По развитию медийно-информационной грамотности обучающихся посредством проведения на уроках информационных (познавательных) пятиминуток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По развитию медийно-информационной грамотности обучающихся посредством проведения на уроках информационных (познавательных) пятиминуток



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ) ПЯТИМИНУТОК

Составитель:

Преподаватель русского языка

Н.В. Ионова

                                               Белово

                                   

                                                   2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                               3

 

Информационные (познавательные) пятиминутки как форма работы                            8

по развитию медийно-информационной грамотности обучающихся

 

Сценарий открытого урока (мастер-класса) по русскому языку                                    18

с использованием информационных пятиминуток

 

Библиография                                                                                                                28

 

Электронные ресурсы                                                                                                   32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информационное общество открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, ни медиаграмотность сами по себе, изолированно, не дают человеку возможности уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе, которое в то же время несет многочисленные риски и опасности. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.

Проблемы подготовки человека к жизни в информационном обществе в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны международных сообществ (ЮНЕСКО, ИФЛА), продвигающих идеи интеграции медиа и информационной грамотности. Они реализуются в ходе преподавания учебной дисциплины «Основы информационной культуры», базирующейся на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н.И. Гендина. Второй автор программы - Е.В. Косолапова - успешно прошла обучение по курсу «Медиа и информационная грамотность и межкультурный диалог», организованном ЮНЕСКО и университетом Атабаски (Канада). Цель данного проекта – облегчить положение обучающегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, которые могут характеризовать личность учащегося как информационную. Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения людей.  Учебная дисциплина «Основы информационной культуры» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др.

Формирование информационной культуры личности – одна из приоритетных задач современного образования. Регламентируют образовательную деятельность Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС нового поколения среди общих учебных умений и способов деятельности, выделяет работу с информацией, в состав которой входит содействие овладению первоначальными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности, преобразование и хранение информации, с использованием новых и традиционных информационных технологий, развитие критического мышления. Достижение этой цели возможно лишь через формирование у обучающихся следующих общих компетенций (далее ОК):

· ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью нового поколения ФГОС является их ориентация на метапредметность и ее тесную связь с универсальными учебными действиями (далее УУД). Метапредметное обучение– это обучение общим способам, приемам и операциям мыслительной деятельности, которые располагаются «над предметами», но могут использоваться в рамках любого учебного предмета. В широком значении УУД – это умение учиться. ФГОС формулируют требования к результатам его освоения в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Тип Определение Результаты
Личностные результаты это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности; - развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений; - осознание возможностей самореализации за счет овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере информационно-коммуникационных технологий; - формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе
Метапредметные результаты (УУД)   это обучение общим способам, приемам и операциям мыслительной деятельности, которые освоены обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов; могут использоваться в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. - реализация новой парадигмы образования – «образование в течение всей жизни»; - стремление обеспечить целостность и системность получаемых обучающимися знаний; - необходимость преодолеть разрозненность, изолированность, автономность изучаемых учебных предметов; - потребность раскрыть связи между учебными предметами для решения возникающих в реальной жизни нестандартных задач: «образование для жизни».
Предметные результаты формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям: Информация - способность применять многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения; - владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять ее хранение и защиту. Информационное общество - владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество; - знать признаки информационного общества. Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации - знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов; - знать состав электронных библиотечных ресурсов; - владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде; - уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками. Интернет - знать возможности информационного сервиса Интернет; - владеть приемами безопасного поиска информации в Интернет; - владеть умением корректного и безопасного использования социальных сетей. Документы - знать классификацию документов по различному целевому назначению; - владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения; - владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде. Способы мыслительной деятельности (логические операции) - знать методы анализа и синтеза информации; - владеть умениями сравнения различных объектов; - быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений; - знать логические правила классификации. Информационные продукты - знать отличительные признаки информационных продуктов; - знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (сочинения, доклады, рефераты, эссе, проекты, презентации и т.п.); - владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов. Информационная этика - иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;  - знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников; - знать различные способы введения в текст библиографических ссылок; - понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.

