Теория и практика работы с детьми и родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика работы с детьми и родителями



Теория и практика работы с детьми и родителями

Из социально неблагополучных семей

 

 


 

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

 

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

О.А.Щекина

 

Теория и практика работы с детьми и родителями

Из социально неблагополучных семей

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

ББК 74.205

С30

 

Печатается по решению Редакционно – издательского совета

СПб АППО

 

  Щекина Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО

Рецензенты:

Коновалова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С.Пушкина

Кузина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и анрагогики СПб АППО

 

Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей: учебно-методическое пособие / СПб.: СПб АППО, 2019, - 100 с.

 

  В учебно-методическом пособии  представлены теоретические подходы, нормативно-правовые основания и особенности профилактической работы в образовательном учреждении с детьми и родителями из социально неблагополучных семей.

Пособие является составляющей УМК и двух образовательных программ: «Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС», «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей». Параграф 2.2. написан Барышниковым Е.Н., доцентом кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидатом педагогических наук.

Материалы пособия адресованы педагогам для использования в практической деятельности и слушателям курсов повышения квалификации для самостоятельной работы. Также будут полезны и интересны руководителям образовательных учреждений, научным работникам, специалистам социальной сферы, заинтересованным в решении этой проблемы в соответствии с современными требованиями. 

Содержание

Введение.................................................................................................…............6

Глава 1. Теоретические аспекты работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей...................................................................8

1.1.   Современная семья: поле социальных проблем..........................................8

1.2. Социально неблагополучная семья: понятие, сущностные характеристики, нормативно-правовые основания работы с детьми и родителями.....................18

1.3. Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема .......... 25

Глава 2. Организация работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга с детьми и родителями из социально неблагополучных семей..........................................................................................................................29

2.1. Система работы образовательного учреждения с детьми и родителями из социально неблагополучных семей …...................................................................29

2.2. Программное обеспечение работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в условиях образовательного учреждения…………..36

Заключение............................................................................................................. 75

Литература.............................................................................................................. 76

Приложения. …………………………………........................................................81

 

Введение

 

В Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года отмечается, что современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные, культурные и психологические аспекты жизни семьи. Семья – неотъемлемая часть общественной системы, связана с другими его элементами. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, семья же в свою очередь влияет на другие социальные институты, процессы и общество.

Изменения в системе образования, принятие и реализация основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,  Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяют необходимость тесного взаимодействия с семьями обучающихся, оказании помощи ребенку в процессе его социализации и решении социальных и жизненных проблем. 

В связи с проблемами, возникшими в современной семье и связанными с трансформацией общества, необходима организация системной работы с отдельными категориями учащихся и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, имеющими различные социальные проблемы. К настоящему времени сложился определенный круг социальных проблем ребенка и семьи, требующих комплексного решения.

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации (03.08.2015) «О реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей», определены меры по повышению квалификации и подготовки педагогов к работе в данном направлении деятельности через дополнительные профессиональные программы, тематические семинары, обмен опытом, профессиональные конкурсы образовательных программ по работе с детьми и родителями из социально неблагополучных семей. 

Выполняя образовательный заказ, изложенный в документах системы образования, петербургская школа выполняет и социальный заказ на решение социальных проблем детей, подростков и их родителей через реализацию комплексных целевых программ.

Следует отметить сложность практической работы с заявленной категорией детей и родителей, не разработанность термина «социально неблагополучная семья» в научно-теоретическом плане.

Учебно-методическое пособие предназначено педагогам школ для подготовки к реализации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, слушателям пкурсов повышения квалификации по образовательной программе «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей»(приложение 9), состоит из двух глав.

  В первой главе пособия проанализированы теоретические, нормативно-правовые основания работы с детьми из социально неблагополучных семей, представлены современные подходы в исследовании проблем семьи как социального института в период социально-культурной и общественной трансформации; сущностные характеристики социально неблагополучной семьи. 

Организация системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, программное обеспечение этого направления деятельности специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга представлены во второй главе на основе материалов специалистов и методистов, участвующих в работе постоянно действующего городского семинара для педагогов по теме «Эффективные формы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей» и методического объединения педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Образовательные программы, представленные в приложении, являются победителями городского конкурса образовательных программ по работе с детьми и родителями из социально неблагополучных семей (2016-2017 г. г.).

В помощь педагогам и специалистам образовательных учреждений в п риложении содержатся извлечения из нормативно-правовых документов. 

