Readiness of children in orphanages to choose a profession 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Readiness of children in orphanages to choose a profession



Povarenkov Yu. P. Kuzneczova E. A.

Abstract: The article is devoted to the problem of adolescents' readiness to choose a profession, raised outside the family. The text of the article reveals the concept of readiness to choose a profession, considers the main components of its structure: personal-target, information-gnostic and reflective-evaluative. The results of empirical studies of the readiness to choose a profession of children of the family and non-family type of upbringing are analyzed. It is shown that the indicators of general readiness of senior pupils brought up outside the family are statistically significantly lower than those of senior pupils brought up in a family. The qualitative and quantitative features of the readiness to choose a profession of adolescents of the family and non-family type of upbringing were revealed according to individual structural components, including the personal-target (motivational-value subcomponent) and information-gnostic (cognitive subcomponent).

Key words: readiness to choose a profession; components of readiness to choose a profession, type of education.

 

Введение. Выбор профессии - это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения, выбор образа жизни, судьбы, пути развития. Нередко, выбор профессии превращается в реальную жизненную проблему, с которой может сталкиваться человек на различных этапах своего трудового и профессионального пути. От успешности решения этой задачи, во многом зависит продуктивность карьерного и профессионального развития человека в целом. Выбор профессии это не единичный акт выбора, а длительный, динамично развивающийся процесс, меняющийся в зависимости от этапа становления личности профессионала. Особую остроту данная проблема приобретает при первичном выборе профессии, который чаще всего приходится на ранний юношеский возраст. Учитывая высокую актуальность проблемы выбора профессии в подростковом возрасте, её изучению посвящено большое количество исследований педагогов и психологов [Зеер, Садовникова, Павлова, 2008; Поварёнков, 2005; Попович, 2010; Таротенко, 2008].

Большое внимание психологи уделяют определению понятия готовности к выбору профессии. Известны различные подходы к её определению. Анализ существующих подходов позволяет выделить следующие направления в исследовании готовности:

1) Готовность как динамическое состояние, которое предшествует деятельности и объединяет в себе все необходимые условия ее возникновения, протекания и завершения (Д. Н. Узнадзе);

2) Готовность как ситуационно-специфическое поведение, готовность к выбору профессии связана со способностью принимать профессионально важные решения, решать профессиональные задачи и модифицировать в соответствии с ними свое поведение (И.М. Кондаков)

3) Готовность как целостная система взаимосвязанных качеств, в структуру которой входят индивидуальные качества, побуждающие, направляющие, регулирующие реальную деятельность (Е. С. Романова, Н. В. Нижегородцева, О. А. Таротенко).

Мы рассматриваем готовность к выбору профессии как устойчивое состояние личности старшеклассника, которое конкретизирует и структурирует его профессиональные мотивы, установки, желания, умения, предпочтения и является системным основанием для поиска и адекватного выбора профессии.

Важное методическое и диагностическое значение имеет представление о структуре готовности к выбору профессии, т.е. представление о компонентах, которые входят в её состав и определяют её качественные и количественные характеристики. В литературе представлены различные подходы к анализу компонентного состава готовности к выбору профессии [Арон, 2014; Капина,2011; Поварёнков,2014; Попович,2010]. Мы придерживается позиции А. Э. Попович, который выделяет 3 базовых компонента в структуре готовности: личностно- целевой (наличие ценностных ориентаций, целей, мотивов, связанных с дальнейшим способом получения профессии), информационно- гностический (готовность и стремление получать, искать и перерабатывать информацию о профессиях; овладение знаниями, умениями, навыками по выбираемой профессии; сформированность умения прогнозировать, планировать), рефлексивно – оценочный (самооценивание уровня готовности к выбору профессии, с учетом своих склонностей, способностей).

Несмотря на большое количество исследований профессионального самоопределения, в них практически не затрагивается проблема готовности к выбору профессии подростков, которые воспитываются вне семьи. Исследования, проведенные психологами в различных регионах России, говорят о том, что выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, у них наблюдается низкая социальная активность и неприспособленность к самостоятельной жизни. Вследствие этого, старшеклассники, воспитывающиеся в детском доме, могут испытывать трудности в профессиональном выборе, в установлении профессиональных отношений. И как показано в работе [Поварёнков, Хаймина, 2007] есть все основании говорить о специфичности осуществления выбора профессии у подростков, воспитывающихся в детских домах. Однако, выявленные в этой работе особенности нуждаются в уточнении и конкретизации.