 

Формирование разных видов универсальных учебных действий (метапредметные результаты):

 

Познавательные УУД - умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать обобщение и выводы; - развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.
Регулятивные УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать индивидуально и интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и со сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - развитие способности обучающихся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Таким образом, основным из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка обучающихся. Современные дети, или как их называют, «цифровые аборигены», могут и умеют многое: могут самостоятельно войти в Интернет, «скачать» любые файлы, установить на компьютер любые игры и программы. Однако часто они делают это бездумно, превращая работу с ИКТ-технологиями в пустое развлечение. Задачей педагога является обучение работе с информацией, в том числе посредством использования ИКТ-технологий, приобщение их к миру культуры, включая такие вечные ценности как любовь к книге и чтению. «Сверхзадача» состоит в развитии у обучающихся ответственного отношения к поиску, анализу и синтезу информации, ее критической оценке и этическому использованию, формирование информационной безопасности личности.

 

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Межпредметные связи:

- литература (Лирика А.С. Пушкина; синквейн);

- искусство (В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»);

- информационная культура;

- математика (Среднее арифметическое).

Оборудование:

1. Рик Т.Г. «Как живешь, Наречие?».

2. Энциклопедический словарь. Словарь лингвистических терминов. Толковый словарь С.И. Ожегова. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Этимологический словарь. Словарь синонимов.

3. Для каждой команды:

- комплект шестиугольников («Классификация наречий по значению»);

- деформированные тексты стихотворения А.С. Пушкина «Наш язык и скромен и богат…»;

- репродукция картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

4. Электронная презентация (слайд-шоу).

5. Видеоурок «Наречие».

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Оформление тетрадей

Сформулируйте, чему, на ваш взгляд, мы сегодня на уроке должны научиться?

Сегодня на уроке мы должны приобрести практический опыт морфологического анализа наречий, правописания и употребления в речи посредством развития медийно-информационной грамотности обучающихся.

Сегодня на уроке большинство заданий вы будете выполнять, работая в группе, но оценивать по итогам занятия будет каждый сам себя. Я предлагаю записать в строчку номера заданий от 1 до 15, а на следующей строке вы сами будете ставить себе оценки по пятибалльной шкале. Вспомним критерии оценивания:

«5» - справился быстро, без ошибок

«4» - есть небольшие недочёты, 1-2 ошибки

«3» - допустил 3-4 ошибки, выполнил после подсказки

«2» - не справился с заданием, не выполнял

Задание 1. Давайте вспомним, по каким признакам части речи объединяются в классы:

- Общее грамматическое значение (что обозначает? на какие вопросы отвечает?).

- Морфологические признаки (как изменяются?).

- Синтаксическая роль (каким членом предложения является?).

Таким образом, мы выстроили план изучения и морфологического анализа части речи и познакомились с одной из разновидностей информационных пятиминуток – стартовой, которая объясняет что, зачем и как будет изучаться.

Какую же роль Татьяна Рик отвела Наречию в своей сказке? Об этом мы узнаем из аннотации на книгу «Как живешь, Наречие?»

- Что такое аннотация?

Аннотирование - это аналитический процесс обработки информации, предназначенный для получения краткой характеристики содержания публикации. Аннотация состоит из библиографического описания и текста и позволяет составить объективное, предварительное представление о неизвестной ранее публикации.

Запись эпиграфа к уроку

Русский язык необыкновенно богат наречиями,

которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

М. Горький

Задание 4. К высказыванию Максима Горького мы ещё вернёмся, а сейчас я предлагаю составить ассоциативный ряд к слову «наречие». Какие мысли, образы, слова возникают в вашем воображении, когда вы слышите это слово?

