Методическое пособие по производственной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие по производственной практике



Первые дни ребенка в школе

Методическое пособие по производственной практике

ПМ 01. «Преподавание по программам начального общего образования»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск 2019

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

Данное пособие разработано на основе  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику преподавания по программам начального общего образования. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему педагогу по организации первых дней ребенка в школе.  

 

 

Составитель:

Лысяная Н.И., методист по педагогической практике.

 

 

Содержание

  стр.
Контрольные точки для студентов по практике  
Требования к ведению дневника по практике  
Основные направления деятельности  
Задания для студентов на практике  
Выполнение отдельных видов деятельности учителя  
Беседы с учителем  
Материалы для проведения диагностики готовности первоклассников к школьному обучению  
План написания характеристики готовности ребенка к школьному обучению  
Материалы для организации наблюдения и анализа уроков учителя по всем учебным предметам  
Материалы для организации наблюдения, анализа и оценки деятельности учащегося на уроке  
Схема составления анализа работы с родителями  
Подготовка конференции по результатам практики «Первые дни ребенка в школе»  
Список литературы  
Приложение 1. Требования к результатам освоения модуля  
Приложение 2. Виды работ, выполняемых на практике  
Приложение 3. Показатели оценки результатов деятельности студентов  
Приложение 4. Тест для родителей  
Приложение 5. Вводная беседа с родителями будущих первоклассников  

 

 

Введение

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Производственная практика по ПМ. 01. включает в себя следующие этапы: практика пробных уроков и практика «Первые дни ребенка в школе».

Практика «Первые дни ребенка в школе» направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 01. ППССЗ СПО по виду профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.

В содержание заданий входит:

§ Проведение диагностики и оценки готовности первоклассника к школьному обучению;

§ Составление педагогической характеристики готовности первоклассника к школьному обучению;

§ Наблюдение и анализ показательных уроков учителя;

§ Анализ уроков, процесса и результатов обучения по всем учебным предметам;

§ Оценивание процесса и результата деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки.

В обязанности студентов вменяется ведение Дневника практики.

Для организации текущего контроля выполнения программы практики разработаны контрольные точки для студентов. За каждую контрольную точку студент получает текущую оценку, которая позволяет оценить выполнение данного вида деятельности на практике. Практика считается освоенной, если студент имеет положительные оценки по всем контрольным точкам данной практики; и неосвоенной, если студент не выполнил задание в полном объеме (не все контрольные точки), либо студент имеет неудовлетворительную оценку по контрольной точке.

 

Контрольные точки для студентов на практике

· Анализы подготовки, проведения и интерпретации результатов диагностики готовности первоклассников к школьному обучению.

· Педагогическая характеристика готовности первоклассника к школьному обучению.

· Анализы показательных уроков учителя.

· Анализ и оценка процесса и результатов деятельности ребенка по всем предметам.

· Разработка и анализ праздника «Начало обучения в школе».

· Анализ работы с родителями первоклассников.

· Выполнение отдельных видов деятельности учителя:

· Отчет по практике.

· Выступление на конференции.

Требования к ведению дневника по практике

· Дневник должен быть подписан. Должны быть поля с двух сторон. Левое поле – дата, план (заголовки). Правое поле – для примечаний.

· В день практики заполняем: дату, тему практики (что будем делать, чем заниматься на практике). Записываем анализ или самоанализ и др. материалы.

· Записи в дневнике по практике должны отражать выполнение студентом всех заданий, предусмотренных на данной практике.

o Первые 5 страниц дневника отвести под дневник наблюдения за ребенком. Анализ и оценка результатов деятельности ребенка по всем учебным предметам.

o 5 страниц – под диагностику готовности первоклассника к школьному обучению.

o 2 страницы – анализ первого учебного дня.

o 1 страница – анализ проведения праздника. 

o 3 страницы – анализы бесед с учителем.

o 2 страницы – анализ работы учителя с родителями первоклассников.

o 2 страницы – анализ выполнения отдельных видов деятельности учителя.

o Остальные – наблюдение и анализ уроков учителя.

· Дневник по практике систематически проверяется методистом, который записывает замечания и ставит подпись. Замечания методиста должны быть устранены (исправлены) до следующей проверки.

· Вместе с дневником по практике студент сдает методисту на проверку документы:

o Педагогическая характеристика готовности первоклассника к школьному обучению.

o Конспект праздника «Начало школьного обучения»

  

Беседы с учителем

· В чем состоит предварительная работа учителя (перед 1 сентября)?

