А – аффект: выражение эмоций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А – аффект: выражение эмоций



Поскольку лицо постоянно используется для выражения эмоций, с возрастом некоторые из них «запечатлеваются» – появляются морщины, которые не исчезают уже никогда. «Аффект» – научный термин, который используют для обозначения эмоций. На занятиях по психиатрии меня учили замечать и называть эмоции пациента при определении его психического статуса – это важный этап в оценке состояния здоровья человека. Техника определения эмоций помогает мне сориентироваться в главных чувствах пациента – я точно знаю, что не упущу выражение печали, раздражения, растерянности или восторга. Упражнение помогает как самим пациентам, так и моим близким. Недостаточно просто обратить внимание на выражение лица – вы должны интерпретировать то, что видите. Полученная информация, судя по данным научных исследований, попадает в префронтальную кору и поступает в эмоциональные центры лимбической системы, расположенные в среднем мозге.

Если я общаюсь с коллегами, которые не имеют отношения к психиатрии, то часто узнаю, что они не умеют называть эмоции пациентов. Как же так? Большинство людей пропускают этот этап, как будто он совершенно не важен. Осмелюсь заметить, что если врачи, учителя, работники сферы услуг и другие специалисты, которые работают с людьми и помогают им, не знают, как настроиться на эмоции другого человека, они могут не обратить внимания на то, что клиент отвлекся и перестал их слушать – пропустят отсутствие связи на человеческом уровне.

Эмоции лежат в основе всех сложных разговоров.

Если мы не можем назвать «аффект» или эмоцию, то не поймем, в чем заключается, например, истинная трудность «сложных» разговоров.

Что перед нами: угроза, недоверие, беспомощность, злость, отвращение, стыд или вина? Как понять, что на уме у человека? Какие эмоции эти чувства вызывают у нас? Вы можете пытаться игнорировать или подавлять собственные эмоции, возникающие в ответ на эмоции окружающих, но благодаря их анализу можно понять, что происходит в сознании собеседника, что у него на душе.

Вероятно, если вы звоните в службу поддержки с очень важной проблемой, вас разочарует бездушный ответ вроде «Подождите». Эмоции можно было бы сдержать, если бы вы услышали: «Я понимаю, как вы расстроены, мне очень жаль, что у вас возникла эта проблема. Пожалуйста, подождите, я уточню детали и вернусь как можно скорее». Если ответ кажется «бессердечным» и собеседник не включает в него признание ваших эмоций, вы начинаете кипеть от злости. И иногда вымещать ее на специалисте, который возвращается на линию, отбивая у него всякое желание помогать вам. Таково физиологическое и эмоциональное влияние наших реакций.

Мы поговорим об этой концепции чуть позже, когда дойдем до последней буквы уже известной вам аббревиатуры. Пока что важно признать, что маркировка эмоций, в меру наших возможностей, – первый шаг в попытке узнать важную личную информацию, без которой вы не сможете полностью присутствовать в беседе. Если вы пытаетесь воодушевить, вдохновить, успокоить или привлечь кого-то к ответственности за определенные действия, сначала попытайтесь понять, с какой «эмоциональной платформы» стартуете. Предполагаю, что иначе толку от такой беседы будет немного.

T – тон голоса

Поскольку тон голоса передает более 38 % невербального эмоционального содержания сообщения, он по праву является одним из ключевых аспектов эмпатии. Лингвисты называют темп, ритм и высоту голоса «просодией». Просодия привносит во все, что мы произносим, новый слой эмоций, выходящий за пределы значения каждого слова или целого выражения.

Мы, люди, чрезвычайно чувствительны к изменениям тона голоса и его просодии. Когда вы говорите о ком-то – «Он действительно хорош в…», просодия передает истинный смысл высказывания. Вы выражали восхищение, сарказм, презрение, удивление, страх или отвращение? Если в вашем голосе звучали определенные нотки, а в конце фразы подразумевался восклицательный знак, вероятно, имелось в виду восхищение. Если тон был пониже и вы чеканили каждое слово – скорее всего, имело место презрение или отвращение.

