Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема
Для понимания проблем детей и родителей из социально неблагополучных семей рассмотрим содержание и причины семейного неблагополучия. Семейное неблагополучие разнообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которой могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психологической травме детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П.Азаров, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, Ю.В.Корчагина, Целуйко В.М., Шульга Т.И. и др. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В современной социально-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. Галагузова М.А. дает следующее определение: «неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно» [7]. Шульга Т.И. определяет этот тип семей следующим образом: «неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [28]. Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:
1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). 2. Кризисные семьи– это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). 3. Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). 4. Аморальные семьи – это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. 5. Антисоциальные семьи – в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции[ 13]. В.М.Целуйко делает акцент на определении групп неблагополучных семей с открытой формой неблагополучия и скрытой формой неблагополучия. Ф. А. Мустаева даёт содержательную характеристику семей, требующих внимания со стороны педагогов и других специалистов: неполная. молодая. среднего супружеского возраста. многодетная семья, семья повторного брака, межнационального брака [26, 17 ]. Проанализировав различные виды неблагополучия семей, можно сделать вывод, что их проблемы можно разделить на социальные, психологические, медицинские, правовые и педагогические.
На практике редко наблюдается какой-либо один тип проблем, который приводит к неблагополучию семьи. В социально неблагополучных семьях присутствуют различные виды неблагополучия наряду с проблемами социального характера. Крайняя степень семейного неблагополучия наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции. Факторы, которые обуславливают рост семей социального риска, многообразны. Социальной нормой стали неполные семьи, незарегистрированные браки, семьи, где воспитываются внебрачные дети, семьи с неявным лидерством, партнерские. В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентаций, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные конфликты в межличностных, внутрисемейных отношениях, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости [29]. Таким образом, под неблагополучной семьей понимается семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с социальными функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями и проблемами. Ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Проанализировав различные виды неблагополучия, можно сделать вывод, что причины семейного неблагополучия вызваны факторами макросоциального, мезасоциального и микросоциального характера. Дестабилизирующее влияние оказывают: миграция населения, нравственно - психологическая неподготовленность молодых людей вступающих в брак, социальная незрелость, малая ответственность за семью и детей, экономические и психологические проблемы. Семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Между тем, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле – благополучной.
Поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики является одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом Исходя из требований ФГОС профилактическая работа является составным компонентом в деятельности школы и включает решение наиболее острых социальных проблем, требующих особых условий работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении [2]. Вопросы и задания 1. На основании анализа теоретических подходов дайте определение неблагополучной семьи. 2. Назовите виды и факторы семейного неблагополучия. 3. Какие социально-педагогические проблемы возникают у детей из неблагополучных семей? Глава 2. Организация работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга с детьми и родителями из социально неблагополучных семей 2.1. Система работы образовательного учреждения с детьми и родителями из социально неблагополучных семей Как уже отмечалось ранее (параграф 1.1), современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит содержание процесса социализации ребенка, его результаты. Так, социализация в группе социально неблагополучных семей имеет явно антисоциальных характер и результаты [16]. Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей, в том числе педагогов образовательных учреждений, осмысления уже имеющегося опыта по поддержке проблемных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, опыта разработки и внедрения новых форм, технологий и программ поддержки семей с целью профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, социальных девиаций, правонарушений. социального сиротства. Поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности профилактики социальных девиаций является одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современной школой. В связи с этим существует необходимость организации работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, которая включает систему педагогических, психологических, социальных, правовых мер, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения данных проблем и явлений. Школа сегодня берет на себя не только функции воспитания и обучения, но и функции социальной защиты и поддержки ребенка. Реализацию социально-педагогической помощи детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, берут на себя педагоги образовательных учреждений (классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-предметники). Важная роль в профилактической работе отводится социальному педагогу как посреднику между семьей и ребенком, школой и учащимся [2, 29 ].
Трудность в организации работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей заключается в наличии проблем социального характера, низкой педагогической культуры родителей, асоциальным поведением взрослых, отсутствием навыков взаимодействия с подростками, педагогами. В работах по социальной педагогике отмечается, что владение современными способами взаимодействия семьи и образовательного учреждения позволяет преодолеть хаотичность, неорганизованность, случайность использования методов и форм взаимодействия, обеспечить повышение качества взаимодействия (Т.А. Воронина, В.А. Сластенин, П.А. Шептенко). Эти авторы предлагаются следующие способы и методы работы педагога с неблагополучными семьями для решения проблемных ситуаций: - создание благоприятных условий для обеспечения профилактики и реабилитации детей, склонных к девиантному поведению и правонарушениям; - консультирование и специальная помощь в профессиональном cамоопределении ребенка; - спортивно-оздоровительная, досуговая деятельность; - образовательная помощь родителям в решении проблемных ситуаций; - психолого-педагогические методы для выявления и решения проблем взаимоотношений между детьми и родителями в воспитании; - информационный обмен между образовательными учреждениями, различными службами и ведомствами для координации совместной деятельности в связи с решением проблем конкретной семьи и конкретного ребенка: усыновление ребенка, помещение детей в сиротские учреждения, приюты, передача ребенка на воспитание в приемную семью. На основании анализа результатов исследований причин правонарушений подростков (кафедра социально-педагогического образования СПб АППО) более половины педагогов и родителей как причины выделяют факторы семейного неблагополучия [2]. Отсюда существует необходимость организации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучной семьи, профилактики семейного неблагополучия. Исходя из системного подхода, на основании разработанной технологии выявления семейного неблагополучия (Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2014) выделим э тапы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей: диагностический, информационный, деятельностный, аналитический. На диагностическом этапе осуществляется изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала, образовательных и информационных потребностей, уровня и понимания важности взаимодействия с образовательным учреждением; выявление проблем семейного воспитания, семейного неблагополучия, возможностей и необходимости оказания социально-педагогической и психологической поддержки детям и их семьям, находящимся в социально опасном положении. Анализ документов: личное дело, характеристики (семьи, ребенка), заявки на постановку на внутри школьный контроль, выписка из классного журнала, докладные, служебные письма, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные службы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, Для проведения диагностической работы с ребенком, составляется согласие родителей на проведение диагностической работы.
