Историческое досье остеопата. Великий завоеватель чингисхан (темучин) в 63 года слабел на глазах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое досье остеопата. Великий завоеватель чингисхан (темучин) в 63 года слабел на глазах



Великий завоеватель Чингисхан (Темучин) в 63 года слабел на глазах. Он уже не мог оседлать любимого коня без помощи личных телохранителей-кэшиктэнов и все чаще оставался в походном шатре, в одиночестве размышляя о бренности бытия. Наконец, грозный покоритель народов распорядился через посланцев, чтобы к нему во временную ставку на берегах Амударьи явился китайский мудрец и маг Чан Чунь (Цю Чуцзи), глава даосской монашеской общины Байюньгуань («Белое облако») и последователь учения мыслителя Лао-Цзы.

Старец покорно собрался в далекий путь. Пятнадцать месяцев он добирался через весь Северный Китай, Монголию, Восточный Туркестан и Семиречье, пока 16 мая 1222 года не предстал перед повелителем мира.

Первое, о чем спросил Чан Чуня суровый завоеватель: можно ли достичь бессмертия? Учитель отвечал, что в таком виде, в каком тот себе представляет, нельзя. Есть лишь средства продлевать жизнь, но нет лекарства для физического бессмертия. «В этом случае мне остается только смириться», – опустил тяжелую голову Чингисхан. В ответ китайский мастер напомнил хозяину богатого шатра, что жизнь, если ее правильно выстроить, можно существенно продлить.

Одно из главных условий – научиться снимать усталость. Когда долго стоишь, страдают суставы ног. Если сутками скачешь по степи, от микросотрясений незаметно разрушается позвоночник. Чрезмерно долгий пеший переход перенапрягает кости и мышцы. А долгое сидение на одном месте вызывает опасный застой крови.

Чтобы избежать усталости и преждевременного старения организма, надо чаще менять его положения. Каким образом? Поочередно принимая различные позы зверей и птиц: медведя, тигра, орла и т. д.

И питаться, следуя философии дао, надо совсем по-другому. Например, можно научиться накапливать, а потом глотать собственную слюну, утоляя тем самым чувство голода и укрепляя дух. Еще лучше, если единственной пищей станет воздух! В нем ведь собраны все жизненно необходимые элементы, утверждал мудрец.

После этого он несколько месяцев обучал Чингисхана основным приемам грамотного образа жизни. Закончилось тем, что завоеватель не просто отпустил Чан Чуня с миром. Мудрец привез в Китай высочайшую грамоту о том, что даосские общины освобождаются от всех податей на вечные времена.

Сам Чингисхан после этой встречи прожил еще 5 лет. Он скончался во время очередного похода на берегах Желтой реки (Хуанхэ) в 1227 году.

7. Меридианы здоровья

Китайские лекари, как и врачеватели Индии, издревле полагали, что по 12 каналам нашего тела (меридианам, магистралям) незримо течет жизненная энергия, которая поступает извне. Каждая функциональная система организма имеет свою сеть каналов для приема такой энергии. В том счастливом случае, когда организм здоров, в нем наблюдается баланс элементов энергии, что обеспечивает равновесие между процессами возбуждения и торможения.

Если же, например, из-за защемления окончаний корешков спинномозговых нервов на пути движения энергетических потоков возникает препятствие, это неминуемо ведет к заболеванию. Причем каждой его стадии соответствуют симптомы, свойственные только ей и позволяющие квалифицированному мануальному терапевту правильно диагностировать недуг и назначить лечение.

Допустим, посредством пальпаторного исследования остеопат сначала определяет болезненное напряжение мышц спины, а затем с целью миорелаксации рекомендует пациенту лечебные сеансы иглорефлексотерапии. Это древнейший китайский метод воздействия специальными иглами на активные физиологические точки организма, которых на теле человека насчитывается до 2000.

Долгое время иглы изготавливали из кости или бронзы. Сегодня мануальные терапевты чаще всего используют стальные. Применяют 9 типов корпоративных игл, различающихся формой острия, длиной и толщиной. Следуя старинной традиции, воздействуют ими лишь на те точки, которые открыты именно в момент манипуляций.

