Социализация и адаптация персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация и адаптация персонала



        Учебные вопросы лекции

1 Роль и место социализации и адаптации в деятельности персонала

2 Сущность и задачи социализации персонала

3 Сущность, задачи и этапы адаптации персонала

 

Первый вопрос

После набора и расстановки работников по рабочим местам система управления персоналом осуществляет повседневную управленческую деятельность по направлениям различных входящих в нее подсистем, в том числе:

- подсистемы управления трудовыми отношениями и управления социальным развитием, которая  в числе других задач занимаются социализацией персонала;

- подсистемы управления развитием персонала, которая  занимается и обеспечением адаптации персонала.

 

Второй вопрос

Социализация – это усвоение человеком самостоятельно и посредством внешнего целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе.

Социализация человека начинается с детства продолжается всю жизнь. Определяющим этапом социализации личности является социализация в детстве, которая формирует человека как личность и определяет его будущее место в обществе. В процессе жизни человека вследствие воздействия различных факторов социума и личной деятельности индивида происходит ресоциализация, то есть изменение системы ценностей, правил и норм поведения.

Реализация основных задач социализации осуществляется при соблюдении двух условий: обеспечении необходимым объемом информации, а также при проявлении заботы руководства в решении вопросов социализации работников.

Вся работа по социализации работников должна быть направлена руководителями на то, чтобы не допустить стрессов в трудовой деятельности подчиненных  и последующих за ними депрессий.

        Третий вопрос

Процесс социализации непосредственно связан с трудовой адаптацией работников к социальной и производственной среде деятельности, а также к коллективу и его ролевой структуре.

Адаптация – это приспособление личности к новым социальным и трудовым условиям среды деятельности (с одной стороны) и этой среды к человеку (с другой стороны). Это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых условиях труда.

Адаптация – это приспособление, привыкание работника к требованиям профессии, усвоение производственно технических и социальных норм, необходимых для трудовой деятельности в коллективе организации.

Адаптация работников направлена на решение следующих основных целей:

   - устранение проблем во взаимоотношениях  нового работника и существующего коллектива в начале их совместной трудовой деятельности;

- уменьшение стартовых издержек на обеспечение максимальной производительности труда нового работника;

- снижение нерешительности работника, его озабоченности и неопределенности в новых условиях деятельности;

- снижение текучести кадров (новые работники часто увольняются в начальный период трудовой деятельности, чувствуя себя ненужными в новой среде. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в первый год после приема на работу, приняли это решение уже в первые дни работы на новом месте);

- формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею.

Понятие трудовой адаптации включает следующие аспекты:

· социальный (приспособление к новому социуму);

· профессиональный (корректировка трудовых способностей);

· организационный (усвоение статуса рабочего места и работника в структуре организации);

· психофизиологический (приспособление к новым условиям и трудовым нагрузкам).

С учетом отмеченных аспектов выделяются следующие виды адаптации:

А) Производственная адаптация:

- профессиональная;

- психофизиологическая;

- социально-психологическая;

- организационно-административная;

- экономическая;

- социально-гигиеническая.

Б) Внепроизводственная:

- адаптация к бытовым условиям;

- адаптация к непроизводственному общению с коллегами;

- адаптация в период отдыха.

В учебных пособиях кроме уже отмеченных видов выделяется еще много различных видов адаптации, основные из которых можно подчинить следующей классификации:

А) По взаимоотношениям субъекта и объекта адаптации:

- активная (индивид стремится изменить условия);

- пассивная (индивид не стремится менять условия);

Б) По воздействию на работника:

- прогрессивная (благоприятно воздействующая);

- регрессивная (деструктивно, неблагоприятно воздействующая);

В) По отношению к должности работника:

- адаптация работника в новой должности карьерного повышения;

- адаптация работника к понижению в занимаемой должности (связана с особым психологическим стрессом работника).

Применительно к новому работнику, проходящему адаптацию, выделяют следующие этапы адаптации:

· ознакомление (информирование)

· приспособление (усвоение и использование новых норм и правил поведения);

· ассимиляция (преображение, полное внедрение в коллектив и профессию);

· идентификация (отождествление, слияние целей работника и целями организации).

Однако, нельзя забывать, что процесс адаптации – это совокупность и нового работника и существующего коллектива и существующих условий труда. Для этой совокупности можно выделить следующие этапы адаптации:

- первый – оценка уровня подготовленности новичка;

- второй - ориентация на интересы и особенности нового работника;

- третий - действенная адаптация (формирование новых отношений);

- четвертый – совместное функционирование (практика показывает. что при спонтанной адаптации этот этап наступает через 1 – 1,5 года совместной работы с новичком, а при профессиональном регулировании этого процесса – через 5 – 6 месяцев)

Важнейшими факторами, влияющими на процесс адаптации, являются: уровень культуры в коллективе (характеристики: доброжелательности или злобности, сотрудничества или соперничества и пр.) и организация управления этим процессом. Важнейшим недостатком систем управления персоналом в организациях нашей страны является неотработанность механизма организации управления адаптацией; эта работа чаще носит декларативный, а не реальный характер. Эта проблема требует научного исследования и внедрения в практическую деятельность с учетом опыта систем управления персоналом, накопленного в других странах, в частности в Японии.

Во всех организациях Японии считается обязательным оказание помощи в адаптации новых работников с первых часов их работы, формирование благоприятной атмосферы в трудовых коллективах и активное участие всех работников в деятельности профсоюзов.

Для организаторов и участников процесса адаптации очень важно учитывать особенности каждого человека, проходящего адаптацию.

С учетом этих особенностей выделяют две характеристики адаптации:

- первичная (приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности);

- вторичноя (для работников, имеющих опыт профессиональной деятельности и прохождения адаптации).

Важно учитывать и типы личностей по характеристике адаптации:

· Понятливый (легко приемлет новые условия);

· Оригинал (с трудом адаптируется к определенным условиям или взаимоотношениям в силу особенностей личных принципов и (или) особенностей характера);

· Приспособленец (по внешним признакам своего поведения – приемлет новые условия и взаимоотношения, но внутри своего «Я» новые условия не принимает);

· Бунтарь (конфликтный человек, бурно протестующий против приспособления к новым условиям и взаимоотношениям).

В материале лекции уже отмечалось, что адаптация – это управляемый процесс, зависящий от множества факторов, к числу основных из которых относятся профессионализм руководителя и степень совершенства организационных мероприятий.

Все организационные мероприятия адаптации новых работников в организациях подчиняются общим и специальным программам адаптации.

В общих программах как правило отражаются вопросы: общее представление об организации, политика организации, организация условий труда, порядок решения бытовых вопросов, оплата труда, содержание трудового договора и другие наиболее важные вопросы организационной деятельности.

В специальных программах, основанных в основном на проведении бесед с работниками, отражаются следующие вопросы: функции подразделения, рабочие обязанности и ответственность, правила отчетности, правила деятельности в различных случаях и т. п.   

 

Вопросы для самоконтроля

1 Место и роль социализации и адаптации в деятельности персонала?

2 Сущность содержание работы по социализации персонала?

3 Сущность процесса адаптации работников?

4 Задачи и этапы адаптации?

5 Виды адаптации персонала?

6 Основные типы личностей по характеристике адаптации?

 

 

Лекция 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.017 с.)