Тон голоса часто бывает важнее, чем слова. Он помогает определить, получилось у нас настроиться на эмпатическое общение или нет. В одном замечательном исследовании, проведенном покойной Налини Амбади, уровень эмпатии врача оказывал на пациентов огромное влияние. Аудиозаписи голосов хирургов, общающихся с больными, были обработаны таким образом, что разобрать можно было только громкость, темп и ритм разговора. Когда исследователи воспроизвели эти «аудионарезки» группе добровольцев, обнаружилось, что те могут определить по тональности голоса, кому из хирургов предъявляли претензии по поводу злоупотребления служебным положением, а кому – нет. Голос, звучащий доминантно и безразлично, стал маркером, который позволял автоматически отнести его обладателя к «злоупотребителям». Это говорит о том, что для улучшения взаимодействия с собеседником необходимо учитывать его эмоциональное состояние и выбирать соответствующий стиль речи.

Мне кажется, что результаты эмпирических исследований из сферы здравоохранения будут полезны нам всем. Я могу отрегулировать громкость и темп собственного голоса во время разговора с другом или коллегой, находящимся в затруднительном положении. Важно перейти на успокаивающий тон, чтобы собеседник почувствовал, что его слышат. Если кто-то громко заявляет, что расстроен, вы можете смягчить свою рефлексивную реакцию. С другой стороны, «отражение» возмущения этого человека может показать, что вы разделяете его справедливое негодование. Помните, что бесполезно усиливать волнение, которое собеседник уже испытывает, не стоит прибегать к психологической «накачке».

И – истинное слушание

То, что многие люди называют «активным» или «рефлексивным» слушанием, я называю «эмпатическим слушанием». Эмпатическое слушание подразумевает внимание к другому человеку, выявление его эмоций, отсутствие осуждения и проявление эмпатической реакции. Основной принцип такого слушания – сначала попытаться понять точку зрения другого человека, а затем – озвучить свою. На словах это легко, но на практике – очень непросто. Потребуется отложить в сторону собственные эмоции и слушать с открытостью. Говоря языком нейронауки, слушая другого человека, вы должны задействовать собственные «датчики угрозы», которыми управляет амигдала. Если оба человека находятся «на линии фронта», ничего продуктивного добиться не получится. «Линия фронта» – зона взаимной угрозы и страха, там все только защищаются, никто никого не слушает. Будет очень здорово, если вы договоритесь «выступать» по очереди, так, чтобы у каждого была возможность высказаться, и будете слушать, не прерывая друг друга. Клинические психологи называют это упражнение «один говорит – второй слушает», оно особенно полезно для супружеских пар при возникновении недопонимания. Каждый может говорить до десяти минут без перерыва. Другой просто слушает. Затем они меняются ролями, второй партнер говорит так, как будто до него никто не «выступал». Если не прерывать собеседника, сильные эмоции начнут понемногу ослабевать. Выслушать точку зрения друг друга – очень хорошее упражнение. Эмпатическое слушание позволяет нам общаться как на эмоциональном, так и на когнитивном уровне.

Многие люди считают, что развить навык эмпатического слушания трудно. Они могут услышать «основной вопрос» собеседника, но пропускают его «главную проблему». Поэтому, даже если адвокат выслушает жалобу клиента на то, что суд обращается с ним несправедливо, скорее всего, невысказанная проблема не решится. За жалобой клиент скрывал вопрос – как он будет ходить на работу и что скажет начальнику, если придется судиться еще две недели? Разве его после этого не уволят? Расспрашивая посетителя о его проблемах, адвокат может создать гораздо более доверительные и заботливые отношения, снизить напряжение клиента в суде. Точно так же, если студент жалуется преподавателю на низкую оценку, тот может не осознавать, что истинное беспокойство простирается гораздо дальше, чем сама оценка, – студента беспокоит, получит ли он стипендию, сможет ли продолжать учебу в колледже? Научитесь замечать такие моменты, спрашивайте, чем расстроен собеседник. Вы можете понять не только слова, но и то, что осталось за ними и требует дальнейшего изучения. Так открываются возможности для решений, которые помогут снизить тревогу собеседника.

Если вы слушаете «эмпатическим слухом», то задействуете сразу несколько ключевых компонентов эмпатии. Вы слышите не только слова, но и просодию, считываете тон голоса.