Иглорефлексотерапевт, действительно владеющий уникальным методом активизации энергетических потоков в меридианах тела больного, должен учитывать целую гамму факторов. Самочувствие и настроение пациента. Степень напряженности его мышечного тонуса после предварительного баночно-вакуумного массажа. Общую предрасположенность к процедуре. Даже время суток выполнения иглорефлексотерапии.

Дело в том, что поступающая извне энергия, как полагают китайские врачеватели, циркулирует по меридианам организма со строгой ритмичностью, с периодом 24 часа, что соответствует одному полному обороту Земли вокруг своей оси. Поэтому следует учитывать время воздействия на тот или иной орган (меридиан).

Так для устранения вертеброгенных нарушений позвоночника, вызывающих иррадиирующие боли в области печени, лучше всего проводить лечебные манипуляции с часу до трех часов ночи. Если речь идет о желудке, с семи до девяти утра и т. д.

Кстати, в ряде медицинских учреждений России используется и метод электроакупунктуры, позволяющий с высокой степенью точности измерять энергетические потоки в различных биологически активных точках организма, обнаруживать заболевание и, воздействуя на рефлексогенные зоны микротоками, устранять недуг.

При болях в спине и суставах конечностей не менее эффективен и такой старинный китайский способ лечения (и диагностики), как акупрессура. Еще в III веке до нашей эры восточные врачеватели обнаружили, что давление на рефлексогенные точки тела может значительно улучшать самочувствие пациента. Научное объяснение эффекта достаточно просто: в процессе акупрессуры высвобождаются эндорфины. Проще говоря, болеутоляющие гормоны организма. Или, как их еще называют, гормоны радости.

В древнейшие времена акупрессура проводилась только пальпаторно (надавливанием подушечками пальцев). Сегодня такого рода массаж мануальный терапевт все чаще выполняет специальными роллерами. Они захватывают сразу несколько биологически активных точек, массируют их и перемещают в сторону меридианного потока.

8. Культ атлетических игр

В отличие от целителей Востока, врачеватели Древней Греции ориентировались не на «доши», а на трех прекрасных богинь: Гигиею (хранительницу здоровья), Панакею (богиню исцеления) и Иасо (дарующую успешное лечение). Бытовало поверье, что в случае недомогания следует нести жертвенные дары сразу трем покровительницам в святилища, находившиеся в Оропе, Эпидавре и Пергамоне. Главное, о чем следовало просить: вернуть для начала утраченную энергию безболезненного передвижения.

Исследователи полагают, что греки вообще были первой цивилизацией, оценившей роль оздоровительной гимнастики в укреплении опорно-двигательного аппарата и общей физической подготовки. Как известно, пропагандируя культ здорового тела, они устраивали в священной долине реки Алфея атлетические Олимпийские игры. Призеры этих состязаний считались эталоном физической красоты на материковой Греции и ее островах.

Иначе не могло быть. Как с точки зрения нетрадиционной, так и на взгляд аллопатической (академической) медицины, разумная атлетическая подготовка, укрепляя мышечный аппарат, поддерживает позвонки в нужном положении и не дает им сместиться. При этом мускулатура наращивается безо всякого вреда для позвоночника и суставов.

Время донесло до нас не только имя первого победителя атлетических Игр (олимпионика) повара Корэба из Элиды, но и опыт выдающегося греческого травматолога Геродика, о котором упоминает мыслитель Платон в трактате «Государство». Для восстановления гибкости позвоночника, подвижности суставов и устранения последствий травм конечностей пациентов античный лекарь использовал вытяжение позвоночника и суставов, физиотерапию, добивался миорелаксации посредством различных видов массажа. То есть приемы, широко применяемые в мануальной терапии сегодня.

Кстати, эллины одними из первых в истории человечества обратили внимание на почти мистическую связь между конституцией человека (в переводе с латинского «состояние»), то есть особенностями строения тела, и некоторыми болезнями. Скажем, худощавые люди (астеники) предрасположены к функциональным нарушениям деятельности позвоночника на почве различных неврозов. Лица тучного телосложения (гиперстеники) чаще других страдают артритами, артрозами, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В свою очередь конституция атлета в своем большинстве представляет образчик здорового тела. Не всегда, конечно, но тем не менее.

