Таможенное право, как интеграционная подотрасль административного права 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное право, как интеграционная подотрасль административного права



Аннотация: В статье высказывается концепция места и роли современного таможенного права. Выявляются сложившиеся в отечественной юридической науке три основных подхода к определению места таможенного права в системе российского, каждый из которых нуждается в оценке: 1) как подотрасль или институт административного права; 2) как самостоятельная комплексная отрасль права; 3) как самостоятельная отрасль законодательства. В качестве важнейшей особенности развития таможенного права на современном этапе определяется влияние на этот процесс интеграционной деятельности в рамках Евразийского экономического союза. Делается вывод, что неизбежным следствием интеграционных процессов на постсоветском пространстве является усложнение системы источников таможенного права и его переход из элемента системы исключительно национального права в некий сплав международного права, интеграционного права (акты ЕАЭС) и национального права.

Ключевые слова: таможенное право, подотрасль права, административное право, предмет таможенного права, метод таможенного права, ЕАЭС, интеграция, Евразийская интеграция, интеграционное право, интеграционная подотрасль.

 

С доисторических времен на Земле существует множество государств, географическое положение которых, а также наличие полезных ископаемых и природных ресурсов на территориях этих государств определили различную специализацию деятельности людей, населяющих эти страны, и в конечном счете привели к необходимости осуществления взаимовыгодного обмена продуктами своего труда. Зародились международные торговые отношения, а вместе с ними возникла необходимость постоянного государственного регулирования этих отношений.

Это явилось основой для возникновения административных правоотношений особого рода между государством и лицами, участвующими в перемещении через его границы товаров. В настоящее время эти правоотношения называются таможенными и регулируются таможенным правом.

Таможенное право – совокупность правовых положений, представляющих собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

До сих пор среди отечественных ученых-правоведов нет единого мнения о месте таможенного права в системе отечественного права. Одни ученые (
Б.Н. Габричидзе, Ю.А. Воробьев, А.Ф. Ноздрачев, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев и многие другие) полагают, что таможенное право — самостоятельная отрасль российского права. Другие (О.Ю. Бакаева, В.К. Райхер, С.С. Алексеев,
Г.В. Матвиенко) говорят о том, что таможенное право относится к комплексной отрасли права. И третья группа ученых-правоведов считает, что таможенное право не представляет собой самостоятельной отрасли права, а является составной частью административного права и выступает в качестве подотрасли или даже его института (К.К. Сандровский, Л.Н. Марков, Д.Н. Бахрах) полагают.

Зарубежные исследования также демонстрируют многообразие подходов к определению таможенного права. Большинство зарубежных исследователей указывают на комплексный характер таможенного права и выделяют в его системе две обособленные части - таможенное административное и таможенное финансовое право. Лишь немногие зарубежные авторы признают таможенное право в качестве самостоятельной отрасли права.

В некоторых развивающихся странах выходящие по таможенной проблематике немногочисленные исследования определяют таможенное право даже как подотрасль финансового права, поскольку основной функцией таможенного регулирования там является фискальная (Индийский ученый Х. Манзухани).

Вернемся к российской системе права. Сторонники первого подхода, которые говорят, что таможенное право является самостоятельной отраслью права, в качестве довода в пользу такого мнения указывают на то, что у таможенного права как нормативно-правового образования существуют: свой самостоятельный предмет правового регулирования (комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей), собственный комплексный метод правового регулирования, свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица — с другой; свой комплекс объектов регулирования — перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства; собственная система источников права.

Приверженцы второго подхода считают, что таможенное право – комплексная отрасль права, так как нормы таможенного права выражены как в таможенном законодательстве, так и в положении других отраслей. Следовательно, таможенное право – категория более широкая, потому что включает в себя не только таможенные отношения, но и отношения, установленные административным, финансовым и иным законодательством.

И наконец, третья группа ученых, определяющая таможенное право как подотрасль или даже институт административного права, утверждают, что, несмотря на специфику регулируемых таможенным правом отношений, данное нормативно-правовое образование не имеет такого необходимого для самостоятельной правовой отрасли атрибута, как метод правового регулирования, что таможенное право использует метод административного права и, следовательно, является его составляющей.

Такой подход к определению таможенного права типичен для отечественных исследователей, работавших над этой проблематикой в период существования государственной монополии внешней торговли. Отсутствие полновесных рыночных отношений, недостаточная интегрированность России в мировое хозяйство предопределили неразвитость финансового регулирования в таможенной сфере. В это время роль таможенных органов фактически была сведена к борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства. Их деятельность обладала однобоким, правоохранительным характером, фискальная функция имела второстепенное значение. Основная задача таможенных органов заключалась в проведении контроля за перевозимыми грузами.

29 мая 2014 г. в г. Астана был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью. Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза.

Согласованная политика ЕАЭС подразумевает разработку и реализацию совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития экономики в различных областях общественных отношений, важнейшей из которых является сфера таможенного дела. Неизбежным следствием интеграционных процессов на базе постсоветского пространства является усложнение системы источников таможенного права и его переход из элемента системы исключительно национального права в некий сплав международного права, интеграционного права (акты ЕАЭС) и национального права.

Так, в соответствии со ст. 6 Договора о Евразийском экономическом союзе в систему права Евразийского экономического союза входят решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках ЕАЭС. Одновременно в п. 13 Положения о Евразийской экономической комиссии говорится, что комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов ЕАЭС, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Это положение Договора о Союзе свидетельствует о наднациональной природе отдельных актов, входящих в систему права ЕАЭС. Они так же входят и в систему национального законодательства, регламентирующие общественные отношения, которые являются предметом функционирования евразийского интеграционного объединения — ЕАЭС.

Таким образом, несмотря на всё разнообразие общественных отношений, входящих в предмет таможенного права, их ядро составляют отношения, связанные с управленческой деятельностью таможенных органов, регулируемой нормами административного права. В связи с этим выделение таможенного права в качестве самостоятельной отрасли права является преждевременным. Обоснованным представляется рассмотрение таможенного права как подотрасли административного права. Процессы интеграции оказывают важное влияние на развитие права стран, принимающих участие в этом процессе. Закономерным следствием интеграционных процессов является трансформация отечественного таможенного права в сплав международного права, интеграционного права (акты ЕАЭС) и национального права.

 

 


Гагай Арина Витальевна

студентка 3 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Комарова Л. В.,

профессор кафедры административного и финансового права

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

доктор философских наук, кандидат юридических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.005 с.)