Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Problems of research of risky behaviour at teenagers
Summary: in given article features of research of readiness for risk at teenagers are considered. In the article conceptual positions of various scientists-experts to research of risky behaviour as one of the major features of teenagers are presented. Keywords: risky behaviour, temperament, rational thinking, care, risk avoiding, typology, teenagers, young people.
ЎСМИРЛАРДА ТАВАККАЛЧИЛИКНИ ТАДҚИҚ ЭТИШ МУАММОЛАРИ Аннотация: ушбу мақолада ўсмирлик даврида таваккалчиликка тайёрликни тадқиқ қилиш хусусиятлари таҳлил қилинган. Мақолада ўсмирлик даврига хос бўлган хусусиятларга таваккал хулқ-атворнинг алоқадорлиги ва мутахассис-олимларнинг фикрлари келтирилган. Калит сўзлар: таваккал хулқ-атвор, мижоз, рационал тафаккур, эҳтиёткорлик, таваккалдан қочиш, типология, ўсмирлар, ўспиринлар. Российский ученый Б.М.Мастеров проделал множество работ в области подростковой психологии, его исследования посвящены изучению рискованности в социальных условиях[1]. По мнению Б.М.Мастерова рискованное поведение чаще всего проявляется в условиях неопределенности (неясности). Ибо человеку с раннего возраста присуще склонность к риску. Каждый человек, в течение всей своей жизни, многократно прибегает к рискованным действиям. Ситуации, связанные с риском приобретают большое значение в подростковом возрасте и, именно в данный период, усиленно развивается подготовка к рискованному поведению. Подросток, осознавший, что он уже не является ребенком и начинает вести себя как взрослый человек. Такое положение, в свою очередь, способствует проявлению качеств рискованности во взрослых, но не конца осознанных решениях. Б.М.Мастеров, который занимался подростковой психологией, широко раскрыл вопросы, касающиеся причин возникновения рискового поведения у подростков. С его точки зрения, рискованность подростков направлена на становление взаимоотношений со сверстниками и нахождение своего места среди взрослого мира. Обобщая вышеперечисленные положения, можно назвать это социальным риском. Взаимоотношения между сверстниками формируется на основе таких, характерных для подростков, тенденций неформальных групп, как «сильный-слабый», «храбрый-трус». Иначе говоря, подростки постоянно пытаются что-то доказать себе и окружающим его людям. Межличностные отношения в группах помогают подросткам в осознании таких понятий как «Я» и «взрослость», способствуют формированию норм и ценностей и облегчают процесс нахождения ответов на различные вопросы, возникающие в сознании подростка. В общем плане, c одной стороны, в социальной ситуации появляется необходимость поддержки сверстников, в это период социальные роли подростков тесно связаны с увеличением “внутренних чувств” и повышением общей активности.
А с другой стороны, социальная ситуация пытается полностью подчинить себе индивидуальность и изменить его. В определенных группах подростков возможно верховенство отрицательных ценностей в их основе лежит нежелание подчиняться и стремление к независимости от взрослых. Такие ценности не всегда аcоциальны, они лишь определяют степень выраженности отрицательного поведения ребенка. Сильное чувство стремления к независимости является одним из основных психологических качеств данного периода. Многие взрослые могут вспомнить как сильно в молодости пытались доказывать свою точку зрения родителям и преподавателям. Но также следует отметить, что стремление к независимости требует большой смелости и способствует возникновению рисковых ситуаций(состояний) характерных подростковому периоду. Человек с рождения и до конца своей жизни становится участником различных сложных ситуаций. Он учится на чужих ошибках и, конечно, сам допускает ошибки, а впоследствии человеку приходится рисковать. Следовательно, мы никак не допустим ошибку, если будет говорить, что рискованность формируется у человека с рождения. Первые шаги в жизни ребенка также непременно связаны с риском. Иногда маленькие дети, пытаясь избежать наказания начинают лгать и пытаются уклониться от наказания. Таким образом, ребенок начинает врать зная, что это неправильно и всё равно пытается достичь успеха любыми способами. Подобные ситуации также связаны с риском. Известно, что существуют возрастные кризисы развития и в такие периоды человек начинает чувствовать себя некомфортно. Это чувство влечет за собой и другие чувства. С взрослением ребенка увеличивается также и его потребности. Приумноженные потребности могут привести к возникновению рискованного поведения. Мечты и надежды, присущие каждому человеку также могут привести к рискованности. Человек, прибегая к рисковому поведению, преследует материальную, моральную и социальную выгоду. Раз он получает определенную выгоду, человек будет сильно стараться и прилагать множество усилий. Свойственные человеку мечты, надежды и неудовлетворенные желания требуют от человека рациональности, но его любопытство и целеустремленность приводят к рискованным действиям.
Совершая рисковые действия человеку непременно приходится учитывать мнение общественности. Общественное мнение иногда приводит людей к принятию неправильных решений. Человек всегда имел сложную природу и его дальнейшие действия иногда даже неизвестны ему самому. Бывают такие ситуации, когда человек вынужден совершать рискованные действия, но его последствия не известны ни ему, ни окружающим его людям[3].
