Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема



Для понимания проблем детей и родителей из социально неблагополучных семей рассмотрим содержание и причины семейного неблагополучия.

Семейное неблагополучие разнообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которой могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое.

Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психологической травме детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.

Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П.Азаров, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, Ю.В.Корчагина, Целуйко В.М., Шульга Т.И. и др. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков.

В современной социально-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи.

Галагузова М.А. дает следующее определение: «неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно» [7].

Шульга Т.И. определяет этот тип семей следующим образом: «неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [28].

Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи– это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи – это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи – в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции[ 13].

В.М.Целуйко делает акцент на определении групп неблагополучных семей с открытой формой неблагополучия  и скрытой формой неблагополучия. Ф. А. Мустаева даёт содержательную характеристику семей, требующих внимания со стороны педагогов и других специалистов: неполная. молодая. среднего супружеского возраста. многодетная семья, семья повторного брака, межнационального брака [26, 17 ].

Проанализировав различные виды неблагополучия семей, можно сделать вывод, что их проблемы можно разделить на социальные, психологические, медицинские, правовые и педагогические.

На практике редко наблюдается какой-либо один тип проблем, который приводит к неблагополучию семьи. В социально неблагополучных семьях присутствуют различные виды неблагополучия наряду с проблемами социального характера.

Крайняя степень семейного неблагополучия наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Факторы, которые обуславливают рост семей социального риска, многообразны. Социальной нормой стали неполные семьи, незарегистрированные браки, семьи, где воспитываются внебрачные дети, семьи с неявным лидерством, партнерские.

В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентаций, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные конфликты в межличностных, внутрисемейных отношениях, как правило, приводят к деформации психики детей.

 Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости [29].

Таким образом, под неблагополучной семьей понимается семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с социальными функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями и проблемами. Ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. 

Проанализировав различные виды неблагополучия, можно сделать вывод, что причины семейного неблагополучия вызваны факторами макросоциального, мезасоциального и микросоциального характера. Дестабилизирующее влияние оказывают: миграция населения, нравственно - психологическая неподготовленность молодых людей вступающих в брак, социальная незрелость, малая ответственность за семью и детей, экономические и психологические проблемы.

Семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. 

Между тем, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле – благополучной.

Поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики является одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом Исходя из требований ФГОС профилактическая работа является составным компонентом в деятельности школы и включает решение наиболее острых социальных проблем, требующих особых условий работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении [2].

Вопросы и задания

1. На основании анализа теоретических подходов дайте определение неблагополучной семьи.

2. Назовите виды и факторы семейного неблагополучия.

3. Какие социально-педагогические проблемы возникают у детей из неблагополучных семей?

 Глава 2. Организация работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга с детьми и родителями из социально неблагополучных семей

2.1. Система  работы образовательного учреждения с детьми и родителями из социально неблагополучных семей

Как уже отмечалось ранее (параграф 1.1), современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит содержание процесса социализации ребенка, его результаты. Так, социализация в группе социально неблагополучных семей имеет явно антисоциальных характер и результаты [16].

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей, в том числе педагогов образовательных учреждений, осмысления уже имеющегося опыта по поддержке проблемных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, опыта разработки и внедрения новых форм, технологий и программ поддержки семей с целью профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, социальных девиаций, правонарушений. социального сиротства.

 Поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности профилактики социальных девиаций является одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современной школой. В связи с этим существует необходимость организации работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, которая включает систему педагогических, психологических, социальных, правовых мер, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения данных проблем и явлений.

Школа   сегодня берет на себя не только функции воспитания и обучения, но и функции социальной защиты и поддержки ребенка. Реализацию социально-педагогической помощи  детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, берут на себя педагоги образовательных учреждений (классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-предметники). Важная роль в профилактической работе отводится социальному педагогу как посреднику между семьей и ребенком, школой и учащимся [2, 29 ].

Трудность в организации работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей заключается в наличии проблем социального характера, низкой педагогической культуры родителей, асоциальным поведением взрослых, отсутствием навыков взаимодействия с подростками, педагогами.

В работах по социальной педагогике отмечается, что владение современными способами взаимодействия семьи и образовательного учреждения позволяет преодолеть хаотичность, неорганизованность, случайность использования методов и форм взаимодействия, обеспечить повышение качества взаимодействия (Т.А. Воронина, В.А. Сластенин, П.А. Шептенко). Эти авторы предлагаются следующие способы и методы работы педагога с неблагополучными семьями для решения проблемных ситуаций:

- создание благоприятных условий для обеспечения профилактики и реабилитации детей, склонных к девиантному поведению и правонарушениям;

- консультирование и специальная помощь в профессиональном cамоопределении ребенка;

- спортивно-оздоровительная, досуговая деятельность;

- образовательная помощь родителям в решении проблемных ситуаций;

- психолого-педагогические методы для выявления и решения проблем взаимоотношений между детьми и родителями в воспитании;

- информационный обмен между образовательными учреждениями, различными службами и ведомствами для координации совместной деятельности в связи с решением проблем конкретной семьи и конкретного ребенка: усыновление ребенка, помещение детей в сиротские учреждения, приюты, передача ребенка на воспитание в приемную семью.

На основании анализа результатов исследований причин правонарушений подростков (кафедра социально-педагогического образования СПб АППО) более половины педагогов и родителей как причины выделяют факторы семейного неблагополучия [2]. Отсюда существует необходимость организации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучной семьи, профилактики семейного неблагополучия.

 Исходя из системного подхода, на основании разработанной технологии выявления семейного неблагополучия (Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2014) выделим э тапы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей: диагностический, информационный, деятельностный, аналитический. 

