Теоретические и методические указания по проведению занятия 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические указания по проведению занятия



ISBN 978-5-4424-0187-5

 

© А.З.Исамулаева, Д.А.Кунин,А.В.Спицына,А.И.Исамулаева

© Астраханский государственный

 медицинский университет, 2016

Содержание

№ Занятия Тема Стр.
1. Предисловие 3
2. Подготовительный этап производственной практики помощника врача-стоматолога (гигиениста) 7
3. Стоматологическое обследование пациента 43
4. Стоматологическое обследование пациента (продолжение) 56
5. Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов 80
6. Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов (продолжение) 94
7. Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов (продолжение) 111
8. Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения 120
9. Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения (продолжение) 131
10. Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения (продолжение) 145  
11. Стоматологическое просвещение 157
12. Стоматологическое просвещение (продолжение) 169
13. Стоматологическое просвещение (продолжение) 181

 

 

Предисловие

 

В соответствии с учебным планом производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога (гигиениста) проходит в конце 6 семестра после окончания летней экзаменационной сессии в течение двух недель (72 часа) студенты работают ежедневно (кроме выходных). Продолжительность рабочего дня - 6 часов.

 

· При прохождении практики студенты работают в качестве помощников гигиенистов-стоматологов. Во время работы в медицинском учреждении студент под наблюдением заведующего отделением (врача-руководителя) выполняет обязанности гигиениста-стоматолога и ежедневно принимает 5-7 больных.

· В период производственной практики в поликлинике студенты подчиняются главному врачу, заведующему отделением и врачу-куратору – непосредственному руководителю практики.

· Порядок приёма больных, бережное обращение с инвентарём, своевременный приход и уход с работы, соблюдение правил техники безопасности обязательны для студентов наравне со штатными работниками учреждения.

· Во время производственной практики проводится закрепление и повышение уровня усвоения навыков работы врача-стоматолога(гигиениста).

· По окончании практики студенты сдают экзамен, результат которого вносится в зачетную книжку.

 

В учебном пособии рассмотрены важнейшие проблемы производственной практики врача-стоматолога (гигиениста). Подробно освещены теоритические аспекты профилактики кариеса, заболеваний твердых тканей зубов и заболеваний пародонта. Изложение материалы в пособии увязано с клинической работой студенты и представлено на примере лечения конкретных заболеваний: кариеса, заболеваний твердых тканей и заболеваний пародонта. Такая подача материала способствует осмысленному освоению студентами современных методов проведения профессиональной гигиены полости рта и дает возможность качественно освоить практические навыки.

 

Пособие дополняет существующую учебную литературу по терапевтической и профилактической стоматологии.

.

3.Обсуждение вопросов для выявления исходного уровня знаний, опрос по контрольным вопросам - 30 мин.

4.Демонстрация врачом-руководителем методики лечения больного – 1 час

5.Отработка мануальных навыков студентом – 2 часа 10 мин

6. Решение ситуационных задач-10 мин

7. Задание на следующее занятие – 5 мин.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

1.Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А. Дмитриевой, проф. Ю.М. Максимовского. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 912с.

2. Терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям. /Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2011 г. - 432 с.

3. Терапевтическая стоматология [Электронный ресурс]:рук.к практ.занятиям: учебное пособие /Ю.М. Максимовский, А.В. Митронин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 432 с. -Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

4.Пародонтология. Гигиенические аспекты / Герберт Ф.Вольф., Томас М.Хэссел; пер. с англ.; под ред. Проф. Г.И.Ронь – М.:МЕДпресс-информ, 2014 г. – 360 с.: ил.

5.Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М.,2005- 285 с.

6.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // М.,-2006.-416 с.

7.Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В., Стоматология детского возраста.// Учебник. М. «Медицина», 2006.- 639с.

8.Атлас по пародонтологии / ЛаскарисДж.,Скалли К. пер. с англ. М.: Медицинское информационное агенство, 2005.- 350 с.: ил.

Дополнительная литература

1.Кузьмина И.Н. Профилактическая стоматология. //Учебное пособие. М. 2009 – 188 с.

2.Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А., Кузьмина И.Н. Основы индивидуальной гигиены полости рта. - М., 2008,-116с.

3.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология. - Медицинская книга, 2008. - 444с.