9. У истоков научной медицины

Первостепенную роль мануальной терапии в лечении различных заболеваний опорно-двигательного аппарата (и не только) отводил величайший врачеватель древности, основоположник действительно научной медицины Гиппократ Косский (около 460–370 гг. до н. э.). Это ему принадлежит знаменитая фраза, ставшая крылатой: «Костоправство есть краеугольный камень медицины».

Известно, что знаменитый целитель появился на свет в семье акушерки и врача на острове Кос в Эгейском море. Именно здесь находилось главное святилище греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа у римлян). Возможно, поэтому островок славился искусными лекарями. Первым учителем сына стал его отец Гераклид, известный на всю Аттику как непревзойденный костоправ. К двадцати годам юный Гиппократ настолько преуспел, что был торжественно посвящен в жрецы Асклепия, потомками которого считалась вся родня молодого врача.

Однако с первых шагов на медицинском поприще Гиппократ зарекомендовал себя противником старинных представлений о причинах заболеваний. В те времена многие целители и философы Эллады полагали, будто болезни передаются людям или насылаются на них сверхъестественным путем. Следовательно, в случае недомогания надо принести в храм Асклепия жертву, долго молиться богам и исполнить несколько обязательных ритуальных обрядов, способных изгонять злых демонов. Только после этого можно браться за конкретное лечение.

Иначе считал Гиппократ, создавший на Косе реформаторскую медицинскую школу. Ученики, собиравшиеся на лекции под могучим платаном, должны были твердо усвоить, что все болезни человека возникают совершенно естественным путем. Значит, лечение тоже должно быть естественным. И вообще для поддержания здоровья надо уповать не на высшие силы, а лишь на себя. Правильно питаться, постоянно заниматься гимнастикой на свежем воздухе и, конечно, много трудиться, укрепляя и развивая тело.

Сам врач обязан помнить, что каждый пациент индивидуален, и поэтому лечить следует, исходя из конкретных особенностей конституции его тела, общего состояния здоровья, привычной пищи, окружающего воздуха и даже излюбленной позы во время сна. В конце концов, настоящий врач должен уметь определять, насколько здоров или болен человек, только по его внешнему виду.

С такой точкой зрения был полностью согласен другой великий грек – Демокрит из Абдер с Фракийского побережья. С Гиппократом этого мыслителя свел любопытный случай. Дело в том, что одно время горожане подозревали Демокрита в сумасшествии. Во-первых, философ всегда говорил только загадками. Во-вторых, когда он оставался один, то часто вдруг начинал беспричинно смеяться. Словом, однажды народное собрание пригласило Гиппократа с просьбой всесторонне осмотреть городского чудака и вынести авторитетный вердикт.

Врачеватель охотно согласился. Он приехал в Абдеры, встретился с именитым пациентом, осмотрел, выслушал его и поставил диагноз: совершенно здоров. Мало того. Благодарный Демокрит, постигавший в свое время основы медицины у индийских мастеров и с легкой руки Гиппократа прозванный «смеющимся философом», подарил целителю рукопись своей книги «О природе человека», где высказывал оригинальные мысли по анатомии тела, физиологии и некоторым функциональным нарушениям деятельности мозга, ведущим к действительному безумию.

Из Абдер Гиппократ отправился в Египет, чтобы в архивах грандиозной Александрийской библиотеки познакомиться с основами древнейшей анатомической школы жрецов бога мудрости Тота, а при необходимости продемонстрировать собственные медицинские познания и навыки исцеления людей. Затем дороги великого странствующего врача (периодевта) привели в Малую Азию, Ливию, Скифию.

Потомкам знаменитый костоправ оставил бесценный «Гиппократов сборник» («Corpus Hippocraticum»), переданный в свое время в хранилище Александрийской библиотеки. Главы «О суставах», «О переломах», «О выравнивании суставов», «О диете при острых болезнях», «О древней медицине» и другие труды великого врачевателя нисколько не утратили своей актуальности спустя тысячелетия. Утверждение Гиппократа о том, что «необходимо изучать позвоночник, так как с ним связаны многие заболевания, и эти знания необходимы для излечения…» просто невозможно оспорить. Как и совет ученикам: «Сопоставляя сдвинутые позвонки, можно добиться лечения естественным путем».

По преданию, это хорошо усвоили оба сына и дочь Гиппократа, тоже посвятившие себя медицине. Легенда гласит, что рядом с могилой Гиппократа свили гнездо дикие пчелы. Мед, который они давали, обладал поразительными лечебными свойствами.

