Концепция ночного суда: зарубежный опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция ночного суда: зарубежный опыт



 

Аннотация: В статье рассматривается практика реализации концепции ночных судов в зарубежных странах. Результаты внедрения данного института в Казахстане, Сингапуре и США. Кроме того, поднимается вопрос имплементации «вечерних судов» в правовую систему Российской Федерации с целью упрощения и сокращения сроков производства по отдельным делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: ночной суд, реформирование судебной системы, вечерний суд, нарушение правил дорожного движения, сокращенные сроки.

В современном мире существуют множество различных моделей формирования системы правосудия в области производства по делам об административных правонарушениях. Данная дифференциация зависит, в первую очередь, от наличия в государстве самостоятельных административных судов, иначе говоря органов административной юстиции, однако есть определенные механизмы в зарубежных странах, например «ночные суды», позволяющих внедрить их в нашу правовую систему с целью упрощения ряда процедур в административном процессе.

Так, в Сингапуре реформа судебной системы началась в 90-е годы из-за высокой загруженности судов низшего уровня, что проявилось в накоплении большого количества дел, которые не рассматривались годами. Стороны могли ждать до четырех лет, пока дело будет назначено к слушанию, и 2-3 года отводилось на рассмотрение апелляций. Вследствие этого была введена система «ночных судов», которая рассматривает дела о правонарушениях в сфере дорожного движения из-за большого количества нарушений правил дорожного движения. Это нововведение было призвано облегчить доступ к правосудию для работающей части населения. Суды работают с 18:30 до 22: 00 часов четыре дня в неделю.

Особенностью реформирования судебной системы США стала идея формирования специализированных судов, рассматривающих узконаправленные дела, например, споры по земельным отношениям, о наследовании, претензий к властям. Одним из таких изменений стали ночные суды, которые действуют в некоторых штатах. Они занимаются рассмотрением правонарушений в области дорожного движения и мелких преступлений.

Так, например, «ночной суд» имеется на Манхэттене и в Нью-Йорке. Их посещают как простые люди, так и юристы, студенты юридических факультетов, получающие практику, а также звезды, что сделало данные суды туристическим хитом, вследствие чего был снят популярный одноименный телесериал. Ночная смена судов продолжается с 17:00 до 01:00 следующего дня. 

Результатами внедрения института «вечерних судов» в Сингапуре и США стали:

 повышение качества судопроизводства;

 быстрое восстановление прав и законных интересов физических и юридических лиц;

 сокращение среднего времени ожидания решения по делу;

 доверие общественности к правосудию;

С 2018 года "ночные суды" начали свою работу в Казахстане в городах Астана и Алматы, Актюбинской области и др. Например, в рамках данного проекта специализированным межрайонным административным судом г. Астаны за 9 месяцев работы рассмотрено около 4 тыс. административных дел. Значительно сократилась рабочая нагрузка судей в течение дня, что послужило основой для повышения качества работы по более сложным делам, а количество апелляционных жалоб по другим делам уменьшилось. Согласно статистике суда, за 5 месяцев работы ночного суда нагрузка на одного судью снизилась на 50-55 дел в месяц. Например, до июня 2018 года среднемесячная нагрузка на одного судью составляла от 300 до 330 дел, на данный момент в месяц в производстве 250-257 дел. В день один судья назначает около 10-11 дел, а за аналогичный период 2017 года назначалось от 25 до 40 дел.

Практика показывает, что после получения телефонного звонка о происшествии дежурный инспектор прибывает на место не сразу, а спустя длительное время (в среднем полтора часа). Потом составляются материалы (протоколы об административном правонарушении, осмотре места происшествия, изъятии документов и т. д.), которые направляется в суд в течение трех суток с момента составления протокола. Кроме того, затягивает производство процедура получения пакета документов, которые необходимы для рассмотрения в суде, например, справки из наркологического диспансера.

С учетом общей загруженности судей рассмотрение дела может занять от двух недель до одного месяца. При рассмотрении дела и принятии судом решения стороны ожидают даты его вступления в законную силу (десять дней со дня вручения сторонам).