· Когда и как учитель знакомился с контингентом учащихся?

· Оформление и оборудование классной комнаты.

· Методический и учебный материал для работы в 1 классе.

· Документация учителя (планы, конспекты, методические материалы, наглядность, журнал).

· Приемы быстрого запоминания учеников.

· Состояние здоровья и посадка учеников.

· Индивидуальная работа с учащимися.

· Работа с родителями (до 1 сентября, в первые дни учебы).

Готовности первоклассников

К школьному обучению

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Предлагаемая специальная диагностическая методика может использоваться педагогами и родителями родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут определить сформированность готовности ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.


Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку бывать на почте, в банке, в магазине?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у родителей возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ребенок, очевидно, готов к школьному обучению.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься.


Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь «+» на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень – если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень – от 4 до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень – от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.


Тест «Кругозор»
(оценка уровня развития познавательной деятельности)

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:

5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла

15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл

16 вопрос – положительный ответ – 1 балл

17 вопрос – правильный ответ – 3 балла

22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

 

Методика «Рисунок человека»

(образные представления)

Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».

Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).

Оценка результатов:

«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами.

«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных.

«+-» - все остальные варианты.

Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:

Высокий – если два «+»

Низкий – если два «-» или один «-» и один «+/-»

Средний – все остальные варианты

 

Анализ образца

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

 

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:

Высокий – если он сам исправил ошибки

Низкий – если никак не исправляет

Средний – если исправляет с помощью вопросов

Мелкие движения

(методика «Езда по дорожкам»)

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

 

Крупные движения

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

· пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

· встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

· ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:

Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

План написания характеристики

Материалы для организации

наблюдения и анализа уроков студентов

По всем учебным предметам

 

Фотография урока

Учитель:

Предмет:

Тема урока:

Оборудование:

Цель урока:

Задачи урока:

Личностные:

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Литература и методические материалы:

 

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организация и мотивация деятельности    
Актуализация знаний    
Формулирование темы урока    
Постановка целей и задач урока    
Планирование    
Практическая деятельность учащихся    
Осуществление контроля    
Осуществление коррекции    
Оценивание учащихся    
Подведение итогов урока    
Домашнее задание    

 

Анализ урока

1. Методическое обеспечение урока

  • календарно-тематический план;
  • план урока (конспект);
  • учебник, рабочая тетрадь и др. источники информации;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания.

2. Психологические требования к уроку

  • Комфортное начало и окончание урока;
  • Самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным;
  • Формирование мотивации к обучению (познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования успешного учения, качеств лидера и т. д.);
  • Учет психических особенностей каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого); памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции;
  • Использование приёмов: «психическая гимнастика», «гимнастика эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализация их в движении;
  • Формы психологической разгрузки.

3. Характер общения учителя с обучающимися

§ Контакт учителя с учащимися.

§ Использование элементов педагогики сотрудничества.

§ Умение организовать познавательную деятельность и поддерживать дисциплину.

§ Характер речевой деятельности учителя.

§ Темп учебного занятия, его интенсивность.

§ Внешнее восприятие личности учителя.

4. Гигиенические требования к уроку

  • Оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
  • Воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
  • Естественному и искусственному освещению;
  • Режиму образовательного процесса;
  • Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
  • Соблюдению санитарных правил.

5. Наглядное и техническое оснащение урока

§ Полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

§ Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства и др.

§ Отвечает ли психогигиеническим требованиям.

6. Педагогические требования к уроку

§ Тип урока и его целесообразность;

§ Научность (работа с научными понятиями и закономерностями), доступность, новизна и доказательность знаний;

§ Соответствие урока возрастным и индивидуальным особенностям детей;

§ Информативность используемого материала;

§ Охват учащихся разными видами деятельности (фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные);

§ Использование разнообразных методов обучения. Использование современных педагогических технологий, в том числе реализация активных методов обучения (проблемных, поисковых, игровых, диалоговых, опорных сигналов и конспектов и т.д.);

§ Организация контроля знаний учащихся: соответствие приемов контроля содержанию проверяемых знаний; объективность оценивания; участие в контроле учащихся в полном составе; разнообразие методик и способов контроля знаний;

§ Обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях.

7. Структура урока

§ Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: формулирование темы урока, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог урока, домашнее задание (описание каждого элемента структуры урока и заключение о достижении цели на каждом этапе)

8. Решение задач и достижение цели урока

§ Уровень решения предметных задач урока;

§ Достижение цели урока.

