Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностических методик
Реестр психодиагностических методик следует развивать на основе принципов доказательного подхода в психологии и образовании с целью повышения эффективности мер воздействия на социальную сферу и совершенствования социальной политики. Социальная сфера затрагивает вопросы миллионов людей, и решения о вмешательствах и реформах в этой области целесообразно принимать не методом проб и ошибок, а на основе результатов научных исследований с применением технологий с доказанной эффективностью, стандартизованных методик психолого-педагогических измерений, прозрачных и заслуживающих доверия процедур сбора эмпирических данных, адекватных количественных и качественных методов анализа данных с использованием стандартных статистических пакетов и правильной интерпретации результатов. Важна воспроизводимость результатов исследований и доверие к ним международного научного сообщества. В настоящее время социальная практика, основанная на результатах научных исследований в русле доказательного подхода (research informed practice - научно обоснованная практика), является общемировым трендом. Психология как наука также стремится перейти к построению профессиональной практической деятельности на основе принципа доказательности. Руководителям общеобразовательных организаций рекомендуется оказывать содействие в реализации доказательного подхода в деятельности психологических служб и в ориентировании педагогов-психологов на научно доказанные результаты в своей практической деятельности при работе с детьми и детством в целом. Необходимость ориентации деятельности психологических служб общеобразовательных организаций на доказательный подход ставят перед научным сообществом, а также перед федеральными и региональными органами исполнительной власти задачи содействия выявлению эффективных социальных практик и развитию Открытого реестра психодиагностических методик. Решению этой задачи будет способствовать: - создание межрегиональной сети научных лабораторий для организации системы независимой оценки эффективности (качества) социальных практик на базе высших учебных заведений и научных организаций; - разработка системы поддержки вузов и профессиональных объединений, которые осуществляют информационную, научно-методическую поддержку образовательных учреждений и социально-ориентированных НКО, включенных в экспертную и экспериментальную деятельность по апробации и оценке эффективности программ психолого-педагогической помощи;
- разработка программы поддержки экспериментальных и инновационных площадок по апробации лучших практик психологической помощи детям, разработка типового положения об их деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методических рекомендациях раскрываются приоритетные вопросы и задачи совершенствования деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях, обсуждаются эффективные формы оказания адресной помощи и психолого-педагогического сопровождения групп детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, основанные на междисциплинарном взаимодействии работающих специалистов. В них рассматриваются требования к организации психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования, типовые профессиональные задачи психологической службы общеобразовательной организации, описаны действующие модели и лучшие практики реализации программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, сформулированы требования к использованию сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога. На основе требований действующего профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", других профессиональных стандартов работников образования, а также с учетом требований межведомственных профессиональных стандартов работников социальной сферы в рекомендациях обоснованы предложения по разработке и реализации эффективных моделей психологической службы общеобразовательной организации, основанные на методах междисциплинарной командной работы. Рассматривается порядок создания и реализации реестров научно обоснованных психолого-педагогических программ и диагностических методик, основанных на принципе доказательности ("доказательный подход").
В рекомендациях обоснован вывод о том, что успех их применения будет в значительной степени зависеть от совершенствования существующей системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для работы с целевыми группами детей, а также обоснования, разработки и апробации принципиально новых цифровых моделей обеспечения профессиональной деятельности. Последнее приведет к существенной трансформации действующей модели Службы. В направлении совершенствования системы подготовки специалистов, владеющих межпрофессиональными компетенциями и способных к командной работе, перед органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования, уже сейчас представляются актуальными следующие задачи: - анализ потребностей регионов в специалистах для работы в системе образования и социальной сферы и формирование запроса на обучение этих специалистов (дополнительное профессиональное образование) по востребованным направлениям подготовки с учетом требований профессиональных стандартов; - развитие эффективной системы дополнительного профессионального образования для работающих специалистов, обусловленное новой социальной ситуацией и требованиями к работе с различными группами детей; - разработка программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям ведомственных и межведомственных профессиональных стандартов; - разработка межведомственных и междисциплинарных протоколов оказания психологической помощи как приложения к профессиональным стандартам ("регламенты"); - привлечение в профессию лиц, мотивированных к деятельности в системе психологической службы образования, включая систему допуска к профессиональной деятельности, обеспечивающую объективную оценку и установление минимально допустимого уровня квалификации работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также наличия у них требуемых межпрофессиональных компетенций; - анализ, выявление и оценка лучших педагогических технологий (лучших практик), обеспечивающих формирование межпрофессиональных компетенций обучающихся, необходимых для эффективного взаимодействия при работе в системе психологической службы общеобразовательных организаций, включение этих практик в систему профессиональной подготовки специалистов; - формирование регионального реестра общеобразовательных организаций, которые могут осуществлять обучение работников по образовательным программам, учитывающим требования профильных профессиональных стандартов (в том числе имеющих межведомственный и межотраслевой характер); - разработка и утверждение порядка финансирования (оплаты) дополнительного профессионального образования работников организаций государственного сектора, согласованного с требованиями профильных профессиональных стандартов; - развитие службы методического сопровождения молодых специалистов на базе педагогических вузов и колледжей (практика, краткосрочные стажировки); - создание и развитие службы дистанционного сопровождения различных групп детей, в том числе, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости.
