет подходить под индивидуальные предпочтения личности.

В качестве базового критерия оценки выраженности позитивного мышления используется оптимизм-пессимизм, а в качестве показателей - время неудачи - время успеха, широта неудачи - широта удачи, Я-неудача и Я-успешность. Эти переменные составляют такие факторы, как стабильность, глобальность, интернальность - экстернальность, по которым также оценивается выраженность позитивного мышления.

Список литературы

1. Крюкова, Т.Л. Оптимизм / пессимизм в совладающем поведении субъекта: межпоколенческий аспект // Сборник материалов II Сибирского психологического форума (30 ноября - 1декабря 2007 г.) - Томск: Томский государственный университет, - 2007. - С. 236-242.

2. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) // Психологический журнал. - 2003. - № 12.- С. 87-96.

3. Орлов, Ю.М. Саногенное мышление. - М.: Просвещение, 2000. - 231с.

4. Рудина, Л.М. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире. - М.: МосГУ, 2013. - 89с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ

Рахимова Н.К.

 

Аннотация: в статье рассматриваются проблема исследования современных подходов в прцессе формирования социальной зрелости в психологии, как интегративного качества личности, и профессиональных качеств, а также особенности в развитии личности и их значение в учебной деятельности студентов.Социяльная зрелость личности, базируясь на общечеловеческих ценностях, детерминирует характер социальной деятельности человека и его социальный статус.

Ключевые слова: социальная зрелость, социализация, волевые качества, личностный фактор социальный статус.

Abstract: the article examines the problem of studying modern approaches in the process of forming social maturity in psychology, as an integrative personality quality, and professional qualities, as well as features in personality development and their importance in the educational activities of students. Social maturity of a personality, based on universal human values, determines the nature of social human activities and his social status.

Keywords: social maturity, socialization, volitional qualities, personal factor, social status.

 

 К основным чертам студенческого периода относятся непрерывная постепенная реализация основных этапов общественной жизни и учебной деятельности молодежи в студенческие годы, межличностные отношения, дружеские отношения, социально-психологические особенности личности студентов и трудности в обучении. Поскольку каждый студент заботится о своем будущем, он является не только субъектом, способным приобретать знания, умения и навыки необходимые для его профессионального развития, но также его самостоятельное адаптирование к социальным отношениям. И в связи с этим, остро стоит вопрос о том, должна ли личность студента, быть для этого психологически зрелой. [1,стр-78]

Студенческий период называется периодом энтузиазма, потому что период юности - это период, когда человек наиболее энергичен, заинтересован в обучении, изучении профессии. В этот период человек является активным участником общественной деятельности в различных сферах. Кроме этого данный период в основном связан с периодами, когда у человека есть профессия. Человек взаимодействует со многими людьми, расширяется его кругозор, естественно, меняется его мировозрение, он начинает занимать свое место в обществе. Чтобы найти свое место в обществе, человек должен соответствовать социальным нормам и требованиям, и для того, чтобы соответствовать этим требованиям, от студента требуется стать социально зрелым.

Благодаря быстрому темпу новых изменений в нашей стране, касающиеся социально-экономических отношений, рыночных процессов, развития культурной среды приводят к тому, что система образования тоже должна реализоваться, видоизменяться, модернизироваться и непрерывно расти. В настоящее время перед системой образования стоит вопрос поиска новых путей профессиональной подготовки студентов, а также их социализации. Выпускники высших образовательных учреждений сегодня должны отвечать таким требованиям как высокая мобильность, новое профессиональное мышление, высокий уровень социальной зрелости личности. В связи с этим особое внимание уделяется повышению социальной функции в процессе профессиональной подготовки личности студентов, обеспечивающей их готовность к умелому построению социальных отношений с людьми, пониманию смысла получаемого образования, определению перспектив личностного саморазвития, осуществлению жизненных планов, принимаемых молодежью, значимых решений.

В научной литературе существует множество подходов к толкованию понятия «социальная зрелость». Это обусловлено тем, что данное явление сложно и многогранно, а также недостаточно изучено.

В психологии социальная зрелость нашла свое отражение в социальных установках и ценностных отношениях, в разработках проблем руководства и лидерства, социальных конфликтов, в теоретических представлениях о личностной зрелости, в становлении человека как субъекта познания, в становления взаимоотношений «Я - общество» и других. В педагогике социальная зрелость рассматривается преимущественно в контексте социализации, воспитательных систем.

Социализация – процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком социального опыта, овладения навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием общественных факторов (семья, улица, СМИ и др.) [3, с. 139].

Анализ информационных источников, посвященных изучению феномена социальной зрелости личности, позволил выявить такое понятие (по А.В. Позднякову) социальной зрелости личности как комплексная характеристика личности студента. Главная особенность направлена на успешное освоение и принятие им существующих в данном обществе нравственных, гражданских, коммуникативных, трудовых отношений, а также самостоятельных определений своей социальной позиции, посредством которой творческий потенциал вступающего в жизнь человека реализовался бы в полной мере.

