Влияние технологии дебатов на снижение тревожности учащихся страшней школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние технологии дебатов на снижение тревожности учащихся страшней школы



Малахова Н.Н.

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос снижения тревожности учащихся старшей школы при помощи создания ситуаций дискуссии в игре «дебаты».

Abstract: the article deals with the issue of reducing the anxiety of high school students by creating situations of discussion in the game "debate".

Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожности, игра, дискуссия.

Keywords: anxiety, situational anxiety, game, discussion.

 

Введение.

Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов, публичных выступлений.

Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанная с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [Прихожан, с. 89].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности. Тревожность можно определить как состояние человека к переживанию тревоги, склонность к повышенному беспокойству. Эту психологическую особенность человека принято классифицировать

Цель – анализ влияния дебатов как технологии обучения на снижение тревожности

Исследовательские задачи:

1. Проанализировать особенности тревожности выпускников;

2. Провести ряд игр «дебатов» и провести повторную диагностику.

Методология и методы исследования: методами исследования являются анализ литературы и тестирование. Методика - «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина).

Результаты

Дебаты – интеллектуальная игра для учащихся, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте [Светенко, с. 101].

Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности: обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию, анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы, устанавливать логические связи между явлениями, различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, находится в ситуации ограничения правил. Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Для анализа особенностей тревожности проведена методика диагностики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина). Суть работы заключалась в том, что с учащихся проведена серия игр «дебаты» включающий в себя подготовку и проведение по правилам. Данные диагностики констатирующего и контрольного этапов отражены в таблице 1.

Таблица 1. – Результаты исследования по оценке тревожности.

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Реактивная тревожность Личностная тревожность Реактивная тревожность Личностная тревожность
Высокий 46% 58% 27% 38%
Средний 54% 38% 54% 43%
Низкий 0% 4% 19% 19%

Достоверность различий проанализирована при помощи t-критерия Стьюдента. Результат по критерию равен rs = 0.769. Данный результат показывает, что корреляция между констатирующим и контрольным этапом значима.

Дискуссия

По данным исследования полученных в ходе диагностики тревожности выявлено на констатирующем этапе (сентябрь 2020 года) высокий уровень ситуативной тревожности у 46%, а личностной у 58%. С октября по март проведена серия подготовки и проведения игр «дебаты» на уроках обществознания под руководством психолога.

В ходе игр наблюдались ситуации изменения признаков тревожности при публичном выступлении у учащихся старшей школы. Кроме того, отмечались изменения в выступлениях на уроках гуманитарного цикла.

После проведена повторная диагностика где полученных данные показывают снижений ситуативной тревожности. Личностная тревожности изменилась в сторону уменьшения, но данные снижение менее заметно.

Выводы

Таким образом, в ходе проведения игры дебаты в рамках гуманитарного цикла уроков, у учащихся не только улучшаются навыки ораторской речи и уменьшается тревожность. Данный фактор положительно влияет так же на состояние тревоги учащихся на экзамене.

Список литературы

1. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.

2. Прихожан А.М. «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст» - Питер, 2009. - 192 c.

3. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам // Дебаты. Учебнометодический комплект. М.: БОНФИ, 2001. 167 с.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.006 с.)