4.Максимовский Ю.М. с соавт. Основы профилактики стоматологических заболеваний. // Владос, Учебное пособие для ВУЗов, 2005- 206 с.

5.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние тканей пародонта и слизистой оболочки рта./под ред. Янушевича О.О.,- Москва, 2009.-228с.

6.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009. -236с

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. В чем заключается работа врача-стоматолога (гигиениста)?

2. Какими средствами защиты пользуется врач-стоматолог (гигиениста)?

3. Дать определение асептики, антисептики и дезинфекция?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

 

1.Как следует поступить врачу-стоматологу (гигиенисту) при попадании в глаза крови (или слюны) пациента?

2.Неблагоприятные факторы труда врача-стоматолога (гигиениста)?

3. Требования к оснащению стоматологического кабинета?

4. Рабочие место врача стоматолога(гигиениста)?

5.Основное оборудование врача стоматолога (гигиениста)?

Санитарный режим.

 

Санитарный режим предполагает противоинфекционную защиту персонала, пациента, окружающей среды при помощи организационных мер, с использованием физических и химических методов и средств дезинфекции и стерилизации. Кожа лица и рук, слизистая оболочка полости рта, ротовая жидкость и зубные отложения пациента, аэрозоль носоглоточного секрета, выбрасываемый им при кашле и чихании, являются потенциальными резервуарами патогенной инфекции. Оберегая себя, медицинские работники должны использовать индивидуальные средства защиты, которые позволяют избежать прямого контакта с ранами и тканью, кровью, секреторными и экскреторными выделениями или предметами, загрязненными этими биологическими субстратами. При выполнении манипуляций на медработнике должны быть халат, шапочка. Для защиты лица и слизистой глаз, носа и рта применяют защитные очки и маски (марлевая четырехслойная маска подлежит замене каждые 3 часа на новую или свежевыстиранную и проутюженную; одноразовая маска используется в течение шести часов) или пластиковые экраны, закрывающие все лицо. Кожа рук защищается перчатками, перед надеванием которых необходимо заклеить пластырем имеющиеся микротравмы и проверить перчатки на целостность. В связи с растущей распространенностью ВИЧ-инфекции любое повреждение кожи, слизистых оболочек, загрязнение их биологическими материалами пациента при оказании медицинской помощи должно рассматриваться как возможный контакт с материалом, содержащим ВИЧ или другой агент инфекционного заболевания. Поэтому в каждом случае контакта биологических жидкостей пациента с поврежденной кожей или со слизистыми оболочками необходимо принимать ряд мер предосторожности. Если биоматериал пациента попал на одежду персонала, ее замачивают в одном из дезинфектантов (кроме 6% раствора перекиси водорода и нейтрального гидрохлорида кальция, которые разъедают ткань). Кожа рук и других участков тела под местом загрязнения обрабатывается 70° спиртом, промывается водой, затем опять спиртом.

 

Подготовка отчета по практике.

ЦЕЛЬ:

-проверить и оценить подготовленность по производственной практике;

-проверить ведения дневник по производственной практике, заверенный (ежедневно) непосредственным руководителем практики от ЛПУ;

-получить характеристику с места прохождения практики (в двух экземплярах: первая - характеристика в дневнике, вторая – характеристика, напечатанная на отдельном листе А4), заверенная подписью руководителя от ЛПУ и печатью учреждения;

-заполнить лист мануальных навыков по производственной практике (заверенный куратором, руководителем и главным врачом ЛПУ и печатью учреждения по месту прохождения практики);

- написать научно-исследовательскую работу объёмом 10-15 страниц;

- забрать направление

В последний день практики врач-руководитель оценивает работу студента на практике, его отношение к больным, какие методы диагностики и лечения освоены студентом, взаимоотношения с персоналом, его мануальные навыки, прилежность, отмечаются недостатки, и пишется характеристика. Отчет и характеристика заверяются печатью поликлиники.

В день окончания практики у студентов на руках должны быть полностью заполненный и проверенный руководителем лечебного учреждения, дневник с характеристикой; справки о проведении «уроков здоровья».