Вы смотрите на лицо человека, обращаете внимание на его язык тела, опираетесь на свои инстинкты, чувства, чтобы раскрыть эмоциональные намерения, стоящие за словами. В то же время вы проявляете к собеседнику доверие, уважение и открытость посредством собственного языка тела. В ходе двух исследований, в которых использовался акроним Э.М.П.А.Т.И.Я., наша группа отметила, что врачи, получившие от пациентов более высокие оценки по шкале эмпатии, относятся к ним внимательнее, начинают «слушать всего человека», находят истинные проблемы, скрытые за заявленными. В ходе исследований мы пришли к выводу, что при общении недостаточно обращать внимание на саму проблему, необходимо докопаться до вопросов, которые волнуют людей на глубинном уровне, объединить опыт взаимной эмпатии и понимания.

Я – «я реагирую»

Когда я выступаю с презентациями по теме эмпатии в публичной сфере и дохожу до этого пункта, большинство слушателей почему-то предполагает, что я говорю о «словесном» ответе. На самом деле это не совсем так. С глубоким эмпатическим слушанием приходит и эмпатическая реакция, «эмпатический ответ», который на физиологическом уровне зарождается благодаря особой программе, «вшитой» в наш мозг. Как вы себя чувствуете в присутствии другого человека или группы людей? Важно обращать на это внимание. Осознанно или нет, обычно мы вступаем в резонанс с чувствами окружающих.

Большинство из нас при общении проявляет определенную реакцию на сильные эмоции. Мы можем чувствовать такие эмоции физически, это явление психиатры называют «проективное отождествление». Мы сталкиваемся с подобным, например, когда медик и пациент ощущают отчужденность друг от друга – больной сообщает о своих чувствах, но не словами, а врач на это не реагирует. Большинство из нас не обучены обращать внимание на собственные «ответы» как на важные индикаторы чувств других людей. Благодаря общим нейронным сетям наши чувства по отношению к окружающим могут помочь понять, как эти люди воспринимают наши слова и действия. Вспомните выступление напряженного и взволнованного человека на родительском собрании в школе, в комитете или в местном туристическом клубе. Он говорил о потенциальных угрозах – для школы, общества или окружающей среды. Теперь попробуйте настроиться на свое самочувствие. Скорее всего, его тревога в какой-то степени заразила всю группу. Если вы в тот момент думали, что оратор преувеличивает потенциальные угрозы, то, возможно, расстроились или рассердились; а если вы согласились с ним, то, наверное, и сами заволновались, решили заняться этой проблемой. В любом случае, ваша внутренняя реакция отражала бесконтрольную тревогу взволнованного человека. Сильные эмоции стремятся поселиться в голове у слушателей…

В одном серьезном исследовании, проведенном в Массачусетской больнице общего профиля, ученый по имени Карл Марси решил выяснить, согласовывались ли физиологические параметры пациентов и врачей во время разговоров и было ли это явление связано с уровнем эмпатии медиков. Уровень эмпатии врачей оценивали сами пациенты. Измерения частоты сердечных сокращений и кожно-гальванической реакции у пациентов и врачей проводились одновременно, поэтому обнаружить рассогласование между индивидуальными физиологическими параметрами было достаточно просто, они не повлияли на результаты. Марси, заручившись согласием двадцати пациентов и врачей, заснял их беседы на видео. Перед визитом испытуемых подключали к специальным приборам, измерявшим физиологические показатели. В конце визита пациенты заполняли анкету, оценивая врача по шкале эмпатии. Обнаружилось, что самые высокие оценки получали врачи, у которых было зарегистрировано максимальное сходство с пациентом на физиологическом уровне. Таким образом, ученому удалось получить довольно элегантное доказательство – отслеживание пульса и кожно-гальванической реакции позволяет увидеть, понимает один человек другого или нет. В ходе исследования также выяснилось, что низкий уровень совпадения физиологических параметров был связан с низким уровнем эмпатии врачей. Если мы не реагируем на эмоции собеседника и эмпатии не возникает, физиологические параметры не синхронизируются.

Мы все видели подобное у себя на работе. Например, неквалифицированную сотрудницу назначают на более высокую должность и теперь она отвечает за подготовку младшей команды. Как лидер она чувствует себя неуверенно и, возможно, поступает несколько параноидально. Остальные обнаруживают, что у нее нет эмоциональных навыков, необходимых для управления командой, и тогда она прибегает к запугиванию, чтобы проявить свою власть. Если сотрудники в ответ начинают роптать, «начальница» собирает всех вместе и начинает читать лекции.