Решение этих задач станет важным звеном в совершенствовании деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях, условием организации системной работы с целевыми группами обучающихся за счет междисциплинарных взаимодействий при сопровождении образовательного процесса, организации службы дистанционного сопровождения. -------------------------------- <1> Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 55 стр. <2> Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Синицына Т.Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 40 с. <3> Банников Г.С., Вихристюк О.В. Раннее выявление риска суицидального поведения среди несовершеннолетних//Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. Под ред. Коврова В.В. 2019. Электронный ресурс https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40449580 <4> Банников Г.С., Вихристюк О.В., Галынкер И. Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников//Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. N 1. С. 8 - 24. doi:10.17759/cpp.2020280102 <5> Богданович Н.В. К проблеме психологического определения понятия "юридически значимые ситуации" [Электронный ресурс]/Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев//Психология и право. - 2015. - Т. 5. - N 3. URL:http://dx.doi. <6> Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях//Психология и право. 2020. Т. 10. N 2. С. 1 - 14. <7> Вихристюк О.В. К вопросу о современных программах профилактики суицидального поведения подростков и молодежи (обзор некоторых зарубежных программ) [Электронный ресурс]//Социальные науки и детство. 2020. Том 1. N 1. С. 47 - 57. doi:10.17759/ssc.2020010104 <8> Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников//Практическая психология образования. - М., 1998. - С. 33 - 43. <9> Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2020": https://xn-80agaabfzyycbcg2a5d.xn--p1ai/docs2020. <10> Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7 - 11 классов/Под ред. Вихристюк О.В. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
<10/1> Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N ДГ-375/07). <11> Паспорт национального проекта "Наука": http://static.government.ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf. <12> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573). <13> Проект "Разработка научно-методического обеспечения деятельности ПМПК при проведении обследования и разработке рекомендаций для обучающихся с девиантным поведением, в том числе находящихся в конфликте с законом", 2017 г. (Госзадание N 25.4394.2017/НМ). <14> Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители: Н.Л. Хананашвили, Р.В. Чиркина. - М., 2016. - 76 с. <15> Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся/Под ред. Вихристюк О.В. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 55 с. <16> Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь?/В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011. - 208 с. <17> Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575). <18.1> Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс]//Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. N 2. С. 8 - 34. doi:10.17759/bppe.2020170201 <18.2> Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели межведомственного взаимодействия/Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия/Коллективная монография. Москва, 2017. С. 12 - 33. <19> Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации". https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-09.09.2019-N-R-93/.
<20> Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования. https://fgos.ru/. <21> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". <22> De Leo D., Heller T.S. Who are the kids who self-harm? An Australian self-report school survey//Med. J. Aust. - 2004. - Vol. 181, N 3. - P. 140 - 144. <23> Galynker I. (2017). The suicidal crisis: Clinical guide to the assessment of imminent suicide risk. New York, NY: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/med/9780190260859.001.0001 <24> Preventing suicide: A global imperative. World Health Organization. Geneva, Switzerland, WHO, 2014, p. 92. <25> Sark'yapone M. Bazovye printsipy i luchshie praktiki preduprezhdeniya suitsida sredi detei i podrostkov [Basic principles and best practices for suicide prevention among children and adolescents]. Materialy Respublikanskoi nauchno-prakt. konf. "Sostoyanie i perspektivy razvitiya sotsial'nopsikhologicheskoi sluzhby v sisteme obrazovaniya Respubliki Kazakhstan" [Materials of the Republican scientific practice. Conference "State and Prospects of Development of Social and Psychological Services in the Education System of the Republic of Kazakhstan"]. Kazakhstan, Astana, 10 fevralya 2012 g. [10th of February, 2012] <26> Auerbach R.P., Millner A.J., Stewart J.G., Esposito E.C. (2015). Identifying differences between depressed adolescent suicide ideators and attempters. Journal of Affective Disorders, 186, 127 - 133.
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.02 с.) |