Учебно-методическое пособие является составляющей УМК образовательных программ «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей», «Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС», разработанных для различных категорий педагогов, повышающих квалификацию — заместителей руководителя по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, Автор надеется, что представленное учебно-методическое пособие будет полезным для педагогов, специалистов системы повышения квалификации, социальной сферы и окажет реальную методическую помощь в организации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в современных условиях.

 Глава 1. Теоретические аспекты работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей

Заключение

Предложенные в учебно-методическом пособии материалы по проблемам современной семьи, теоретические подходы, нормативно-правовые основания и образовательные программы специалистов образовательных учреждений направлены на помощь педагогу в организации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, раннему выявлению и профилактики семейного неблагополучия, созданию условий для становления семейного благополучия.

   Реалии современной жизни, изменения в системе образования, трансформация семьи, возникновение большого числа семей, находящихся в зоне социального риска, социально опасном положении, требуют осмысления деятельности педагога, всех участников профилактики социального неблагополучия семьи.

Как отмечается в Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2025 годы реальная практика жизнедеятельности семьи, не обладающей внутренними ресурсами в полной мере, но справляющейся со своими функциями, показывает, что достичь семейного благополучия возможно при наличии положительного баланса внутренних и внешних ресурсов. В связи с этим, в задачи учреждений социальной сферы входит укрепление ресурсного потенциала семьи, предоставление внешней поддержки, помощь семье с детьми в развитии всех видов семейных ресурсов и поддержание их позитивного баланса.

Образовательные учреждения в данной ситуации могут помочь семье в реализации ее воспитательного потенциала, в повышении педагогической компетентности родителей, в привлечении детей и семей к совместной социально-культурной, образовательной деятельности.

Образовательные программы, извлечения из документов могут быть использованы для практической деятельности педагога школы, специалистов центров психолого-педагогического медико-социального сопровождения, социальной сферы.

Представляется, что теоретические и практические материалы пособия окажут реальную методическую помощь в решении современных задач подготовки специалистов к работе с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в современных условиях. Для дальнейшего развития теоретического осмысления социальных проблем современной семьи и опыта работы по их решению возможно включение анализа работ зарубежных авторов в содержание следующего пособия по данному направлению. так как общие тенденции наблюдаются как у нас в стране, так и за рубежом.

 

Список литературы

1. Антонов А.И. О стратегии и тактике семейно-демографической политики в связи с институциональным кризисом семейных функций и людских ресурсов / Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – С.15-20

2. Барышников Е.Н., С.А.Косабуцкая, Л.С.Нагавкина. Социальный педагог: становление профессии: учебно-методическое пособие / под общей ред. Л.С.Нагавкиной. - СПб.: СПб АППО, 2016. - 168 с.

3. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога / И.В.Боброва Л.В. «Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: стратегии взаимодействия семьи и школы» / Л.В. Боброва // http://apatity.fio.ru /projects/pr279 /index. Htm

4. Безрукова О.Н., Курганова Г.С. Развитие семейной политики Санкт-Петербурга на основе оценки эффективности системы работы с семьями и детьми социального риска//Социальная политика и социология, 2009. №6. С.398-413.

5.Вершловский С.Г. Семья в гуманистическом контексте / С.Г. Вершловский //Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий /КО СПб.; СПбАППО.- СПб.: СПбЦИТиТ, 2002.-С. 6-21.

6.Волжина О.И. Семья и время. Воспитательный потенциал современной семьи / О.И. Волжина // http://parent.fio.ru/pdf/rs_0503_45-49.doc

7.Галагузова, М.А. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

8. Загладина Х.Т. Информационное общество, семья и меняющиеся условия социализации школьников / научно-методический журнал» преподавание истории и обществознания в школе.-№7, 2012.- С.46-52

9.Каменева Т.Н. Трансформация семьи как процесс адаптации к новой социокультурной реальности / Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – С.195-200.

10.Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность / Л.В. Карцева: докт. дисс. социолог, наук. -Казань, 2002.

11. Климантова Г.И. Ценности семьи как гуманитарный ориентир / Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – С.109-113.

12.Кожурова О.Ю. Социальное партнерство семьи и школы как фактор повышения их воспитательного потенциала / О.Ю. Кожурова. – М., 2011 – 227 13.Корчагина Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска социального сиротства. – М.: МГПИ, 2010.

14. Мардахаев Л.В. Воспитание ребенка в семье // Вопросы воспитания. – 2010. – № 3(4). – 15–22.

