Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация и адаптация персонала
Учебные вопросы лекции 1 Роль и место социализации и адаптации в деятельности персонала 2 Сущность и задачи социализации персонала 3 Сущность, задачи и этапы адаптации персонала
Первый вопрос После набора и расстановки работников по рабочим местам система управления персоналом осуществляет повседневную управленческую деятельность по направлениям различных входящих в нее подсистем, в том числе: - подсистемы управления трудовыми отношениями и управления социальным развитием, которая в числе других задач занимаются социализацией персонала; - подсистемы управления развитием персонала, которая занимается и обеспечением адаптации персонала.
Второй вопрос Социализация – это усвоение человеком самостоятельно и посредством внешнего целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе. Социализация человека начинается с детства продолжается всю жизнь. Определяющим этапом социализации личности является социализация в детстве, которая формирует человека как личность и определяет его будущее место в обществе. В процессе жизни человека вследствие воздействия различных факторов социума и личной деятельности индивида происходит ресоциализация, то есть изменение системы ценностей, правил и норм поведения. Реализация основных задач социализации осуществляется при соблюдении двух условий: обеспечении необходимым объемом информации, а также при проявлении заботы руководства в решении вопросов социализации работников. Вся работа по социализации работников должна быть направлена руководителями на то, чтобы не допустить стрессов в трудовой деятельности подчиненных и последующих за ними депрессий. Третий вопрос Процесс социализации непосредственно связан с трудовой адаптацией работников к социальной и производственной среде деятельности, а также к коллективу и его ролевой структуре. Адаптация – это приспособление личности к новым социальным и трудовым условиям среды деятельности (с одной стороны) и этой среды к человеку (с другой стороны). Это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых условиях труда.
Адаптация – это приспособление, привыкание работника к требованиям профессии, усвоение производственно технических и социальных норм, необходимых для трудовой деятельности в коллективе организации. Адаптация работников направлена на решение следующих основных целей: - устранение проблем во взаимоотношениях нового работника и существующего коллектива в начале их совместной трудовой деятельности; - уменьшение стартовых издержек на обеспечение максимальной производительности труда нового работника; - снижение нерешительности работника, его озабоченности и неопределенности в новых условиях деятельности; - снижение текучести кадров (новые работники часто увольняются в начальный период трудовой деятельности, чувствуя себя ненужными в новой среде. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в первый год после приема на работу, приняли это решение уже в первые дни работы на новом месте); - формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею. Понятие трудовой адаптации включает следующие аспекты: · социальный (приспособление к новому социуму); · профессиональный (корректировка трудовых способностей); · организационный (усвоение статуса рабочего места и работника в структуре организации); · психофизиологический (приспособление к новым условиям и трудовым нагрузкам). С учетом отмеченных аспектов выделяются следующие виды адаптации: А) Производственная адаптация: - профессиональная; - психофизиологическая; - социально-психологическая; - организационно-административная; - экономическая; - социально-гигиеническая. Б) Внепроизводственная: - адаптация к бытовым условиям; - адаптация к непроизводственному общению с коллегами; - адаптация в период отдыха. В учебных пособиях кроме уже отмеченных видов выделяется еще много различных видов адаптации, основные из которых можно подчинить следующей классификации: А) По взаимоотношениям субъекта и объекта адаптации:
- активная (индивид стремится изменить условия); - пассивная (индивид не стремится менять условия); Б) По воздействию на работника: - прогрессивная (благоприятно воздействующая); - регрессивная (деструктивно, неблагоприятно воздействующая); В) По отношению к должности работника: - адаптация работника в новой должности карьерного повышения; - адаптация работника к понижению в занимаемой должности (связана с особым психологическим стрессом работника). Применительно к новому работнику, проходящему адаптацию, выделяют следующие этапы адаптации: · ознакомление (информирование) · приспособление (усвоение и использование новых норм и правил поведения); · ассимиляция (преображение, полное внедрение в коллектив и профессию); · идентификация (отождествление, слияние целей работника и целями организации). Однако, нельзя забывать, что процесс адаптации – это совокупность и нового работника и существующего коллектива и существующих условий труда. Для этой совокупности можно выделить следующие этапы адаптации: - первый – оценка уровня подготовленности новичка; - второй - ориентация на интересы и особенности нового работника; - третий - действенная адаптация (формирование новых отношений); - четвертый – совместное функционирование (практика показывает. что при спонтанной адаптации этот этап наступает через 1 – 1,5 года совместной работы с новичком, а при профессиональном регулировании этого процесса – через 5 – 6 месяцев) Важнейшими факторами, влияющими на процесс адаптации, являются: уровень культуры в коллективе (характеристики: доброжелательности или злобности, сотрудничества или соперничества и пр.) и организация управления этим процессом. Важнейшим недостатком систем управления персоналом в организациях нашей страны является неотработанность механизма организации управления адаптацией; эта работа чаще носит декларативный, а не реальный характер. Эта проблема требует научного исследования и внедрения в практическую деятельность с учетом опыта систем управления персоналом, накопленного в других странах, в частности в Японии. Во всех организациях Японии считается обязательным оказание помощи в адаптации новых работников с первых часов их работы, формирование благоприятной атмосферы в трудовых коллективах и активное участие всех работников в деятельности профсоюзов. Для организаторов и участников процесса адаптации очень важно учитывать особенности каждого человека, проходящего адаптацию. С учетом этих особенностей выделяют две характеристики адаптации: - первичная (приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности); - вторичноя (для работников, имеющих опыт профессиональной деятельности и прохождения адаптации). Важно учитывать и типы личностей по характеристике адаптации: · Понятливый (легко приемлет новые условия); · Оригинал (с трудом адаптируется к определенным условиям или взаимоотношениям в силу особенностей личных принципов и (или) особенностей характера); · Приспособленец (по внешним признакам своего поведения – приемлет новые условия и взаимоотношения, но внутри своего «Я» новые условия не принимает); · Бунтарь (конфликтный человек, бурно протестующий против приспособления к новым условиям и взаимоотношениям).
В материале лекции уже отмечалось, что адаптация – это управляемый процесс, зависящий от множества факторов, к числу основных из которых относятся профессионализм руководителя и степень совершенства организационных мероприятий. Все организационные мероприятия адаптации новых работников в организациях подчиняются общим и специальным программам адаптации. В общих программах как правило отражаются вопросы: общее представление об организации, политика организации, организация условий труда, порядок решения бытовых вопросов, оплата труда, содержание трудового договора и другие наиболее важные вопросы организационной деятельности. В специальных программах, основанных в основном на проведении бесед с работниками, отражаются следующие вопросы: функции подразделения, рабочие обязанности и ответственность, правила отчетности, правила деятельности в различных случаях и т. п.
Вопросы для самоконтроля 1 Место и роль социализации и адаптации в деятельности персонала? 2 Сущность содержание работы по социализации персонала? 3 Сущность процесса адаптации работников? 4 Задачи и этапы адаптации? 5 Виды адаптации персонала? 6 Основные типы личностей по характеристике адаптации?
Лекция 17
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.017 с.) |