«О вас уже пошла молва, – говорит она. – Люди считают, что вы – самая плохая команда из тех, что прошли через эту систему за последние годы! Подумайте о своих результатах! И о словах заодно…»

Какова реакция команды? Люди перенимают беспокойство лидера и его параноидальные наклонности. «Ответ» команды отражает эмоциональное состояние лидера. Подобное поведение может отравить командный дух и существенно отразиться на производительности.

Такой тип «лидерства» распространяется по организации как чума. В конце концов что-нибудь обязательно происходит: люди покидают команду или увольняются, так называемый лидер со временем уходит в отставку сам или его сокращают. К сожалению, если работникам некуда уходить, они могут долго терпеть, переживая ненужные эмоциональные потрясения, постепенно падая духом и страдая от выгорания. Обычно сотрудники все равно увольняются, только позже. Нельзя переоценить эмоциональный ущерб, который причиняют такие «лидеры», это подтверждено физиологией – подробнее мы рассмотрим этот эффект в десятой главе.

С подобным сталкивались все, волнение такого рода нам знакомо. Наш «ответ» в этом случае заключается не в словах, а в выражении собственного самочувствия, иногда отражающего состояние всей группы. Эту информацию следует принять во внимание, если вы задумываетесь, стоит ли сменить работу. В одних ситуациях лучше – высказаться, в других – уволиться.

Почему важна Э.М.П.А.Т.И.Я.

Нас с коллегами так заинтриговала важность эмпатического общения и факторов, влияющих на отношения в сфере здравоохранения, что мы решили ответить на животрепещущий вопрос: «Приводит ли эмпатия врача к улучшению здоровья пациента?» Интуитивно нам хотелось ответить «да», но мы решили подойти к проблеме системно, применить метаанализ медицинской литературы и найти доказательства. Мы просмотрели результаты всех рандомизированных контролируемых исследований на эту тему, причем с девяностых годов… И действительно, обнаружилось, что хорошие взаимоотношения приводили к значительному улучшению здоровья при многих распространенных заболеваниях, включая артрит, астму, ожирение, инфекции легких и простуду. Здоровые отношения между врачами и пациентами помогали добиться значимых улучшений в лечении самых неприятных и широко распространенных недугов, включая диабет и гипертонию.

Хотя мои исследования направлены на сферу здравоохранения, их результаты можно применить практически в любой профессии, а так же в личных отношениях. Когда мы пытаемся определить, чем великий учитель, профессор, бизнесмен, юрист, репетитор, наставник или тренер выделяется на фоне остальных, на ум часто приходит слово «интеллект». А еще по-настоящему великие люди, с которыми мы знакомы лично, очень хорошо проявляют себя при общении. Учитель может быть экспертом в своем предмете, но открытость, доверие и уважение между ним и учеником сформируются, только если он сумеет показать подопечному, что понимает его ситуацию и даже тронут ею. В главе, посвященной образованию, мы увидим, что эмпатическая забота и понимание необходимы для достижения успехов в учебе.

Каждый значимый для вас человек, каким-то образом затронул вашу душу. В ваших взаимодействиях, тем или иным образом, присутствовали семь ключевых компонентов эмпатии. Если эти компоненты не были задействованы, вы могли ощутить некую «пустоту» при общении. Многие удивляются, узнав, что эмпатия влияет даже на то, какую работу и хобби мы выберем, с кем решим вступить в брак… Проявление эмпатии и сострадания будет полезно всем. В конце концов человеческая связь добавляет музыку к словам жизни.

Глава 5. «Наши» и «ваши»

5 апреля 1968 года, на следующий день после того, как в Мемфисе был убит Мартин Лютер Кинг-младший, молодая учительница по имени Джейн Эллиотт проводила урок для третьеклассников. Их школа находилась в Райсвилле, штат Айова. Учительница спросила, хотят ли ученики узнать, что такое «расизм». Все согласились. Так был начат знаменитый эксперимент: Джейн Эллиотт разделила класс на две группы – отделив голубоглазых учеников от кареглазых. В первый день голубоглазые дети получили льготы: в том числе им разрешили брать дополнительные порции в столовой и дольше отдыхать на переменах. Голубоглазые дети сидели на первых партах класса, а кареглазые – на задних.