Арон И. С. изучала познавательный и ценностно-мотивационный подкомпоненты [Арон, 2014] структуры готовности к выбору профессии подростков, воспитывающихся в интернате, остальные же компоненты и подкомпоненты до сих пор остаются неисследованными. Именно поэтому нами было организовано специальное исследование, цель которого - выявить особенности готовности подростков, воспитывающихся вне семьи к выбору профессии на основе сопоставления с уровнем данной готовности подростков, воспитывающихся в семье.

В настоящей статье приводится часть полученных нами результатов, которые позволяют судить об уровне развития отдельных компонентов готовности к выбору профессии обеих групп старшеклассников.

Процедура исследования. Использовались следующие методики. Для оценки общего уровня готовности к выбору профессии использовалась методика В. Б. Успенского «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» [Успенский,2017], для диагностики личностно-целевого компонента готовности использовались методика Р. В. Овчаровой "Мотивы выбора профессии" [Овчарова, 2004], для определения уровня развития информационно-гностического компонента готовности к выбору профессии методика «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой [Опросник для определения…].

В исследование приняли участие 60 старшеклассников, из них 30 человек воспитывались в семье, а 30 человек - вне семьи. Обе группы испытуемых идентичны по полу, возрасту и принадлежности к учебному классу.

Результаты исследования. Из анализа данных по методике В. Б. Успенского (Таблица 1) следует, что показатели общей готовности старшеклассников, воспитывающихся в семье значимо выше, чем у их ровесников, воспитывающихся вне семьи (различия значимы по критерию Манна-Уитни, при р= 0,002). У старшеклассников, воспитывающихся вне семьи, наблюдается преобладание низкого уровня общей готовности к выбору профессии (Х = 12,5 баллов). У детей, воспитывающихся в семье, отмечается средний уровень готовности к выбору профессии (Х = 14,4 балла).

 Заложенное в методике Успенского содержание свидетельствует, что при вне семейном типе воспитания старшеклассникам сложно осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение, определить цели дальнейшей профессиональной деятельности, корректировать свой выбор профессии и дальнейший профессиональный путь.

 

Таблица 1.Готовность старшеклассников к выбору профессии

Тип воспитания Показатели Общая готовность
В семье Х б Кв% 14,4 2,07 14%
Вне семьи Х б Кв% 12,5 2,5 20%
Значимость различий р 0,000***

 

 Старшеклассники, воспитывающиеся в детском доме, дали характерные для этого типа учреждения отрицательные ответы на вопросы про влияние родственников на выбор профессии, про ее близкое расположение к месту жительства. Не значима для них привязка будущей работы к месту жительства, что говорит о том, что они могут выбирать профессиональную деятельность не только в своем регионе. В большинстве ответов основным мотивом выбора профессии выделяются материальные интересы, что свидетельствует об отсутствии интереса к содержательным характеристикам работы. 

Диагностика личностно – целевого компонента, а именно, его мотивационно-ценностного подкомпонента по методике Р. В. Овчаровой показала следующее (Таблица 2). Наиболее сильная степень различий по данному подкомпоненту между детьми семейного и несемейного типа воспитания была получена по показателю "внутренние социальные мотивы" (различия значимы по критерию Манна-Уитни, при р= 0,001). При несемейном типе воспитания выраженность этих мотивов ниже. У старшеклассников, воспитывающихся вне семьи, наблюдается преобладание внутренних индивидуально значимых мотивов (Х = 17,7), над внутренними социально значимыми (Х = 14,1). У детей, воспитывающихся в семье, эти мотивы выражены одинаково (соответственно Х = 17 и Х = 17,6). Показатели по шкале «Внутренние мотивы» старшеклассников, воспитывающихся в детском доме, статистически значимо выше, чем у школьников, воспитывающихся в семье. При семейном и несемейном типе воспитания наблюдается преобладание внешних положительных мотивов над внешними отрицательными.