Следует отметить, что проблема растягивания судебного процесса отрицательно отражается на потерпевших, которые испытали страх и психологический стресс от происшествия, более того, они вынуждены нести дополнительные расходы на представителя, а также возможностью эксплуатировать автомобиль, ведь в среднем со дня ДТП до момента получения страховой выплаты может уйти до трех месяцев.

Требует решения и ряд других проблем. В частности, оперативному рассмотрению материалов об административных правонарушениях препятствует то обстоятельство, что материалы в суде зачастую не рассматриваются без участия правонарушителя, в то время как в административном протоколе правонарушитель соглашается с совершенным правонарушением, прилагаются объяснительные записки и заявление.

Еще одним сдерживающим фактором является то, что материалы не принимаются без удостоверения личности правонарушителя, хотя к ним прилагаются материалы, подтверждающие его личность, заверенные инспектором и гербовой печатью.

Основания рассмотрения дел в «ночном суде»:

— не оспаривание обстоятельств совершенного правонарушения;

— признание себя виновным в совершенном правонарушении;

— согласие с причиненным ущербом;

— наличие ходатайств обеих сторон о рассмотрении дел незамедлительно в  «ночном суде».

Вечерние суды работают с 18.30 до 22.00, что позволяет гражданам явиться на судебное разбирательство в отрыве от своего рабочего времени, для того чтобы рассмотреть дело в сокращенные сроки, как показывает практика в Казахстане в день ДТП, и получить страховые выплаты по истечении 10 дней. Однако следует сказать, что не согласие потерпевшего на производство в «ночном суде», а также оспаривание правонарушителем своей вины и размера ущерба, являются основанием рассмотрения дела в общем порядке.

Большинство дел связано с нарушениями водителями правил дорожного движения, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества (ст.610 КРКоАП), а также административные правонарушения в сфере семейно-бытовых правоотношений (ст.ст.73, 73-1, 73-2 КРКоАП), миграционного законодательства (ст.517 КРКоАП) и мелкое хулиганство (ст.434 КРКоАП).

Рассмотрев специфику производства административных дел в «ночных судах», мы предлагаем внедрить данный правовой институт в рамках правового эксперимента в отдельных субъектах по категориям дел, закрепленных в главе 12 КоАП РФ, особенно по ст. 12.24 КоАП РФ с последующим расширение категорий дел по ст. 6.1.1. КоАП РФ побои, ст. 20.1. КоАП РФ мелкое хулиганство. Имплементация может произойти как в действующий КоАП РФ в раздел IV отдельной главой 29.1, так и в проект будущего Процессуального Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данная модель схожа с основаниями производства дознания в сокращенной форме в рамках главы 32.1 УПК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение ночных судов с сокращенным порядком судопроизводства позволяет ускорить конечный результат, в кратчайшие сроки решить вопрос об ответственности и получить страховую выплату при дорожно-транспортном происшествии. Соответствующим положительным результатом является немедленное вынесение судебного постановления с отметкой о его немедленном вступлении в силу.

 


ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Аветисян Диана Саргисовна

студентка 2 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Соколенко Н.Н.,

доцент кафедры гражданского процесса и международного права,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент

Заключение трудового договора о дистанционной работе с сотрудником, проживающим за рубежом

Аннотация: В статье на основе анализа положений федерального законодательства и нормативных правовых актов органов исполнительной власти освещаются некоторые проблемы правового регулирования заключения трудового договора о дистанционной работе с сотрудниками, которые проживают за пределами территории РФ.

Ключевые слова: дистанционная работа, дистанционный работник, трудовой договор, обязанности, работодатель.

В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране гарантируется свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду (п.1 ст.37)[23], что в дальнейшем получило закрепление и в Трудовом кодексе РФ (абз.1 ст. 2) (далее - ТК РФ). Здесь стоит напомнить, что правовому регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений присуща дифференциация, которая, конечно, не отрицает его единства, представляющего собой всеобщность и обязательность основных правовых принципов регулирования труда, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах государственной власти независимо от вида и характера трудовых отношений[24]. При этом в последние годы наметилась тенденция к углублению дифференциации норм трудового законодательства, что подтверждается появлением таких специальных субъектов как дистанционные работники(ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ) на которых распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, но с учетом особенностей, установленных гл. 49.1 ТК РФ.