Анализ полученной информации дает возможность разработать содержание программ и планов работы педагога с детьми и их семьями для решения социально-педагогических проблем ребенка. Составляется социальный паспорт класса и школы, проводится учёт фактов неблагополучия и мер по устранению их причин, признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительскими обязанностями. Определяются методы педагогической поддержки и помощи, психолого–педагогического сопровождения, специальной профилактики, социально – педагогической реабилитации. Методы работы на данном этапе: анкеты, тесты (проводит психолог), диагностические беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, биографический метод, социометрия. На информационном э тапе осуществляется в различных формах (печатные материалы, буклеты, сайт, социальные сети, телефонные звонки, письменные уведомления и т.д.) информирование семьи о деятельности школы, реклама деятельности кружков и секций в школе и учреждений дополнительного образования (УДО), о возможностях сотрудничества с педагогами и другими специалистами. Наличие у родителей возможности высказать свои предложения через родительские собрания, комитеты классов. Педагогов - методические объединения классных руководителей. Предоставление информации о нормах и правилах, правах и обязанностях субъектов образовательного процесса, которые отражены в законах, распоряжениях, методических письмах системы образования и локальных актах образовательных учреждений. Социальный паспорт является источником информации для планирования работы педагогов, психологов, социального педагога и других специалистов образовательного учреждения, для информирования соответствующих учреждений социальной сферы и других служб. Анализируется информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, Использование механизмов взаимодействия со специалистами соответствующих структур по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Анализ информации и составление документов: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, план индивидуальной работы с ребенком, семьей; планы МО, педагогических советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве. Деятельностный этап включает разработку и реализацию различных форм и социально-педагогических технологий профилактики семейного неблагополучия; проведение совместных событий, спортивных соревнований, правовых уроков для детей и родителей, семейных клубов, родительских университетов и т.д. Необходимо спроектировать участие администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога в совместной работе с детьми и родителями. Определить возможности использования социально-педагогических технологий взаимодействия с проблемными семьями, решения вопросов и проблем социальной жизни ребенка, профилактики девиантного и зависимого поведения подростков, а также использование технологий оказания различных видов помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении. Разрабатываются программы повышения родительской культуры, компетентности родителей в области взаимодействия с детьми в конкретных проблемных ситуациях. На данном этапе планируется система работы с педагогами, составляются программы повышения квалификации для успешной профессиональной деятельности педагогов по сотрудничеству с семьей. Большое значение для работы с детьми и родителями из семей, находящихся в социально опасном положении имеет организация внутриведомственного (центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения, УДО и т.д.) и межведомственного взаимодействия специалистов. Разрабатываются планы совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних, центрами социальной помощи семье и детям района. планов и соглашений о сотрудничестве с отделами опеки и попечительства Муниципальных образований. совместная работа с комиссией по делам несовершеннолетних. рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования Планируется работа педагогов и психологов образовательных учреждений в формате психолого - педагогический консилиума, с целью индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи при решении его жизненных проблем. Формы и методы работы на данном этапе: совместные события с детьми и родителями, экскурсии, конкурсы, практикумы и семинары для родителей, дискуссии, вечера вопросов и ответов, праздники, походы, семейный клубы, клубы по интересам, индивидуальные консультации и беседы. Оформление документов в ходе данного этапа работы: договор с родителями на профилактическую работу с ребенком, соглашение с семьей, протокол педсовета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации совместной деятельности, занятости ребенка в свободное время, досуг; акты обследования жилищно-бытовых условий; планы взаимодействия с субъектами профилактики; профилактической работы с родителями (законными представителями), значимыми и близкими для ребенка людьми. Целью аналитического этапа является анализ эффективности реализации планов, программ, социально-педагогических технологий, планов индивидуального сопровождения ребенка или семьи; их корректировка, что способствует прогнозированию и проектированию дальнейшей работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей. Здесь разрабатываются пути расширения пространства социально-педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей. Возможно проанализировать результаты психолого–педагогического сопровождения, специальной профилактики, социально – педагогической реабилитации детей; результативность использования форм, методов и технологий совместной деятельности педагогов, детей и родителей в профилактике семейного неблагополучия. Методы: анкеты, тесты, беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, социометрия, метод сравнения. Документы: характеристики, заключение консилиума, педсовета, службы сопровождения, совета по профилактике …. о результатах проведенной работы; отзывы, справки, информация по внутри школьному контролю из базы данных по правонарушениям, служебные письма, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, кризисные и социальные службы и т.д.). Таким образом, для эффективной работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, важно корректно выбрать формы, методы и технологии на основе выявления проблем конкретной семьи и ребенка, вида семейного неблагополучия, использовать этапы системной работы для достижения результатов в профилактике семейного неблагополучия, решения жизненных проблем детей и родителей. Вопросы и задания 1. Как предложенные этапы можно использовать в практической деятельности образовательного учреждения (в соответствии с профессиональной деятельностью специалиста)? 2. Проанализируйте (или разработайте) свои планы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей для решения конкретных социально-педагогических проблем ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.035 с.) |