Согласно данным исследования А. К. Кайкаевой [Кайкаева, 2020] критерием сформированности мотивации к выбору профессии, а, следовательно, и высокой готовности к выбору профессии, является преобладание внутренних согласованных между собой мотивов, реализующихся в активной деятельности по выбору профессии. В результате нашего исследования выявлено, что и при семейном и несемейном типе воспитание наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними. Однако, у старшеклассников, воспитывающихся в детском доме, наблюдается сильная степень различий внутренних индивидуальных и внутренних социальных мотивов (различия значимы по критерию Манна-Уитни, при р= 0,001), что говорит о их несогласованности, а как следствие низкой сформированности мотивации и общей готовности к выбору профессии

Таблица 2. Мотивы выбора профессии школьниками, воспитывающимися в семье и вне семьи.

Тип воспитания

Показа-тели

Мотивы выбора профессии старшеклассников

Внутренние индивидуальные Внутренние социальные Значимость различий Внешние полож. Внешние отриц.
В семье Х б Кв% 17 3,03 17% 17,6 3,22 18% 0,67   16,3 3,35 21% 12,7 3,17 25%
Вне семьи Х б Кв% 17,7 2,4 14% 14,1 2,62 18% 0,00*** 15 2,86 19% 13,3 3,4 25%
Значимость различий р 0,49 0,00***   0,17 0,48

 

Для более подробного и глубокого описания обратимся к анализу функционирования психологической структуры деятельности, а именно к показателю - когерентности (интегрированность) структуры. Он необходим для определения степени скоррелированности (согласованнности) переменных в корреляционной матрице.

Анализ психологической структуры мотивов выбора профессии старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и семье, показал разную степень включенности отдельных мотивов в функционирование структуры (Таблица 3). У детей несемейного типа мотивы выбора профессии не связаны между собой, при семейном типе наблюдается высокая когерентность структуры (соответственно ИКС= 0 и ИКС= 28). Это свидетельствует о том, что старшеклассники, воспитывающиеся в детском доме, не обладают системой мотивов выбора профессии. Выбор у них может быть обусловлен только одним мотивом, согласно которому и строится будущая деятельность. Поскольку, от взаимосвязи мотивов зависит насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности и насколько успешным будет овладение специальностью. Можно предположить, что при несемейном типе воспитания развитие мотивационно-ценностного компонента отстает, а, следовательно, и общий уровень готовности к выбору профессии будет у них ниже.

Диагностика информационно-гностического компонента, а именно, познавательного подкомпонента по методике Л. Н. Кабардовой «Опросник профессиональной готовности», показала следующее. Анализ интересов показывает, что старшеклассники, воспитывающиеся в детском доме, имеют специфичную степень готовности к выбору профессии. Наиболее сильная степень различий была получена по шкалам «человек-знак» (различия значимы по критерию Манна – Уитни, при р = 0,02), «человек-природа» (различия значимы по критерию Манна – Уитни, при р = 0,01).

Таблица 3 Когерентность системы мотивов выбора профессии школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи

Типы

воспитания

                         Мотивы выбора профессии

Сумма

Внутренние индивидуальные Внутренние социальные Внешние положительные Внешние Отрицательные
В семье 8 6 6 8 28
Вне семьи 0 0 0 0 0

        

 У старшеклассников, воспитывающихся в семье, эти компоненты наиболее развиты. По другим шкалам статистически значимых различий получено не было (Таблица 4). Полученные результаты свидетельствуют, что при несемейном типе воспитания интересы по каждой сфере профессий показали результат ниже, чем у школьников, воспитывающихся в семье. Это может говорить о более высокой степени готовности "семейных" школьников к выбору профессии.

