Видо-временная соотнесённость глаголов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видо-временная соотнесённость глаголов



Смешение форм времени и вида глаголов является грамматической ошибкой: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него. Следует употреблять: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появляется страх за него.

ТЕСТ 88. Отметьте нарушения видо-временной соотнесённости глаголов.

1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл квалификацию токаря.

2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.

3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с ее фондами.

4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.

5. В небольшом по объёму произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.

6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.

7. Спектакль шёл на сцене 18 лет. За это время старились актёры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.

8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.

9. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед.

10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспенённые волны.

Обобщающий тест

ТЕСТ 89. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а особенно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.

2. Лошадь пасётся на лугу.

3. После химической обработки деталь помещается в ванну.

4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.

5. Старик жил один: жена его повешалась три года назад.

6. Ты лягешь спать на раскладушке.

7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид...

8. Едь один, я позже приеду.

9. Повесь пальто на крючок.

10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: Федеральные войска, сражающие (вм. правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: Девочка, воспитывающаяся (вм. правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

Запомните:

– отсутствуют формы причастий на - щий от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей бы (нельзя употреблять: сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение);

– литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;

– бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях (глох­нувший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший).

ТЕСТ 90. Определите, какие ошибки (а) использование неправиль-ных форм причастий; б) смешение возвратных и невозвратных причастий) допущены при использовании причастий в следующих предложениях:

1. Трудно найти студента, согласившегося бы писать курсовую на эту тему.

2. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

3. В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.

4. В следующем туре соревнований будут участвовать спортсмены, сумеющие пробежать стометровку менее чем за десять секунд.

5. Пленники, попытающиеся убежать, будут жестоко наказаны.

6. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные центры страны.

7. Колыхающее пламя отражается в воде.

8. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали.

9. В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии.

10. Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Запомните:

– литературными являются формы деепричастий на (не на -вши): встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши);

– из вариантов: высунув – высуня, положив – положа, разинув – разиня, скрепив – скрепя, сломив – сломя – литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, положа руку на́́ сердце).

 

ТЕСТ 91. Отметьте правильный вариант.

1. а) скрестивши                            б) cкрестив

2. а) вспомня                                  б) вспомнив

3. а) приложа                                 б) приложив

4. а) скрепя                                     б) скрепив

5. а) спустив                                   б) спустя

6. а) купивши                                 б)  купив

 

Обобщающий тест

ТЕСТ 92. Отметьте ошибки в образовании и употреблении форм причастий и деепричастий.

1. И только присмотрясь внимательно, я заметил в его глазах усталость.

2. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоявшей из артистов Мурманского драмтеатра.

3. Волею случая герой повести знакомится с мэром и получает давно мечтаемую должность.

4. Я это плохо помню, потому что был выпивши.

5. А.Твардовский, удачно использовав метафоры, придал языку поэмы особую выразительность.

6. Особенно бросающими в глаза являются эпитеты.

7. Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переписать.

8. Каждый студент, пожелавший бы сдавать экзамены досрочно, должен подать заявление в деканат.

9. Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, я пошёл прямо по звёздам.

10. Люди, встретившиеся нам, приехали в эти края недавно.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ

Запомните!

Ошибочным является употребление наречий: вовнутрь (вм. внутрь), навряд ли (вм. вряд ли), напо­по­лам (вм. пополам), взаправду (вм. вправду) и др.

ТЕСТ 93. Отметьте нарушения норм употребления наречий.

1. Дверь открывается вовнутрь.

2. Дверь открывается внутрь.

3. Герой взаправду любит его.

4. Герой действительно любит его.

5. Он разрезал яблоко напополам.

6. Он работает за бесплатно.

7. Вряд ли я его там увижу.

8. Такое платье мне даром не нужно.

ТЕСТ 94. Отметьте нарушения норм употребления наречий.

1. Я вчера дежурила заместо Петрова.

2. Я вчера дежурила вместо Петрова.

3. Навряд ли мы ещё встретимся.

4. В этом году мы нарядили ёлку красивше.

5. Дочь это сделала втихаря.

6. Мы к переезду завсегда готовы.

7. Ты зазря Лёшу обидела.

8. Ты формулируешь выводы слишком общо.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённой падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в побед у, вера в побед е. Следует употреблять: уверенностьв побед е, вера в побед у.            

Беспредложное управление

Нельзя путать беспредложные сочетания с предложными:

оперировать чем-н. – работать с чем-н.,

рассержен чем-н.– рассердиться на что-н.,

различать что-н. и что-н. – отличать что-н. от чего-н.,

свойственный чему-н. – характерный для чего-н.,

уделять внимание чему-н. – обращать внимание на что-н.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.009 с.)