10. Первый спортивный врач

Учение великого грека о позвоночнике развил выдающийся анатом, физиолог, фармаколог и первый спортивный врач эпохи Древнего Рима Клавдий Гален (130 г. н. э.) из Пергама. Современники называли его «божественный». Было за что. Когда суфист Паузаний обратился к нему с жалобами на изматывающие боли в спине, Гален точно определил у пациента пояснично-крестцовый радикулит и предложил вельможе эффективное лечение методом вытяжения (дистракции). Поначалу Паузаний скептически отнесся к странной, на его взгляд, процедуре и был искренне удивлен, почувствовав облегчение уже после первого терапевтического сеанса.

Гален имел прекрасную возможность практиковать в качестве главного лекаря римской школы гладиаторов и во время состязаний атлетов. Тут приходилось быть костоправом, травматологом, хирургом, травником и тонким психологом. Слава этого врачевателя и, кстати, автора первой рукописи о противоядиях («Антидоты») была столь высока, что в Древнем Риме даже выпустили монеты с изображением Клавдия Галена, ставшего впоследствии личным лекарем императора Марка Аврелия.

В трактатах «Об анатомии» и «О назначении частей человеческого тела» Гален первым в мире описал 300 мышц человека и высказал убеждение, что «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности является не сердце, как полагали ранее, а головной и спинной мозг».

Римскому целителю принадлежит и мысль о том, что «без нерва нет ни одной части тела и ни одного движения». Весьма оригинально высказывался он и по поводу взаимосвязи питания и самочувствия: «Вставайте из-за стола слегка голодными, и будете всегда здоровы».

11. Философия естественного оздоровления

С древнейших времен хорошо известно и о таком старейшем методе врачевания, как натуропатия, широко применявшаяся Гиппократом, Авиценной, Парацельсом и другими целителями. Как и врачеватели древности, их современные последователи не без оснований полагают, что причина многих болезней коренится в неправильном образе жизни и мыслей. Если гармонизировать жизнедеятельность организма естественными нефармакологическими методами, то можно достичь превосходных результатов.

Как системный способ лечения натуропатия прочно вошла в медицинскую практику в начале XIX столетия, благодаря немецкому врачу В. Прейснишу Позднее его последователем стал американец Б. Луст. Он создал собственную методику естественного лечения под руководством австрийского священника С. Кнайпа и самостоятельно излечился от туберкулеза безо всяких лекарств – только посредством горячей и холодной воды!

Лечебная программа Б. Луста, прежде всего, включает в себя отказ от вредных привычек. Затем можно приступать к корректирующим упражнениям: постановке правильного дыхания, физиотерапии, выработке здорового настроения. Следующий этап связан с организацией качественно новых принципов жизни: пост, диета, гидротерапия, остеопатия, хиропрактика, баня. Наконец, релаксация. Так как сторонники естественных методов лечения пришли к выводу, что любая физическая и психическая усталость также опасна, как язвенная болезнь, стало быть, надо учиться правильно и своевременно отдыхать.

Благодаря факторам, перечисленным выше, натуропаты, активизируя внутренние резервы организма, успешно помогают пациентам избавляться от целого ряда заболевания. В частности, различных проявлений остеохондроза. При этом на долю врача, как правило, приходится лишь 10 процентов лечения. Остальные 90 процентов исцеляющих действий больной должен выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям.

Именно так сумел выздороветь известный натуропат Н. Казинс, страдавший коллагенозом (остеохондрозом), который обрекал его на пожизненную неподвижность. Представители академической медицины сочли тяжелого пациента неизлечимо больным и рекомендовали ему сильнодействующие лекарства и покой. Однако Казинс с состоянием абазии не согласился. Он перешел на натуральную диету, стал принимать повышенные дозы витамина С, а главное, стремился каждую минуту поддерживать в себе радостное настроение. Каково это было для обездвиженного человека, можно только догадываться.

Прошло длительное время. Недаром русская пословица гласит, что болезнь входит пудами, а выходит золотниками. Тем не менее однажды организм этого мужественного человека, образно говоря, проснулся, «потребовав» от Казинса движений.