 

Таблица 4.Профессиональные интересы школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи

Тип воспитания

Показатели

Типы профессий

Человек Знак Человек Техника Человек Природа Человек Худ. образ Человек Человек
В семье Х б Кв% 9,37 3,89 22% 7,6 5,65 24% 8,63 5,2 20% 10 4,02 26% 12,6 3,87 31%
Вне семьи Х б Кв% 6,93 5,29 26% 6,2 7,48 28% 5,13 4,64 30% 9,63 5,65 29% 11,6 5,29 35%
Значимость различий р 0,02* 0,08 0,01** 0,82 0,24

 

Анализ психологической структуры интересов старшеклассников, воспитывающихся в детском доме, и семье показал разную степень включенности отдельных типов профессий в функционирование структуры профессиональной направленности (Таблица 5). У детей несемейного типа компоненты структуры слабо связаны между собой, при семейном типе наблюдается высокая когерентность структуры (соответственно ИКС= 6 и ИКС= 12). Это говорит о том, что у школьников, воспитывающиеся вне семьи, не сформирована система профессиональных интересов, Их интересы нескоординированы, не сопоставлены между собой. Несмотря на прилагаемые усилия сотрудников учреждений, детям данной категории присуще дефицитарность развития интересов вследствие различных видов депривации. Таких как материнская депривация, сенсорная депривация (снижение дифференцированности и разнообразия впечатлений), социальная депривация (уменьшение коммуникаций с окружающими людьми), эмоциональная депривация (уплощение эмоционального тона).

Таблица 5. Когерентность системы профессиональных интересов школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи

 

Тип

воспитания

Сумма

 

                      Тип профессий

Человек знак Человек техника Человек природа Человек худ. образ Человек человек
В семье   12 3 3 3 3 0
Вне семьи 6 3 3 0 0 0

 

Анализ компонента "умение" показал, что при несемейном типе воспитания наблюдается следующие особенности готовности к выбору профессии. Наблюдаются статически достоверные различия старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье по шкале «человек-знак» (различия значимы по критерию Манна – Уитни, при р = 0,01), «человек природа» (различия значимы по критерию Манна – Уитни, при р = 0,03). и «человек-человек» (различия значимы по критерию Манна – Уитни, при р = 0,05).

 По всем этим шкалам значения у школьников семейного типа преобладают. По другим шкалам статистически значимых различий получено не было (Таблица 6). Одним из критериев определения готовности к выбору профессии является развитие умений, которые приобретается в ходе правильно организованной деятельности в течение жизни, под влиянием воспитания и обучения. Поскольку, умения по всем типам профессий у старшеклассников, воспитывающихся в детском доме ниже, чем у "семейных", то можно говорить о низкой их готовности к выбору профессии старшеклассников, воспитывающихся вне семьи.

 

Таблица 6Профессиональные умения школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи

Тип воспитания

Показатели

Компоненты готовности к выбору профессии

Человек Знак Человек техника Человек природа Человек худ. образ Человек человек
В семье Х б Кв% 11,6 3,77 23% 9,17 6,1 27% 9,73 4,95 31% 10,4 3,7 25% 14,9 3,4 23%
Вне семьи Х б Кв% 8,47 5,64 27% 7,6 8,29 29% 6,7 4,84 32% 10,6 6,04 27% 13 5,29 27%
Значимость различий р 0,01** 0,14 0,03* 0,94 0,05*

 

Анализ психологической структуры умений старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и семье показал разную степень включенности отдельных типов профессий в функционирование структуры умений.(Таблица 7). У детей несемейного типа компоненты структуры умений слабо связаны между собой, при семейном типе воспитания наблюдается высокая когерентность структуры (соответственно ИКС= 2 и ИКС= 12). 

Это говорит о том, что внесемейное воспитание не способствует формированию системы умений. Л. И. Божович [Божович,1968] и её ученики выделили существенную особенность детей сирот, которая заключается в том, что в условиях школы- интерната дети постоянно находятся в стенах одного помещения, в кругу одних и тех же людей, получают одинаковые впечатления и педагогическое воздействие, в связи с этим отстает усвоение многообразных межличностных отношений. Эти особенности объясняют и тот факт, что у детей, воспитывающихся вне семьи отсутствуют тесные связи между выделенными компонентами, т.к. они живут одним событием, одним интересом, одним мотивом.

 

Таблица 7. Когерентность системы профессиональных умений школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи

Тип

воспитания

Сумма

                      Тип профессий

Человек Знак Человек техника Человек природа Человек худ. Образ Человек человек
В семье   12 3 3 3 3 0
Вне семьи 2 1 1 0 0 0

 

Выводы. Подводя итоги проведённому анализу можно отметить следующие моменты.