Изречение, речистый, речь, нарекать…

Давайте уточним значение слова «наречие» в справочных изданиях разных типов. Итак, цель данной пятиминутки - обучение поиску достоверной информации. Ее тип определяют как «вводная», она направлена на анализ и синтез сущностной информации, ее сравнение и обобщение. Мы должны выделить особенности справочных изданий разных типов, закрепить на практике алгоритм поиска информации в них. На каждой парте лежит одно из справочных изданий (+ выход в интернет). Ваша задача – изучить его назначение и структуру, сформулировать вопрос для фактографического поиска информации о слове «наречие», найти информацию и озвучить ее.

Задание 5. Работа в подгруппах [1]

Слово «наречие» было зафиксировано уже в Словаре древнерусского языка Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880), где называло одну из частей речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) данного слова, то придется выделить корень «речь», который в древнерусском языке имел синонимы «говорить» и «глагол» (сравните, «глаголить» - говорить, вести речь). Это значение корня сохранилось и в слове «наречие». В латинском языке эта часть речи называлась «приглаголием». Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Я предлагаю посмотреть видеоурок по теме «Наречие» (8-9 минут) и по ходу просмотра составить памятку о наречии с примерами.

Доработка памятки

Задание 6. Обсуждение составленной памятки

Наречие – самостоятельная часть речи

1. Обозначает признак действия // бежать (как?) быстро, (куда?) вперёд…

2. Не изменяется // бежать, бежал, бежал бы, будет бежать (как?) быстро.

3. Отвечает на вопросы: как? каким образом? куда? откуда? как долго? зачем? когда? где? сколько? в какой степени? почему? отчего? по какой причине? для чего? с какой целью?

4. В предложении является обстоятельством или определением // Аня пришла домой поздно / пришла (когда?) поздно – обстоятельство /; Это чрезвычайно интересная книга / интересная (как?) чрезвычайно – определение.

5. Наречие примыкает к глаголу, деепричастию, имени прилагательному, причастию, имени существительному, наречию:

Пришла глагол (когда?) поздно

Крича деепричастие (как?) громко

Чрезвычайно интересная имя прилагательное (как?)

Произошедший причастие (когда?) вчера

В доме имя существительное (каком?) напротив

Очень долго наречие (в какой мере?)

Задание 7. - Скажите, а является ли данный видеоролик медиатекстом?

- Определите его вид.

Это информационный медиатекст, т.к. знакомит зрителя с достоверной информацией.

- Что такое памятка?

Памятка – это краткое нормативное, производственно-практическое или справочное издание, содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя деятельность

- Как вы думаете, а составление памятки будет являться формой работы с информацией? (Да).

Данная пятиминутка определяется как инструктивная, т.к. представляет в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного использования каких-либо знаний и умений.

Мозговая гимнастика

Качание головой (стимулирует мыслительные процессы)

Зоркие глазки (часто поморгать глазами полминутки)

Продолжаем работу

Задание 8. Наречия, отвечающие на общие вопросы и имеющие сходное лексическое значение, объединены в разряды. Я предлагаю восстановить в памяти классификацию наречий по этим признакам.

Что такое классификация?

Классификация – это мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам.

У вас на столах лежат комплекты шестиугольников. Раскройте их. Обратите внимание, что на шестиугольниках записаны изучаемая часть речи, разряды наречий и вопросы к ним, есть и пустые фигуры. Ваша задача: найти соответствия между разрядом наречий и вопросами, на которые наречия этого разряда отвечают. Например, я считаю, что наречия цели отвечают на вопрос «зачем?», и соединяю шестиугольник с этим вопросом и шестиугольник с названием разряда.

Работа в группах

Проверьте себя по таблице

 

Разряд Вопросы
наречия образа и способа действия как? каким образом?
меры и степени в какой мере? в какой степени? насколько? сколько?
Места где? куда? откуда?
времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Цели зачем? для чего? с какой целью?
Причины почему? отчего?

Задание 11. Беседа по вопросам

- Какова главная мысль стихотворения?

Стихотворение о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова - сколько можно описать с помощью слов.

- На каком приёме построено стихотворение?

Приём ассоциаций.

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?

Наречие.

По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Прочтите еще раз эпиграф к уроку: Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной (М. Горький). Наша задача – увидеть эти качества наречий в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.

