К вопросу о целесообразности введения Экологического кодекса в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о целесообразности введения Экологического кодекса в Российской Федерации



Аннотация: Представленная статья посвящена рассмотрению вопроса о введении Экологического кодекса в Российской Федерации в рамках совершенствования отечественного законодательства в сфере экологии. Рассмотрены мнения ученых, как сторонников, так и противников введения данного федерального закона. Также освещено мнение авторов о целесообразности данной законотворческой инициативы.

Ключевые слова: экология, Экологический кодекс, экологическое законодательство, кодификация экологического законодательства, законотворческая инициатива.

Дискуссия о введении в России Экологического кодекса продолжается уже не первое десятилетие: еще в 1980 году на кафедре земельного и экологического права Московского государственного университета во главе с профессором В.В. Петровым был создан проект Экологического кодекса. В 1991 году был принят Закон РСФСР №2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который негласно называли Экологическим кодексом[61].

Прежде чем приступить к изучению мнений ученых-юристов о перспективах введения Экологического кодекса, нужно понять, что представляет собой данный нормативный правовой акт. А.К. Голиченков определяет Экологический кодекс как свод природоохранительных и природно-ресурсовых законов. Ученый подчеркивает, что при разработке и введении данного федерального закона нужно помнить, что это должен быть акт «не отраслевой, а межотраслевой кодификации»[62]. Авторы настоящей статьи предлагают здесь и далее понимать под Экологическим кодексом федеральный кодифицированный закон, регулирующий экологические правоотношения, касающиеся охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Данный нормативный акт существует во многих зарубежных государствах: во Франции (с 2000 года)[63], в Казахстане (с 2007 года), в Люксембурге и на Филиппинах. Республика Башкортостан в виде закона субъекта Российской Федерации в 1992 году приняла собственный Экологический кодекс, который, однако, в современной редакции почти полностью повторяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Для стран-участниц СНГ в 2006 году был принят Модельный экологический кодекс.

В России мнения ученых относительно принятия Экологического кодекса полярны. Одни поддерживают данную законотворческую инициативу и даже разрабатывают проекты будущего нормативного акта, другие категорически против. Сторонники, например, С.А. Боголюбов[64] и И.А. Игнатьева[65] считают, что введение в России Экологического кодекса благоприятно скажется на развитии экологического права. А.А. Иванов придерживается мнения, согласно которому России необходима глубокая систематизация экологического законодательства, так как подход, при котором по каждому из подлежащих регулированию вопросов принимается отдельный нормативный акт, в настоящее время уже исчерпал себя[66]. С. В. Кодан пишет, что «отсутствие единого свода законов России не позволяет считать выполненным Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. «О подготовке к изданию Свода Законов Российской Федерации». Данная проблема не была решена, что не способствует упорядочению законодательного массива страны, повышению эффективности ее правотворческой и правоприменительной деятельности» [67]. По мнению Т.В. Петровой, путь развития российского и европейского экологического законодательства схож, однако Россия несколько отстает в «периодизации становления», в связи с чем необходимость кодификации в ближайшее время будет признана на официальном уровне[68]. Одним из самых известных сторонников введения Экологического кодекса в России является А.К. Голиченков, который разработал концепцию данного нормативного акта. Ученый считает, что принятие такого кодекса глубоко систематизирует эколого-правовые нормы и создаст базу для решения основных проблем в сфере «человек-природа»[69].

Тем не менее, в научном сообществе существует немало противников данной законотворческой инициативы. Т.В. Калашина считает, что деятельность по систематизации экологического законодательства не должна носить разового характера: некоторые законы нужно “укрупнять”, в других случаях – делать подборки актов, регулирующих определенные правоотношения [70], в связи с чем можно сделать вывод, что принятие экологического кодекса не будет иметь большого смысла. В.А. Сивицкий пишет, что наиболее приемлемым было бы применять инкорпорацию, охватывающую акты, относящиеся к одной области. В отношении нормативных актов в области охраны и использования окружающей среды удобно создать Свод правового регулирования, включающий в себя наиболее важные законы в этой сфере [71]. Примечательно, что А.К. Голиченков, являющийся сторонником принятия экологического кодекса, так же говорил, что «создание Экологического кодекса РФ сегодня невозможно ввиду того, что отсутствуют организационные, юридико-технические и ресурсные условия для его подготовки»[72]. С.М. Сагитов солидарен с А.К. Голиченковым и также подчеркивает, что в России еще не сформировалась база для принятия Экологического кодекса, это вопрос будущего, но не настоящего[73].

Мы, авторы настоящей статьи, также придерживаемся мнения, что на данный момент разработка и принятие Экологического кодекса Российской Федерации нецелесообразны. Частично кодификация экологического законодательства в нашей стране уже проведена: приняты Водный, Лесной и Земельный кодексы. Каждый из названных кодифицированных федеральных законов содержит нормы об охране водной и лесной среды, охране земель, обеспечении рационального природопользования и экологической безопасности. Иные нормативные акты, такие как Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. №7-ФЗ, регулирующий важнейшие институты экологического права, а также другие законы – «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1996 г. №96-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ, “Об охране озера Байкал” от 01.05.1999 г. №94-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ. В законодательстве существуют и иные федеральные законы, регулирующие природопользование, такие как, например, «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ, «О животном мире» от 24.04.1995 г. №52-ФЗ. Немаловажную роль играют также ратифицированные Российской Федерацией международные договоры, Конституция РФ, Указы Президента, иные подзаконные акты и законы субъектов РФ. Можно сделать вывод, что российское законодательство обширно, однако введение единого Экологического кодекса не систематизирует его. Наоборот, создание данного нормативного акта потребует пересмотр всего экологического законодательства, отмену большого количества нормативных актов и введения новых норм, что при малейшей ошибке может привести к возникновению юридических коллизий. Более того, обширность экологического законодательства не позволяет привести его в единый федеральный закон, так как Экологический кодекс по своему объему может во много раз превзойти даже Гражданский кодекс РФ. Авторам настоящей статьи представляется наиболее правильным подход, когда законодатель, как и сейчас, издает отдельные нормативные акты в сфере экологии, но при этом при необходимости вносит изменения в них. Нельзя не отметить, что российское экологическое законодательство обладает высоким уровнем юридической техники, так что законодателю и правоприменителю нужно сконцентрироваться на повышении эффективности экологического законодательства, предотвращении экологических правонарушений и борьбе с ними.


Кульбака Елена Васильевна

студентка 3 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского Государственного университета, г. Краснодар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.005 с.)