А что же входит в структуру социальной зрелости личности? Разные авторы указывают на различные составляющие. Так, например, по мнению В.Д. Семенова очень важным компонентом социальной зрелости является ответственность, а Б.Г. Ананьев говорит о трудовой и гражданской зрелости. По мнению автора, результатом социального взросления личности является именно трудовая и гражданская зрелость [1, с. 98–99].

А. В. Мудрик выделяет несколько стадий социализации и подчёркивает, что оптимальная социализация может протекать при самоутверждении взрослеющей личности, что предполагает достижение субъективной удовлетворенности от результата или процесса самореализации (реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений).

По мнению А. В. Позднякова, совокупность основных компонентов социальной зрелости представляется в следующем виде:

-нравственный компонент: ответственное следование нравственным нормам и ценностям общества (наличие знаний об основных нравственных нормах и ценностях общества, познавательная активность, направленная на постижение сути и пополнение нравственных норм; жизненные принципы студента, правильная оценка собственных действий и поступков);

-гражданский компонент: гражданско-правовая ответственность личности студента (наличие знаний, необходимых для полноценного участия в демократических процессах общества, политический нонконформизм, рефлексия собственных поступков, уверенность в своих силах и возможностях);

-коммуникативный компонент: инициативность, предпочтение принимать самостоятельные решения в создавшейся сложной ситуации, настойчивость в деятельности, которая привлекает студента (наличие знаний о способах и средствах общения, о природе конфликта; умение вступать во взаимодействие, определенный уровень организаторских склонностей, развитые эмпатические способности; умение находить общие точки соприкосновения в процессе общения; потребность в общении);

-трудовой компонент: действия по достижению социально значимого результата, настойчивость и инициативность в процессе трудовой деятельности (готовность к профессиональному самоопределению, знание своих возможностей в освоении тех или иных видов профессиональной деятельности, умения и навыки самоконтроля; знание требований, которые предъявляет та или иная профессия, трудолюбие; уверенность в выборе профессии; умение доводить начатое до конца, организовать работу) [5].

На сегодняшний день многие специалисты в данной области изучили ряд аспектов проблем психологии социальной зрелости в студенческом периоде.

Исследованием прблемы социальной зрелости личности в психологии на Западе и в России занимались О. Брим, Р.Борис, Б. Бергсон, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, Д. Келли, И. Кон, А. Леонтьев, Д. Г. Мид, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Д. Мунди, Т. Парсонс, Дж. Пиаже. А Среди узбекских ученых, которые занимались изучением данного вопроса, были М.Г. Давлетшин, Е.Г. Гозиев, Г.Б. Шоумаров, Р.И. Суннатова, В.Н. Каримова, Н.С. Сафаев, Г.К. Тулаганова, А.Т. Кадиров.

Особенностями развития и формирования поведения студентов изучались Дж. Руссо, С. Холлом, Л. Колбергом, Д. И. Фельдстайном, И. С. Конном, Э. Эриксоном и другими. В научных трудах современных психологов Г.Г. Аракелова, А.Г. Грецова, В.С. Мухиной и др. описываются социальные ценности студента, особенности роли семьи, социальной среды и других факторов в усвоении социальных норм.

Западные ученые такие как Дж. Аронфрид, М. Мид, О. Брим, Т. Парсонс, Р. Коллинз, Т. Джастер, Р. Гулд, М. Веад, российские ученые Б.Ананев, М.Архангельский, Л.Буев, О.Иванов, И.Кон, П.Лебедев, Ю.Левада, А.Леонтьев и другие в своих работах предоставили краткую информацию о проблемах социализации человека. В научных трудах узбекских ученых Э. Газиева, Г. Шоумарова, А. Бегматова, В. Каримовой кратко излагаются взгляды по поводу психологического влияния социальной зрелости на социализацию.

На основании изучения и анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что социальная зрелость - это достаточное понимание места человека в обществе того, как он управляет своим мировоззрением, отношением к социальным институтам, своим обязанностям, работе и.т.д. Рассмотрев проблемы исследования социальной зрелости студентов мы пришли к выводу, что формирование социальной зрелости студентов можно рассматривать как фактор будущего профессионального успеха и социального статуса.

Список литературы

1. Громова, И. А., Иконникова, С. Н., Лисовский, В. Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи. / И.А. Громова, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский. – СПб., 1999. – 135 с.

2. Берстенева, С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

3. Кожевникова Т.Н., Сундукова Т.А., Стумбрис Н.А. Методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников» / Т. Н. Кожевникова, Т. А. Сундукова, Н. А. Стумбрис.

4. Поздняков, А. В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. пед. наук; ГОУ ВПО «Курский государственный педагогический университет». – Курск, 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.036 с.)