Problems of research of risky behaviour at teenagers 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Problems of research of risky behaviour at teenagers



Summary: in given article features of research of readiness for risk at teenagers are considered. In the article conceptual positions of various scientists-experts to research of risky behaviour as one of the major features of teenagers are presented.

Keywords: risky behaviour, temperament, rational thinking, care, risk avoiding, typology, teenagers, young people.

 

ЎСМИРЛАРДА ТАВАККАЛЧИЛИКНИ ТАДҚИҚ ЭТИШ МУАММОЛАРИ

Аннотация: ушбу мақолада ўсмирлик даврида таваккалчиликка тайёрликни тадқиқ қилиш хусусиятлари таҳлил қилинган. Мақолада ўсмирлик даврига хос бўлган хусусиятларга таваккал хулқ-атворнинг алоқадорлиги ва мутахассис-олимларнинг фикрлари келтирилган.

Калит сўзлар: таваккал хулқ-атвор, мижоз, рационал тафаккур, эҳтиёткорлик, таваккалдан қочиш, типология, ўсмирлар, ўспиринлар.

Российский ученый Б.М.Мастеров проделал множество работ в области подростковой психологии, его исследования посвящены изучению рискованности в социальных условиях[1]. По мнению Б.М.Мастерова рискованное поведение чаще всего проявляется в условиях неопределенности (неясности). Ибо человеку с раннего возраста присуще склонность к риску. Каждый человек, в течение всей своей жизни, многократно прибегает к рискованным действиям.

Ситуации, связанные с риском приобретают большое значение в подростковом возрасте и, именно в данный период, усиленно развивается подготовка к рискованному поведению. Подросток, осознавший, что он уже не является ребенком и начинает вести себя как взрослый человек. Такое положение, в свою очередь, способствует проявлению качеств рискованности во взрослых, но не конца осознанных решениях.

Б.М.Мастеров, который занимался подростковой психологией, широко раскрыл вопросы, касающиеся причин возникновения рискового поведения у подростков. С его точки зрения, рискованность подростков направлена на становление взаимоотношений со сверстниками и нахождение своего места среди взрослого мира. Обобщая вышеперечисленные положения, можно назвать это социальным риском. Взаимоотношения между сверстниками формируется на основе таких, характерных для подростков, тенденций неформальных групп, как «сильный-слабый», «храбрый-трус». Иначе говоря, подростки постоянно пытаются что-то доказать себе и окружающим его людям.

Межличностные отношения в группах помогают подросткам в осознании таких понятий как «Я» и «взрослость», способствуют формированию норм и ценностей и облегчают процесс нахождения ответов на различные вопросы, возникающие в сознании подростка. В общем плане, c одной стороны, в социальной ситуации появляется необходимость поддержки сверстников, в это период социальные роли подростков тесно связаны с увеличением “внутренних чувств” и повышением общей активности.

А с другой стороны, социальная ситуация пытается полностью подчинить себе индивидуальность и изменить его. В определенных группах подростков возможно верховенство отрицательных ценностей в их основе лежит нежелание подчиняться и стремление к независимости от взрослых. Такие ценности не всегда аcоциальны, они лишь определяют степень выраженности отрицательного поведения ребенка. Сильное чувство стремления к независимости является одним из основных психологических качеств данного периода. Многие взрослые могут вспомнить как сильно в молодости пытались доказывать свою точку зрения родителям и преподавателям. Но также следует отметить, что стремление к независимости требует большой смелости и способствует возникновению рисковых ситуаций(состояний) характерных подростковому периоду.

Человек с рождения и до конца своей жизни становится участником различных сложных ситуаций. Он учится на чужих ошибках и, конечно, сам допускает ошибки, а впоследствии человеку приходится рисковать. Следовательно, мы никак не допустим ошибку, если будет говорить, что рискованность формируется у человека с рождения. Первые шаги в жизни ребенка также непременно связаны с риском. Иногда маленькие дети, пытаясь избежать наказания начинают лгать и пытаются уклониться от наказания. Таким образом, ребенок начинает врать зная, что это неправильно и всё равно пытается достичь успеха любыми способами. Подобные ситуации также связаны с риском.

Известно, что существуют возрастные кризисы развития и в такие периоды человек начинает чувствовать себя некомфортно. Это чувство влечет за собой и другие чувства. С взрослением ребенка увеличивается также и его потребности. Приумноженные потребности могут привести к возникновению рискованного поведения. Мечты и надежды, присущие каждому человеку также могут привести к рискованности. Человек, прибегая к рисковому поведению, преследует материальную, моральную и социальную выгоду. Раз он получает определенную выгоду, человек будет сильно стараться и прилагать множество усилий. Свойственные человеку мечты, надежды и неудовлетворенные желания требуют от человека рациональности, но его любопытство и целеустремленность приводят к рискованным действиям.

Совершая рисковые действия человеку непременно приходится учитывать мнение общественности. Общественное мнение иногда приводит людей к принятию неправильных решений. Человек всегда имел сложную природу и его дальнейшие действия иногда даже неизвестны ему самому. Бывают такие ситуации, когда человек вынужден совершать рискованные действия, но его последствия не известны ни ему, ни окружающим его людям[3].