Сначала он учился сидеть с улыбкой на лице, потом стоять (тоже с радостным выражением) и, наконец, стал ходить без посторонней помощи. Тем самым Казинс на практике подтвердил собственное утверждение, ставшее позднее крылатым: «Воля к жизни – не теоретическая абстракция, а физиологический фактор терапевтического значения».

12. Ренессанс костоправства

Все проходит, сказал мудрец. Не слишком благодарное человечество, увлеченное новыми медикаментозными препаратами или, как выразился один известный врач, фармакологической вакханалией, постепенно стало предавать забвению опыт и традиции народного целительства. Лишь во второй половине XIX столетия, благодаря энтузиазму американского доктора медицины Андрэ (Эндрю) Тейлора Стилла, школа костоправства (а точнее, искусство остеопатии) вновь заявила о себе.

Более подробно об этом враче мы еще поговорим. Пока же я лишь кратко поясню, что остеопаты рассматривают человека как интегрированную систему, где костная структура, внутренние органы и сознание взаимосвязаны. Отсюда естественный вывод: расстройства в одной части тела ведут к нарушению равновесия всего организма. В чем залог его оптимального физиологического функционирования? Главным образом – в поддержании сбалансированного состояния скелетно-мышечной системы. Там, где этого нет, развивается болезнь, с которой не справиться, если не учитывать состояние позвоночника.

Как писал известный остеопат У. Андерсон: «Язвы, гипертония и многие другие заболевания не являются чисто физиологическими нарушениями. Через них могут проявляться эмоциональные и структурные отклонения от нормы. Так, при гипертонии регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему через позвоночник, точнее, через ганглии, идущие параллельно спинному мозгу, оказывает симпатическая нервная система. Смещение позвонков может повлиять на функционирование симпатических ганглиев, что отражается на кровяном давлении. Поэтому приходится учитывать влияние смещения»…

Со времен Андрэ Стилла остеопаты стали практиковать в лечебно-профилактических целях методику «длинных рычагов». Один рычаг, используемый для манипуляций, – голова или конечность больного. Другой – его туловище. Лечебный эффект достигается посредством мануального устранения защемления окончаний корешков спинномозговых нервов, массажа и мягкой мобилизации функций конкретного сегмента позвоночника.

Стать настоящим остеопатом сложно. Кое-что должно быть заложено еще с рождения. Например, особый уровень пальпирования. К тому же остеопат обязан иметь еще и диплом врача общего профиля.

Другое направление мануальной медицины своим появлением обязано Дэвиду Палмеру. В 1895 году, обобщив опыт народного костоправства и изучив достижения остеопатов, он на собственные средства основал первую официальную медицинскую школу хиропрактики. В отличие от остеопатов, ее последователи предпочитают применять методику «коротких рычагов», в качестве которых выступают поперечные и остистые отростки позвонков.

В принципе оба направления – две ветви одной и той же народной врачебной практики: костоправства.

13. Телесно-ориентированная терапия

У ее истоков стоял наш бывший соотечественник Моше Фельденкрайц. В 1919 году он эмигрировал из белорусской глубинки. Долгие годы, скитаясь по свету, он был землемером, картографом, сапером, тренером по джиу-джитсу и дзюдо, электротехником – трудно все перечислить.

Однажды Фельденкрайца стали донимать сильные боли в колене, травмированном в юности на школьном футбольном поле в Барановичах. Врачи рекомендовали операцию. Моше отказался, решив самостоятельно справиться с недугом. Занялся анатомией, биомеханикой, исследованием особенностей поведения опорно-двигательного аппарата в той или иной ситуации. В конце концов, он выработал для себя такую методику движений, при которой на больное колено нагрузка не падала.

Закончилось тем, что медицинский мир получил уникальное практическое пособие Фельденкрайца «Самосознание через движение», а его автор стал широко известным в мире практикующим врачом. С помощью немедикаментозных средств мануальной терапии он, в частности, сумел избавить от мучительных страданий видного политического деятеля и основателя государства Израиль Бен Гуриона, долгое время страдавшего пояснично-крестцовым радикулитом.

В научной среде не менее известны и мануальные методики австралийского исследователя Фредерика Матиаса Александера. В свое время, выступая на сцене, он полностью потерял голос, но не сдался. Посредством комплекса специальных упражнений и наблюдений за своим состоянием Александер сначала сумел возвратить себе способность говорить, затем систематизировал собственный опыт и составил солидный трактат бесценных рекомендаций по управлению телом.

