Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения в персонале организации
Учебные вопросы лекции 1 Сущность и общие понятия отношений в организации 2 Организационная культура и организационное поведение 3 Формальные и неформальные отношения 4 Место руководителя в формировании организационных отношений
Первый вопрос Деятельность каждой организации зависит от влияния многих законов. Важнейшим законом из числа общих законов организации является закон синергии, сущность которого заключается в том, что суммарный потенциал (или результат деятельности) равняется не простой арифметической сумме потенциалов входящих в нее элементов, а больше или меньше ее. Синергия деятельности персонала организации не является простой арифметической суммой потенциалов всех членов персонала, а зависит от влияния множества факторов. Важнейшим фактором положительной синергии любой организации служит здоровый морально – психологический климат в коллективе персонала, который определяется отношениями между людьми. Эти отношения могут быть: - между руководителем и подчиненными ему работниками; - между членами коллектива работников; - между одним работником и коллективом; - между малыми группами в коллективе; - между одним членом коллектива и малой группой коллектива Отношения – это взаимное общение людей, связь между ними, образующаяся из общения в области совместной деятельности. Отношения характеризуются степенью ценности того, на что или на кого они направлены. Отношения между членами персонала организации подвержены влиянию множества факторов и могут меняться. Отношения человека, вновь поступившего на работу в организацию, с членами персонала в частности и с коллективом в целом меняются в процессе его адаптации и социализации, подчиняясь влиянию организационной культуры и организационного поведения. Отношения между людьми могут характеризоваться множеством различных оттенков: дружеские, наставнические, партнерские, антагонистические, враждебные и др. Все возможные характеристики отношений между людьми можно отнести к двум областям общей сферы отношений, схема которых представлена на рисунке 21.1.
Рисунок 21.1 – Схема областей отношений между людьми
Все отношения, характеризующиеся оттенками добра и благожелательности, относятся к области сотрудничества, высшей формой которого является гармония отношений. Отношения, характеризующиеся оттенками недоброжелательности, относятся к области соперничества, высшей формой которого является вражда. Образно говоря, переходом из области сотрудничества в область соперничества служат коллизии и конфликт, как высшая форма проявления противостояния, или его преодоление при переходе из области соперничества в область сотрудничества.
Второй вопрос Процесс формирования отношений между людьми зависит от их личных психологических свойств и от культуры – культуры каждого человека и культуры организации, в которой он работает. Культура – это совокупность достижений человечества в общественном, производственном и умственном развитии, а также - характеристика жизнедеятельности человека или общества, представленная в системе социальных норм и духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, друг другу и к самим себе. С учетом социальных норм, духовных ценностей и характеристик отношений людей в каждой организации формируется только ей присущая организационная культура как набор наиболее важных положений, которые принимаются членами организации и получают выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. К основным элементам организационной культуры, влияющим на формирование отношений в организации, относятся: - верования людей; - культурные ценности (это свойства людей и социальных групп, заключающиеся в социальной привлекательности и выражаемые образами, ориентирами, мерилами поведения, например: цели работы, образованность, этические правила поведения, жизненные идеалы и др.); - традиции людей и организации; - менталитет работников. В деятельности по формированию или диагностике отношений между членами персонала следует иметь ввиду то, что культура человека в общем понимании этой социально – психологической категории, а также и организационная культура, имеют три уровня формирования и последующего проявления:
