Психодиагностических методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностических методик



Реестр психодиагностических методик следует развивать на основе принципов доказательного подхода в психологии и образовании с целью повышения эффективности мер воздействия на социальную сферу и совершенствования социальной политики. Социальная сфера затрагивает вопросы миллионов людей, и решения о вмешательствах и реформах в этой области целесообразно принимать не методом проб и ошибок, а на основе результатов научных исследований с применением технологий с доказанной эффективностью, стандартизованных методик психолого-педагогических измерений, прозрачных и заслуживающих доверия процедур сбора эмпирических данных, адекватных количественных и качественных методов анализа данных с использованием стандартных статистических пакетов и правильной интерпретации результатов. Важна воспроизводимость результатов исследований и доверие к ним международного научного сообщества.

В настоящее время социальная практика, основанная на результатах научных исследований в русле доказательного подхода (research informed practice - научно обоснованная практика), является общемировым трендом. Психология как наука также стремится перейти к построению профессиональной практической деятельности на основе принципа доказательности. Руководителям общеобразовательных организаций рекомендуется оказывать содействие в реализации доказательного подхода в деятельности психологических служб и в ориентировании педагогов-психологов на научно доказанные результаты в своей практической деятельности при работе с детьми и детством в целом.

Необходимость ориентации деятельности психологических служб общеобразовательных организаций на доказательный подход ставят перед научным сообществом, а также перед федеральными и региональными органами исполнительной власти задачи содействия выявлению эффективных социальных практик и развитию Открытого реестра психодиагностических методик.

Решению этой задачи будет способствовать:

- создание межрегиональной сети научных лабораторий для организации системы независимой оценки эффективности (качества) социальных практик на базе высших учебных заведений и научных организаций;

- разработка системы поддержки вузов и профессиональных объединений, которые осуществляют информационную, научно-методическую поддержку образовательных учреждений и социально-ориентированных НКО, включенных в экспертную и экспериментальную деятельность по апробации и оценке эффективности программ психолого-педагогической помощи;

- разработка программы поддержки экспериментальных и инновационных площадок по апробации лучших практик психологической помощи детям, разработка типового положения об их деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В методических рекомендациях раскрываются приоритетные вопросы и задачи совершенствования деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях, обсуждаются эффективные формы оказания адресной помощи и психолого-педагогического сопровождения групп детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, основанные на междисциплинарном взаимодействии работающих специалистов.

В них рассматриваются требования к организации психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования, типовые профессиональные задачи психологической службы общеобразовательной организации, описаны действующие модели и лучшие практики реализации программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, сформулированы требования к использованию сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога.

На основе требований действующего профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", других профессиональных стандартов работников образования, а также с учетом требований межведомственных профессиональных стандартов работников социальной сферы в рекомендациях обоснованы предложения по разработке и реализации эффективных моделей психологической службы общеобразовательной организации, основанные на методах междисциплинарной командной работы. Рассматривается порядок создания и реализации реестров научно обоснованных психолого-педагогических программ и диагностических методик, основанных на принципе доказательности ("доказательный подход").

В рекомендациях обоснован вывод о том, что успех их применения будет в значительной степени зависеть от совершенствования существующей системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для работы с целевыми группами детей, а также обоснования, разработки и апробации принципиально новых цифровых моделей обеспечения профессиональной деятельности. Последнее приведет к существенной трансформации действующей модели Службы.

В направлении совершенствования системы подготовки специалистов, владеющих межпрофессиональными компетенциями и способных к командной работе, перед органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования, уже сейчас представляются актуальными следующие задачи:

- анализ потребностей регионов в специалистах для работы в системе образования и социальной сферы и формирование запроса на обучение этих специалистов (дополнительное профессиональное образование) по востребованным направлениям подготовки с учетом требований профессиональных стандартов;

- развитие эффективной системы дополнительного профессионального образования для работающих специалистов, обусловленное новой социальной ситуацией и требованиями к работе с различными группами детей;

- разработка программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям ведомственных и межведомственных профессиональных стандартов;

- разработка межведомственных и междисциплинарных протоколов оказания психологической помощи как приложения к профессиональным стандартам ("регламенты");

- привлечение в профессию лиц, мотивированных к деятельности в системе психологической службы образования, включая систему допуска к профессиональной деятельности, обеспечивающую объективную оценку и установление минимально допустимого уровня квалификации работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также наличия у них требуемых межпрофессиональных компетенций;

- анализ, выявление и оценка лучших педагогических технологий (лучших практик), обеспечивающих формирование межпрофессиональных компетенций обучающихся, необходимых для эффективного взаимодействия при работе в системе психологической службы общеобразовательных организаций, включение этих практик в систему профессиональной подготовки специалистов;