- Можно ли отнести восстановление деформированного текста к одной из форм работы с информацией? (Да).

Физкультминутка

Пришло время поговорить о здоровье.

Наша физкультминутка, естественно, будет посвящена наречиям, точнее их правописанию. Этой теме будет посвящён наш следующий урок, ну а сейчас проверим, что мы помним о правописании наречий со школы.

Если я называю наречие, которое оканчивается на Ь – нужно сделать приседание,

Если Ь не пишется – поднять руки вверх,

А если наречие на другую орфограмму или это вовсе не наречие – хлопать в ладоши.

Прочь, вскачь, уж, чуть-чуть, замуж, сплошь, вправо, невтерпеж.

Одна из самых сложных наречных орфограмм – «Правописание А-О на конце наречий (напоминаю, что наречие – неизменяемая часть речи, поэтому на конце наречий мы выделяем суффикс, а не окончание).

Давайте произнесем звуки А и О вместе со мной.

Произносим старательно.

Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца. Звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только изучаем русский язык, но и улучшаем свое здоровье.

Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз.

Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

Задание 12. Выберите все наречия из стихотворения А.С. Пушкина. Определите их разряды. Выпишите наречия на пустые шестиугольники и разместите их в соответствующих сотах.

Проверьте себя

Разряд Вопросы Примеры
наречия образа и способа действия как? каким образом? высоко, светло, тихо, темно, ароматно, красиво, белым-бело
места где? куда? откуда? тут же
времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? сразу, вдруг,

Зачитывание результатов

Задание 14. – Обратите внимание, репродукция картины и наше сочинение. Является ли данное сообщение медиатекстом?

- Определите его вид. Свой ответ обоснуйте (Художественный)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

В конце урока я предлагаю вам составить синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, синтезирования сложной информации, и  в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. То есть синквейн – еще одна форма работы с информацией, мониторинговая пятиминутка, призванная проконтролировать уровень сформированности ключевых знаний и умений.

Задание 15. Составление синквейна

1 строка - Существительное, которое нужно осмыслить (тема)

2 - Два прилагательных, характеризующих данное слово.

3 - Три глагола: действия, которые производит существительное.

4 - Фраза из четырех слов, передающая отношение к теме.

5 - Синоним к первому слову, который содержит вывод.

Образец

Наречие.

Самостоятельное, незнакомое.

Не изменяется, действует, конкретизирует.

Обозначает признак действия.

Обстоятельство.

Беседа по вопросам

- Оцените свою работу. На уроке мы выполнили 15 заданий. Подсчитайте средний арифметический балл за урок.

- Над формированием каких общих компетенций мы сегодня работали?

- Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

- Какие виды информационных пятиминуток мы использовали на уроке?

- Пригодится ли изученный материал на практике?

- Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

- С каким настроением вы уйдете с урока?

- Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями, подберем наречия к пожеланиям:

Мы вам желаем…

… не болеть (никогда).

… выглядеть (великолепно, прекрасно).

… улыбаться (чаще, весело, радостно).

… быть преданными своему делу (всегда, неизменно).

Живите … (счастливо, дружно).

Кстати, это задание тоже было информационной пятиминуткой – финишной, побуждающей к осмыслению проделанной работы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Араптанова, О.В. Формирование медиакомпетентности обучающихся в процессе исследовательской деятельности (на примере исследовательской работы по русскому языку) [Текст] / О.В. Араптанова // Медиаобразование. – 2011. – № 2.

2. Артемьева, О.Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста [Текст] / О.Н. Артемьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1 (55).

3. Ахмадиева, Е.Ф. Методическая система работы по формированию информационной компетентности при изучении учебно-научного текста на уроках русского языка [Текст] / Е.Ф. Ахмадиева // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 4 (18).

4. Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Г.Р. Биккулова // Инновации в образовании. – 2009. – № 3.

5. Викторов, А.Е. От чтения книг – к чтению медиатекстов [Текст] / А.Е. Викторов // Медиаобразование. – 2005. – № 1.

