Готовности ребенка к школьному обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовности ребенка к школьному обучению



1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Состояние здоровья.

 

  1. Психологическая и социальная готовность

а) Желание идти в школу:

· ребенок хочет идти в школу;

· особого желания идти в школу нет;

· идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

· осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;

· цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;

· цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

· достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;

· контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;

· ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

· поведение организованное;

· поведение недостаточно организованное;

· поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

 

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:

· нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;

· в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;

· ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.

б) Мелкие мышцы руки:

· рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;

· рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;

· рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:

· ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

· отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;

· ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз-рука»:

· ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;

· графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;

· при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):

· объем соответствует показателям возрастной группы;

· объем ниже средних показателей возрастной группы;

· объем намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам.

 

  1. Развитие познавательной деятельности:

а) Кругозор:

· представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;

· представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

· кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.

б) Развитие речи:

· речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

· ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;

· слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.

в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:

· ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;

· ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

· уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

· ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

· все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;

· задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;

· при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.

д) Произвольность деятельности:

· ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, возникающие в ходе работы;

· ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;

· деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

· результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;

· результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;

· результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.

ж) Темп деятельности

Материалы для организации

наблюдения и анализа уроков студентов

По всем учебным предметам

 

Фотография урока

Учитель:

Предмет:

Тема урока:

Оборудование:

Цель урока:

Задачи урока:

Личностные:

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Литература и методические материалы:

 

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организация и мотивация деятельности    
Актуализация знаний    
Формулирование темы урока    
Постановка целей и задач урока    
Планирование    
Практическая деятельность учащихся    
Осуществление контроля    
Осуществление коррекции    
Оценивание учащихся    
Подведение итогов урока    
Домашнее задание    

 

Анализ урока

1. Методическое обеспечение урока

  • календарно-тематический план;
  • план урока (конспект);
  • учебник, рабочая тетрадь и др. источники информации;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания.

2. Психологические требования к уроку

  • Комфортное начало и окончание урока;
  • Самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным;
  • Формирование мотивации к обучению (познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования успешного учения, качеств лидера и т. д.);
  • Учет психических особенностей каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого); памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции;
  • Использование приёмов: «психическая гимнастика», «гимнастика эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализация их в движении;
  • Формы психологической разгрузки.

3. Характер общения учителя с обучающимися

§ Контакт учителя с учащимися.

§ Использование элементов педагогики сотрудничества.

§ Умение организовать познавательную деятельность и поддерживать дисциплину.

§ Характер речевой деятельности учителя.

§ Темп учебного занятия, его интенсивность.

§ Внешнее восприятие личности учителя.

4. Гигиенические требования к уроку

  • Оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
  • Воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
  • Естественному и искусственному освещению;
  • Режиму образовательного процесса;
  • Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
  • Соблюдению санитарных правил.

5. Наглядное и техническое оснащение урока

§ Полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

§ Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства и др.

§ Отвечает ли психогигиеническим требованиям.

6. Педагогические требования к уроку

§ Тип урока и его целесообразность;

§ Научность (работа с научными понятиями и закономерностями), доступность, новизна и доказательность знаний;

§ Соответствие урока возрастным и индивидуальным особенностям детей;

§ Информативность используемого материала;

§ Охват учащихся разными видами деятельности (фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные);

§ Использование разнообразных методов обучения. Использование современных педагогических технологий, в том числе реализация активных методов обучения (проблемных, поисковых, игровых, диалоговых, опорных сигналов и конспектов и т.д.);

§ Организация контроля знаний учащихся: соответствие приемов контроля содержанию проверяемых знаний; объективность оценивания; участие в контроле учащихся в полном составе; разнообразие методик и способов контроля знаний;

§ Обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях.

7. Структура урока

§ Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: формулирование темы урока, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог урока, домашнее задание (описание каждого элемента структуры урока и заключение о достижении цели на каждом этапе)

8. Решение задач и достижение цели урока

§ Уровень решения предметных задач урока;

§ Достижение цели урока.

9. Достижение планируемых результатов

§ Уровень достижения планируемых метапредметных результатов

§ Уровень достижения планируемых личностных результатов (воспитательные возможности урока).

10. Особенности урока. Оценка эффективности и качества решения задач

10.1. Организация коррекционно-развивающей работы на уроке: методы и приемы здоровье сбережения, развития дифицитарных функций, (Зрительное восприятие. Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие временных представлений. Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Развитие устной речи. Развитие фонематического слуха и анализа), особенности применения методов изучения новой темы, закрепления и применения знаний.

10. 2. Оценка коррекционной направленности занятия:

· упражнения на развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие);

· включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

· смена видов деятельности;

· посильность речевого и дидактического материалов;

· разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

· доступность и четкость инструкций; эффективность помощи учителя;

· упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

· своевременное и качественное проведение физкультурных пауз.

10.3.Организация работы на уроке с одаренными детьми

10.4.Оценка организации работы с одаренными

10.5Оценка достоинств урока

10.6.Оценка недостатков урока. Рекомендации по их предупреждению и устранению.

 

Материалы для организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.037 с.)