- формирование регионального реестра общеобразовательных организаций, которые могут осуществлять обучение работников по образовательным программам, учитывающим требования профильных профессиональных стандартов (в том числе имеющих межведомственный и межотраслевой характер);

- разработка и утверждение порядка финансирования (оплаты) дополнительного профессионального образования работников организаций государственного сектора, согласованного с требованиями профильных профессиональных стандартов;

- развитие службы методического сопровождения молодых специалистов на базе педагогических вузов и колледжей (практика, краткосрочные стажировки);

- создание и развитие службы дистанционного сопровождения различных групп детей, в том числе, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости.

Решение этих задач станет важным звеном в совершенствовании деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях, условием организации системной работы с целевыми группами обучающихся за счет междисциплинарных взаимодействий при сопровождении образовательного процесса, организации службы дистанционного сопровождения.

--------------------------------

<1> Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 55 стр.

<2> Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Синицына Т.Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 40 с.

<3> Банников Г.С., Вихристюк О.В. Раннее выявление риска суицидального поведения среди несовершеннолетних//Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. Под ред. Коврова В.В. 2019. Электронный ресурс https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40449580

<4> Банников Г.С., Вихристюк О.В., Галынкер И. Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников//Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. N 1. С. 8 - 24. doi:10.17759/cpp.2020280102

<5> Богданович Н.В. К проблеме психологического определения понятия "юридически значимые ситуации" [Электронный ресурс]/Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев//Психология и право. - 2015. - Т. 5. - N 3. URL:http://dx.doi.

<6> Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях//Психология и право. 2020. Т. 10. N 2. С. 1 - 14.

<7> Вихристюк О.В. К вопросу о современных программах профилактики суицидального поведения подростков и молодежи (обзор некоторых зарубежных программ) [Электронный ресурс]//Социальные науки и детство. 2020. Том 1. N 1. С. 47 - 57. doi:10.17759/ssc.2020010104

<8> Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников//Практическая психология образования. - М., 1998. - С. 33 - 43.

<9> Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2020": https://xn-80agaabfzyycbcg2a5d.xn--p1ai/docs2020.

<10> Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7 - 11 классов/Под ред. Вихристюк О.В. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.

<10/1> Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N ДГ-375/07).

<11> Паспорт национального проекта "Наука": http://static.government.ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf.

<12> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).

<13> Проект "Разработка научно-методического обеспечения деятельности ПМПК при проведении обследования и разработке рекомендаций для обучающихся с девиантным поведением, в том числе находящихся в конфликте с законом", 2017 г. (Госзадание N 25.4394.2017/НМ).

<14> Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители: Н.Л. Хананашвили, Р.В. Чиркина. - М., 2016. - 76 с.

<15> Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся/Под ред. Вихристюк О.В. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 55 с.

<16> Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь?/В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011. - 208 с.

<17> Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575).

<18.1> Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс]//Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. N 2. С. 8 - 34. doi:10.17759/bppe.2020170201

<18.2> Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели межведомственного взаимодействия/Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия/Коллективная монография. Москва, 2017. С. 12 - 33.

<19> Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации". https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-09.09.2019-N-R-93/.

<20> Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования. https://fgos.ru/.

<21> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

<22> De Leo D., Heller T.S. Who are the kids who self-harm? An Australian self-report school survey//Med. J. Aust. - 2004. - Vol. 181, N 3. - P. 140 - 144.

<23> Galynker I. (2017). The suicidal crisis: Clinical guide to the assessment of imminent suicide risk. New York, NY: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/med/9780190260859.001.0001

<24> Preventing suicide: A global imperative. World Health Organization. Geneva, Switzerland, WHO, 2014, p. 92.

<25> Sark'yapone M. Bazovye printsipy i luchshie praktiki preduprezhdeniya suitsida sredi detei i podrostkov [Basic principles and best practices for suicide prevention among children and adolescents]. Materialy Respublikanskoi nauchno-prakt. konf. "Sostoyanie i perspektivy razvitiya sotsial'nopsikhologicheskoi sluzhby v sisteme obrazovaniya Respubliki Kazakhstan" [Materials of the Republican scientific practice. Conference "State and Prospects of Development of Social and Psychological Services in the Education System of the Republic of Kazakhstan"]. Kazakhstan, Astana, 10 fevralya 2012 g. [10th of February, 2012]

<26> Auerbach R.P., Millner A.J., Stewart J.G., Esposito E.C. (2015). Identifying differences between depressed adolescent suicide ideators and attempters. Journal of Affective Disorders, 186, 127 - 133.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.02 с.)