6. Воропаев, М.В. Воспитание в виртуальных средах [Текст]: монография / М.В. Воропаев; Департамент образования города Москвы, Московский гор. пед. ун-т. – Москва: МГПУ, 2010.

7. Галченков, А.С. Модель, интегрирующая медиаобразование в уроки литературы в 5-6 классах [Текст] / А.С. Галченков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 4.

8. Галченков, А.С. Выявление уровней медиакомпетентности младших подростков [Текст] / А.С. Галченков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 6.

9. Галченков, А.С. Выявление уровня готовности школьных учителей к медиаобразованию школьников [Текст] / А.С. Галченков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 5.

10. Гендина, Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек [Текст]: монография / Н.И. Гендина. – Москва: Литера, 2016.

11. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014.

12. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014.

13. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2017.

14. Гендина, Н.И. «Основы информационной культуры личности»: обогащение учебного курса новыми идеями [Текст] / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. – 2016. – № 11.

15. Годик, Ю.А. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой Интернет-аудитории [Текст] / Ю.А. Годик // Вестник МГУ. Серия 10 Журналистика. – 2011. – № 6.

16. Громова, О.К. Развитие информационной культуры детей в школьных и детских библиотеках [Текст]: учебно-практ. пособие / О.К. Громова. – Санк-Петербург: Профессия, 2009.

17. Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве Москвы. Из опыта работы по реализации проекта «Развитие медиакультуры учащихся в информационно-образовательном пространстве города Москвы» [Текст] / сост. С.Б. Цымбаленко; Общероссийская общественная детская орг. «Лига юных журналистов», Российский ун-т дружбы народов. – Москва: Редакционно-издательский центр, 2013.

18. Ежова, Т.В. Развитие медиаинформационной грамотности школьника в процессе изучения иностранного языка [Текст] / Т.В. Ежова, Я.В. Приходько // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2015. – № 4.

19. Елизаветина, Т.М. Компьютерные презентации: От риторики до слайд-шоу [Текст] / Т.М. Елизаветина. – Москва: КУДИЦ-Образ, 2003.

20. Ерофеева, М.А. Культура потребления медиаинформации [Текст]: учебно-методическое пособие / М.А. Ерофеева, А.А. Плеханов; Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Балашовский ин-т. – Москва: Экон-информ, 2011.

21. Журин, А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе: (предметы естественнонаучного цикла) [Текст]: монография / А.А. Журин; Учреждение Российской академии образования, Ин-т содержания и методов обучения. – Москва-Саров: СГТ, 2009.

22. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1998. – № 3.

23. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы [Текст]. – Таганрог: ТГПИ, 2014.

24. Коновалова, Н.А. Медиакультура человека в информационном обществе [Текст]: методические рекомендации для сотрудников практических органов / Н.А. Коновалова; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский ин-т права и человека. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – Москва: Центр современных образовательных технологий, 2014.

25. Кутейникова, Н.Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней школе [Текст] / Н.Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – Санкт-Петербург, 1993.

26. Кутовенко, А. Профессиональный поиск в Интернете [Текст] / А. Кутовенко. – Санкт-Петербург: Питер, 2011.

27. Левин, В.И. Все об информации [Текст] / В.И. Левин. – Москва: Росмэн – Пресс, 2003.

28. Левицкая, А.А. Медиа как реклама образа жизни: влияние на подростковую и молодежную аудиторию [Текст] / А.А. Левицкая. – Таганрог, 2013.

29. Левицкая, А.А. Медиаграмотность детей и подростков – приемы и способы развития. Рекомендации педагогам, родителям и социальным работникам [Текст] / А.А. Левицкая // Народное образование. – 2013. – № 10.

30. Ломакин, П.А. Электронные презентации своими руками [Текст] / П.А. Ломакин, А.В. Севостьянов. – Москва: Издательство Майор, 2004.