  На диагностическом этапе осуществляется изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала, образовательных и информационных потребностей, уровня и понимания важности взаимодействия с образовательным учреждением; выявление проблем семейного воспитания, семейного неблагополучия, возможностей и необходимости оказания социально-педагогической и психологической поддержки детям и их семьям, находящимся в социально опасном положении. Анализ документов:   личное дело, характеристики (семьи, ребенка), заявки на постановку на внутри школьный контроль, выписка из классного журнала,  докладные, служебные письма, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные службы и т.д.), справки,  протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, Для проведения диагностической работы с ребенком, составляется согласие родителей на проведение диагностической работы.

Анализ полученной информации дает возможность разработать содержание программ и планов работы педагога с детьми и их семьями для решения социально-педагогических проблем ребенка. Составляется социальный паспорт класса и школы, проводится учёт фактов неблагополучия и мер по устранению их причин, признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительскими обязанностями.

Определяются методы педагогической поддержки и помощи, психолого–педагогического сопровождения, специальной профилактики, социально – педагогической реабилитации.

Методы работы на данном этапе: анкеты, тесты (проводит психолог), диагностические беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, биографический метод, социометрия.

 На информационном э тапе осуществляется в различных формах (печатные материалы, буклеты, сайт, социальные сети, телефонные звонки, письменные уведомления и т.д.) информирование семьи о деятельности школы, реклама деятельности кружков и секций в школе и учреждений дополнительного образования (УДО), о возможностях сотрудничества с педагогами и другими специалистами. Наличие у родителей возможности высказать свои предложения через родительские собрания, комитеты классов. Педагогов - методические объединения классных руководителей. Предоставление информации о нормах и правилах, правах и обязанностях субъектов образовательного процесса, которые отражены в законах, распоряжениях, методических письмах системы образования и локальных актах образовательных учреждений.   Социальный паспорт является источником информации для планирования работы педагогов, психологов, социального педагога и других специалистов образовательного учреждения, для информирования соответствующих учреждений социальной сферы и других служб. Анализируется  информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям,

Использование механизмов взаимодействия со специалистами соответствующих структур по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи.

Анализ информации и составление документов: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, план индивидуальной работы с ребенком, семьей; планы МО, педагогических советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве.

Деятельностный этап включает разработку и реализацию различных форм и социально-педагогических технологий профилактики семейного неблагополучия; проведение совместных событий, спортивных соревнований, правовых уроков для детей и родителей, семейных клубов, родительских университетов и т.д. Необходимо спроектировать участие администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога в совместной работе с детьми и родителями. Определить возможности использования социально-педагогических технологий взаимодействия с проблемными семьями, решения вопросов и проблем социальной жизни ребенка, профилактики девиантного и зависимого поведения подростков, а также использование технологий оказания различных видов помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении. Разрабатываются программы повышения родительской культуры, компетентности родителей в области взаимодействия с детьми в конкретных проблемных ситуациях. На данном этапе планируется система работы с педагогами, составляются программы повышения квалификации для успешной профессиональной деятельности педагогов по сотрудничеству с семьей.      Большое значение для работы с детьми и родителями из семей, находящихся в социально опасном положении имеет организация   внутриведомственного (центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения, УДО и т.д.) и межведомственного взаимодействия специалистов. Разрабатываются планы совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних, центрами социальной помощи семье и детям района. планов и соглашений о сотрудничестве с отделами опеки и попечительства Муниципальных образований. совместная работа с комиссией по делам несовершеннолетних. рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования

Планируется работа педагогов и психологов образовательных учреждений в формате психолого - педагогический консилиума, с целью индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи при решении его жизненных проблем.

Формы и методы работы на данном этапе: совместные события с детьми и родителями, экскурсии, конкурсы, практикумы и семинары для родителей, дискуссии, вечера вопросов и ответов, праздники, походы, семейный клубы, клубы по интересам, индивидуальные консультации и беседы.

Оформление документов в ходе данного этапа работы: договор с родителями на профилактическую работу с ребенком, соглашение с семьей, протокол педсовета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации совместной деятельности, занятости ребенка в свободное время, досуг; акты обследования жилищно-бытовых условий; планы взаимодействия с субъектами профилактики; профилактической работы с родителями (законными представителями), значимыми и близкими для ребенка людьми.

  Целью аналитического этапа является анализ эффективности реализации планов, программ, социально-педагогических технологий, планов индивидуального сопровождения ребенка или семьи; их корректировка, что способствует прогнозированию и проектированию дальнейшей работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей. Здесь разрабатываются пути расширения пространства социально-педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей. Возможно проанализировать результаты психолого–педагогического сопровождения, специальной профилактики, социально – педагогической реабилитации детей; результативность использования форм, методов и технологий совместной деятельности педагогов, детей и родителей в профилактике семейного неблагополучия. 

Методы: анкеты, тесты, беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, социометрия, метод сравнения.

Документы: характеристики, заключение консилиума, педсовета, службы сопровождения, совета по профилактике …. о результатах проведенной работы; отзывы, справки, информация по внутри школьному контролю из базы данных по правонарушениям, служебные письма, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, кризисные и социальные службы и т.д.).

Таким образом, для эффективной работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, важно корректно выбрать формы, методы и технологии на основе выявления проблем конкретной семьи и ребенка, вида семейного неблагополучия, использовать этапы системной работы для достижения результатов в профилактике семейного неблагополучия, решения жизненных проблем детей и родителей.

Вопросы и задания

1. Как предложенные этапы можно использовать в практической деятельности образовательного учреждения (в соответствии с профессиональной деятельностью специалиста)?

2. Проанализируйте (или разработайте) свои планы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей для решения конкретных социально-педагогических проблем ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.035 с.)