Структура речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура речевой деятельности



(Зимняя И.А.)

Фазы Структура речевой деятельности
побудительно-мотивационная определение в речи потребности, мотива и цели, а также ожидаемого результата
ориентировочно-исследовательская планирование, программирование речевой деятельности (смысловой, языковой), а также выявление и раскрытие свойств предмета
исполнительная и, регулирующая фаза реализуется за счет целого комплекса речевых действий и операций (речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, и операции, делающие возможным речеслуховое, в частности фонематическое восприятие речи)

 

Основываясь на современных исследованиях ученых, мы выделяем следующие компоненты речи:

1. Словарь. Словарный запас дошкольников зависит от окружающего мира. Основная образовательная программа разрабатывается в дошкольном образовательном учреждении, где прописывается словарная работа, ориентирующая педагога на выбор слов из предложенного словаря. Используя педагогические методы и приемы, педагог добивается знания, понимания слов, а также их дальнейшего использования в активной речи («Что нарисовано на картинке?», «Покажи мне где?», прием.).

2. Грамматическая сторона вопроса. Грамматическая сторона речи, в разделе морфология – рассматриваются нормы изменения слов по родам, числам, падежам и др. В разделе синтаксис – обсуждается, как соединить эти слова в предложения. Воспитатель организует учебную деятельность, знакомит детей с речевой практикой, включает предложения со сложными языковыми структурами, фиксирует правила морфологии и синтаксиса, вводит грамматические формы («Что где...», «Что пропало?», прием.)

3. Звуковая культура речи. Работа над компонентом базируется на правилах фонетики и орфоэпии, и формируется правильное звуковое произношение детей. Подражая речи взрослого, дошкольник учится интонации, расстановке ударений в словах, а также произношению слов. Изучая работы Крупской Н. К. в выделенном компоненте, необходимо выделить выразительность речи.

4. Диалогическая речь. Компонент направлен на развитие у детей умения понимать устную речь, задавать вопросы и отвечать на них, а также слушать собеседника. Диалогическая речь напрямую зависит от словарного запаса ребенка и от того, насколько хорошо он знает правила грамматики. Основная задача воспитателя - поддерживать разговорный язык детей, побуждать детей узнавать что-то новое друг от друга, побуждать их говорить на темы, входящие в основную образовательную программу дошкольных учреждений, такие как праздники, выходные дни, погода и т. д.

5. Рассказывание историй (монолог). Этот компонент важен при подготовке детей к школе, а сама монологическая речь закрепится еще в школе. Работа с дошкольниками начинается с написания простых историй и обдумывания их мыслей. Таким образом, формируется умение детей слушать и понимать рассказы без визуального сопровождения, а затем пересказывать их.

6. Ознакомление с художественной литературой. Знакомство детей с произведениями детской литературы, позволяет сформировать умение слушать, понимать и высказывать свое мнение о персонажах произведений. Главная задача педагога - привлечь ребенка к просмотру иллюстраций, а также пробудить интерес к чтению, научить его правильно обращаться с книгой.

7. Подготовка детей к обучению чтению и письму. В выбранном компоненте педагог должен сформировать у ребенка следующие качества, такие как: умение слышать, правильно выражать свои мысли грамматически, используя общие предложения в связных рассказах. Параллельно с этой работой необходимо проводить занятия по звуковому анализу речи, а также умению составлять предложение из 2-3 слов.

Выделенные компоненты речи условны, они помогают педагогу выстроить план образовательной деятельности и подобрать подходящие методы и приемы обучения.

Речеформируюшие умения педагога являются основой педагогического сопровождения речевой деятельности ребенка, особенно это становится актуальным при педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста в культурных практиках, определенных ФГОС ДО:

‑ игровая,

‑ коммуникативная,

‑ познавательно-исследовательская,

‑ восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд,

‑ конструирование,

‑ изобразительная,

‑ музыкальная,

‑ двигательная.

Приведем примеры культурных практик для педагогического сопровождения речевой деятельности ребенка.

В культурных практиках в рамках трудовой деятельности детей дошкольного возраста (самообслуживание и элементарный бытовой труд) происходит обогащение словаря, т.к. разговоры и рассказы педагога о трудовом процессе служат для активизации словаря и развития связной речи. Бытовая деятельность детей, при правильном педагогическом сопровождении, является средством культурного развития. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) обогащается словарь, формируются навыки разговорной речи в естественной обстановке.