15. Недвецкая М.Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. Монография. -М.: АПКиППРО, 2007. - 128с.

16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М: Академия, 2000. – 200 с.

17. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики /Ф. А. Мустаева. – М., 2002. – 416 с.

18.. Методическое пособие в помощь руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении. – Майма, 2009. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.maima-altai.ru/.

19.  Недвецкая М.Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. Монография. -М.: АПКиППРО, 2007. - 128с.

20. Романов К.В.Культурная антропология образования и семьи: монография. -СПб.:СПб ГУПМ. - 2003

21.Саралиева З.Х. Семья в системе социальной работы // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – С. 67–70.

22.Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И.Антонова. - 2-изд.. - М.:2007. -640 с

23.Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. М.: ООО «Вариант», 2015.– 100 с.

24.Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – 261 с.

25..Семья и школа: информационное пространство взаимодействия: монография / под ред. О.А.Щекиной. - СПб.: СПбАППО. 2010. -94с.

26. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 – 272с.

27. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2002

28.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2008.

29.Щекина О.А. Профилактика социальных проблем и правонарушений подростков в условиях взаимодействия семьи и школы / Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: сб. статей научно-практич. конф., 23-24 апреля 2015. – Пермь, 2015. – С. 22-27.

30.Щекина О.А. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями обучающихся в условиях ФГОС: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб АППО, 2015. - 52 с.

 Документы:

1.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон № 120 – ФЗ от 24.06.1999 (Зарегистрировано в Минюсте РФ) / /Консультант плюс. законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс]/ АО «Консультант Плюс». – М., 2004. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122681 (дата обращения 27.10.12). 46 16

2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ № 1351 от 09.10.2007 (Зарегистрировано в Минюсте РФ) // Консультант плюс.заканодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2004). – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71673 (дата обращения 27.10.12).

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - М.:Эксмо, 2015. -160с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.:Просвещение, 2011

5.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение»., 2010. - 23с.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

7.Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2025 годы

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08. 2015 «О реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми и родителями из социально неблагополучных семей»

 

 

Приложения    

                                                                                                                          Приложение 1

Пояснительная записка

Актуальность. Последние десятилетия все более актуальными становятся проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных-психологических служб для решения своей проблемы.   Основные проблемы таких семей заключаются в неразрешенных затяжных конфликтах, в состоянии развода или утраты одного из близких членов семьи, недостаточности психолого-педагогических знаний взрослых, опасной тенденции самоустранения некоторых родителей от воспитания собственных детей и проч.

В психолого – педагогическом процессе существуют различные формы взаимодействия с семьей. Своей актуальности они не теряют и в настоящее время в рамках нового ФГОС.

 Тренинговая форма работы с членами семьи, является наиболее перспективным направлением в оказании им психологической помощи, так как тренинг позволяет участникам учиться не только у ведущего группы, но и друг у друга. В группе участники могут поделиться своим опытом и попробовать новые непривычные стили поведения, моделировать ситуации и анализировать их, посмотреть на себя глазами других и совершить личные открытия в безопасной обстановке. С помощью организации детско-родительских групповых занятий участники получают возможность развить в себе социальные навыки, прояснить новое распределение ролей в семье, приобрести коммуникативные умения для налаживания взаимоотношений между собой

 Назначение, цель, результаты программ

Программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Каждая группа состоит из 4–5 детей и их родителей (или замещающих лиц).

Программа рассчитана на проведение 7 занятий. Занятия должны проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия — 2 часа (перерыв 10 мин.).

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений, гармонизация эмоциональных связей в семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

- формирование навыков эффективного общения и взаимодействия у родителя и ребенка;

- формирование умения воспринимать и оказывать психологическую поддержку друг другу в семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- формирование навыков управления собственным эмоциональным состоянием у членов семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование навыков конструктивного взаимодействия между членами семьи, таких как:

  1. активное слушание,
  2. безоценочная обратная связь,
  3. сотрудничество, взаимопомощь;
  4. формирование эффективных способов разрешения конфликтов родителем и ребенком;

2.Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.

3.Умение родителей своевременно распознавать проблемы своих детей и решать их собственными ресурсами

Оценка результативности:

Перед началом занятий рекомендуется провести анкетирование родителей «Анкета для родителей» с целью определения меры необходимости участия в тренинге родительской компетентности.