Чтобы легче было идентифицировать различные группы, детей с карими глазами заставляли носить нарукавник из картона. Они не могли пить из одного фонтанчика с голубоглазыми детьми, им не разрешалось играть вместе. Учительница повторяла, что голубоглазые дети были лучше, а кареглазые – хуже. Сначала все сопротивлялись, но г-жа Эллиотт постепенно убедила учеников, что голубоглазые ребята превосходят кареглазых.

«Голубоглазые дети – лучшие люди в этой комнате! – повторяла она. – Они опрятнее и умнее остальных!»

В итоге голубоглазые быстро приспособились к своему новому статусу и изо всех сил старались доказать, что это – правда, демонстрируя властное и жестокое поведение по отношению к своим кареглазым сверстникам. При этом они стали обособляться от других, на переменах держались изолированно, их успеваемость снизилась, хотя раньше проблем с учебой у них не было.

На следующей неделе условия эксперимента были полностью изменены, и кареглазая группа вручила повязки голубоглазым детям. Эллиотт отметила, что новая «элита» не так жестоко обращалась с «людьми второго сорта».

Так дети учились понимать, что на эмоциональном уровне они были отделены друг от друга по физическому признаку, который не могли контролировать, – это влияло на их положение в «обществе». Когда школьники «побывали по обе стороны расизма», они на собственном опыте осознали эмоции обеих групп, прочувствовали на себе, каково это – быть представителем «привилегированного» и «непривилегированного» класса. Довольно мощный урок для детей из маленького городка штата Айовы.

Эллиотт показала ученикам, что такое дискриминация, и научила их сопереживанию. Теперь они поняли, что это значит – быть отвергнутыми группой за определенные физические черты. Опыт неприятный.

Эксперимент стал известен на всю страну благодаря документальному фильму компании ABC под названием «Eye of the Storm», потом Эллиотт даже приглашали на The Tonight Show[11], которое в то время вел Джонни Карсон. Она стала пионером в новой области обучения этнической терпимости и с тех пор читала лекции и проводила тренинги по всему миру. Ее работа получила высокую оценку общества. По сей день она продолжает свое дело, помогая людям осознать, что такое дискриминация.

«В группе» и «вне группы»

Хотя у большинства из нас никогда не было возможности принять участие в подобном тренинге, вполне возможно, что многие на себе испытали, что такое групповая дискриминация, не важно, были мы в коллективе изначально или нас включили в него принудительно. И хотя всем нам нравится думать, что мы знаем, каково приходится аутсайдерам, большинство не пережило этот опыт полностью, в отличие от тех, кто принадлежит к действительно угнетенной части общества. Мы живем своей жизнью и смотрим на мир в первую очередь с точки зрения «клана», к которому принадлежим.

Как вы помните, люди будут менее склонны проявлять сочувствие к тем, кто не входит в «их» группу. Если вы принадлежите к одной группе, объединенной по любому признаку: этническому, культурному, национальному, религиозному, «школьному» или «спортивному», – то испытываете чувство отождествления. Мозг эволюционировал сотни лет, он запрограммирован искать эти связи и знает – от них зависят безопасность и комфорт.

Например, когда испытуемых просили рассказать, с кем они предпочитали бы встречаться, те отвечали, что ищут партнера, относящегося к их этносу. Хотя все они жили в Америке, китайцы хотели встречаться с китайцами, мексиканцы – с мексиканцами, африканцы – с африканцами, а европейцы – с европейцами. По результатам исследования мы видим, что когнитивная и эмоциональная эмпатия активируется более «естественно», если нужно проявить ее к человеку со схожими переживаниями, образованием и ценностями – нам становится легче «читать мысли» таких людей и понимать их чувства. Племенное восприятие и предпочтения не подразумевают автоматической ненависти ко всем остальным, но, как правило, снижают вероятность сопереживания людям, с которыми нас ничто не связывает, даже если они находятся в бедственном положении. Мы менее склонны испытывать эмпатию, если сами не переживали подобного, и не так важно, общаемся мы с человеком или с группой.