Дневник и перечисленные выше справки сдаются на кафедру. Зачет по производственной практике принимается заведующим кафедрой, руководителем практики, профессором, доцентами кафедры согласно расписанию. В билете три вопроса: защита дневника, вопрос по современным проблемам в стоматологии, защита НИР. Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Примерная тематика рефератов (мультимедийных презентаций) по научно-исследовательской работе (НИР)

 

1. Современные представления о развитии пародонтальной патологии воспалительного характера.

2. Современные методы ранней диагностики кариозных повреждений.

3. Современные методы ранней диагностики воспалительных заболеваний тканей пародонта.

4. Основные методы профилактики кариозных повреждений твердых тканей зуба.

5. Современные методы профилактики пародонтальной патологии воспалительного характера.

6. Распространенность и интенсивность кариеса временных зубов, диагностика, лечение ранних форм кариеса в детском возрасте (по материалам поликлиники, отделения).

7. Состояние гигиены полости рта у детей, определение гигиенических индексов.

8. Применяемые методы профилактики кариеса зубов у детей.

9. Набор индивидуальных средств гигиены и схема его применения для лиц которые используют съемные ортодонтические конструкции.

10. Выбор средств индивидуальной гигиены и схема их применения для ребенка от рождения до 6 лет.

11. Набор средств индивидуальной гигиены ротовой полости и схема его применения у лиц страдающих заболеваниями внутренних органов и сахарным диабетом.

12. Обзор антисептических соединений, применяемых в средствах индивидуальной гигиены ротовой полости.

13.Неинвазивная и малоинвазивная терапевтическая стоматология, что это?

14. Профилактика профессиональных вредностей врача-стоматолога.

15. Будущее профилактической стоматологии с учетом менталитета россиян, как исправить ситуацию?

16. Историческая справка по средствам гигиены ротовой полости.

17. Анализ интенсивности и распространенности кариеса и пародонтита в Вашей группе.

18. Классификация зубных паст по С Б. Улитовскому.

19. Герметизация ямок и фиссур в профилактике кариеса. Показания, противопоказания, методики проведения.

20. Индивидуальная профилактика основных стоматологических заболеваний.

21. Фторлак, состав, свойства, методики применения. Показания, противопоказания к применению фторлака.

22. Современные средства экзогенной профилактики кариеса зубов.

23. Современные средства эндогенной профилактики кариеса зубов.

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

 

Для защиты производственной практики необходимы следующие документы:

 

1. Дневник по производственной практике, заверенный (ежедневно) непосредственным руководителем практики от ЛПУ (приложение № 2);

2. Характеристика с места прохождения практики (в двух экземплярах: первая - характеристика в дневнике, вторая – характеристика, напечатанная на отдельном листе А4), заверенная подписью руководителя от ЛПУ и печатью учреждения;

3. Лист мануальных навыков по производственной практике (заверенный куратором, руководителем и главным врачом ЛПУ и печатью учреждения по месту прохождения практики) (приложение № 3);

4. Научно-исследовательская работа (НИР) объёмом 10-15 страниц (приложение № 1);

5. Зачетную книжку;

6. Направление

При вынесении итоговой экзаменационной оценки по производственной практике учитываются оценки, полученные студентом по месту её прохождения.

Итоговая оценка по производственной практике (удовлетворительно, хорошо, отлично) заносится в отчётный документ и зачётную книжку студента (оценка неудовлетворительно в зачётную книжку не ставится, студенту предлагается пересдать зачет).

Студент, не выполнивший один из разделов производственной практики, к зачету не допускается. Студенты, своевременно не сдавшие отчётную документацию, не явившиеся на зачет или получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче зачета по практике, считаются не выполнившими учебную программу и к занятиям в VIII семестре не допускаются.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по производственной практике

 

1. Требования к оснащению стоматологического кабинета.

2. Рабочие место врача стоматолога (гигиениста).

3. Основное оборудование врача стоматолога (гигиениста).

4. В чем заключается работа врача-стоматолога (гигиениста).

5. Неблагоприятные факторы труда врача-стоматолога (гигиениста).

6. Какими средствами защиты пользуется врач-стоматолог (гигиениста).

7. Как следует поступить врачу-стоматологу (гигиенисту) при попадании в глаза крови (или слюны) пациента.

8. Дать определение асептики антисептики и дезинфекции.

9. Набор инструментов, необходимых для обследования стоматологического больного.

