Социальные функции современной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные функции современной семьи



 

СФЕРА СЕМЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ИНДИВИЛУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Репродуктивная Биологическое воспроизводство  общества Удовлетворение потребности  в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, в воспитании детей  
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Получение материальных средств одних членов семьи от других
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально- статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в сфере проведения совместного досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты и моральной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви.
Хозяйственно – бытовая   Поддержание физического здоровья членов общества,уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одних членов семьи от других
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

Рассмотренные социальные функции реализуются во всех типах семей. Но вместе с тем, каждый тип семьи, исходя из исторически сложившихся особенностей, характеризуется рядом доминирующих социальных функций. 

Семью, адекватно выполняющую большинство возложенных на нее функций, называют функциональной. В случае нарушения приоритетных, аксиологически значимых функций семью принято называть дисфункциональной. Важно обратить внимание на особенность функций семьи – комплексность. Действительно, каждую потребность всякий человек может удовлетворить и вне семьи, но только такая ячейка общества, как семья, позволяет удовлетворить их в комплексе, и только в полноценной семье можно вырастить самодостаточного и уверенного в себе человека [24].

Как уже отмечалось, модель современной семьи многовариативна. В науке существует множество классификаций семей по различным основаниям. Традиционно (C И.Голод) выделяют основные типы семьи: патриархальная (традиционная), детоцентрическая, супружеская. 

 По мере трансформирования семьи возникают новые модели: супруги, находящиеся в незарегистрированном браке (с детьми и без детей); семья кровно-родственная неполная; полигамная; семья в повторном браке с детьми от предыдущих браков; семья, основанная на религиозных обычаях или новых нравственных нормах. Сегодня происходит распространение такого типа семьи как постсовременная, которая характеризуется отсутствием официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства (C. Г. Вершловский).

    Существует множество классификаций, которые связаны с целью и предметом социально-психологических и педагогических исследований семьи. Однако главное заключается в том, что само существование множества классификаций и подходов к исследованию семьи, свидетельствует о растущем интересе к самой семье как объекту научного исследования и субъекту жизнедеятельности.

Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в системе образования, в окружающей среде. Как уже отмечалось, воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остаётся посредником между ребенком и обществом, фактором становления его в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть.

 Известно, что в процессе формирования личности ребёнка семья оказывает значительной влияние на развитие духовной культуры, на социальную направленность, мотивы поведения ребенка в той или иной ситуации. Здесь складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительности [14].

Раскрывая роль семьи для воспитания ребенка в свете духовно-нравственных традиций, И. А. Ильин подчеркивает, что семья является «первичным лоном человеческой культуры». Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. В семье открываются для ребенка источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребенка

Как отмечает С.Г. Вершловский, сочетание социального и психологического, общественного и индивидуального приводит к тому, что в семье представлены различные тактики воспитания: диктат, опека, отчуждение, сотрудничество[5]. Внутрисемейные отношения, уклад жизни семьи – все это отражается на ребенке, а в дальнейшем на качестве всей его жизни.

  Можно полагать, что в современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.

 В своей книге «Культурная антропология образования и семьи» К.В. Романов отмечает, что жизнедеятельность современной семьи обусловлена собственной родословной, традициями этноса, конфессий, мегаполиса, а также - глобальными инновациями, модернизацией. В этом ряду необходимо отметить и влияние на деятельность семьи информатизации, информационного пространства[20].

Очевидно, что информационное пространство, Интернет открывают новые возможности для самообразования, самоорганизации человека. Возрастает интенсивность социальных контактов. С другой стороны необходимо отметить, уход в виртуальный мир, подмену гаджетами реальной жизни как часть проблем молодого поколения, ответа на новые социальные вызовы. Безусловно, сегодня необходимы проекты в СМИ, в Интернете по тематике укрепления семьи, семейных ценностей, обсуждение проблем общения молодежи с родителями, представителями старших поколений, образовательные программы для родителей [8, 28].

Анализ проблем современного общества и современной семьи показывает, что родители нуждаются в поддержке при решении вопросов эффективной социализации ребенка, разрешении трудной жизненной ситуации, различных проблемных ситуаций социальной жизни ребенка, вопросов воспитания и обучения.

    Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, и социализации развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонения психического и личностного его развития.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической компетентности, которая проявляется безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченностью в решении проблем семейного воспитания, неготовностью и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, семейных ценностей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость, растет преступность в сфере семейно-бытовых отношений, повышается риск подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Социологи констатируют кризисность современного этапа развития семьи, увеличение количества неблагополучных семей. 

 В психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр проблем современной семьи: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они становятся формальными, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее. Взрослые не могут научить детей жить в стремительно изменяющемся мире. Появился термин «социальное сиротство», которому посвящено огромное количество публикаций. Сиротство - это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности[ 18].

 Среди социальных и психологических проблем, которые необходимо решать специалистам, отмечает О. Л. Безрукова, можно выделить комплекс вопросов, связанных с активизацией ресурсов семьи, в том числе преодоление синдрома «выученной беспомощности», снижение потребительских ориентаций и общей пассивности населения [3].

Таким образом, приходится констатировать, что в результате быстрой смены политического и экономического курса развития страны многие семьи не смогли адаптироваться к меняющимся условиям, в результате чего в стране возрос уровень алкоголизации, наркотизации, суицида, преступности, что напрямую связано с негативным влиянием на семью, и, как следствие - неадекватным выполнением ею своих функций. Это, в конечном счете, вызвало рост числа социально неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте состояние современной семьи в условиях трансформации общества

2. Назовите причины, влияющие на возникновение социально неблагополучных семей

3.С какими из изложенных социальных факторов, влияющих на современную семью, Вы сталкиваетесь в практической работе с детьми и родителями?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.)