Также каждый участник тренинга на первом и последнем занятиях заполняет «Анкету участников занятий» для выявления результативности и эффективности прохождения занятий.

Для выявления уровня формирования навыков конструктивного взаимодействия до начала и окончания занятий проводится тестирование родителя и ребенка с помощью:

- Анкета обратной связи

- Тест АСВ

Комплектация групп:

Группы составляются на основе рекомендаций педагогов, психолога, самостоятельного решения родителя.

Структура занятия:

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе

теор. практ.
1. «Как я вижу себя. Как меня видят другие. Знакомство» 2 0,5 1,5
2. «Мир вокруг меня. Кто мы друг для друга?» 2 0,5 1,5
3. «Мир без слов» Обратная связь. Невербальные средства общения» 2 0,5 1,5
4. «Разговор с миром. Обратная связь. Вербальные средства общения» 2 0,5 1,5
5. «Встреча двух миров. Бесконфликтное общение»   2 0,5 1,5
6. «Взаимодействие двух миров. Эмпатия. Оказание поддержки» 2 0,5 1,5
7. «Традиции и ценности семьи. Формирование доверительных отношений в семье»   2 0,5 1,5
  ИТОГО: 14 3,5 1

3. Содержание программы

ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности по

профилактике социального неблагополучия семьи

«Семейный очаг»

Авторы-составители: педагог-психолог Бобыкина Е.А.социальный педагогКопачинская Е.Н. ГБУ ДО ЦППС Кировского района

Актуальность программы.

Программа «Семейный очаг» является формой обучения и сопровождения родителей и или иных законных представителей детей из социально-неблагополучных семей.

Сложная социально-экономическая ситуация в России, сохраняющаяся дифференциация населения по различным социальным слоям общества, высокая безработица, увеличение числа социально - дезадаптированных семей, мигрантов и беженцев являются причинами роста социально-психологического неблагополучия населения, прежде всего несовершеннолетних. Именно эти дети составляют основной контингент, воспитывающихся в неблагополучных семьях. В неблагополучных семьях имеют место отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите прав и поддержке со стороны педагогов.

Эффективность данной программы, как средство повышения качества социального сопровождения семей и профилактики вторичного попадания неблагополучных семей в поле зрения социальных служб.

Контингент: родители и/или иные законные представители несовершеннолетних

Форма организации деятельности: групповая

Количество участников в группе: 10-15 человек.

Продолжительность программы:

Программа рассчитана на 6 месяцев обучения. Занятия проводятся 2 раз в месяц по 1 академическому часу. Всего 12 часов.

Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей и/или иных законных представителей из социально неблагополучных семей.

Задачи программы:

1. Способствовать повышению педагогической компетентности законных представителей несовершеннолетних путем расширения и углубления их психолого-педагогических, социальных и правовых знаний в области семейного воспитания;

2. Содействовать формированию и развитию у всех членов семьи социально-коммуникативных навыков;

3. Содействовать актуализации у законных представителей детей ценностных ориентаций, направленных на формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и жизнедеятельности.

4. Создать условия для оказания своевременной психолого-педагогической помощи особо нуждающимся семьям.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРОГРАММЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 года № 120- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

Программа социально-педагогической направленности по профилактике социального неблагополучия семьи « Семейный очаг » способствует:

1. Повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и образования несовершеннолетних детей;

2. Изменению отношения родителей и иных законных представителей несовершеннолетних к своему здоровью, образу жизни в целом:

- выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей социальной среды;

 - возникновение желания и умения вести здоровый образ жизни;

3. Повышению у законных представителей несовершеннолетних уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

4. Созданию законными представителями детей благоприятных условий среды способствующих сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей;

5. Повышению уровня потенциальных возможностей и ресурсов семьи противодействовать трудным жизненным ситуациям;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа социально-педагогической направленности по профилактике социального неблагополучия семьи « Семейный очаг » включает в себя 12 занятий с родителями и/ или иными законными представителями детей по проблемам социального неблагополучия и повышения педагогической компетентности. Основной формой реализуемых занятий с законными представителями является групповая работа с элементами тренинга (возможность использования групповых упражнений, видеопрезентаций, анкетирования).

