контрольные тесты по речевым нормам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

контрольные тесты по речевым нормам



ТЕСТ 1. Отметьте нарушения норм ударения.

1. Завтра необходимо сдать отчёт за второй ква́ртал.

2. Óптовый рынок находится недалеко от центра города.

3. Экспе́рт проявил свой высокий профессионализм.

4. Обеспе́чение сельских больниц необходимыми медикаме́нтами осуществляется фирмой “03”.

5. Заключён догово́р о проведении ремонтных работ.

6. Предлагаем вертикальные и горизонтальные жа́люзи.

7. Торговая фирма приглашает на работу главного бухгал-тера. Важен опыт работы в ма́ркетинге или отделе продаж.

8. Выделены средства́ для проведения конкурсов.

9. Мы купили новую сти́ральную машину.

10. Прошла сессия последнего со́зыва.

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения орфографических и произносительных норм.

1. афёра                                       6. кортедж

2. сви[т’э]р                                 7. грена[д’э]р

3. яи[шн]ица                               8. страховой полюc

4. начал[с’а]                               9. обле[х]чить

5. пацифи[сс]кий                     10. [т’э]ст

ТЕСТ 3. Отметьте нарушения морфологических норм.

1. Первое, что я увидел, была девушка, идущая навстречу.

2. Маша игралась на детской площадке.

3. Я сломала каблук у правого туфля.

4. С наступлением сумерек все в доме замерло.

5. Сегодня тучи более темнее, чем вчера.

6. Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.

7. Их сад должен быть продан за долги.

8. Более двухсот учащихся приняли участие в концерте.

9. Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.

10. Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

1. Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего празд-ника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.

2. Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера.

3. Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.

4. Мы договорились встретиться у памятника Пушкина.

5. На картине «Опять двойка» изображён мальчик, который только что пришёл со школы.

6. Более 50 % учителей прошло обучение на различных курсах.

7. Кроме прочих достоинств, Иванов был и хорошим специалистом.

8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их.

9. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

10. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения лексических норм.

1. В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.

2. Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.

3. Эти наличники похожи на пучки лиан.

4. Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.

5. Совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.

6. Совершить такое могут люди, не ладящие с законом.

7. Собакевич был роскошный помещик.

8. Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.

9. Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи,    несмотря на их положение.

10. Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения стилистических норм.

1. На картине “Вратарь” изображён белокурый мальчик.

2. Ольга поревела три дня, а потом забыла Ленского.

3. Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.

4. Роман «Унесённые ветром» пользуется большим спросом у населения.

5. Лиза была домработницей в доме Фамусова.

6. В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи.

7. Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие.

8. Эта именно экспедиция нашла в кратере новый минерал.

9. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.

10. Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции.

ТЕСТ 7. Отметьте нарушения норм речевого поведения в транспорте.

1. Троллейбус следует в [д’эпо].

2. Кто вошли, оплачивайте проезд.

3. Вы докуда едете?

4. Своевременно оплачивайте за проезд.

5. Вы выходите на следующей остановке?

6. Скажите, пожалуйста, сколько время?

7. Не допускайте бесплатности проезда!

8. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени!

ТЕСТ 8. Отметьте нарушения норм речевого поведения в магазине.

1. Кто последний?

2. Скажите, Вы крайний?

3. Свесьте мне, пожалуйста, двести грамм конфет.

4. Взвесьте мне этот кусок мяса.

5. Пробейте доплату на четыре тысячи.

6. Вы ещё не выбили чек?

7. Купи три пары носков и две – чулок.

8. Мне нужно две пары чулков.

9. А у вас нет туфлей на размер больше?

10. Здесь нет подходящих туфель.

ТЕСТ 9. Отметьте нарушения норм речевого поведения в сбербанке.

1. Что-то у Вас роспись неразборчива.

2. Поставьте здесь свою подпись.

3. Пишите ваши инициалы полностью.

4. Это оплата за обучение в автошколе.

5. Оплата электроэнергии производится ежемесячно.

6. Разве у меня не уплочено?

7. Выдать деньги ему отказали.

8. Победителям лотереи выдали по пять тысяч рублей.

9. С Вами разговаривает управляющий банка.

10. Нужно будет уплатить около восьмиста тысяч рублей.

ТЕСТ 10. Отметьте нарушения норм речевого поведения в больнице.

1. Свесьте меня: хочу узнать, сколько я сбросила.