 

Пример формируемых культурных умений, входящих в состав речевых культурных практик (бытовая деятельность: питание)

Речеформируюшие умения педагога Речевая деятельность ребенка Культурные умения ребенка, полученные в культурных практиках

организация беседы

знание, понимание слов, употребление в активной речи Умение применить (использовать) прилагательные, существительные (продукты питания) в активном словаре
изменения слов по родам, числам, падежам и т.д; соединение этих слов в предложениях Умение грамматически правильно изменять и соединять слова прилагательные, существительные (продукты питания) в предложении
понимание обращенной речи, умение задавать и отвечать на вопросы, а также слушать собеседника Умение вести диалог

 

Приведем примерную схему беседы на тему «О нашей пище» в старшей группе, в процессе которой используются разнообразные приемы.

Любая беседа предполагает от воспитателя умения начать беседу, поэтому первый этап ‑ начало беседы.

Воспитатель может уточнить у детей про завтрак, используя такие вопросы как: что вы за завтраком сегодня ели? А в другие дни? Нам готовят разные блюда почему? Сегодня мы поговорим о том, что важно для нашего здоровья, а именно что мы едим и пьем.

Для второго этапа беседы характерна ‑ основная часть, где воспитатель может поговорить о первых блюдах, а именно вспомнить, чем обед отличается от завтрака, ужина. Уточнить и попросить объяснить, почему нужны разные столовые приборы и тарелки для первого и второго блюда. Чем же первое блюдо отличается? При этом можно использовать шуточное стихотворение о том, как хозяйка готовила первое блюдо (отрывок из стихотворения «Овощи» Ю. Тувима), далее можно рассказать о пользе овощных супов, блюд, и похвалить детей, которые с аппетитом едят овощи.

Беседа о вторых блюдах, может начинаться со вспоминания (про себя) вторых блюд, которые дети знают, при этом можно задавать такие вопросы как: во-вторых, блюдах какие продукты почти всегда встречаются? Как это объяснить можно? (Второе блюдо очень сытное.) Часто ко второму блюду подают дополнение из овощей или крупы, макарон. Что такое гарнир? Для чего он нужен? А теперь давайте попробуем представить, нам подали на второе горячие сардельки с макаронами и кусочком огурца. Как Вы считаете, какой столовый прибор вам понадобится, как вы будете им пользоваться (при этом можно показывать, как будто прибор уже в ваших руках (воспитатель может вызвать одного ребенка к своему столу для развернутого ответа).

В основной части беседы необходима ‑ физкультминутка.

После физкультминутки, воспитатель может продолжить беседу о третьих блюдах, такие как напитки. При этом воспитатель может задать такие вопросы, что подают в конце обеда? Как эти блюда называются? Они сладкие и самые вкусные.

Либо воспитатель сам проговаривает, что в конце обеда, завтрака или ужина часто подают напитки, и предлагает детям ответить каким (горячим или холодным) приятнее пить следующие напитки (этим самым формируется лексико-грамматическая сторона речи ребенка)

Молоко ‑?

Компот –

Кисель –

Вода ‑

Давайте теперь вспомним завтраки и обеды, и подумаем, что из этого более сытно? Почему обед более сытный?

В выделенном этапе беседы, можно рассказать о продуктах (кушанья). Воспитатель может напомнить о том, как много уже вспомнили о разных блюдах, при этом спросить, как по-другому можно назвать (кушанья), при этом проговаривая вместе трудные слова, такие как кушанья, много кушаний (этим самым формируется грамматическая сторона речи ребенка, а именно морфология)

При этом можно использовать игровую ситуацию, где дети становятся моряками, а именно кок на корабле и должны приготовить вкусную и сытную кашу. Какие продукты нужны? Для чего они нужны?

Для третьего этапа беседы характерно - окончание.

Воспитатель подводит итог, о чем мы сегодня с Вами говорили? Спросите, какое в Вашей семье любимое блюдо, и как оно готовится, а завтра нам об этом расскажите.

В культурных практиках изобразительной деятельности в данном случае главной целью является формирование эмоциональной стороны речи детей. В речевой деятельности формируется выразительность речи, а именно чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного. Именно наблюдение за картиной, предметом прикладного искусства всегда сопровождается у детей вопросами, высказываниями, репликами.

В культурных практиках игровой деятельности создаются благоприятные условия для речевых проявлений детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.009 с.)