Мы можем почти не чувствовать эмоциональной связи с людьми, которые не похожи на нас, когда видим сцены войн и волнений в далеких странах. Если мы смотрим новости о событиях на Ближнем Востоке или ищем информацию в интернете, но никогда не встречали кого-то из этого региона, то можем остаться равнодушными. Но если нам доведется лично узнать кого-то из Сирии, Палестины или Израиля, то эти образы, скорее всего, вызовут у вас искренние чувства.

Разграничению нет конца. Даже марка машины имеет значение. Исследования показывают, что водители дорогих автомобилей чаще подрезают других водителей на перекрестках, реже пропускают пешеходов и в целом ведут себя на дороге безрассудно. Почему? Скорее всего, все сводится к ощущению богатства и власти, а также к внутреннему убеждению, что они имеют право вести себя так, потому что, в отличие от всех остальных, заслужили «место на дороге».

«Богатые и статусные» могут чувствовать себя почти неуязвимыми по сравнению с обычными людьми.

Они не так боятся нарушить правила, не страшатся, что их остановит инспектор. Они могут чувствовать, будто имеют право подвергать опасности других людей, потому что сами относятся к привилегированному классу.

Эмпатическое безразличие к «внешней группе», доведенное до крайности, может стоить человеку жизни. Возможно, вы никогда не задумывались о том, как этническое и расовое происхождение может повлиять на шансы получения донорского органа. Оказывается, может, и весьма существенно. Исследование эмпатической коммуникации, проведенное нашей группой на основе анализа бесед о донорстве органов, показало – несмотря на то что афроамериканцы чаще страдают почечной недостаточностью в конечной стадии, донорские органы им достаются с наименьшей вероятностью. Отчасти это связано с тем, что все меньше афроамериканцев осознают необходимость жертвовать свои органы и не думают о важности совместимости тканей. Исследования также показывают, что просьбы о донорстве с меньшей вероятностью приведут к согласию, если координатор трансплантации не относится к тому же этносу или расе, что еще раз доказывает важность «сходства» при общении с незнакомцами и построении доверительных отношений.

Если вы чувствуете связь с другим человеком, то можете совершать ради него необычные и даже героические поступки. Так произошло с моей подругой Вики Шен.

Когда в 2013 году полиция перегородила маршрут Бостонского марафона, и Вики пришлось сойти с трассы. Она поняла, что произошло что-то плохое. Позже она включила новости и узнала, что террористы заложили две бомбы возле финишной черты, убив 3 человек и ранив еще 269. Вики узнала одну из жертв.

«Я стояла на кухне, смотрела новости и тут увидела фото восьмилетнего мальчика и закричала: «Это же Мартин!» – вспоминает она. – Я достала телефон. Поскольку я работала с детской сборной по бегу по пересеченной местности как тренер-волонтер, у меня была фотография с осени 2012 года. Это был он».

Личная связь Вики с восьмилетним Мартином Ричардом, самой молодой жертвой взрывов на Бостонском марафоне, изменила ее жизнь. Пример Вики может многому научить нас, показать, как эмпатия способна изменить мир. Хотя Вики плохо знала Мартина, она стала думать, что может для него сделать. Этот ужасный теракт принес столько вреда, пострадала и сестра Мартина – она потеряла ногу. К январю их родители создали Фонд Мартина Ричарда, и Вики решила, что поможет им собирать деньги. Миссия фонда звучала так: «Люди больше не страдают. Наступил мир!»[12] Вдохновением для миссии послужила фотография Мартина с самодельным плакатом, который он нарисовал для школьного проекта. Плакат отражал его добрый характер. Фотография получилась «пророческой», учитывая, как закончилась его молодая жизнь.

Будучи заядлым марафонцем, Вики поняла, что может помочь делу ногами. Она участвовала в Бостонском марафоне 2014 года от имени фонда, а так же в других спортивных мероприятиях, собрав более 68 000 долларов, и передала их фонду, который финансирует спортивные программы для больных детей. Родители Мартина попросили ее присоединиться к правлению фонда, который уже собрал более 7 миллионов долларов, чтобы помочь продвижению инклюзивности, включая спортивные программы, которые подходят для всех детей без исключения, – Вики называет это одним из самых больших комплиментов в своей жизни.

