Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и обобщение опыта регионов по реализации
Межведомственного взаимодействия в практике применения Профессиональных стандартов Необходимость определения вопросов и уточнения порядка межведомственного взаимодействия при работе с категориями детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, более всего проявляется в следующих видах профессиональной деятельности: - деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления (профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"; - оказание социальной помощи семьям, социальное сопровождение семей с детьми, направленные на повышение ресурсного потенциала членов семей, содействие решению социальных, жизненных и семейных проблем, улучшению детско-родительских отношений, создание условий для реабилитации, социализации, развития и социальной адаптации членов семей (детей, подростков и взрослых) (профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей"); - деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг гражданам, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (профессиональный стандарт "Специалист по социальной работе"); - оказание социально-психологических услуг и психологической помощи населению, направленное на содействие отдельным лицам, а также социальным группам в улучшении их психического состояния, в восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности, в профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в их поведении (профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере");
- проведение медико-социальной экспертизы, направленной на определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты (включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности), вызванных стойким расстройством функций организма (профессиональный стандарт "Специалист по медико-социальной экспертизе"); - социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых, направленная на формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой (профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере"). Анализ реализуемых в настоящее время региональных образцов межведомственного взаимодействия, обеспечивающих решение проблем детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, позволил выявить основные модели, основанные на межведомственном взаимодействии, различающиеся составом субъектов взаимодействия, направлениями работы и условиями межведомственного взаимодействия. 1. Модели консультативного и коррекционного типа работы с семьей (помощь семьям и детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, испытывающим трудности в социализации и обучении, семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучным семьям). Основные субъекты межведомственного взаимодействия: - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: региональные и территориальные (муниципальные). - Уполномоченные органы в сфере опеки и попечительства и патронажа. - Медицинские организации: женские консультации, центры охраны здоровья семьи и репродукции, родильные дома, иные медицинские организации, имеющие в своей структуре родильные отделения, поликлиники (в том числе детские), детские больницы, медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения травматологии, наркологические диспансеры, наркологические больницы, психоневрологические диспансеры.
- Образовательные организации: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. - Учреждения социального обслуживания: центры социальной помощи семье и детям, отделения социальной помощи семье и детям территориальных центров социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка. - Территориальные органы МВД России: подразделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, криминальная полиция, патрульно-постовая служба. - Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы. - Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность: управы районов, единые информационно-расчетные центры, общественные пункты охраны порядка, негосударственные организации, старшие по подъездам. - Отделы записи актов гражданского состояния. - Центры занятости населения. - Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие: семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении; замещающие семьи. Направления работы на межведомственной основе: - Сбор и систематизация информации из установленных регламентом источников. - Выявление детей и семей, относящихся к одной или нескольким целевым группам. - Проведение оценочных процедур для составления программ адресной помощи и поддержки. - Проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей целевых групп. - Оказание адресной социальной помощи семьям целевых групп. - Социальное сопровождение и поддержка семей целевых групп. - Индивидуальная профилактическая работа с семьями целевых групп. Условия эффективного межведомственного взаимодействия: - координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик работы с семьями, обеспечение методической поддержки специалистов; - развитие профессиональных компетенций сотрудников по оказанию социальной помощи семьям, социальному сопровождению семей с детьми; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте; - определение в регламенте взаимодействия понятий "раннее выявление и учет семейного неблагополучия", "трудная жизненная ситуация", "угроза жизни и здоровью", "ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей" и критериев их оценки; - раннее выявление семей целевой группы. 2. Модели диагностической, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая реализуется в специализированных психолого-медико-социальных, медицинских, реабилитационных и иных центрах и комиссиях, результатом работы которых становятся программы ранней помощи.