Среди именитых пациентов Александера были писатель Бернард Шоу, нобелевский лауреат в области физиологии и медицины сэр Чарльз Шеррингтон, выдающийся актер сэр Генри Ирвинг и немало других знаменитостей, мучившихся в той или иной степени от болей в спине, суставах, мышцах или конечностях. Уникальный лечебно-профилактический метод австралийца помог всем.

Глава вторая Российский вклад в мануальную медицину

Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Русская народная пословица

В России народных лекарей долгое время, мягко говоря, не жаловали. Сначала удельные князья да бояре, а затем и государи полагали, будто целитель, не имеющий духовного сана, состоит в услужении у лукавого. Не случайно, после того как Стоглавый собор 1551 года объявил все «Лечебники» и «Травники» еретическими, вредными и опасными, власти на протяжении нескольких столетий всячески поощряли доносы на знахарей.

Даже если образованный самоучка ссылался на опыт Асклепия, Гиппократа или Авиценны, то и это царских чиновников не удерживало от преследований. Не духовное лицо – значит самозванец. Священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр писал в «Домострое»: «…Призываем чародеев и кудесников, волхвов и всяких мечетников и зелейников, и с кореньем, от них же чаем душетленные и временные помощи, и уготовляем себя диаволу, в дно адово, во веки мучитися».

По иронии судьбы именно Сильвестра, официально считавшего, будто больной человек должен полагаться не на помощь лекаря, а лишь на милость Божию, современники подозревали в знахарстве! Мнительный Иван Грозный даже обвинил его в скоропостижной кончине трех своих жен: Анастасии Захарьиной, Марии Темрюковны и Марфы Сабуровой (их якобы поочередно отравили настоем из «колдовских трав») и сослал опального батюшку в отдаленный монастырь.

История, правда, сохранила имена первых древнерусских врачей времен князя Ярослава Мудрого. Это были афонские монахи Алимпий, Антоний, Агапит и киевский «лечец» Петр Сирианин. Однако, как и чем они исцеляли больных, сведений пока не обнаружено.

1. Роль Аптекарского приказа

Минуло смутное время. В Москве учредили Аптекарский приказ, специалисты которого начали впервые официально собирать, изучать и изготавливать лечебные средства из лекарственных растений. В конце концов, различные «Травники», «Цветники», «Лечебники» и «Указная книга» 1672 года стали фундаментом народной фармакопеи. К первым целебным средствам отнесли зверобой, мяту, ромашку, смородиновые и березовые почки, редьку обыкновенную, сулему и киноварь. О благожелательном отношении к отечественному костоправству, начиная с XVII столетия, красноречиво свидетельствует такой факт: в армии Российской империи была введена должность костоправа. Причем занимать ее мог лишь человек, получивший соответствующие знания не у не известного никому знахаря сомнительной репутации, а только от родственника по наследству.

2. Самоучки и декабристы

Во времена Екатерины Великой петербургская знать называла лекарем от Бога врачевателя-самоучку Ерофеича. Его настоящее имя Василий Ерофеев. В юные годы он с купеческим караваном отправился из Иркутска в Китай, где постиг многие секреты тибетского искусства врачевания. После того как Ерофеич исцелил травами, иглоукалыванием, массажем и методом костоправства сиятельного графа Григория Орлова (от лихорадки и ломоты в пояснице), он получил чин титулярного советника, поселился на Васильевском острове и каждый день принимал всех желающих: аристократов, мещан, слуг.

Русскому изобретателю Ивану Петровичу Кулибину (1735–1818 гг.) принадлежит честь разработки уникальной ортопедической конструкции, которую автор назвал «механической ногой». После войны 1812 года на базе этого оригинального приспособления российские специалисты изготавливали протезы для раненых.

Вплоть до конца XIX столетия, когда при каждом земстве впервые была официально учреждена должность штатного костоправа, их в России было уже немало. Причем не только из глубинки.

Взять сосланных в Сибирь декабристов. Пока князь Сергей Трубецкой штопал на заказ чулки, Евгений Оболенский кроил одежду, а братья Михаил и Николай Бестужевы шили солдатские фуражки, их товарищи Артамон Муравьев и Франц Вольф народными методами и средствами лечили соратников, крестьян Иркутской губернии, байкальских рыбаков, таежных шишкарей, охотников и смолокуров.