Вот какова сила эмпатии – трагическое событие становится личным и затрагивает сердца других людей. Вики стала рассматривать Мартина, его семью и их благотворительную деятельность как «свою» группу. В то время как некоторые утверждают, будто личное сочувствие не позволяет увидеть общую картину, пример Вики доказывает противоположное. Личная связь дала ей возможность помочь фонду делом и найти для него инвестиции, ситуация коснулась ее сердца. Ее карьера марафонца получила новое значение и цель. Теперь Вики вдохновляет тысячи других людей, которые чувствовали себя беспомощными перед лицом подобных актов насилия. Фонд Мартина Ричарда собрал средства для строительства единственной полностью инклюзивной игровой площадки рядом с Бостонским детским музеем. На этой площадке могут играть в том числе дети с ограниченными возможностями.

Эффект водной ряби

Если вы бросите камешек в пруд, на воде появятся круги, они будут расходиться все дальше и дальше. Так и с эмпатией – она идет от «центра» и достигает наших групп. Чем отдаленнее от нас группа, тем меньше эмпатии склонен испытывать средний человек к ней и отдельным ее членам. Вот почему вы естественным образом будете испытывать меньше сочувствия к глобальным проблемам – например, к страданиям, причиненным засухой в отдаленном регионе, но проявите эмпатию к проблемам родного города, в котором нет воды. Расстояние и разделение не обязательно должно быть географическим. Внешние «границы» могут зависеть от вашего отношения к миру и к определенной ситуации, от понимания «правильной жизни».

Ваш уровень эмпатии может измениться при общении с одним и тем же человеком или группой – все зависит от обстоятельств. Я считаю, что это особенно верно, когда в дело включается мораль. Например, если пара ваших соседей ведут жизнь, подобную вашей, они попадают в «свою группу». Но если вы узнаете, что одного из соседей арестовали и посадили в тюрьму, то наверняка исключите его из своего списка, как не заслуживающего доверия. Представим, что все происходит при ином стечении обстоятельств, и вам самим доводилось отбывать наказание в подобном учреждении. Возможно, в этом случае вы проявите к соседу эмпатию, поскольку сами знаете, как трудно вернуться к нормальной жизни после пребывания в тюрьме. Вы можете даже подружиться с ним на этой почве. Мы будем обсуждать «моральную эмпатию» более подробно в следующих главах, а пока я лишь отмечу, что она помогает пролить свет на контекст внутренних и внешних групп, очерчивая границы. Если мы будем морально дистанцироваться от других людей, находящихся внутри нашей собственной группы, то не сможем проявлять уважение, не примем другого человека, наши эмпатические способности будут ослаблены осуждением. В идеале «волны эмпатии» одной организации должны пересекаться с волнами другой, образуя сеть эмпатической связи и уважения, разрушить которую не так просто, как бы ни старались отдельные структуры, которые стремятся насадить в обществе ненависть, дискриминацию и предрассудки.

На уровень вашей эмпатии может влиять эмоциональное состояние. Это явление иногда называют «проецируемой эмпатией» – вы проецируете свои чувства на других, основываясь на собственном самочувствии или на эгоцентрических ассоциациях, которые рождаются в вас под влиянием истории этих людей. Недавно, совместными усилиями ученых из Австрии и Швейцарии, были исследованы области мозга, которые активировались, когда участники эксперимента подвергались воздействию определенных зрительных и тактильных раздражителей. Одной группе показывали «отвратительные фотографии» личинок, а второй – «приятные» – щенков на одеялах из мягкой шерсти. Исследователи обнаружили, что люди, просматривавшие «неприятные изображения», проецировали свои эмоции на других и полагали, что коллеги из другой группы были менее счастливы, чем на самом деле. Между тем группа, просматривавшая фотографии со щенками, считала, что остальные участники намного счастливее, чем в действительности. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и визуализации головного мозга, исследователи смогли заметить изменения в работе нервной системы участников эксперимента: была обнаружена активность в префронтальной коре, которая обычно отвечает за так называемое «эгоцентрическое искажение». Независимо от того, подвергались участники эксперимента воздействию положительных или отрицательных стимулов, эти участки мозга проявляли активность.

Даже при отсутствии проблем с развитием мозга, способность к эмпатии все равно будет изменяться, в зависимости от текущих условий. Нам постоянно предоставляются возможности проявить эмпатию – нейроанатомия человека идеально подходит для принятия эмпатических решений. Что касается перепадов уровня эмпатии – их можно компенсировать, если вооружиться соответствующими знаниями.

