Модель психологической службы Самарской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель психологической службы Самарской области



Интегративным результатом реализации требований к образовательной программе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на всех уровнях образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих данный результат, является региональная психологическая служба.

Цель региональной психологической службы определена ФГОС ООО: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. Для реализации вышеобозначенной цели в Самарской области была создана и действует многоуровневая организационная система психолого-педагогического сопровождения образования, обеспечивающая оказание доступной, эффективной и разнообразной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса в образовательных организациях Самарской области. В структуру системы входят:

педагоги-психологи государственных и муниципальных образовательных организаций Самарской области;

государственные бюджетные учреждения - центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Региональный социопсихологический центр" (далее - Региональный социопсихологический центр);

психолого-медико-педагогические комиссии в системе образования; отделы психолого-педагогического сопровождения Ресурсных центров;

подразделения высших учебных заведений, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов для системы психологического обеспечения.

Региональный социопсихологический центр (сайт: www.rspc-samara.ru) обеспечивает психологическими услугами общеобразовательные учреждения г. Тольятти, г. Самара (частично, 40%) и ряд образовательных организаций малых городов и районов области. В целом охват образовательных организаций области составляет более 60%. Услуги организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предоставляются Региональным социопсихологическим центром на условиях аутсорсинга. Между Региональным социопсихологическим центром и каждой обслуживаемой школой заключен договор о безвозмездном оказании услуг, согласован план работы специалистов и циклограмма рабочего времени. Школа предоставляет помещение, оборудованное необходимой мебелью. Диагностический инструментарий, бланки для проведения обследования, другие расходы, связанные с материальным обеспечением профессиональной деятельности специалистов, берет на себя Региональный социопсихологический центр. За методическое обеспечение специалистов, их повышение квалификации, проведение аттестации также отвечает Региональный социопсихологический центр. Педагог-психолог является штатным сотрудником Регионального социопсихологического центра, рабочее место - образовательная организация.

 

 

Рис. 3. Структура психологической Службы системы

образования Самарской области

 

На территории большинства территориальных управлений Министерства образования и науки Самарской области действуют ППМС-центры (16 центров). Психолого-педагогическое сопровождение общеобразовательных учреждений осуществляется аналогично, на условиях аутсорсинга, по договору о безвозмездном оказании психолого-педагогических услуг.

Финансирование данных услуг осуществляется из бюджета Самарской области в форме государственного задания. Объем трудозатрат рассчитывается в соответствии с региональными нормативами (постановление Правительства Самарской области от 31 октября 2007 г. N 230). Для унификации представления центрами видов деятельности и объема трудозатрат при составлении государственных заданий разработаны специальные таблицы.

Описанная организационная форма психолого-педагогического обеспечения реализуется в образовательных организациях (включая профессиональные образовательные организации), где количество обучающихся не превышает 700 чел. Достоинством такой формы является то, что все специалисты имеют единое административное и профессиональное соподчинение.

Одновременно с этим в тех образовательных организациях, где количество обучающихся превышает 700 чел., и в дошкольных образовательных организациях педагоги-психологи являются штатными сотрудниками образовательной организации. Административно они подчиняются директору образовательной организации, профессионально их курирует Региональный социопсихологический центр.

В сельских общеобразовательных организациях с численностью обучающихся менее 100 человек психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается путем организации специалистами ППМС-центров систематической работы в режиме консультативного пункта по утвержденному графику.

 

 

Рис. 4. Система психолого-педагогического сопровождения

образования Самарской области

 

Министерство образования и науки Самарской области уделяет повышенное внимание обеспечению реализации права на предоставление доступной и качественной психолого-педагогической помощи обучающимся, которые в ней нуждаются. С этой целью открываются дополнительные ставки специалистов, используются вариативные формы организации психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций, проводится постоянный мониторинг обеспеченности образовательных организаций педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами и учителями-дефектологами, ведется работа по закрытию имеющихся вакансий.