На данный момент дистанционная занятость получила активное распространение во многих странах, в том числе и в России. Это связано с несколькими аспектами: во-первых, с появлением информационного общества, внедрением современных технологий во все сферы жизнедеятельности, во - вторых для нанимателя становится неважным ни время, которое работник тратит, ни место выполнения трудовых функций, а результат, что не могло не отразиться на привычной для понимания и классической в правовом регулировании системе отношений между работником и нанимателем. В связи с чем в регулирование данных отношений внесены изменения в виде законодательного закрепления положения о дистанционной работе.

       Дистанционные работники отличаются от тех, кто работает по месту нахождения работодателя: режимом работы и отдыха, способами взаимодействия между сотрудником и работодателем и др. Так, с появлением усиленных квалификационных электронных подписей заключение трудового договора на бумажном носителе может быть заменено на обмен электронными документами (ч. 1 ст. 312.2 ТК РФ). Также с помощью указанного способа происходит ознакомление работника с необходимыми кадровыми документами: локальными нормативными актами, приказами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68, ч.5 ст. 312.2 ТК РФ).

На основе положений гл. 49.1 ТК РФ удалённый сотрудник вправе сам выбирать, где ему выполнять трудовую функцию, из чего логично сделать вывод, что трудиться он может повсюду, в том числе и за пределами Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли заключение трудового договора в этих условиях? Прямого запрета на работу из-за границы на основании трудового договора о дистанционной работе ТК РФ не содержит. Таким образом, если следовать принципу «что не запрещено, то разрешено», данная возможность существует. Вместе с тем позиции Минтруда РФ и Минфина РФ по этому вопросу расходятся.

В частности, Министерство труда РФ в письмах от 15.04.2016 № 17-3/ООГ-578[25] и от 16.01.2017 № № 14-2/ООГ-245[26] и др. указывает, что ТК РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации. Свою позицию он обосновывает положениями ст. 312.7 ТК РФ об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также ст. 13 ТК РФ о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, в связи с этим обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным[27].

 В связи с изложенным необходимо обратиться к ст. 312.7 ТК РФ, в которой в отношении дистанционных работников предусмотрен закрытый перечень обязанностей работодателя по обеспечению «безопасных условий и охраны труда», и указано, что другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе. Таким образом, в перечне обязанностей работодателя остались: расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и рассмотрение представлений органов общественного контроля, обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В части касающейся обязанности работодателя по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст.229.2 ТК РФ) стоит отметить, что проведение работодателем такого расследование на территории иностранного государства формально возможно, однако оно будет отличаться по времени и затратам от расследования, проводимого на территории РФ. Кроме того, поскольку рабочее место работника не подконтрольно работодателю, он в принципе не может знать, соблюдает ли работник нормы безопасности труда на рабочем месте[28].

 В свою очередь Минфин РФ разъясняя порядок налогообложения, учитывает обстоятельства, когда трудовой договор о дистанционной работе предусматривает определение места работы сотрудника в иностранном государстве, а также ситуацию при которой вознаграждение выплачивается за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации. Из этого следует, что Минфин РФ не видит каких-либо ограничений в части заключения трудового договора о дистанционной работе при осуществлении трудовой деятельности за пределами РФ. Кроме этого в пп.6 п.3 ст.208 Налогового кодекса РФ[29] указан такой вид доходов физических лиц, как вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом под трудовыми обязанностями понимаются обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст.223 НК РФ). Указанное позволяет сделать вывод, что для целей налогообложения НК РФ каких-либо особенностей для дистанционных работников не устанавливает.

Подводя итог стоит отметить, что Трудовой кодекс РФ содержит прямое указание на то, что работодатель не контролирует место или территорию выполнения дистанционной работы, что на наш взгляд свидетельствует о возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с работником, проживающим за границей. Но для устранения рассмотренной правовой неопределенности целесообразно такое право закрепить законодательно в ст.312.2 ТК РФ.

 

 


Агаркова Юлия Геннадьевна

студентка 4 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Соколенко Н.Н.,

доцент кафедры гражданского процесса и международного права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.019 с.)