31. Максимова, С.И. Электронная литература как средство приобщения ребёнка к книге и чтению [Текст] / С.И. Максимова // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

32.  Малых, Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности [Текст] / Т.А. Малых // Народное образование. – 2007. – № 5.

33. Медиаобразование и медиакомпетентность [Текст]: анкеты, тесты, контрольные задания / А.В. Федоров. – Москва: Директ-Медиа, 2013.

34. Михалева, Г.В. В методическую копилку педагога: критический анализ аудиовизуальных медиатекстов [Текст] / Г.В. Михалева // Медиаобразование. – 2009. – № 1.

35. Моргенштерн, И.Г. Занимательная библиография [Текст] / И.Г. Моргенштерн, Б.Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Книжная палата, 1987.

36. Новикова, А.А. Медиаобразовательные квесты [Текст] / А.А. Новикова, А.В. Федоров // Инновации в образовании. – 2008. – № 10.

37.  Новые смыслы и практики медиаобразования [Текст]: материалы научно-практической конференции / Междунар. фестиваль док. кино «Флаэртиана»; [редкол.: О.Н. Ахмедзянова (отв. ред.), О.В. Игнатьева (науч. ред.)]. – Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2015.

38. Олефир, С.В. Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, как компонент информационно-образовательного пространства [Текст] / С.В. Олефир // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 24.

39. Олзоева, Г.К. Современный читатель-подросток в новой информационной среде [Текст] / Г.К. Олзоева // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. – 2013. – № 2 (5).

40. Сальный, Р.В. Ресурсы медиатекстов в преодолении клипового мышления школьников [Текст] / Р.В. Сальный // Народное образование. – 2014. – № 6.

41. Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе» [Текст]. – Москва: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009.

42. Светловская, Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: учебное пособие по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности»: ОПП 03.12.00 «Педагогика и методика начального образования» [Текст] / Н.Н. Светловская; Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии образования, Фак. начальных кл. – Москва: МГПУ, 2009.

43. Семенов, В.И. Медиатекст в современном образовательном пространстве [Текст] / В.И. Семенов, Е.В. Семенова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2014. – Т. 5, № 5.

44. Третьяков, А.Л. Игровые аспекты чтения и развитие информационной грамотности [Текст] / А.Л. Третьяков // На путях к новой школе. – 2014. – № 1.

45. Фатеева, И.А. Актуальные проблемы медиаобразования [Текст]: учеб. пособие / И.А. Фатеева. – Челябинск: Изд- во Челяб. гос. ун-та, 2015.

46. Федоров, А.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России [Текст] / А.В. Федоров // Инновации в образовании. – 2015. – № 3.

47. Федоров, А.В. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания [Текст] / А.В. Федорова // Инновации в образовании. – 2006. – № 2.

48. Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А.В. Федоров. – Москва, 2009.

49. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

50. Хлызова, Н.Ю. Медиакомпетентность личности как способ защиты от манипулятивного воздействия СМИ в условиях информационно-сетевого общества [Текст] / Н.Ю. Хлызова // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. – Санкт-Петербург, 2009.

51. Цхут, Н.А. Формирование информационной культуры читателей от книги к веб-технологиям [Текст] / Н.А. Цхут // Библиотечное дело. – 2014. – № 17 (227).

52. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования) [Текст] / С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.Н. Щеглова. – Москва: Юнпресс, 1999.

53. Челышева, И.В. Медиаобразование подростков: проблемы и перспективы деятельности будущих педагогов [Текст] / И.В. Челышева // Медиаобразование. – 2012. – № 1.

54.  Челышева, И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И.В. Челышева. – Москва: Директ-Медиа, 2013.

55. Шак, Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино) [Текст] / Т.Ф. Шак. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.

56. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.

57. Яковлев, Ф.И. Развитие способности к учению [Текст]: экспериментально-теоретическое исследование / Ф.И. Яковлев. – Москва: Знак, 2012.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Электронный ресурс] / Ю.О. Годик // Медиаскоп. – 2011. – №2. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/841. – Загл. с экрана.

2. Медиаобразование [Электронный ресурс] // Информацио



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.151 с.)