9. Достижение планируемых результатов

§ Уровень достижения планируемых метапредметных результатов

§ Уровень достижения планируемых личностных результатов (воспитательные возможности урока).

10. Особенности урока. Оценка эффективности и качества решения задач

10.1. Организация коррекционно-развивающей работы на уроке: методы и приемы здоровье сбережения, развития дифицитарных функций, (Зрительное восприятие. Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие временных представлений. Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Развитие устной речи. Развитие фонематического слуха и анализа), особенности применения методов изучения новой темы, закрепления и применения знаний.

10. 2. Оценка коррекционной направленности занятия:

· упражнения на развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие);

· включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

· смена видов деятельности;

· посильность речевого и дидактического материалов;

· разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

· доступность и четкость инструкций; эффективность помощи учителя;

· упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

· своевременное и качественное проведение физкультурных пауз.

10.3.Организация работы на уроке с одаренными детьми

10.4.Оценка организации работы с одаренными

10.5Оценка достоинств урока

10.6.Оценка недостатков урока. Рекомендации по их предупреждению и устранению.

 

Материалы для организации

Подготовка конференции по результатам

 практики «Первые дни ребенка в школе»

Организация методической выставки (дневники по практике, педагогическая характеристика готовности первоклассника к школьному обучению, отчеты по практике)

Темы выступления:

  1. Диагностика готовности первоклассников к школьному обучению (интересные находки, основные трудности)

2. Особенности деятельности учителя 1 сентября; основные трудности

3. Особенности праздника «Начало школьного обучения»: интересные находки, основные трудности

  1. Особенности методики преподавания предметов в первые дни обучения в школе (интересные находки, основные трудности)
  2. Основные проблемы учащихся в начале школьного обучения (по результатам наблюдения за ребенком)
  3. Особенности работы с родителями первоклассников

 

План проведения конференции

– организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки).

– оценка методических разработок

– конференция по результатам практики

Подведение итогов, выставление оценок и награждение.

 

Список литературы

 

1. Аквилева, Г. Н., Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: Владос, 2007.

2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М., 1984. – 220 с.

3. Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в нач.школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: уч. пос. для студ. пед. училищ и колледжей / Л. П. Борзова. – М.: Владос, 2007.

4. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 1 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 230.

5. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 2 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 178.

6. Изобразительное искусство. Начальные классы: 1-4. Программы. – М.: Просвещение, 2009.

7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие [текст] / Н.Б. Истомина. – М.: «Академия», 2002. – 288 с., илл.

8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ./ В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2007.

10.  Лапчик, М. П., Семакин, И., Хеннер, Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / М. П. Лапчик и др. – М.: Академия, 2009.

11.  Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г, Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М., 2001. – 476 с.

12.  Петросова, Р.А., Голов, В.П., Сивоглазов, В.И., Страуд, Е.К. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студентов среднего педагогических учебных заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

13.  Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010.

14.  Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. – М.: Просвещение, 2010.

15.  Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвеще­ние, 2010.

16.  Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение,2008.

17.  Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в шко­ле / Н.Н. Ростовцев – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 2008.

18.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Под ред. Соловейчик М.С., М., 1995.

19.  Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Под ред. Соловейчик М.С., М., 1997.

20.  Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н. М. Сокольникова. – 3-е изд., стереотип - М.: Академия, 2007.

21.  Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш.шк., 2010. – 223 с. ил.

22.  Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / Л.П. Стойлова. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 464 с.

23. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М.: «Владос», 2007 г.

24. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей. Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html, свободный. – Загл. с экрана

25. Богомолова, Е. В. Теория и методика обучения и воспитания информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogomolovaev.narod.ru,свободный. – Загл. с экрана

26. Интернет ресурс Полезные веб-ресурсы и материалы в помощь преподавателям. Формы доступа: http://www.britishcouncil.org/japan-trendukukcities.htm

27. Интернет ресурс «Педагогика: мастерство учителя». Форма доступа: http://www. spb-tei.ru/2009/08/06/pedagogika-masterstvo

28. Каталог образовательных интернет – ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе». Форма доступа: www.bookee.ru/catalog-.

29. Технология развивающего обучения по системе А.А. Плешакова. Современные подходы к уроку естествознания в начальной школе: http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037369_0.html

30. http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».

 

Приложение 1.

Требования к результатам освоения модуля

Уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;

- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила ру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.227 с.)