10. Строение и функции органов и тканей полости рта.

11. Гистология твердых тканей.

12. Химический состав твердых тканей зуба.

13. Понятие о проницаемости эмали.

14. Микрофлора полости рта, зубная бляшка, механизм образования.

15. Состав и свойства ротовой жидкости.

16. Дайте определение кариеса и некариозных поражений твердых тканей зубов

17. Сущность и значение основных методов обследования.

18. Методика проведения основных методов обследования.

19. Последовательность опроса больного.

20. Осмотр больного: виды, последовательность.

21. Осмотр полости рта.

22. Задачи зондирования и перкуссии твёрдых тканей зуба.

23. Методика пальпации органов полости рта.

24. Схема истории болезни стоматологического больного.

25. Методы вычисления распространённости кариеса.

26. Зубная бляшка и её роль в возникновении кариеса зубов.

27. Слюна и ротовая жидкость в норме и при кариесе зубов.

28. Классификация зубных отложений.

29. Поверхностные образования на зубах, их значение в развитии стоматологических заболеваний.

30. Какие поверхностные образования на зубах могут встречаться у пациента?

31. Отличительные особенности зубного камня и налета «курильщика».

32. Оценка гигиенического состояния полости рта.

33. Профессиональная гигиена.

34. Индексы гигиены. Методика их проведения.

35. Что посоветуете Вы своим пациентам с плохим уровнем гигиены полости рта?

36. Методы индивидуальной гигиены полости рта.

37. Техника правильной чистки зубов.

38. Профилактические мероприятия кариеса зубов.

39. Что Вы знаете о герметизации фиссур? В каком возрасте необходимо проводить это мероприятие.

40. Какими реминерализующими препаратами пользуется врач-стоматолог (гигиенист)? Методика использования?

41. Какие фторидсодержащие препараты Вы знаете и методика их применения?

42. Стоматологическое просвещение.

43. Диспансеризация.

44. Формы санитарно-просветительной работы.

45. В каких случаях необходимо проводить стоматологическое просвещение.

46. Стоматологическое просвещение, цель его проведения.

47. Виды стоматологического просвещения.

48. Профилактика заболеваний полости рта: понятие, цель, задачи, методы и экономическая эффективность.

49. Санация полости рта у детей, её роль в профилактике стоматологических заболеваний.

50. Формы и методы плановой санации.

51. Развитие зубов. Факторы, влияющие на формирование и минерализацию твердых тканей зубов.

52. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта, индексы регистрации CPITN и РМА.

53. Эндогенные средства профилактики кариеса зубов: показания, механизм действия.

54. Эндогенные средства профилактики кариеса зубов: методики выполнения.

55. Экзогенные средства профилактики кариеса зубов: показания, механизм действия.

56. Экзогенные средства профилактики кариеса зубов: методики выполнения.

57. Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Индексы: КПУ, кп, КПУ + кп, кпп, Кпп.

58. Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Индексы: КПУ(п), кп(п), КПУ(з), кп(з).

 

Приложение №1.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

При написании характеристики должны быть отражены:

1. Уровень теоретических знаний.

2. Владение практическими навыками и умениями.

3. Соблюдение основных деонтологических принципов.

4. Проведение санитарно-просветительной работы.

5. Проведение научно-исследовательской работы.

В конце характеристики ставится оценка за практику

Характеристика заверяется подписями:

Врач-руководитель:_________________

Заведующий отделением: ____________________

Главный врач:___________________

М.П.

 

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа

ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

тема: «………………………………………………………»

__________________________________________

(база производственной практики)

 

 

Исполнитель:        ________________________Подпись______________________ Ф.И.О.

 

____курс _______группа

Руководитель работы:

_______________________ Подпись______________________ Ф.И.О.

 

__________________________должность врача

базы производственной практики

 

 _________________________Подпись___________________ Ф.И.О.

ассистента кафедры терапевтической стоматологии Астраханский ГМУ

г. Астрахань

20_____ г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА(НИРС)

Для учебно-исследовательской работы во время производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист» студенту предложено выбрать одну тему или провести самостоятельную работу (желательно с согласования с руководителем практики). Научно-исследовательская работа студента должна быть завершена к концу практики и представлена на защиту отдельным документом (приложение 2), тема и отметка о выполнении заносятся в дневник.