В настоящее время, по данным мониторинга за 2020 г. (письмо Министерства образования и науки Самарской области от 13 мая 2020 г. N МО-16-09-01/603-ТУ), в системе психолого-педагогического обеспечения образования в Самарской области работает 2 871 специалист: педагоги-психологи (1 353 чел.), социальные педагоги (169 чел.), учителя-логопеды (1 142 чел.), учителя-дефектологи (207 чел.). Одним из важнейших направлений работы педагогов-психологов Самарской области является сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях. Специалистами Регионального социопсихологического центра еще в 2011 году был апробирован комплект психолого-педагогических методик, направленных на диагностику сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, подготовлены методические рекомендации по его использованию. Для помощи педагогам-психологам также были разработаны специальные формы для ввода и обработки результатов диагностики. В целях повышения качества образования и уровня психологической комфортности и безопасности образовательной среды в Самарской области ведется обширная научно-исследовательская деятельность, осуществляемая Региональным социопсихологическим центром в сотрудничестве с другими образовательными организациями. Основные направления исследований и мониторингов посвящены темам формирования универсальных учебных действий обучающихся по ФГОС общего образования, исследованиям удовлетворенности качеством образования и психолого-педагогических услуг. Основанием для проведения исследований выступает ежегодное распоряжение Министерства образования и науки Самарской области.

Психолого-педагогическая служба системы образования Самарской области заинтересована в постоянном повышении качества предоставляемых услуг. С этой целью специалисты службы проходят регулярное повышение квалификации, а также действует система внутриорганизационного и внешнего контроля качества деятельности учреждений и специалистов. Для проведения такого контроля в Региональном социопсихологическом центре в 2014 году были разработаны и внедрены в деятельность методические рекомендации по комплексной оценке качества реализации психологических услуг в образовании.

Практика показала, что данные методические рекомендации эффективны при проведении внешнего и внутреннего аудита деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Эти материалы используются также при оценке качества деятельности структурных подразделений или отдельных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях.

В Самарской области комплексная система мер профилактики аутоагрессивного поведения включает научно-исследовательскую, диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую работу.

В рамках научно-исследовательской деятельности специалистами Регионального социопсихологического центра с 2015 года ведутся исследования, направленные на выявление особенностей танатических переживаний (склонности к суицидальным действиям) у обучающихся 8-х и 10-х классов. Актуальность данных исследований определяется необходимостью научно-обоснованных рекомендаций, проектов и программ работы с группами подростков по вопросам ценности собственной жизни, ее быстротечности и уникальности. Полученные результаты позволяют определить образовательные организации, где выявлено наибольшее количество подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, и, соответственно, выстроить систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у подростков ценностного отношения к жизни. Краткие аналитические отчеты за все годы размещены на сайте Регионального социопсихологического центра: http://rspcsamara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html.

Для оказания адресной помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Самарской области специалистами Регионального социопсихологического центра в 2019 году была разработана процедура и проведен мониторинг с целью выявления подростков, склонных к суицидальному поведению. В мониторинге приняли участие обучающиеся 7 - 10 классов всех общеобразовательных организаций области и студенты профессиональных образовательных организаций. Данный мониторинг позволил оказать своевременную помощь обучающимся, попавшим в критическую ситуацию.

Наиболее эффективной практикой в рамках просветительской работы является акция "Внимание, подросток!". Она ежеквартально проходит с 2015 года во всех школах Самарской области. Акция "Внимание, подросток!" направлена на профилактику асоциального и аутодеструктивного поведения подростков и формирования ценностно-смысловой сферы его личности. Особенностью данного мероприятия является то, что его участниками становятся одновременно педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители). В качестве ведущих акции выступают педагоги-психологи образовательных организаций, студенты старших курсов психологических факультетов образовательных организаций высшего профессионального образования. Периодически в акциях принимают участие представители прокуратуры, полиции. Отчеты о проведенных мероприятиях представлены на сайте Регионального социопсихологического центра по адресу: http://rspcsamara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html.