1 Поверхностный (это уровень, который органолептически воспринимается людьми в окружающем социуме через внешние признаки культуры); 2 Подповерхностный (это уровень, формирующий поверхностный уровень). Он основан на нравственных ценностях, верованиях и жизненных принципах людей; 3 Глубинный (это уровень, который задает ориентиры формирования подповерхностного уровня культуры). Он практически почти не поддается диагностике и сущность которого соответствует пословице «Чужая душа – потемки». На процесс формирования отношений в организации влияют следующие основные свойства организационной культуры: · всеобщность (культура охватывает всех членов персонала и отношения между ними, а также все процессы в организации); · неформальность (организационную культуру нельзя ввести приказами, она формируется неформально в соответствии с ценностями организации и ценностях входящих в нее людей); · устойчивость (процессы формирования и изменения организационной культуры подвергаются влиянию принципа инерции и основывается на традициях организации и устоявшихся принципах людей); · многоуровневость (три уровня); · многогранность (отношения в организации формируются с учетом того, что в персонале есть работники различных наций и верований, различной половой принадлежности, различных возрастов и т.д.); На формирование отношений между работниками организации оказывают влияние две группы основных функций организационной культуры: 1 Функции для внутренней среды организации; 2 Функции, определяемые необходимостью адаптации к внешней среде. К первой группе относятся функции: 1 Охранная (культура служит барьером для проникновения нежелательных факторов внешней культуры окружающего социума, которые укрепляются в российском обществе и могут изменить сложившиеся позитивные отношения в организации (варварское отношение к природе, безучастие к чужой беде, агрессивность, иждивенчество и др.); 2 Интегрирующая (культура формирует чувства сопричастности каждого работника в отношении к общему делу персонала организации и к ответственности за её деятельность); 3 Регулирующая (обеспечивает формирование неформальных, не писаных правил поведения и взаимоотношений людей, которые формируют привычные действия); 4 Замещающая (в организации с сильной организационной культурой руководитель может не выполнять определенные управленческие функции и сократить затраты на укрепление порядка в организации, так как там всё ладится само собой в интересах достижения цели организации. Культура замещает управленческие функции и требующиеся на них затраты); 5 Адаптивная (организационная культура облегчает процесс взаимного приспособления, налаживания позитивных отношений между работниками в организации); 6 Мотивационная (культура направляет на определение мотивов и стимулов формирования отношений между работниками, например- понимание того. что взаимопомощь и взаимопонимание позволяют повысить эффективность совместной трудовой деятельности). Ко второй группе относятся функции: 1 Ориентация на потребителя (это главная цель и главный принцип современной трудовой деятельности людей в рыночных условиях, формирующие отношение к потребителю продукции как к основному ориентиру деятельности);
2 Регулирование партнерских отношений (основа этой функции -формирование моральной ответственности за результаты совместной деятельности с партнерами); Организационная культура проявляется через представления людей о ценностях и реализацию их в жизненной деятельности, из чего выводятся нормы и правила организационного поведения. Организационное поведение - это образ действий, внешние проявления людей в организации, то есть в области их совместной деятельности. Это система отношений между людьми и их влияния на других людей, а также на результаты их совместной деятельности. Основа изучения организационного поведения – это деление персонала организации на индивидов и группы, объединяющиеся в коллективы, с учетом их поведения и роли в достижении цели деятельности организации. Каждому человеку (индивиду) в организации соответствует определенное социальное качество с соответствующими ему свойствами, влияющими на отношения с другими индивидами: цель жизни, социальный статус, роль в социуме, ценности, знания, образование, жизненные нормы, поведение, способности, знаки личности. В процессах совместной деятельности индивиды объединяются в малые группы и в коллективы с соответствующими им отношениями. В формировании отношений малых групп выделяются следующие фазы: - первичное формирование группы; - взаимное раскрытие индивидов; - объединение, основанное на консенсусе и кооперации; - утверждение оптимальных отношений в группе (укрепление связей). Свидетельством наиболее гармоничных отношений в персонале организации является корпоративная культура, способствующая максимальному раскрытию способностей работников и максимальному эффекту деятельности организации. Существуют различные определения термина корпоративной культуры, наиболее подходящим из которых в области организационных отношений можно принять определение А.Я. Кибанова – «Корпоративная культура - это свод наиболее важных положений для деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей данной организации, разделяемых большинством работников».
