Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как форма работы по развитию медийно-информационной грамотности обучающихся
Существенную роль в формировании необходимых умений работы с информацией призваны сыграть т.н. информационные (познавательные) пятиминутки. Попав в педагогическую терминологию разговорное слово «пятиминутка» стало использоваться в нескольких значениях: как малая форма организации процесса обучения и как вид педагогической технологии. Такая форма работы имеет сходство с политинформацией, которая присутствовала в советской школе. Однако целью политинформации был рассказ о событиях из области медицины, спорта, экономики, политики за прошедшую неделю, месяц и их обсуждение. Традиционные методические разработки отражают многообразие пятиминуток (речевые, логические, экологические и т.д.). Н.И. Гендина предлагает следующую (условную!) классификацию пятиминуток: 1. Универсальные используются в рамках любой учебной дисциплины (например, физкультурные). 2. Тематические в рамках конкретной учебной дисциплины (на уроках литературы – поэтические, на уроках географии – картографические, на уроках информатики – информационные и т.д.). Условность классификации подчеркивается тем фактом, что, к примеру, появившись на уроках информатики, информационные пятиминутки могут быть использованы в рамках любой учебной дисциплины. Ц ель современной информационной (познавательной) пятиминутки - содействие развитию универсальных учебных действий, общих компетенций обучающихся, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления; формирование основ медийно-информационной грамотности обучающихся как основы информационной компетентности. Автором данной формы работы является Н.И. Гендина. В основе нашей разработки лежит Учебно-методический комплекс «Основы информационной культуры школьника», созданный Н.И. Гендиной и Е.В. Косолаповой. В нем приводятся поурочные разработки уроков, терминологический словарик, список рекомендуемых источников, электронные презентации к урокам, выполненные с помощью компьютерной программыMicrosoft Power Point. В структуре комплекса информационных пятиминуток выделяются следующие разделы: 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела - сформировать представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела обучающиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.
2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; формирование умений информационного самообслуживания обучающихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, ее структуре и возможностях. 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации.Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации; овладение ее методами. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности обучающихся. 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы обучающихся.Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности. Результатом изучения данного раздела является приобретение практических умений подготовки планов, сочинений, рассказов, писем. В итоге его освоения обучающиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков: от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.
5. Формирование информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации, развитие критического мышления и критического отношения к информации, овладение навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности ее манипулятивного воздействия. В результате апробации данной технологии, удалось составить перечень понятий, подлежащих характеристике с помощью пятиминуток. В то же время было установлено, что невозможно использовать пятиминутки применительно к четвертому разделу курса. Это было обусловлено тем, что ни одну из технологий подготовки любого информационного продукта (учебный реферат, доклад, мультимедийная презентация, эссе и др.) невозможно воспроизвести в течение пяти минут. Иными словами, пятиминутки как малая форма организации и педагогический прием оказались неадекватными для данного раздела. Содержание информационных пятиминуток направлено на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся, развитие информационных компетенций, обеспечение взаимосвязи с организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения.
С.Г. Воровщиков предложил следующую классификацию пятиминуток: 1. стартовая объясняет обучающимся что, зачем и как будет изучаться; 2. вводные открывают изучение каждой группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и др.); 3. инструктивные представляют в доступной форме минимум необходимой теоретической информации; 4. тренинговые (их большинство) последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения; 5. мониторинговые направлены на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений; 6. финишная побуждает обучающихся к осмыслению проделанной работы. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации информационных пятиминуток являются: 1. Оперативность, строгое временное ограничение - пять минут. 2. Практичность, прикладная направленность информационной пятиминутки, которая должна быть нацелена на конкретный результат (четкая формулировка знаний и умений). 3. Соединение компонентов традиционной, книжной и новой, электронной культуры. Каждое занятие обязательно должно предусматривать работу как с книгой, журналом, карточным каталогом, так и с компьютером, Интернетом. 4. Включенность изучаемого на занятиях материала в сферу культуры. Использование с этой целью, как минимум, двух приемов: - показ книги (документа) как произведения книжного искусства (история книги, редкие книги, книги-раритеты, миниатюрные книги и т. п.; качество художественно-полиграфического оформления; богатство справочного аппарата книги); - акцент на удовольствии, радости от чтения: художественные достоинства литературных произведений, богатство и выразительные возможности русского языка и др. 5. Ориентация на личность обучаемого. Содержание занятий должно быть связано с конкретным видом деятельности данной категории обучаемых (познавательной, учебной, досуговой, бытовой и др.), интересами и потребностями обучающихся. Реализация этого требования предполагает предварительное изучение состава обучающихся, а также использование диалога с обучаемыми, вовлечение их в общение в ходе занятий. 6. Ориентация на формирование креативных свойств личности. Занятия должны демонстрировать неразрывную связь любого вида интеллектуального труда с необходимостью самостоятельной переработки информационных ресурсов. В ходе занятий должны быть предусмотрены возможности для развития критического мышления, способностей аргументированной критики и оценки информации, различения информации и дезинформации. 7. Занимательность, увлекательность занятий или принцип «радостного обучения». Выполнение этого требования предполагает, во-первых, рациональное использование активных методов обучения, включая деловые и дидактические игры. Во-вторых, занятия должны вызывать положительные эмоции (радость) от осознания новых возможностей, которые обучающийся приобретает в ходе освоения основ информационной культуры: способность обучаемых легко переходить из одной предметной области в другую за счет знания алгоритмов и технологий работы с информацией, способность более рационально (быстрее и точнее) находить, анализировать и использовать информацию, радость от осознания того, что научился справляться со сложными задачами интеллектуального характера, лежащими в основе «умения учиться». 8. Привязка содержания пятиминутки к содержанию и задачам урока, на котором они проводятся. 9. Соблюдение последовательности проведения пятиминутки, ее структуры. 10. Поощрение обучающихся к выражению своих чувств, эмоций, впечатлений. 11. Содержательная лаконичность. Информационные пятиминутки рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке, т.е. 4 раза в месяц. В группах 1 курсов подготовку и проведение информационных пятиминуток осуществляет преподаватель. На 2-3 курсах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как преподаватель, так и обучающиеся. На 4 курсе пятиминутки готовятся совместно с преподавателем, но проводятся обучающимися. Информационные пятиминутки дают обучающимся знания, позволяющие самостоятельно выявлять, находить, анализировать и использовать информацию, которая имеет общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Структура информационной пятиминутки: · организационная часть; · теоретическая часть включает в себя изучение понятийного аппарата темы; · практические действия предполагают активное использование дидактических материалов, игровых технологий, визуализации учебного материала, следование инструкциям; · подведение итогов. Возможные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, в т.ч. под руководством учителя. В пятиминутках могут быть использованы игры, шарады, загадки, упражнения, занимательные задания. В системе общего образования пятиминутки используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.044 с.) |