Сопровождение детей дошкольного возраста в здоровьеформирующих культурных практиках: проблемы и опыт решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопровождение детей дошкольного возраста в здоровьеформирующих культурных практиках: проблемы и опыт решения



 

Определение понятия «здоровьеформирующие практики» логично начинать с анализа педагогической литературы, посвященной культурным практикам как культурологическому и педагогическому явлению. На основании определения Н.Б. Крыловой, считающей, что культурные практики – это обычные для ребенка, привычные способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми мы можем сформулировать определение «здоровьеформирующие» практики. Принимая во внимание взаимосвязь образования, культуры и здоровья, под здоровьеформирующими культурными практиками мы будем понимать совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностных представлений о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни, реализуемые в повседневной деятельности, способствующие удовлетворению естественных потребностей и интересов в ребенка.

Важно отметить, что современные подходы к определению понятия «здоровье» акцентируют внимание на нескольких его основных видах: соматическое (телесное) — текущее состояние органов человека; физическое — уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма; психическое – состояние психической сферы человека; нравственное — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Вместе с тем, категория «здоровье» ставит роль физической культуры и здоровьеформирующих технологий на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека. Оздоровление, в свою очередь, трактуется не как совокупности лечебно-профилактических мероприятий, а как форму развития психофизиологических возможностей детей. Таким образом, весь процесс здоровьеформирования представляет собой именно культурную, социально ориентированную практику.

ФГОС дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. В этом процессе принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира. Активная деятельность помогает ребенку чувствовать себя субъектом своего здоровья, формировать ответственность за своё здоровье как частный случай ответственности за свою жизнь.

Культурные практики по И.А. Лыковой включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: индивидуальные особенности действий; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения; содержание, качество и направленность действий и поступков ребенка [30].Здоровьеформирующие культурные практики предполагают апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм здоровьеформирующей деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных интересов ребенка. «Практика ребенка становится культурной, — подчеркивает Н.Б. Крылова, — …когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура — сущностное качество любой формы деятельности)».

Одной из наиболее значимых для проявления самостоятельности, оригинальности и уникальности на основе принятых общезначимых культурных образцов поведения и деятельности, является здоровьеформирующая деятельность. Это объясняется ее значимостью, сложившейся в процессе культурно-исторического развития человечества, определившей ее в системе других культур как средство сохранения здоровья человека.

Таким образом, основной особенностью культурной здоровьеформирующей практики является ее культурно-ценностная направленность.

Культурные практики могут являться инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста, дают возможность приобретать собственный опыт как результат действий или целенаправленной деятельности. Эффективность процесса формирования здоровья зависит от комплексного целенаправленного использования содержания, которое определяется на основе интересов и выбора ребенка, развитие самостоятельности, творчества, инициативы, в которых представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. При этом процесс формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников включает следующие структурные компоненты: когнитивный (представления, знания, суждения), эмоционально-оценочный (эмоции, оценка) и поведенческо-деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность).

Рассмотрим содержание каждого компонента и методы его реализации в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации.

Когнитивный компонент предполагает наличие соответствующих возрасту знаний и представлений о здоровье, способах его укрепления и достижения. Без соответствующего уровня знаний невозможно становление позиции ребенка как субъекта здоровьеформирования. В качестве методов реализации когнитивного компонента мы выдвигаем следующие: методы формирования познавательного интереса через игры, дискуссии, занимательные ситуации, этические беседы, целеполагание, самоконтроль, методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Использование данных методов способствует формированию мотивов в познании себя и окружающей действительности, желания преобразовывать мир, выстраивать перспективу собственных достижений, помогает развитию способностей к адекватной самооценке и самоанализу. Так, успешно проходит формирование культуры здоровья ребенка, основ валеологических знаний (знания о своем организме и здоровье, различных способах его укрепления, физкультуре и спорте, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни). Они помогают детям получать знания самостоятельно, развиваться и уметь находить ответы на возникающие вопросы, а значит, культурные практики подготавливают детей к саморазвитию на следующем уровне общего образования. Эмоциональный компонент находится в тесной связи с когнитивным. Эмоционально-оценочное отношение к здоровью складывается постепенно и впоследствии является основой формирования здорового образа жизни.

Дети младшего дошкольного возраста, как правило, понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Таким образом, никакого отношения к нему у младших дошкольников еще не складывается. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как об отсутствии болезни. Формируется негативное отношение к болезни на основании личного опыта. Но что такое здоровье, дети объяснить также еще не могут. В детском понимании быть здоровым – это значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети перечисляют то, что делать не нужно, т.е. не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте, расширяются представления и жизненный опыт детей, отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровья» и «отсутствия болезни», дети способны определять угрозы здоровью, как от личных действий, так и от окружающей среды. При определенной образовательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением определенных правил, режима, занятий физкультурой м т.д. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Это объясняется недостатком у детей необходимых знаний о здоровом образе жизни, и отсутствие осознанием опасностей нездорового поведения человека. Большая часть здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их подготовкой. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется[50].

Сформированность отношения к здоровью как к главной ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Таким образом, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции субъекта своего здоровья и здоровья окружающих. Психологической основой формирования позиции ответственности в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще находиться на этапе становления.