Основные субъекты межведомственного взаимодействия: - координационный совет субъекта Российской Федерации по делам инвалидов; - экспертный совет по ранней помощи; - ресурсные центры: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних); медицинские организации (центры детской психоневрологии); образовательные организации (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи); социально-ориентированные некоммерческие организации; - кабинеты, службы ранней помощи: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социального обслуживания населения); медицинские организации (центры детской психоневрологии, городские клинические больницы); образовательные организации (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организации дополнительного образования); социально-ориентированные некоммерческие организации; - партнеры: научные организации, общественные профессиональные организации, благотворительные фонды. Направления работы на межведомственной основе: - формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи; - выявление детей целевой группы; - информирование родителей или других законных представителей о программе ранней помощи и возможности направления их ребенка в службу ранней помощи; - участие в команде для проведения междисциплинарной оценки с целью определения особенностей ребенка для построения программы помощи и постановки целей вмешательства. Условия эффективного межведомственного взаимодействия: - координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами; - развитие профессиональных компетенций сотрудников (психолог, логопед, социальный педагог и педагог по физическому развитию) в области ранней помощи; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте; - раннее начало комплексной медико-психолого-педагогической помощи, включающей комплекс реабилитационных услуг, мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению, индивидуальное консультирование семьи и ребенка;
- активное участие семьи в непрерывном реабилитационном процессе; - включение в целевую группу не только детей с явными или установленными признаками нарушения развития, но также детей с риском их возникновения, в том числе биологического и социального. 3. Модели социальной реабилитации (абилитации) и образования, ориентированные на инвалидов и детей-инвалидов, результатом работы которых становится разработка индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов. Основные субъекты межведомственного взаимодействия: - Органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и медицинские организации. - Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации. - Органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и организации социального обслуживания. - Органы исполнительной власти в сфере спорта, культуры и молодежной политики. - Службы в сфере труда и занятости населения. - Службы ранней помощи. - Организации инвалидов и родителей детей с инвалидностью. - Социально-ориентированные некоммерческие организации. Направления работы на межведомственной основе: - Формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи. - Выявление потребности инвалидов (семей инвалидов) в социальной реабилитации и абилитации и социальном обслуживании. - Обеспечение социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов и (или) их семей. - Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, ранняя помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, и сопровождение. - Создание условий для обеспечения доступности и качества профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. - Организация обучения и воспитания детей-инвалидов в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами образования по адаптированной общеобразовательной программе, специальной индивидуальной программе развития. Условия эффективного межведомственного взаимодействия: - координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик проведения мероприятий по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов; обеспечение методической поддержки специалистов; - развитие профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих социальную реабилитацию и абилитацию; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте; - разработка региональных нормативных правовых документов в сфере регулирования межведомственного взаимодействия органов и учреждений разных ведомств в области реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов;
- обеспечение финансовой, территориальной, физической и информационной доступности всего спектра необходимых инвалиду реабилитационных и социальных услуг; - организация управления качеством, результативностью и эффективностью услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов в учреждениях разного уровня, в том числе разработка критериев оценки данных показателей; - развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций (на всех уровнях образования), обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями. 4. Коррекционно-профилактические модели, ориентированные на разработку программ профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения (индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних). Основные субъекты межведомственного взаимодействия: - межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - уполномоченные органы в сфере опеки и попечительства и патронажа; - органы в сфере охраны здоровья и медицинские организации; - службы системы профилактики правонарушений; - органы государственной власти в сфере профилактики наркотической зависимости подростков, находящихся в социально опасном положении; - образовательные организации; - учреждения социального обслуживания; - территориальные органы МВД России; - общественные организации; - волонтерские объединения. Направления работы на межведомственной основе: - Развитие дружественного к ребенку правосудия, включающего профилактику правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их сопровождение на досудебной, судебной и постсудебной стадиях. - Реализация комплексной модели социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. - Построение системы постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних. Условия эффективного межведомственного взаимодействия: - координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов; - развитие профессиональных компетенций сотрудников для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профессиональное (супервизорское) сопровождение и информационно-методическое обеспечение специалистов, занятых в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на территории региона; - разработка нормативных правовых документов в области оказания психологической и психолого-социальной помощи несовершеннолетним; - формирование единого подхода к формированию модели комплексной реабилитации наркозависимых и к оценке эффективности их комплексной реабилитации; - создание комплексного образовательно-реабилитационного сопровождения подростков в конфликте с законом. В ходе проведенного анализа было выявлено, что профессиональные стандарты работников образования и социальной сферы, имеющие межведомственный характер, в том числе проекты актуализированных профессиональных стандартов, включают требования к квалификации и компетенциям, которые необходимы специалистам, участвующим в реализации моделей межведомственного взаимодействия с учетом региональных практик работы с категориями детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Это свидетельствует о том, что профессиональные стандарты становятся реальным инструментом развития профессионализма специалистов, участвующих в оказании комплексной помощи и психологического сопровождения. С учетом вызовов и рисков новой социальной ситуации следует обращать внимание на необходимость обеспечения современного уровня подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов для работы с детьми, нуждающимися в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Важно владеть современными технологиями взаимодействия в рамках междисциплинарных команд, уметь работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных условиях (специальных, инклюзивных, дистанционных и др.), уметь применять лучшие практики в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.047 с.) |