 

Особенности рискового поведения также проявляется в формировании нездоровых привычек. К числу таких привқчек относятся наркомания, алкоголизм и другие. Многие учёные доказали, что в переходном возрасте нужно уделять детям особое внимание. Следует отметить, что подростки пытаясь выйти из сложившегося кризиса любыми способами, могут совершать не совсем хорошие деяния. Плохие привычки внедряются в сознание легче, нежели хорошие. Одно из самых удивительных человеческих качеств – это выполнение противоположного действия, вместо требуемого. В подростковом возрасте запреты взрослых могут оказывать противоположное влияние на их поведение.

Поскольку, множество ситуаций с которыми сталкивается подросток связаны с риском, то можно утверждать, что подготовка к рискованности является одним из свойственных характеру человека качеств. Рискованность проявляется не только в военных, экономических задачах, а в любой деятельности, в том числе в творческой и мыслительной.

Существует множество мнений о диагностике и психодиагностических методах измерения рискованности. Если взять в общем, рискованность имеет такие же статистические показатели, как и определение обычной дисперсии, то есть с первого взгляда напоминает показатели, которые подчиняются нормальному распределению. Но, как утверждал М.А.Рогов рискованность является более сложным понятием, ряд его этапов подразделяются лишь условно. Несмотря на эти сложности, множество исследователей в качестве определяющих факторов рискованности обозначают процесс и его свойства[2].

Общим свойством тестов, определяющих рискованное поведение является неопределенность, то есть требование от субъектов принятия решения в ситуациях неопределенности. Человек в процессе принятия решения не может полностью предугадать результат и не знает к каким итогам приведет принятое решение. Ситуации, связанные с рискованностью можно подразделить на 3 вида: 1) Множество альтернативных решений – “A”; 2) Множество альтернативных прогнозов(гипотез) – “H”;3) Множество альтернативных итогов – “W”.

Множество альтернативных вариантов (А) является очень широким понятием и определяет сущность альтернативных отношений и решений. Благодаря существованию множества вариантов, человек, к примеру, в магазине предпочитает одну обувь другой, прислушивается к определенному мнению больше, чем к другим, выбирает какую-либо определённую профессию вместо какой-либо другой. Но существуют определенные ограничения в развитии альтернатив. Это связано со знаниями человека и его уровнем мышления. Например, просим участников выбрать более предпочитаемый цвет (из двух оттенков зеленого). Для некоторых людей эти оттенки являются элементами одного и того же цвета (зелёного), а для других людей это может быть альтернативой. Множество альтернатив, которые направлены на решение различных жизненных проблем не настолько просты в исполнении. В различных реальных и социальных системах, например, в политических средах, административных органах, а также в семейной среде процесс принятия определенного решения непременно имеет различия. Как видно, возникает множество различий в ситуациях, возникающих в реальной жизни. Но схожие ситуации могут быть искусственно созданы и в лабораторных условиях. В экспериментальных ситуациях, которые связаны с риском первоначально даются лёгкие задачи и в дальнейшем они усложняются.

С нашей точки зрения, ситуации, связанные с риском, должны изучаться с учетом индивидуально-психологических и типологических качеств, а также темперамента. Крайне мало исследований, показывающие степень готовности к риску людей, имеющих различные темпераментные проявления и, следовательно, вопрос степени склонности к рисковому поведению людей с тем или иным типом личности остается незакрытым. Готовность и склонность к риску, в первую очередь, зависит от среды развития человека. То есть среда, в которой развивается и взрослеет человек обязательно оказывает влияние на него. Непременно составляющие среды развития и индивидуальности оказывают влияние на поведение и деяния человека.

Как было сказано выше, социальная атмосфера и ценности подростковых групп могут быть раскритикованы взрослыми. Критика, свою очередь, приводит к тому, что подростки начинают действовать по-своему. Благодаря критике взрослых у подростков повышается готовность к риску. В процессе взросления ребёнка усовершенствуются и формируются свойства его характера. По этой причине, мы в своём исследовании изучили темпераментные и характерные признаки подростков, пытались определить влияние индивидуально-психологических качеств на формирование рискованного поведения.

Конечно, для широкого научного изучения этой проблемы необходимо провести исследование с людьми каждого типа и провести работу с сотнями людьми. Поскольку изучение важности рискованного поведения составляет отдельную научную проблему, то исследование качеств личности, которые в той или иной степени проявляют рисковость, а также их особенностей поведения, своеобразности мышления и восприятия является требованием времени.

Список литературы

1. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., 2000.

2. Рогов М. А. И прибыли, и убытки - от неопределенности. Системный подход к проблеме управления экономическим риском. // РИСК, №№3-4, 1994. - с. 83-88.

3. Солнцева Г.Н. Наука риска. “Энергия” 2011, N 9. С. 57-60.

4. Starr C., Rudman R., Whippie C. Philosophical basis for risk analysis. –N.Y., 2012.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.007 с.)