1.Уровень готовности к выбору профессии старшеклассников, воспитывающихся вне семьи значимо ниже чем у школьников, воспитывающихся в семье. Причём готовность к выбору профессии у данных групп школьников различается не только количественно, но и качественно, и структурно. Это свидетельствует о том, что тип семейного воспитания подростков влияет на формирование их психологической готовности к выбору профессии.

2. При семейном и несемейном типе воспитания наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними. Однако, у старшеклассников, воспитывающихся в детском доме, наблюдается сильная степень различий внутренних индивидуальных и внутренних социальных мотивов, что говорит об их несогласованности, и как следствие - о недостаточной сформированности мотивации, как фактора общей готовности к выбору профессии.

3. Общая тенденция развития профессиональных интересов школьников, воспитывающихся в семье, заключается в том, что они выражены сильнее, чем у школьников, воспитывающихся вне семьи. Это говорит о том, что последние менее готовы к выбору профессии, чем школьники, воспитывающиеся в семье. Старшеклассники, воспитывающиеся в детском доме, имеют специфичный уровень развития интересов, для них характерны низкие значения уровня интересов по профессиям типа человек- знак и человек-природа.

4.Аналогичная тенденция наблюдается при анализе уровня развития умений, характерных для различных типов профессий: умения школьников, воспитывающихся в семье, развиты лучше, чем у школьников, воспитывающихся вне семьи. Это подтверждает предположение, что "внесемейные" школьники менее готовы к выбору профессии, чем " семейные". Кроме того, при вне семейном типе воспитания, наблюдается низкий уровень развития умений по шкалам человек-знак, человек- природа и человек-человек.

5. Характерной особенностью школьников, воспитывающихся вне семьи, является слабая структурированность (или её полное отсутствие) подсистем компонентов, влияющих на выбор профессии: подсистем мотивации, профессиональных интересов и умений. Это указывает на то, что выбор профессии у них носит парциальный характер и может быть обусловлен только одним интересом, одним умением, одним мотивом, которые не соотносятся между собой. Поэтому у школьников, воспитывающихся вне семьи, существенно снижается готовность к выбору профессии. Одной из причин слабой структурированности компонентов выбора профессии рассматривается информационная, эмоциональная, коммуникативная депривация этой категории школьников.

6. Представленные в статье результаты мы рассматриваем как предварительные, поскольку они нуждаются в уточнении с использованием дополнительных психодиагностических методик и расширении выборки испытуемых. Это является целью наших последующих исследований готовности школьников разных категорий к выбору профессии.

 

Список литературы

1. Арон И. С. Особенности познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната // Известия вузов: сайт 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnogo-komponenta-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-podrostkov-vospitannikov (дата обращения: 12.11.2020)

2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. Москва: Просвещение, 1968.464 с.

3. Зеер, Э. Ф., Садовникова А. М., Павлова А. М. Профориентология: теория и практика. Москва: Академический проект, 2008.192с.

4. Кайкаева, А. К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников // Молодой ученый: сайт 2020. URL: https://moluch.ru/archive/314/71455/ (дата обращения: 18.02.2021).

5. Капина О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии // Ярославский педагогический вестник: сайт 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-psihologicheskoy-gotovnosti-k-vyboru-professii (дата обращения: 12.01.2021)

`   6. Овчарова Р.В.Профориентационная работа в школе: метод. Рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 80 с.

7. Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. URL: http://testoteka.narod.ru/prof/1/01.html (дата обращения: 16. 04. 2020)

8. Поварёнков Ю. П. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов/ Ю. П. Поваренков, А. Г. Хаймина// Педагогика и психология. Ярославль, 2007. С. 57-66.

9. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (46). С. 66-70.

10. Поварёнков Ю.П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2.№ 3. С. 34-40

11.Попович А. Э. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии в школе: монография. Москва: Академия педагогических и социальных наук, 2010. 140 с.

12. Таротенко О. А. Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом и юношеском возрасте: монография. Омск: Сфера, 2008. 199 с.

13. Успенский В.Б. Профессиональная ориентация учащихся. Москва: Юрайт, 2017. 255 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.062 с.)