Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных С применением законодательства О публичных мероприятиях
Аннотация: В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование проведения публичных мероприятий и вопросы об административной ответственности за участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Анализируются проблемы применения законодательства о публичных мероприятиях, в частности правовой неопределенности термина «несанкционированное публичное мероприятие». Приводятся аргументы в пользу изменения диспозиции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Ключевые слова: несанкционированное публичное мероприятие, участник публичного мероприятия, административная ответственность, административное правонарушение, установленный законом порядок проведения публичного мероприятия.
Российская Федерация является демократическим правовым государством, в котором, согласно статьям 30 и 31 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования[8]. Порядок проведения публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ)[9], а ответственность за нарушения установленных законом правил предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ)[10]. В соответствии с Законом №54-ФЗ перед проведением публичного мероприятия необходимо уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Несоблюдение уведомительного порядка означает незаконный характер проведения и влечет статус несанкционированного публичного мероприятия. Понятие «несанкционированное публичное мероприятие» не закреплено в Законе №54-ФЗ. Однако Пленум ВС РФ в Постановлении от 26 июня 2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»[11] на основании ст. ст. 2, 7, 12 указанного закона дает определение несанкционированного публичного мероприятия для целей ч. 6.1, 7 ст. 20.2 КоАП РФ. Публичное мероприятие является несанкционированным в случаях: отказа органом публичной власти на основании ч. 3 ст. 12 Закона №54-ФЗ; уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст. 7 Закона №54-ФЗ; в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения; в отношении которого по мотивированному предложению органа не устранено несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения.
Особый интерес вызывает привлечение к административной ответственности участников несанкционированного публичного мероприятия. Термин «несанкционированное публичное мероприятие» в ст. 20.2 КоАП РФ используется только в диспозиции ч. 1.1, 6.1 и 7. Хочется обратить особое внимание на то, что в ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не содержится положений об ответственности за участие в публичных мероприятиях, не согласованных в установленном законе порядке, однако на практике это не мешает судам устанавливать за это ответственность[12]. По мнению одних судов сам по себе факт участия в несогласованном публичном мероприятии – правонарушение, а по мнению других - нет[13]. Отсутствие в диспозиции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ термина «несанкционированное публичное мероприятие» может создать проблему при соотношении с ч. 6.1 указанной статьи, где для квалификации важно, что само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник, повлекло за собой создание помех функционированию инфраструктурных объектов[14]. Объективная сторона в ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ выражается в нарушении участником установленного порядка проведения мероприятия, который предполагает соблюдение положений ст. 6 Закона № 54-ФЗ, не содержащей в себе требования ознакомления будущего участника с соблюдением разрешительного порядка проведения публичного мероприятия. Ответственность в данном случае наступает даже при обоснованном заблуждении в характере проводимого мероприятия. На основании вышесказанного можно сделать вывод: для того чтобы избежать ответственности, потенциальным участникам необходимо убедиться в наличии законных оснований для проведения публичного мероприятия. Стоит отметить, что порядок ознакомления с документальным подтверждением получения уведомления о проведении публичного мероприятия не закреплен в Законе № 54-ФЗ, что, на наш взгляд, является серьезным упущением.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что по мнению И. И. Веремеенко и А. Ю. Якимова при квалификации правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения мероприятий необходимо точное разграничение участников и случайных лиц, не подлежащих привлечению к ответственности[15]. Так, например Московский городской суд прекратил дело в отношении участника несогласованной акции протеста 31 января, который возвращался домой после работы[16]. Также Санкт-Петербуржский городской суд отменил постановление нижестоящего суда из-за отсутствия состава правонарушения в действиях глухонемого А., которому вменили ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ[17]. Однако, как показывает практика, часто к ответственности привлекают и лиц, которые по их словам в акции не участвовали: в Казани студенту, случайно оказавшемуся в центре города во время митинга, назначили штраф[18]. Итак, подводя итог, необходимо отметить, что в настоящий момент в правоприменительной практике привлечения к административной ответственности за участие в несанкционированном публичном мероприятии существует немало проблем, которые можно решить с помощь уточнения определений, используемых в нормах права, так как от квалификации деяния зависит и выбор санкции. В целях решения данной проблемы на наш взгляд необходимо определить состав правонарушения в ч. 5 ст. 20.2 КоАП как: «Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании или нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 и 6.1 настоящей статьи». Кроме того, логично закрепление возможных действий лица, которые оно должно совершать для того, чтобы его можно было расценивать как участника несанкционированного публичного мероприятия (например: скандирование лозунгов, наличие соответствующей атрибутики и т.д.). В ином случае необходимо, наоборот, включить примечание к статье в КоАП РФ или соответствующее положение в уже упомянутое Постановление Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 № 28 указание на то, что сам факт участия лица в несанкционированной акции не содержит состава правонарушения. Кроме того, полагаю актуальным в вышеуказанном постановлении дать разъяснение относительно основных доказательств и способов их получения (закрепления) по такой категории дел. Например, оборудование специальных мест (постов) применения средств аудио- и видеозаписи в местах проведения таких мероприятий (как при фиксации административных правонарушений в сфере концертных выступлений и иных зрелищных мероприятий – ст. 6.26 КоАП РФ), использование индивидуальных средств аудио- и видеозаписи каждым сотрудником полиции, использование аэрофотосъемки (при помощи беспилотных летающих средств), обязательное освидетельствование задержанного гражданина, включающее его внешний осмотр и фиксацию состояния его одежды и предметов, обнаруженных при нем и пр.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.004 с.) |