Социально неблагополучная семья: понятие, нормативно-правовые основания работы с детьми и родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально неблагополучная семья: понятие, нормативно-правовые основания работы с детьми и родителями



Семья - это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья выступает как воспитательный институт, связь с которым человек ощущается на протяжении всей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

 Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока анализу не подвергаются детско-родительские отношения, социальные и педагогические проблемы. Даже в относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса. семьях возникает множество проблем, среди которых следует отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм деятельности ребенка со взрослым или общего семейного досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы - по поводу режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам. Ученые предупреждают, что в благополучных семьях (полных, социально-экономически стабильных) появилось так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации общения с ними, отсутствие адекватного отношения к материальным ценностям, что в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению детей из семьи, и, как следствие, к беспризорности [17].

В числе причин и факторов, обуславливающих проблемы социально неблагополучных семей ученые выделяют:

- нарушение структуры и функций семьи, увеличение числа разводов и количества неполных семей,

- асоциальный образ жизни ряда семей;

- падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей,

-  нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;

- распространение насилия, жестокого обращения с детьми в семьях;

- алкогольная, наркотическая и другая зависимости взрослых [24].

 Необходимо отметить, что в нормативно-правовых документах не раскрывается понятие социально неблагополучной семьи. В документах семейной политики федерального и регионального уровней (Санкт-Петербурга) используется понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении», термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие». В психолого-педагогической литературе и в практике используется понятие «неблагополучная семья», определений которого множество.

Рассмотрим различные подходы к содержанию термина «социально неблагополучная семья», направления профилактики семейного неблагополучия, обозначенные в нормативных документах (приложение1-4).

Для реализации и активизации работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в системе образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработано письмо — рекомендации «О реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей (03.08.2015).

В рекомендациях отмечается актуальность проблемы работы с детьми из социально неблагополучных семей. Определяется понятие социально неблагополучной семьи как семьи, находящейся в социально опасном положении.

Анализ нормативно-правовых документов показывает, что понятие «социально неблагополучная семья» наиболее близко по смыслу к термину «семья, находящаяся в социально опасном положении», который используется в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон относит понятие «социально опасное положение» к несовершеннолетним и их семьям. Статья 1 определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

 Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются: неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.); отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни); вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку); отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка); семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

В документах семейной политики в качестве приоритета выделяется «обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним». Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.

В тексте З акона «О гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»(1998г.)   отражены охраняемые права ребёнка и меры по их защите, что должно стать главным ориентиром в работе специалистов с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, где часто имеет место нарушение прав ребенка. Здесь  обозначены меры, нормы, гарантии, условия, возможности, которые способствуют воспитанию и социализации детей. их подготовку к жизни в обществе.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года одной из задач определена профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности, установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы, а также порядка проведения профилактической работы с такими семьями.

Под профилактикой семейного неблагополучия (первичная, вторичная, третичная) понимается комплексная система мер, направленных на содействие поддержания оптимальных условий жизни семьи и выполнения ею своих функций, усиление способности семьи к самостоятельному решению своих проблем (первичная профилактика); предотвращение усугубления возникших проблем на основе возможно более раннего их выявления и воздействия на имеющиеся факторы риска; содействие семье в повышении уровня ее функциональности (вторичная профилактика); предотвращение негативной динамики в развитии трудной жизненной ситуации, в которой оказался ребенок и его семья; содействие в развитии адаптивных стратегий выхода из кризиса и восстановлении нормальной жизни семьи (третичная профилактика) (Концепция семейной политики в Санкт — Петербурге на 2012--2022годы)

В документах семейной политики и системы образования выделяются группы проблем, связанных с задачами первичной профилактики детской безнадзорности: улучшение социальной и семейной социализации детей и подростков, в том числе структурирование свободного времени ребенка, наполнение досуга полезной и интересной деятельностью, воспитание и обучение детей культуре здорового образа жизни, навыкам ответственного и безопасного поведения. Проблемы обусловлены трудностями повышения родительской компетентности: преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей.

Современные требования к развитию взаимодействия с детьми и родителями различных категорий и решению социально педагогических проблем изложены во ФГОС нового поколения. Положения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяют необходимость взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и обучения учащихся, в развитии комфортной внутришкольной и внутрисемейной социальной среды. В стандартах определены задачи, на решение которых направлено взаимодействие педагогов с семьями обучающихся - духовно-нравственное самоопределение учащегося, которое включает в себя присвоение ребенком ценностей: гражданских, нравственных, этических, духовных, семейных. Семья становится важнейшим партнером в приобщении ребенка к этим ценностям. Сегодня образовательное пространство школы становится площадкой для полисубъектного согласования смыслов, целей и ценностей воспитания в семье и школе, 

 Данные позиции указаны в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в ряду базовых национальных ценностей на первые позиции выходит ценность семьи и семейной жизни, а среди основных результатов воспитания отражено такое направление развития личности как семейная культура. 

Значение роли родителей в решении задач обучения и воспитания ребенка обозначено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Вопросы прав, обязанностей и ответственности родителей как субъектов образовательного процесса освещены в 4 главе Закона. Так, в статье 44 (глава 4) говорится, что «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, психического, интеллектуального развития ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании, охране здоровья ребенка».

Значимым аспектом является то, что Закон «Об образовании...» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части обучения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года большое внимание уделено поддержке семейного воспитания, которая включает повышение статуса семьи, развитие культуры семейного воспитания, повышение педагогической культуры семьи. сохранение и возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей.

Таким образом, в современном обществе социально неблагополучная семья является фактором жизненного риска ребенка. Это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, предполагается насилие или жестокое обращение, неблагоприятно влияет на формирование личности ребенка. Дети из социально неблагополучных семей отличаются неприятием общественных норм морали, снижением, а порой и отсутствием мотивации к учебной деятельности.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении». Как они соотносятся?

2. В каких документах семейной политики и системы образования отражены основания работы семьями, находящимися в социально опасном положении?

3. Приведите примеры использования данных документов в практической деятельности специалистов образовательного учреждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.011 с.)