Правовые проблемы обращения с отходами в Краснодарском крае: возможные пути решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые проблемы обращения с отходами в Краснодарском крае: возможные пути решения



Аннотация: В данной статье рассматриваются правовые проблемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на примере Краснодарского края, как субъекта Российской Федерации. Были обозначены пробелы законодательства и возможные пути решения. Рассматривается один из основных методов борьбы с избытком отходов в Краснодарском крае: захоронение на полигонах. В качестве возможного решения проблемы и реализации контроля за оборотом мусора выступает «мусорная» реформа.

Ключевые слова: окружающая среда, твёрдые коммунальные отходы, обращение с отходами, переработка, утилизация, контроль, «мусорная» реформа, лицензированный полигон, несанкционированные свалки.

 

В настоящий момент вопрос повышения уровня экологической безопасности и улучшения окружающей среды является одной из приоритетных задач нашего государства. Проблемы утилизации и переработки касаются каждого гражданина РФ. По статистике только один человек производит до 500 кг отходов в год. В России ежегодно образуется около 4 млрд тонн отходов производства и потребления. С каждым годом цифры стремительно увеличиваются, а эффективность законодательства, регулирующее обращения с отходами, уступает законам развитых стран.

 Для более детального понимания темы обратимся к понятийному аппарату. Определение термина «обращение с отходами» содержится в основополагающем законодательном акте в области обращения с отходами производства и потребления ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РФ и её субъектов находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Реальность показывает, что в большинстве случаев субъект РФ производит переработку и утилизацию отходов самостоятельно, не прибегая к материальной помощи государства. Финансирование процесса производится исключительно субъектом, в связи с чем нередко возникает недостаток средств, необходимых для осуществления качественной и безопасной переработки.

Статья 8.1 упомянутого выше федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления»[60] гласит, что контроль в соответствующей области могут распределять между собой субъекты и органы местного самоуправления, что и происходит в подавляющем большинстве случаев. Как правило, они не имеют возможности выделить из бюджета сумму, достаточную для проведения очистных мероприятий, в результате чего вопрос решается неэффективно либо просто остаётся без внимания.

В Краснодарском крае существует собственный закон «об отходах производства и потребления», посредством которого регулируется влияние отходов на здоровье человека, природу и окружающую среду, а также утилизационные мероприятия и правовые аспекты такой деятельности.

Твёрдые коммунальные отходы (далее – ТКО) в Краснодарском крае преимущественно вывозятся на лицензированные полигоны специализированными компаниями – региональными операторами.

На момент 2020 года было открыто 12 таких полигонов, в которых сосредотачивалась большая часть отходов региона. Однако их было недостаточно, чтобы обеспечить стабильный вывоз мусора из всех географических зон. В некоторых из них до сих пор не существует такого полигона, а сбыт отходов на уже существующие неизбежно приведёт к стремительному росту тарифа на ТКО для проживающих этих муниципалитетов. В 2017 году правительство Российской Федерации начало работу по реализации «мусорной» реформы, согласно которой на территории субъектов должны быть созданы не только объекты, на которых мусор размещается и сортируется, но и современные объекты его переработки. Краснодарский Край, начиная с 1 января 2020 года, активно совершенствует систему утилизации мусора: строятся новые, дополнительные полигоны, которые облегчат работу ныне активных, в регионе уже появились региональные операторы, упомянутые выше, - лицензированные компании со специальной техникой, занимающиеся вывозом мусора. Большой проблемой региона являются несанкционированные свалки, деятельность которых негативно сказывается на упорядочивании рассматриваемого вопроса, и бесспорное преимущество операторов – это наличие системы, отслеживающей путь транспорта от начальной точки до конечной. Это исключает возможность вывоза отходов в места, для них не предназначенные.

Говоря о несанкционированных свалках, стоит подчеркнуть, что масштаб наносимого ими вреда столь велик, что борьба с ними является чуть ли не главной задачей в плане организации переработки отходов в регионе. Захороненные в неположенном месте отходы пагубно влияют на экосистему края, что, несомненно, сказывается на общем его состоянии. В противодействии несанкционированным свалкам есть два пути решения. Первый – узаконить полигон, оформить все соответствующие документы и в дальнейшем эксплуатировать его, как законное предприятие, второй - ликвидировать. И тот, и другой методы активно используются организациями региона на сегодняшний день. 

Захоронение отходов не является перспективным и безопасным. В качестве точки, к которой стоит стремиться, можно взять системы переработки за границей. Европа поступает с отходами более выгодно: перерабатывается до пятидесяти процентов всего поступающего мусора, полученные материалы используются в производстве предметов быта, одежды, аксессуаров и мебели.

Подытоживая сказанное, следует сказать, что возможный путь решения правовых проблем с отходами в Российской Федерации и Краснодарском крае в частности, - это реализация «мусорной» реформы и, в дальнейшем, прогрессивное развитие на примере развитых стран. В кратком изложении реформа имеет следующие положения:

1. Полномочия по организации обращения с отходами передаются к рассмотрению на региональном уровне;

2. Вывоз и сортировка мусора из числа коммунальных выделяется, как самостоятельная услуга;

3. Изменяется система обращения с отходами;

4. Единый региональный оператор обязательно привлекается, как исполнитель;

5. Изменяется схема, по которой формируется платёж за вывоз и сортировку мусора.

В дополнение к «мусорной» реформе, уместно ввести систему поощрений для жителей Краснодарского края за успешную реализацию раздельного сбора мусора и ужесточить санкции для несоблюдающих требования закона.


Воробьева Софья Дмитриевна,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.006 с.)