Франц Вольф, имевший когда-то практику в Санкт-Петербурге, даже организовал при Петровском заводе медицинские курсы, на которых обучал всех желающих, как лечить ушибы, травмы костей, переломы, вправлять вывихи и какими доступными способами пользоваться, чтобы избавиться от болей в спине, мышцах и суставах.

Артамон Муравьев, освоивший на каторге токарное дело, проявлял еще и пристальный интерес к тибетской медицине. За время ссылки он не раз встречался с бурятскими шаманами и перенял у них много полезного. Например, он знал, насколько эффективны при заболеваниях позвоночника специальные гимнастические упражнения, восточный массаж, акупунктура и медитация.

Небезынтересно, что император Николай I, сославший опальных декабристов на каторгу, по-своему тоже приложил руку к развитию народной медицины в России. Я имею в виду высочайший Указ Николая Павловича Романова «О разрешении траволечения».

Во второй половине XX века, уже в советские времена, потрясающие возможности народной медицины вообще и костоправства в частности долгие годы демонстрировал знаменитый якутский шаман (ойун) и воистину выдающийся лекарь из селения Ботулу Верхневилюйского улуса Никон Поскачин-Васильев. Местные жители ласково звали его Дедушкой. Удивительно, но, по словам земляков, он никогда не ходил в школу, и поэтому не умел ни писать, ни читать. Тем не менее в научных медицинских центрах Якутска и Новосибирска, куда после лечения «травами и руками» Никон иногда отправлял своих самых тяжелых пациентов (для официального подтверждения исцеления), всякий раз поражались точности диагноза и эффективности применяемых методик. Не случайно маститые доктора наук называли безграмотного «дедушку» профессором. Доходило до того, что, если специалистам не удавалось установить причину и избавить пациента от болей в спине современными лекарственными препаратами, они рекомендовали человеку съездить на консультацию к Никону. И он действительно помогал.

Этот сибирский самородок с успехом лечил сколиозы, вправлял вывихи верхних и нижних конечностей, суставов. Он умел выправлять неправильно сросшиеся после переломов кости, а от грудного или пояснично-крестцового радикулита избавлял тем, что «упаковывал» обнаженного пациента в молодые березовые листья, которыми выстилал разогретую костром яму. Никон, раньше много путешествовавший по свету, в равной степени блестяще владел искусством европейского и восточного массажа, при необходимости использовал точечное прижигание, иглоукалывание и, говорят, даже ставил на ноги людей, разбитых параличом. При этом если Дедушка каким-то образом видел, что пациенту сможет помочь только оперативное лечение, он так прямо и говорил. Диктовал диагноз и с этой записочкой направлял больного к знакомым врачам. По свидетельствам специалистов, Никон не ошибся ни разу! Таким был этот доктор, почивший в 1984 году в родном селении на сто пятом году жизни.

3. Светила медицинской науки

По инициативе патриарха российской и мировой хирургии Николая Ивановича Пирогова (1810–1881 гг.) при Императорской медико-хирургической академии открылся первый в мире Анатомический институт, в стенах которого был разработан Атлас топографической анатомии. Это позволило сначала понять, а затем дать профессиональные объяснения многим неизвестным прежде причинно-следственным связям всех «элементов» организма.

Любопытно, что идею «ледяной анатомии», как называл свой метод сам Николай Пирогов, ему подсказал случай. Однажды ученый шел по шумному рынку и обратил внимание на мясников, которые разделывали замороженные коровьи туши. И тут Николая Ивановича осенило! Ведь если так же замораживать человеческие трупы, то можно детально исследовать строение внутренних органов (мышц, связок, сухожилий, костей, артерий, вен и т. д.). Что Н.И. Пирогов и сделал, научно подтвердив предположение итальянского врача и анатома XVII века Джованни Баттиста Морганьи о том, что каждое заболевание вызывает в органах конкретные изменения.

Позже, уже в Крымскую кампанию, Н.И. Пирогов, оперируя в полевом госпитале, изобрел оригинальную гипсовую повязку (ею пользуются и сегодня), позволяющую надежно закреплять травмированные места конечностей и не допускать их искривлений. Современники отмечали, что на передовой знаменитый хирург никогда не расставался с гомеопатической аптечкой.