Особенности рискового поведения также проявляется в формировании нездоровых привычек. К числу таких привқчек относятся наркомания, алкоголизм и другие. Многие учёные доказали, что в переходном возрасте нужно уделять детям особое внимание. Следует отметить, что подростки пытаясь выйти из сложившегося кризиса любыми способами, могут совершать не совсем хорошие деяния. Плохие привычки внедряются в сознание легче, нежели хорошие. Одно из самых удивительных человеческих качеств – это выполнение противоположного действия, вместо требуемого. В подростковом возрасте запреты взрослых могут оказывать противоположное влияние на их поведение. Поскольку, множество ситуаций с которыми сталкивается подросток связаны с риском, то можно утверждать, что подготовка к рискованности является одним из свойственных характеру человека качеств. Рискованность проявляется не только в военных, экономических задачах, а в любой деятельности, в том числе в творческой и мыслительной. Существует множество мнений о диагностике и психодиагностических методах измерения рискованности. Если взять в общем, рискованность имеет такие же статистические показатели, как и определение обычной дисперсии, то есть с первого взгляда напоминает показатели, которые подчиняются нормальному распределению. Но, как утверждал М.А.Рогов рискованность является более сложным понятием, ряд его этапов подразделяются лишь условно. Несмотря на эти сложности, множество исследователей в качестве определяющих факторов рискованности обозначают процесс и его свойства[2]. Общим свойством тестов, определяющих рискованное поведение является неопределенность, то есть требование от субъектов принятия решения в ситуациях неопределенности. Человек в процессе принятия решения не может полностью предугадать результат и не знает к каким итогам приведет принятое решение. Ситуации, связанные с рискованностью можно подразделить на 3 вида: 1) Множество альтернативных решений – “A”; 2) Множество альтернативных прогнозов(гипотез) – “H”;3) Множество альтернативных итогов – “W”. Множество альтернативных вариантов (А) является очень широким понятием и определяет сущность альтернативных отношений и решений. Благодаря существованию множества вариантов, человек, к примеру, в магазине предпочитает одну обувь другой, прислушивается к определенному мнению больше, чем к другим, выбирает какую-либо определённую профессию вместо какой-либо другой. Но существуют определенные ограничения в развитии альтернатив. Это связано со знаниями человека и его уровнем мышления. Например, просим участников выбрать более предпочитаемый цвет (из двух оттенков зеленого). Для некоторых людей эти оттенки являются элементами одного и того же цвета (зелёного), а для других людей это может быть альтернативой. Множество альтернатив, которые направлены на решение различных жизненных проблем не настолько просты в исполнении. В различных реальных и социальных системах, например, в политических средах, административных органах, а также в семейной среде процесс принятия определенного решения непременно имеет различия. Как видно, возникает множество различий в ситуациях, возникающих в реальной жизни. Но схожие ситуации могут быть искусственно созданы и в лабораторных условиях. В экспериментальных ситуациях, которые связаны с риском первоначально даются лёгкие задачи и в дальнейшем они усложняются.
С нашей точки зрения, ситуации, связанные с риском, должны изучаться с учетом индивидуально-психологических и типологических качеств, а также темперамента. Крайне мало исследований, показывающие степень готовности к риску людей, имеющих различные темпераментные проявления и, следовательно, вопрос степени склонности к рисковому поведению людей с тем или иным типом личности остается незакрытым. Готовность и склонность к риску, в первую очередь, зависит от среды развития человека. То есть среда, в которой развивается и взрослеет человек обязательно оказывает влияние на него. Непременно составляющие среды развития и индивидуальности оказывают влияние на поведение и деяния человека. Как было сказано выше, социальная атмосфера и ценности подростковых групп могут быть раскритикованы взрослыми. Критика, свою очередь, приводит к тому, что подростки начинают действовать по-своему. Благодаря критике взрослых у подростков повышается готовность к риску. В процессе взросления ребёнка усовершенствуются и формируются свойства его характера. По этой причине, мы в своём исследовании изучили темпераментные и характерные признаки подростков, пытались определить влияние индивидуально-психологических качеств на формирование рискованного поведения. Конечно, для широкого научного изучения этой проблемы необходимо провести исследование с людьми каждого типа и провести работу с сотнями людьми. Поскольку изучение важности рискованного поведения составляет отдельную научную проблему, то исследование качеств личности, которые в той или иной степени проявляют рисковость, а также их особенностей поведения, своеобразности мышления и восприятия является требованием времени. Список литературы 1. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., 2000. 2. Рогов М. А. И прибыли, и убытки - от неопределенности. Системный подход к проблеме управления экономическим риском. // РИСК, №№3-4, 1994. - с. 83-88. 3. Солнцева Г.Н. Наука риска. “Энергия” 2011, N 9. С. 57-60. 4. Starr C., Rudman R., Whippie C. Philosophical basis for risk analysis. –N.Y., 2012.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.007 с.) |