Третий вопрос
Персонал каждой организации состоит из отдельных индивидов, которые объединяются в группы и команды, входящие в общий коллектив организации. Коллектив – это социальная организация или группа совместно работающих людей. Команда – коллектив единомышленников, трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, в котором неформальные отношения более значимы чем формальные. В процессах совместной организационной (а также и неорганизационной) деятельности все отношения между членами персонала разделяются на формальные и неформальные. Формальными следует считать отношения, образующиеся между людьми в процессе их совместной организационной деятельности, а также отношения, закрепленные соответствующими официальными документами, например отношения между работником и работодателем, подтвержденные трудовым договором, отношения между мужем и женой, подтвержденные свидетельством о заключении брака. Неформальными следует считать отношения между людьми, объединенными общими интересами, но не связанные должностными обязанностями совместной трудовой деятельностью в одной организации, и не закрепленные официальными документами, например - отношения между работниками одной организации на основе увлечения рыбной ловлей. На основе общих трудовых или социальных интересов люди объединяются в формальные или неформальные группы. Формальными называются группы, предусмотренные в структуре организации для выполнения конкретных производственных задач, например – отдел, бригада, смена. Неформальные группы образуются для общения людей в процессах удовлетворения их социальных потребностей, но они не связаны с производственными отношениями. Четвертый вопрос Наряду с организационной культурой важную роль в формировании отношений в коллективе персонала играет руководитель, который напрямую или косвенно осуществляет: - организацию между работниками деловых отношений, предусмотренных иерархией подчиненности и должностными инструкциями; - демонстрацию личного уровня культуры; - управленческое воздействие на процесс формирования морально – психологического климата в коллективе; - демонстрацию личного примера взаимоотношений (делового общения) с подчиненными и с начальниками. В коллективе работников организации будут формироваться отношения, основанные на добродетели и сотрудничестве, если руководитель живет по принципу Мусы Джалиля «Чисты душа моя и честь, а человек – не в этом ли он весь». В тоже время, между членами персонала будут формироваться отношения вражды, конфликтности если руководитель будет внедрять принцип «Человек человеку – волк». Руководитель – это субъект управления как человек (индивидуум), наделенный властью управления персоналом, отвечающий за свои решения и поступки, к которому предъявляются следующие основные требования: 1 Профессиональная компетентность (наличие высшего образования, собственные трудовые навыки, предпринимательские способности);
2 Организаторские способности (целеустремленность, системность мышления, коммуникабельность, умение влиять на людей, умение ставить задачи, способность к объективной самооценке, работоспособность, умение организовывать свой труд); 3 Морально-этическая зрелость и готовность формировать здоровый морально – психологический климат в коллективе (соблюдение нравственных норм, честность и порядочность, верность данному слову, принципиальность, воспитанность, человечность); 4 Готовность принимать управленческие решения и нести за них ответственность. Формировать позитивные отношения между членами персонала, способствующие эффективному достижению целей организации, может только руководитель, сочетающий в себе свойства грамотного профессионала и хорошего человека. Каждый руководитель должен помнить и использовать в практике своей работы утверждение Шеридана - «Ум теряет свое очарование, если он пронизан злостью», так как каждый работник понимает это, даже не зная такого афоризма. В то же время нельзя не понимать, что работнику не нужен руководитель - «хороший человек», если он не профессионал. С учетом накопленного отечественного опыта работы организаций, а также опыта передовых зарубежных систем управления персоналом можно сформулировать направления формирования у руководителей таких человеческих свойств, которые обеспечат здоровый морально- психологический климат в коллективе персонала, а также - бережное отношение к каждому работнику в современных условиях деятельности. К числу таких направлений можно отнести: - обязательный аудит и соответствующая корректировка взаимоотношений между руководителем и подчиненными со стороны вышестоящего руководства; - создание системы сбора предложений по совершенствованию взаимоотношений в коллективе посредством применения столов или почтовых ящиков или телефонов доверия; - организация работы комиссий по контролю за выполнением коллективных договоров между коллективами и руководством организаций; - внедрение в практику деятельности персонала института советов трудовых коллективов; - демократизация деятельности внутриорганизационных средств массовой информации. которые должны работать совместно с советами трудовых коллективов; - организация встреч руководителей и подчиненных типа «вечер вопросов и ответов»; - непрерывное совершенствование профессионального мастерства руководителей персонала организаций, в том числе на семинарах с психологами. Следует помнить, что реализация всех выше перечисленных мероприятий не решит проблему, если каждый руководитель не будет относиться к своим подчиненным работникам так, как он хотел бы относились к нему.
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность и общие понятия отношений в персонале? 2 Общие понятия организационной культуры? 3 Уровни и функции организационной культуры? 4 Сущность организационного поведения? 5 Сущность формальных и неформальных отношений? 6 Роль руководителя в формировании отношений в персонале?
Лекция 22
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.047 с.) |