Труды академика Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927 гг.) «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», «Проводящие пути спинного и головного мозга» и особенно «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» давно стали настольными книгами врачей.

Пресловутую «одеревенелость» современная медицина во всем мире называет болезнью Бехтерева или анкилозирующим спондилоартритом (хроническим воспалением отделов позвоночника и крупных суставов). Владимир Михайлович широко известен еще и как автор научного обоснования дистракционной терапии и один из разработчиков приспособления для лечения вертеброгенных поражений методом подвешивания и вытяжения позвонков.

Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) впервые заставил говорить о себе публикациями «Рефлексы головного мозга» и «Физиология нервной системы», неопровержимо доказав, что любое внешнее раздражение вызывает немедленную ответную реакцию нервной системы – рефлексы. Ивану Михайловичу принадлежат слова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению – мышечному движению». Это утверждение вызвало негодование православных церковных иерархов. Как в старые времена, они сочли умозаключения исследователя откровенным богохульством и потребовали от светских властей привлечь ученого к ответственности. Друзья предложили И. Сеченову лучших адвокатов.

Ученый отказался, заявив, что на суд, если таковой состоится, он возьмет с собой лягушку и прямо на глазах присяжных продемонстрирует опыты, подтверждающие правоту его выводов. Правда, до суда это «дело» так и не дошло.

Лауреат Нобелевской премии академик Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.), создатель и руководитель первой в мире лаборатории (в Колтушах под Петербургом) по изучению высшей нервной деятельности, убедительно доказал, что все условные рефлексы «хранятся» в больших полушариях мозга. Рефлексы же, которые мы наследуем с рождением, «привязаны» к центрам спинного, продолговатого и нижнего этажа мозга. Именно мозг контролирует любые проявления физической активности. Двигательной в том числе.

В частности, Иван Петрович так писал о сути моторного движения: «Давно замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его непроизвольно, этого не замечая, производите». Врачам оставалось лишь тщательно разобраться во всей этой «механике» и использовать ее возможности во благо пациентов.

Полагаю, сегодня лишь немногим специалистам известна замечательная книга «О закаливании человеческого организма», написанная крупным российским физиологом и популяризатором здорового образа жизни Иваном Рамазовичем Тархановым (1846–1908 гг.). В своем объемном труде этот ученый, в частности, настаивает на том, чтобы люди чаще ходили босиком. Неоценимую пользу такой оздоровительной терапии интуитивно осознавали еще наши предки. Например, в большинстве крестьянских семей России отнюдь не из-за бедности была только одна пара сапог на всех. Почему? Чтобы обуваться лишь в крайнем случае и ходить в основном на босую ногу. Взрослым, детям. Ведь стопа буквально пронизана нервными окончаниями, тогда как любая обувь мешает отросткам нейронов соприкасаться с отрицательными ионами почвы, которых нам не хватает на фоне положительных зарядов атмосферы.

В конце концов, через постоянно раздражаемые подошвы босых ног в организм поступают полезные микроэлементы и биологически активные вещества. Зачем же отказывать себе в этом хотя бы на загородной даче? Ведь только на пользу.

В медицинской среде широко известно имя врача и основателя такого нетрадиционного лечебного метода, как капилляротерапия, Александра (Абрама) Соломоновича Залманова (1875–1964 гг.). Это ему принадлежат замечательные слова, что «в старом доме классической медицины есть бесчисленные сокровища. Но они разбросаны по подвалам, чердакам, забыты, оставлены без внимания и покрыты пылью».

А.С. Залманов знал, о чем говорил. Он начал изучать медицину в Московском университете, а диплом врача получил уже в знаменитом Гейдельберге. Между прочим, к тому времени молодой человек свободно владел пятью языками. Видимо, не случайно позднее, когда консилиум кремлевских медиков решил пригласить специалиста для санаторно-курортного лечения и наблюдения за состоянием здоровья Надежды Константиновны Крупской, то по настоянию Владимира Ильича Ленина выбор медицинских светил большевистской России пал именно на «товарища» Залманова, который часто напоминал своей высокопоставленной пациентке: «Не существует локальных заболеваний. Болен всегда человек в целом». Этот важнейший постулат давно взят на вооружение всеми остеопатами мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.066 с.)