2. На курс лечения потребуется двадцать шприцев.

3. Принимайте обезбаливающие препараты два раза в день.

4. Я могу Вам порекомендовать хорошего массажёра.

5. У нас медика́ментов не хватает.

6. Тебя ложат в больницу?

7. Врач должен контролировать за ходом лечения.

8. В отделение новоро́жденных завезли новую диагностирующую аппара­туру.

9. Попасть на приём к нервопатологу трудно.

10. Сегодня [тэ]рапевт не принимает.

11. Меня беспокоит ос[тэ]охондроз.

12. Эти средства́ мне не помогают.

ТЕСТ 11. Отметьте нарушения норм речевого поведения в ситуации «На дне рождения».

1. а) Мы с ним с одного года.      б) Мы с ним одного года                                     рождения.

2. а) Съешь кусочек торта́.           б) Съешь кусочек то́рта.

3. а) Мы отлично провели           б) Мы отлично провели вечер в кругу друзей.                                         вечер в круге друзей.

4. а) Он всё время то́сты               б) Он всё время произносил

    поднимал.                                то́сты.

5. а) На столе не хватает               б) На столе не хватает

    трёх блюдец.                           трёх блюдцев.

6. а) Катя испекла пирог с            б) Катя спекла пирог с

    повидлом.                                повидлом.

7. а) Ешьте пироженое!                б) Ешьте пирожное!

8. а) У меня сегодня именины,   б) У меня сегодня день     

    я родился тридцать                  рождения, я родился

    лет назад.                                    тридцать лет назад.

9. а) Вчера был день рождения. б) Вчера было день                                             рождения.

10. а) Мы весело справили             б) Мы весело отпраздновали

    день рождения.                       день рождения.

ТЕСТ 12. Отметьте нарушения норм речевого поведения в телефонном деловом разговоре.

1. а) – Алло, позовите                   б) – Алло, здравствуйте, по-

    Юлю.                                        зовите, пожалуйста, Юлю.

2. а) – Алло, а кто это?                 б) – Алло, это школа?

3. а) – Мы зво́ним по                     б) – Мы звони́м по объявлению.                             объявлению.

4. а) – Положите трубку!             б) – Положьте трубку!

5. а) – "Кама" приходит                б) – Здравствуйте,
вовремя?                                  извините, пожалуйста.

    – Да.                                          Будьте добры, скажите:

    – Спасибо.                                “Кама” приходит вовремя?

Контрольная работа № 4

ТЕСТ. Отметьте предложения, в которых речевые нормы нарушены.

1. Преимущество рыночной экономики перед плановой становится все более очевидным.

2. В своей автобиографии писатель дал подробную характеристику тех людей, с которыми его свела война.

3. При существующих механизмах завод может стать банкротом.

4. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.

5. Больной благополучно перенес операцию по удалению аппендицита.

6. Защитник представил суду весомые доказательства невиновности подсудимого.

7. Большая часть домов на нашей улице каменные.

8. Все самое интересное начинается в этой книге с двухсот пятой страницы.

9. Окончив службу, мы надеемся, что вы вернетесь к нам на завод.

10. В последнем номере журнала напечатана развернутая рецензия на новую книгу В.Астафьева.

11. Трое девушек весело плескались у берега.

12. По завершении этой программы ежегодный экономический эффект составит несколько миллиардов рублей.

13. Контролеры не упустят без внимания факт бесплатного проезда.

14. Этот день сыграл в его жизни огромное значение.

15. Те, кто пришли на открытие выставки, получили возможность познакомиться с художником лично.

16. Директор уверен, что где-то в марте месяце следующего года предприятие выйдет на проектную мощность.

17. Непроданными остались двое самых дорогостоящих брюк.

18. Мать сказала дочери налить себе супа.

19. Одежда для детей отечественного производства поступила в продажу.

20. Особенно любят мальчишки рассказы о подвигах солдат, партизанов, подпольщиков.

21. Теплоход с восьмистами туристами отправился в круиз.

22. При контрольном взвешивании оказалось, что в коробке недостает шестисот граммов конфет.

23. Как всегда, по приходу на работу он внимательно изучил сводки с мест.

24. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь.

25. Издательство “Терра” выпустило уже более четырехста книг.

26. Предметом изучения на семинаре был вопрос далеко не изученный и который вызывает большой интерес.

27. Решение было принято двумя третями голосов.

28. Носков в отделе оказалось так много, что выбор было сделать сложно.