НИР № 1: Анализ диспансеризационной работы в детском дошкольном учреждении.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

 

Определить эффективность диспансеризации в детском дошкольном учреждении в сравнении с контрольной группой

 

ЗАДАЧИ:

 

- Выбрать контрольную группу детей, которые не состоят на диспансерном учете.

детей опытной группы, имеющих кариес, распределить на группы для диспансерного наблюдения у участкового стоматолога.

- Определить объем работы врача-стоматолога детского.

АННОТАЦИЯ:

 

Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных, социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов. Распространенность кариеса у детей в различных городах и областях неодинакова и объясняется множеством разнообразных факторов. Профилактика и современное лечение кариеса на протяжении последних десятилетий – важное звено в оздоровлении подрастающего поколения.

В I диспансерную группу должны войти здоровые и практически здоровые дети, без кариеса, аномалий прикуса, имеющие здоровый пародонт и правильную артикуляцию органов полости рта. Эти дети осматриваются один раз в год, II диспансерную группу составляют дети, имеющие кариес зубов, они осматриваются 2 раза в год, III диспансерную группу составляют дети дошкольного возраста, у которых отмечено сочетание пороков развития тканей зубов и кариеса, со сформированными аномалиями прикуса. Согласно определенным группам проводится плановая санация и профилактика в системе диспансерного учета. Для подобных детей должен быть разработан индивидуальный план профилактики и реабилитации с учетом общего и стоматологического статусов.

 

МЕТОДИКА:

Выбрать контрольную и опытную группу детей дошкольного возраста.

определить индекс интенсивности кариеса зубов.

распределить детей с выявленной патологией на три диспансерные группы.

провести сравнительную оценку эффективности диспансеризации в сравнении с контрольной группой.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.. Попруженко, Т. Н. Терехова; Москва «МЕДпресс-информ», 2009 – 463 с.

2. Профилактическая коммунальная стоматология / П. А. Леус – М.: Медицинская книга, 2008. – 444 с.

Виноградова Т. Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. – М.: Медицина, 1977.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

 

Провести анализ санитарно-просветительной работы.

 

ЗАДАЧИ:

 

Проанализировать санитарно-просветительную работу стоматолога за один год обследовать гигиеническое состояние полости рта детей одной группы.

 

АННОТАЦИЯ:

 

Санитарно-просветительная работа является составной частью общего комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых стоматологом среди детей, родителей и персонала дошкольного учреждения (ДОУ). Ежемесячно 4 часа рабочего времени стоматолог обязан посвятить этой работе. Формы санитарно-просветительной работы могут быть самыми различными: лекции, беседы, выступления по радио, выпуск санбюллетеней, показ фильмов, уроки гигиены и т.д. Наиболее действенной формой в пропаганде гигиенических и медицинских знаний должны стать уроки здоровья с ведением вопросов гигиены полости рта на уроках в начальной школе. Наглядность, обучение гигиеническим навыкам на фантоме, использование мультимедийных средств демонстрации, соревнования по гигиенической обработке полости рта обеспечивают эффективное проведение санитарно-просветительной работы. Определение процента детей с неудовлетворительным гигиеническим состоянием полости рта может явиться критерием проводимой стоматологом санитарно-просветительной работы. Высокий, повторяющийся из года в год процент детей с неудовлетворительным гигиеническим состоянием полости рта, свидетельствует о недостаточном состоянии санитарно-просветительной работы.

 

МЕТОДИКА:

 

По отчетной документации стоматолога в ДОУ провести учет санитарно-просветительной работы за 2–3 года.

В любой из групп (20-25 чел.) определить гигиенический индекс.

Сделать выводы об эффективности санитарно-просветительной работы в ДОУ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В Попруженко, Т. Н. Терехова. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 464 с.: ил.

2. Профилактическая коммунальная стоматология / П. А. Леус – М.: Медицинская книга, 2008. – 444 с.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

 

Изучить состав нескольких зубных паст и применить их в группах детей одного возраста и факторами риска возникновения кариеса, например, в организованных коллективах, центре реабилитации детей.