Поведенческий компонент предполагает возможность использования имеющихся у ребенка знаний и сформированных способов здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни. Для реализации поведенческого компонента применимы следующие методы и средства: игры, упражнения и проблемные ситуации, методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной образовательной деятельности; метод обращения к положительным сторонам личности, метод оценки полезности созданных продуктов. В практике самостоятельного использования дети могут применять различные подвижные игры, ранее разученные варианты гимнастик, упражнений на снятие физического и эмоционального напряжения. Важно предоставить детям возможность применять полученные умения в разных условиях, дома, на прогулке, при общении с другими детьми. Использование данных методов способствует формированию личного опыта детей, развитию их личностных качеств, становлению целостного гармоничного образа Я. Для этого есть виды культурных практик, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность, к ним относят: поисково-исследовательские, коммуникативные, художественные, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные, коллекционирование, экспериментирование, игра, проектные способы и формы действий ребенка.

Таким образом, к культурным практикам относится всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что весьма целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, можно отметить проекты на такие темы как: «Зеленая аптека», «Страна Витаминов», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьесбережения.

Так, здоровьесберегающая деятельность осуществляется через психологически комфортную организацию режима, оптимальный двигательный режим, обеспечивающий естественные потребности ребенка, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, в соответствии с ФГОС ДО, СанПиН[51] и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации и снятия напряжения в течение дня).Детям обязательно предоставляется возможность самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности.

Остановимся на некоторых примерах здоровьеформирующих культурных практик. Культурной практикой можно считать двигательную игровою деятельность, если она становится потребностью, при формировании привычки к ежедневным занятиям, умения самостоятельно заниматься упражнениями в детском саду и дома, выполнять наиболее простые упражнения вместе со своими сверстниками. В дошкольном возрасте дети также с удовольствием осваивают физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности занятий, недостаточность физической нагрузки. Данные мероприятия часто проводятся по инициативе детей. Дети могут самостоятельно выбирать игру, физминутку, а также время проведения. Паузы эмоциональные разрядки, или «минутки релаксации», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение, так же при систематической работе могут применяться детьми самостоятельно. Закаливающие мероприятия как важная составляющая часть физической культуры человека в целом, содействуют созданию обязательных условий и привычки к здоровому образу жизни. В течении всего дня могут проводиться различные варианты дыхательных гимнастик, элементы массажа и самомассажа, ароматерапии и др. В рамках педагогических техник и педагогической технологий педагоги пользуются многими подобными приемами на занятиях и в повседневной жизни. Взрослые предоставляют возможность самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях, поддерживают самостоятельность в выполнении режимных процедур, поощряют самостоятельную двигательную активность детей, поддерживают положительные эмоции и чувство мышечной радости, развивают детскую инициативность.

Здоровьеформирующие культурные практики обеспечивают детям уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья н личностном и социальном уровне. К таким технологиям относятся образовательные, просветительские и воспитательные занятия и мероприятия, адресованные детям, их родителям и педагогам, различные праздники, досуги посвященные темам здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, мы можем прийти к выводу что здоровьеформирующие культурные практики реализуются как двусторонний взаимосвязанный процесс: не только как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для укрепления здоровья, но и в форме самоорганизации и самореализации ребенка. Это позволяет предположить, что использование метода педагогического сопровождения окажется эффективным и в организации здоровьеформирующих практик.

Понятие «педагогическое сопровождение» рассматривается в научной литературе давно и с разных позиций. Мы подробнее остановимся на педагогическом процессе здоровьесбережения и здоровьеформирования детей дошкольного возраста. О.А. Власова предложила определение валеолого-педагогического сопровождения как педагогической деятельности, в которую включается все участники образовательного процесса, осуществляющие систему взаимосвязанных мероприятий, повышающих компетентность педагогов, детей, родителей в области сохранения здоровья. Нам близка позиция Н.А. Андреевой[52], рассматривающей «педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения в ДОУ» как планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее опережающее обучение педагогов, дифференцированное взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении активное внедрение здоровьесберегающих технологий.

Можно отметить некоторые направления педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения:

‑ Создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая предусматривает самореализацию и физическое развитие ребенка. Среда должна стимулировать ребенка к занятиям физкультурой, этому способствуют соответствующие снаряды и оборудование.

‑ Оказание помощи ребенку в накопление необходимого опыта и знаний по укреплению здоровья.

‑ Формирование здорового организма ребенка через обеспечение активной деятельности.

‑ Оказание помощи и поддержки семьи в физическом развитии и закаливании детей.

‑ Формирование навыков саморегуляции поведения ребенка, направленных на осознание и укрепление здоровья[53].

Педагогическое сопровождение здоровьеформирующей деятельности детей дошкольного возраста включает организационные действия, направленные на координацию деятельности всех субъектов образования.

Родители в процессе формирования здоровьесберегающих практик выступают не просто заказчиками образовательных услуг, а его активными участниками. Участие и заинтересованность родителей в данном процессе позволяет расширить арсенал и многообразие методов реализации, расширить средовое пространство для освоения и тренировки в культурных практиках детей. Здоровьеформирующая деятельность может становиться частью традиции и уклада семьи. Именно в условиях семьи дети могут практиковать разнообразные формы здорового образа жизни, заниматься физическими упражнениями, физкультурой и спортом, активными видами отдыха, закаливанием, практиковать правильное питание, поддерживать положительное эмоциональное самочувствие и т.д. Для этого педагог должен уметь организовать и обеспечить эффективное взаимодействие на основе сотрудничества.


Яковлева Г. В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.02 с.)