№п/п Тема занятия Цель занятия План занятия Формы контроля
11. Вводное. Знакомство. «Психологические особенности развития личности несовершеннолетних» Формирование представлений у законных представителей детей о физиологической норме и причинах изменений в физическом и психоэмоциональном состоянии ребенка в период взросления 1.Приветствие участников группы, знакомство. Презентация занятия. 2.Установление, принятие правил группы. 3.Информационная часть 4.Рефлексия. Отзывы родителей и иных законных представителей детей, наблюдение.
22.     «Формирование социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков у несовершеннолетних детей из неблагополучных семей».   Формирование у законных представителей детей ценностных установок о необходимости воспитания социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков несовершеннолетних детей из неблагополучных семей 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
33. «Организованная деятельность несовершеннолетних детей из неблагополучных семей». Информирование законных представителей детей о положительном влиянии досугового времяпровождения детей и на их социализацию 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
44.   «Правовая ответственность родителей и иных законных представителей детей в вопросах воспитания несовершеннолетних детей». Повышение правовой грамотности родителей и иных законных представителей детей в воспитании, образовании и развитии несовершеннолетних. 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
55. «Как наладить взаимоотношения с трудным ребенком, формы, методы воздействия, мотивация к обучению». Формирование у законных представителей детей представлений о формах общения и методах воздействия на трудного ребенка 1.Приветствие участников группы. Презентация занятия 2.Информационная часть 3.Рефлексия.   Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
6. «Профилактика алкогольной зависимости в среде несовершеннолетних»   Профилактика алкогольной зависимости в семье и подростковой среде.   1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
7. «Профилактика табакокурения в среде несовершеннолетних»   Профилактика табакокурения в семье и подростковой среде.   1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
8. «ПАВ и современный подросток». Ознакомление законных представителей детей с понятием «ПАВ», методах выявления и профилактики употребления их подростками 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
9. «Формы проявления асоциального поведения несовершеннолетних детей и их профилактика». Ознакомление законных представителей детей с формами асоциального поведения и их профилактикой.   1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
10. «Разрешение конфликтных ситуаций в семье и в социуме». Формирование навыков бесконфликтного взаимодействия в семье и в социуме на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других. 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия.   Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
11. «Эмансипация, как форма проявления независимости подростков». Ознакомление законных представителей детей с понятием «Эмансипация», в отношении несовершеннолетних. 1. Приветствие участников группы. Презентация занятия. 2.Информационная часть 3.Рефлексия. Отзывы законных представителей детей, наблюдение.
12. Заключительное занятие. Подведение итогов программы. Анализ и оценка эффективности реализации программы. Анализ проделанной работы. Подведение итогов. Выводы и рекомендации. Анкетирование. Отзывы законных представителей детей, наблюде-ние, результаты анкетирова-ния.

Учебно-тематический план

 п/п Тема занятия Теоретическая часть (академ. час) Всего часов
11.  Вводное. Знакомство. «Психологические особенности развития личности несовершеннолетних».   1   1
  2. «Формирование социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков у несовершеннолетних детей из неблагополучных семей».   1   1
  3. «Организованная деятельность несовершеннолетних детей из неблагополучных семей».   1   1
14. «Правовая ответственность родителей и иных законных представителей детей в вопросах воспитания несовершеннолетних детей». 1 1
  5. «Как наладить взаимоотношения с трудным ребенком, формы, методы воздействия, мотивация к обучению». 1 1
6. «Профилактика алкогольной зависимости в среде несовершеннолетних»   1 1
57. «Профилактика табакокурения в среде несовершеннолетних»   1 1
8. «ПАВ и современный подросток». 1 1
9. «Формы проявления асоциального поведения несовершеннолетних детей и их профилактика». 1 1
10. «Разрешение конфликтных ситуаций в семье и в социуме». 1 1
11. «Формы проявления асоциального поведения несовершеннолетних детей и их профилактика». 1 1
12. Заключительное занятие. Подведение итогов программы. 1 1

Итого:

  12 часов

Кадровое обеспечение

Текущее управление реализацией программы осуществляется администрацией ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга.

Контроль за результативности программы осуществляет заместитель директора ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга.

Реализацию программы осуществляют: педагоги-психологи, социальный педагог ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга.

Ответственные организаторы программы:

Социальныйпедагог, владеющий знаниями, умениями и навыками работы с родителями и иными законными представителями детей из неблагополучных семей, коммуникабельный, ответственный, демократичный.

Педагог-психолог, владеющий психолого-педагогическими компетенциями в работе с родителями и иными законными представителями детей из неблагополучных семей, коммуникабельный, ответственный, уверенный в себе.

Методическое и материальное обеспечение программы:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.103 с.)