ЗАДАЧИ:

 

Обследовать 80 детей 4-7-летнего возраста разделить детей на группы

Определить ИГ полости рта в каждой группе детей, вывести средний и индивидуальный показатель

Сравнить действие зубных паст Блендамед Эксперт и Рокс (возможно аналогичных паст).

АННОТАЦИЯ:

 

Рациональная гигиена полости рта является первичной профилактикой основных стоматологических заболеваний. Очень широко представлены основные и дополнительные средства гигиены полости рта на современном рынке. Необходимо выяснить, какие средства наиболее эффективны в нашем регионе, при имеющихся местных и общих факторах риска возникновения кариеса зубов у детей.

МЕТОДИКА:      

 

Определить в каждой группе детей индекс гигиены полости рта по Федорову–Володкиной в модификации Г. Н. Пахомова. Раздать зубные пасты. Определить индекс гигиены полости рта. Сравнить эффективность зубных паст.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта: Практическое руководство. / Л. А. Хоменко, Н. В. Биденко – К.: Книга плюс, 2001. – 208 с.

2. Стоматология детского возраста: Учебник / Н. В. Курякина. – М.: МИА, 2007. – 632 с

Приложение №3

 

Дневник

(образец)

Титульный лист

 

ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

        

 

                           Кафедра терапевтической стоматологии

                                                         Заведующая кафедрой

(ученая степень,звание)

Ф.И.О.

                

 

 

                                                        

Образец заполнения дневника

Дневник начинается с краткой характеристики поликлиники (численность обслуживаемого населения, количество отделений и подразделений, наличие специализированных кабинетов, среднегодовая нагрузка врача). Инструктаж по технике безопасности. Дневник обязательно должен дать ясное представление о степени самостоятельности студента при выполнении тон или иной работы. Кроме того, обязательно полностью заполняются все отчетные разделы дневника.

 

Дата Ф.И.О. пациента Возраст Жалобы и анамнез заболевания Данные объективных и вспомогательных методов обследования Диагноз (МКБ-10) Лечение
    17 лет Жалоб нет. Анамнез: явился на профилактический осмотр. Конфигурация лица: не изменена Лимфатические узлы: не пальпируются. Зубная формула: 0 с             с п 8765432112345678 8765432112345678 0 КПУ=5 (форма кариеса компенсированная) Индекс гигиены ИГ= 1,5 (удовлетворительный) Прикус: ортогнатический. На вестибулярной поверхности нижних фронтальных зубов 1.1,1.2,1.3,2.1,2.2,2.3 имеются минерализованные зубные отложения. Состояние слизистой оболочки рта, десен, альвеолярных отростков неба: бледно-розового цвета, блестящая, умерено увлажнена, без патологических элементов. Наддесневой зубной налет  (К 03.64) Определение индекса гигиены полости рта по методу Федорова–Володкиной в модификации Г. Н. Пахомова. Проведена ультразвуковая чистка 1.1,1.2,1.3,2.1,2.2,2.3 зубов, полировка щеточкой и пастой Dethartrine, обучение стандартному методу чистки зубов. Фторпрофилактика (Бифлюорид 12). Ребенок направлен на санацию полости рта к врачу-стоматологу детскому. Рекомендована зубная паста и зубная щетка, дополнительные средства по уходу за полостью рта.   Назначен на повторный прием с целью определения индекса гигиены и проведения контролируемой чистки зубов.

 

 

Врач-руководитель:_________________

Главный врач:___________________

М.П.

 

 

Приложение №4

Лист мануальных навыков

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2

КУРСА (6 СЕМЕСТР)

ПОМОЩНИК ВРАЧА –СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТА)

ТЕМА:

 

Стоматологическое обследование пациента.

ЦЕЛЬ:

 

-закрепить технику проведения стоматологического осмотра пациента и оформление истории болезни;

-проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни;

-записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;

-определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, КП зубов и поверхностей;

-определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;

-определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;

-осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;

-выполнять различные методы чистки зубов на фантомах;

-обучать методам чистки зубов детей и взрослых;

-проводить контролируемую чистку зубов;

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

 

Повторить правила поведения в клинике терапевтической стоматологии (мед.одежда и обувь, средства защиты, техника безопасности).