На ровном месте

Как хорошо показывает опыт разделения на «высших» и «низших» по цвету глаз, общество запросто может повесить на кого-то ярлык «не наш» или «плохой», особенно, если такое решение принимает человек, обладающий определенным авторитетом. Когда Эллиотт спросили, как ей пришла в голову идея провести такой эксперимент, она ответила: «Это не моя идея. Я узнала, что так можно сделать, от Адольфа Гитлера: выбрала физическую характеристику, над которой люди не имеют контроля, и присвоила ее обладателям отрицательные черты».

Мы знаем, как происходит такая «группировка». Хотя наше лучшее «я» пытается извлекать уроки из истории, все мы – люди. Следовательно, стремимся делить мир на своих и чужих, иногда даже внутри собственных групп. Поступая так, мы убиваем эмпатию. Когда мы поймем, что все люди достойны уважения и сочувствия, преодолеем свою естественную склонность к разделению, станет возможна мирная жизнь. Эта тенденция уже начинает проявляться, например, во времена чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – так что, думаю, у нас есть надежда.

Когда жители США увидели, какие разрушения принесло цунами, ударившее по Японии, они начали сопереживать страданиям людей, проживавших в тех регионах. Такое же эмпатическое поведение наблюдалось после землетрясения на Гаити, когда на экранах появились репортажи о разрушениях и кадры с ранеными и убитыми. Звезды эстрады выступали, чтобы собрать средства, правительства и частные лица пожертвовали миллионы долларов… В свою очередь, другие государства поддержали американский народ после опустошения, принесенного ураганами Катрина и Харви.

Телевизор, интернет и социальные сети обычно разделяют людей, «стирают» ключевые эмпатические компоненты наших взаимодействий. Вспомните трагический случай на курорте Диснея, когда мальчика схватил аллигатор. Пользователи Twitter, Facebook и Snapchat начали осуждать родителей и писать про отдельные факты, чтобы подтвердить свою точку зрения. Цель была одна – показать, что родители никуда не годятся. Вместо того чтобы представить, каково было самим родителям, потерявшим ребенка, все решили заклеймить их как безответственных людей, хотя отец отчаянно пытался вырвать ребенка из пасти хищника. Но многие предпочли изображать судей и присяжных в разделе комментариев, не обращая внимания на последствия недобрых слов и необоснованных выводов.

Несмотря на то что экраны отделяют нас друг от друга, они могут поспособствовать и обратному процессу. Когда мы, сидя дома, можем включить новости и наблюдать за болью и страданиями людей из городских трущоб или отдаленных мест, таких как Сирия, Сомали или Руанда, их боль становится для нас более реальной. Некоторые из нас чувствуют, как включается «человеческая связь» и «запускается» эмпатия. Возможно, если трагедия происходит вблизи и на более личном уровне, чувства будут сильнее – люди перестают быть безымянными и безликими. Подробнее о возможностях и ограничениях эмпатии в цифровом мире мы поговорим в восьмой главе.

Одна из причин, по которой нам так важно соприкоснуться со своими эмпатическими способностями – возможность лучше понять свою принадлежность к «всеобщему человечеству», без разделения на группы. Когда мы записываем себя в подгруппу, то упускаем из виду очевидный факт – все люди имеют значение, все мы связаны. Универсальная мораль, основанная на эмпатии, в конечном итоге должна повлиять на более древние, с точки зрения эволюции, мотивационные механизмы мозга, которые ориентированы на племенные и внутригрупповые отношения. Теперь становится ясно, почему эмпатия не относится к морали напрямую и может порой приводить к аморальным действиям.

В отличие от наших предков, мы живем не в маленьких племенах, разделенных километрами лесов, пустыни или океана, а в гиперконтактном, глобальном мире. Проблемой человечества является рост масштаба «племени», от семьи до группы, от группы – до внутренних и международных сообществ, от сообществ до всего человечества.

Развитие морали может помочь нам расширить круг «своих» людей.

Хотя теперь мы способны с легкостью взаимодействовать практически с кем угодно из любой точки планеты, чаще всего такая коммуникация не позволяет нам использовать инструментарий методики Э.М.П.А.Т.И.Я.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.046 с.)