Анализ всех случаев завершенных и незавершенных суицидов показал, что их основной причиной стали нарушения детско-родительских отношений. Поэтому в Самарской области активно реализуется проект "Родительские университеты". Одно из направлений - это работа с родителями подростков. Более подробно о работе "Родительских университетов" можно познакомиться на сайте Регионального социопсихологического центра: http://rspcsamara.ru/specialist/roduniver/roduniver.html.

На базе Регионального социопсихологического центра работает кризисная группа, задачей которой является оказание экстренной психологической помощи участникам любой образовательной организации самарского региона, а также помощи в рамках планирования антикризисного сопровождения школ и других ОО.

Специалисты кризисной группы работают в соответствии с алгоритмом действий сотрудников образовательных организаций при выявлении обучающихся, склонных к суицидальному поведению (письмо Министерства образования и науки Самарской области от 16 января 2018 г. N МО-16-09-/56-ТУ). При возникновении кризисной ситуации в образовательной организации в случае необходимости специалисты кризисной группы подключаются к ее разрешению и дальнейшему сопровождению.

Специалистами Регионального социопсихологического центра ведется сбор и анализ информации по кризисным случаям, суицидальным попыткам, а также завершенным случаям суицида. На основе анализа завершенных попыток суицида был создан психологический портрет подростков суицидантов разного пола. Были выявлены основные факторы, способствующие суицидальному поведению современных подростков (они отличаются от факторов, представленных в различных научных статьях и методических рекомендациях). Это позволило более точно определить маркеры, на которые необходимо обращать внимание педагогов и родителей (законных представителей), чтобы предупредить суицидальное поведение подростков.

Использование информационного ресурса:

На сайте Регионального социопсихологического центра создан информационный раздел по антикризисному сопровождению образовательных организаций Самарской области (http://rspc-samara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html).

Данный раздел содержит следующую информацию: телефоны экстренной помощи и психологической поддержки; перечень законодательных и нормативных правовых актов; учебно-методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; консультативная деятельность; рекомендации субъектам образовательного процесса.

Информация периодически обновляется. О полезных ссылках информируются педагоги-психологи и социальные педагоги через все структуры региональной психологической службы. Информирование учителей и других педагогических работников осуществляется в рамках психологического просвещения и на курсах повышения квалификации.

В разделе сайта "Электронный банк данных специалистов" размещаются персональные страницы педагогов-психологов и социальных педагогов с указанием графика работы и графика консультаций специалистов (http://rspc-samara.ru/general/elbank/elbank.html).

Кроме этого, на сайтах ОО размещена информация о работе педагогов-психологов (ФИО, время консультирования, кабинет, способ записи на прием).

Реализуемая организационно-управленческая модель психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций в Самарской области позволила:

обеспечить шаговую доступность предоставляемых услуг (за исключением нескольких территорий);

разработать единый стандарт услуги, в частности: ввести единую систему ведения отчетной и текущей документации, соотношения объема в часах оказываемых услуг (профилактика, просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психодиагностика), требования к разработке коррекционно-развивающих и профилактических программ;

создать систему мониторинга психологического здоровья обучающихся, начиная с раннего детства, что позволяет выявить проблемы в развитии ребенка, совместно с педагогами сконструировать образовательную траекторию для данного ребенка и тем самым предупредить его дальнейшую десоциализацию;

разработать единый алгоритм деятельности педагога-психолога по оказанию психологической помощи ребенку, его родителям (законным представителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, образовательной организации, в которой обучается ребенок, включая ситуации, связанные с суицидальным поведением обучающихся;

создать единую систему повышения квалификации специалистов; создать систему наставничества для молодых специалистов; эффективно использовать внутренние ресурсы Службы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.027 с.)