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

Наборы стоматологических лотков с инструментами для приема больных и работы на фантомах; стоматологические пломбировочные материалы; расходные материалы; видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи; наборы рентгенограмм; презентации для мультимедиа-проектора.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

 

Учебная база кафедры терапевтической стоматологии.

Стоматологический осмотр

 

После тщательного опроса врач приступает к осмотру, соблюдая правила деонтологии.

Обследование начинается с внешнего осмотра лица и прилежащих областей. Деформация лица часто указывает на наличие патологического процесса не только на лице, но и в полости рта. При осмотре определяется также общее состояние больного, положение головы, цвет кожи, склер. Так, желтоватая окраска склер может быть при периоститах, острых периодонтитах, некротических стоматитах. Проводя осмотр, врач должен обращать внимание на манеру разговора пациента, так как изменение речи может быть при некоторых патологических процессах. После общего осмотра врач-стоматолог осматривает полость рта, тщательно обследовав контуры и уголки губ (при сомкнутых челюстях и губах). Затем осматривается преддверие полости рта с помощью шпателя. Собственно, полость рта обследуется с помощью стоматологического зеркала. При этом обращают внимание на состояние слюнных желез, твердого неба, языка, дна полости рта. После этого приступают к осмотру зубов. При данном исследовании используются стоматологическое зеркало, зонд (чаще угловой), пинцет. При осмотре зубов выясняют состояние прикуса, количество зубов, их цвет, состояние, форму, величину, наличие зубодесневых карманов и состояние около зубных тканей. Такое обследование важно для оценки состояния организма и перенесенных в детском возрасте заболеваний, для определения распространенности кариеса и заболеваний пародонта. Так, множественный кариес может быть симптомом общих расстройств в организме, авитаминоза, нарушений минерального обмена и половых расстройств. Выявление зубных отложений позволяет судить о функции жевания, о гигиене полости рта. Отложение зубного камня указывает на нарушение минерального обмена.

Осмотр слизистой оболочки полости рта проводится при естественном освещении. На состояние слизистой оболочки полости рта влияют многие патологические процессы полости рта и внутренних органов. По определенным элементам поражения можно установить первые симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней крови, злокачественных заболеваний. Здоровая слизистая оболочка полости рта бледно-розовая. Застойные явления и цианотичность указывают на хронический воспалительный процесс, резкая гиперемия слизистой оболочки наблюдается при многих инфекционных заболеваниях - кори, скарлатине, дифтерии, при травме, воспалении, общих заболеваниях. Синяя окраска губ, слизистой оболочки щек, подъязычной области указывает на недостаточность функции сердечно-сосудистой системы. Отек слизистой полости рта наблюдается при заболеваниях сердца, почек, при наличии рубцов. Присутствие увеличенных или атрофированных сосочков на языке указывает на возможность патологических изменений в желудочно-кишечном тракте. Это важные диагностические признаки. При обследовании обращают внимание на наличие кровоточивости слизистой оболочки полости рта, что может быть при заболеваниях пародонта, стоматитах, при болезнях крови, авитаминозах, эндокринных нарушениях, геморрагических диатезах, а также при хронической травме коронкой, зубными отложениями, пломбой и так далее. Данные осмотра заносятся в медицинскую карту стоматологического больного или специальные карты. При заполнении документации тщательно описываются аномалии, деформации, патологические изменения, элементы поражения и их локализация. Нормальное состояние не описывается. Заполнение зубной формулы обязательно.

 

КАРТА ОСМОТРА ПАЦИЕНТА ГИГИЕНИСТОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ  

 

Наименование лечебного учреждения___________________

Дата обращения               «____» ________________20____г.

Номер карты пациента _____________________________

Страховая медицинская организация_________________________________________

 

Номер полиса _______________________________________

Фамилия ____________________________________________ 

Имя________________________________________________

Отчество ____________________________________________

Дата рождения ______________________________________

Адрес_______________________________________________

Профессия___________________________________________

Жалобы _____________________________________________

 

Перенесенные и сопутствующие заболевания

 

  Болезни сердца Гепатиты Сахарный диабет Гипертония Аллергия Венерические болезни Бронхиальнаяастма СПИД Кровотечения.
                   

 

                                                                                             

Данные объективного исследования

Внешний осмотр _____________________________________________________

 

 

Осмотр рта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.006 с.)