29. Мы будем непоколебимо следовать и осуществлять идею экономического реформирования общества.

30. Прослушав доклад, у меня создалось впечатление, что он сделан на скорую руку.

31. От нас, живущих на Земле сегодня, зависит не только нынешнее, но и будущее состояние планеты.

32. Осторожно! Дверь открывается вовнутрь.

33. В урне для голосования оказалось пять испорченных бюллетней.

34. У автора брошюры нет никаких оснований для таких выводов.

35. Правый туфель натер пятку до мозоли.

36. Огромный кенгуру производил большое впечатление на детей.

37. С капюшоном пальто выглядит более эффектнее.

38. Новый продавец грубо относится с покупателями.

39. Учебные заведения каждый год выпускают специалистов, которые сразу же активно включаются в работу каждый год.

40. По окончании строительства все собрались на митинг.

41. Спорт является не только залогом здоровья, но и источником радости.

42. Кроме яблок, на тарелке лежало несколько мандаринов.

43. Заявителю разъяснено, что, выводя собаку на улицу, надо быть в наморднике.

44. Четверо молодых людей, взявшись за руки, шли впереди колонны митингующих.

45. Я бесконечно рада и горда тем, что живу здесь, в Петербурге.

46. Недавно построившийся через Чусовую мост решил многие транспортные проблемы.

47. Написав “Смерть поэта”, которое мгновенно облетело весь Пе-тербург, стало ясно, что в России появился новый великий поэт.

48. С конвейера завода уже сошло несколько автомобилей новой модели.

49. В нашем микрорайоне нет хороших ясель, поэтому ребенку пришлось взять няню.

50. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния.

Речевые нормы в формате ЕГЭ

 

В а ж н о
Трудности в постановке русского ударения объясняются объективными причинами (разноместное и подвижное). Нормы ударения индивидуальны, то есть надо запоминать ударение в отдельных словах (жалюзИ, обеспЕчение, включИм) или в группах слов (тОрт – тОрты, бАнт – бАнты, шАрф – шАрфы).

 

В а ж н о
Обратите внимание на типичные ошибки в образовании:

Ø падежных форм существительных (дёсна вместо дёсны; помидор вместо помидоров);

Ø степеней сравнения прилагательных и наречий (самый красивейший вместо красивейший или самый красивый; более ближе вместо ближе или более близко);

Ø форм глаголов (жгёт вместо жжёт; едь вместо поезжай);

Ø падежных форм количественных, порядковых и др. числительных (двухстами вместо двумястами; в полуторастах километрах вместо полутораста) и др.

 

 

В а ж н о
Обратите внимание на трудные случаи:

Ø Оба варианта согласования причастий с определяемыми словами являются правильными:

Одним из прозаиков, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелев.

Одним из прозаиков, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев.

Ø Если в предложении есть родовое слово, то видовое слово – в им. пад.: В повести Пушкина «Капитанская дочка»… (родовое слово  – повесть, видовое – название).

Если в предложении нет родового слова, то видовое слово – в косв. пад.: В «Капитанской дочке» Пушкина

Ø Благодаря, согласно, вопреки чему?, а не чего?

Ø По приезд е, по приход е( не –у)

Ø По окончан ии, по истечен ии( не –ю)

 

 

В а ж н о
В двусоставном предложении деепричастие должно соотноситься с субъектом речи. Пример: Создавая роман, писатель использовал документы (Писатель создавал роман, он же использовал документы.  Ср. ошибочный вариант: Создавая роман, документы были использованы писателем).

В односоставном предложении (подлежащего нет) деепричастный оборот можно использовать:

Ø если можно вставить местоимение в именительном падеже, которое будет соотноситься с деепричастием: Находясь на эскалаторе, (ВЫ) держ и тесь за поручни;

Ø в безличном предложении, если есть глагол в неопределенной форме, при этом деепричастие соотносится с субъектом речи: Не имея часов, можно определить время по цветам (Тот, кто не имеет часов, и тот, кто может определить время по цветам, – один и тот же субъект речи).

 

В а ж н о
Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна в следующих случаях:

Ø если в главной части сложноподчинённого предложенияесть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.

Ø если союзное слово КОТОРЫЙ не является в придаточном предложении подлежащим: Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.

Ø если глагол употреблен в форме условного наклонения:

Писатель, которого мы хотели бы пригласить на встречу, находится в отъезде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.075 с.)