Главного и придаточного предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главного и придаточного предложений



Смешение конструкций главного и придаточного предложений ведёт к ошибке: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Следует употреблять: Последнее, на чём я остановлюсь, – это вопрос о Ленском.

 

ТЕСТ 127. Отметьте нарушения речевых норм.

1. Все, кто знают К.Воротникова по службе, глубоко уважают его.

2. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины.

3. Последнее, о чём мы будем говорить, – это композиция романа «Герой нашего времени».

4. Те, кто получил денежные проценты по договору, должны поставить свою подпись в документах.

5. Следующее, на чём я остановлюсь, это на том, как используются фразеологические обороты в речи.

6. Кто написал курсовую, нужно сдать её лаборанту кафедры.

7. Главное, чем я увлекаюсь, – это водным спортом.

В сложном предложении следует избегать:

– неоправданного повторения одинаковых союзов или союзных слов: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы;

– неправомерного повторения близких по значению подчинительных союзов: Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они были живые;

– неточного употребления союзов или союзных слов: Докладчик остановился на вопросе, что (вместо который) нередко поднимается на подобных совещаниях;

– неоправданного расчленения предложения: Собаки напали на след зайца. И стали гонять косого по вырубке.

ТЕСТ 128. Отметьте подходящий по смыслу союз или союзное слово: а) который, б) откуда, в) когда.

1. Вскоре настал момент, (...) пришлось окончательно расстаться с лошадьми.

2. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, (...) я зашёл в погреб.

3. Черныш изучал ближайшую зазубрину, (...) можно было бы ухватиться.

4. Отсюда он был похож на сильную зелёную птицу с чёрной головой, (...) впилась когтями в гранит.

5. Выстрелы слышались из-за той горки, (...) наступал противник.

6. Пастух поглядел на небо, (...) моросил дождь.

7. Бывают дни, (...) хочется сделать что-то хорошее.

ТЕСТ 129. Отметьте нарушения речевых норм.

1. Несмотря на то что он чувствовал себя плохо, тем не менее эту дистанцию пробежал хорошо.

2. Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

3. Квартира, которую я занимаю на втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответ­ствует моему образу жизни.

4. Она презирала то общество, из которого вышла.

5. Следующая встреча Гринёва с Пугачёвым произошла в Белогорской крепости, где Пугачёв захватил её.

6. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое, пришлось поливать каждое дерево.

7. Я узнала, что ты просила сообщить мне о том, что скоро приедешь.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

9. После того как мне сделали операцию, я начала заниматься лечебной физкультурой.

10. Важно объяснить человеку, впервые познающему мир, что такое добро и что такое зло, что такое правда и что такое ложь.

Обобщающий тест

ТЕСТ 130. Отметьте нарушения норм построения сложных предложений.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

2. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся.

3. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

4. Скалозуб удовлетворённо замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

5. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабри­ке углевозы, как хрипло покрикивали на лошадей полузамёрзшие люди.

6. Экспертиза подтвердила выводы ревизии, однако тем не менее Голубев не признал себя виновным.

7. В эти дни произошли события, которые перевернули всю её жизнь.

8. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что она не ожидала увидеть его таким.

9. Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом.

10. Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре, он думал, чтобы спаслись его товарищи.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 131. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 132. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплини-рованность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истории с “болотной копейкой”.

ТЕСТ 133. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 134. Отметьте предложения с алогизмами.

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Речевая избыточность

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рас сказ ать рас сказ, явл ениепро явл яется).              

ТЕСТ 135. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 136. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ТЕСТ 137. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ТЕСТ 138. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

Смешение паронимов

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква, предоставить (дать)слово и представить (предъявить) документы, надеть пальто и одеть ребёнка и др.

ТЕСТ 139. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни, – прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ТЕСТ 140. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

Лексическая сочетаемость

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь роль, играть значение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 141. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ТЕСТ 142. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

Употребление фразеологизмов

При употреблении устойчивых сочетаний ошибочно:

– заменять отдельные компоненты: перебирать из пустого в порожнее (вместо переливать из пустого в порожнее);

– неоправданно сокращать и расширять его состав: вступили новые правила (вместо вступили в действие новые правила);

– заменять формы входящих в него элементов: подвернуться под рук ой (вместо подвернуться под рук у);

– смешивать обороты: по гроб доски (вместо по гроб жизни и до гробовой доски).

Фразеологические сочетания следует употреблять в соответствии с общим контекстом (ср.: среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке).

ТЕСТ 143. Отметьте предложения с нарушением норм употребления фразеологизмов.

1. У него семь пятниц на неделе.

2. Получив с ворот поворот предприниматель обратился к другим поставщикам.

3. Тяжелый труд шахтера раньше времени уводит его в могилу.

4. Если на нашем предприятии проведут ревизию, мы можем влипнуть в переплет.

5. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки.

6. Мы с нашим директором как за каменной спиной.

7. Эти выражения канули в лето.

8. Чего греха таить, деньги, отправленные почтовым переводом, идут долго.

9. Игроки душу не чают в своем тренере.

10. Я весь день высунув язык бегал по магазинам.

Обобщающий тест

ТЕСТ 144. Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.

8. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.089 с.)