Из социально неблагополучных семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из социально неблагополучных семей



 

 


 

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

 

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

О.А.Щекина

 

Теория и практика работы с детьми и родителями

Из социально неблагополучных семей

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

ББК 74.205

С30

 

Печатается по решению Редакционно – издательского совета

СПб АППО

 

  Щекина Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО

Рецензенты:

Коновалова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С.Пушкина

Кузина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и анрагогики СПб АППО

 

Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей: учебно-методическое пособие / СПб.: СПб АППО, 2019, - 100 с.

 

  В учебно-методическом пособии  представлены теоретические подходы, нормативно-правовые основания и особенности профилактической работы в образовательном учреждении с детьми и родителями из социально неблагополучных семей.

Пособие является составляющей УМК и двух образовательных программ: «Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС», «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей». Параграф 2.2. написан Барышниковым Е.Н., доцентом кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидатом педагогических наук.

Материалы пособия адресованы педагогам для использования в практической деятельности и слушателям курсов повышения квалификации для самостоятельной работы. Также будут полезны и интересны руководителям образовательных учреждений, научным работникам, специалистам социальной сферы, заинтересованным в решении этой проблемы в соответствии с современными требованиями. 

Содержание

Введение.................................................................................................…............6

Глава 1. Теоретические аспекты работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей...................................................................8

1.1.   Современная семья: поле социальных проблем..........................................8

1.2. Социально неблагополучная семья: понятие, сущностные характеристики, нормативно-правовые основания работы с детьми и родителями.....................18

1.3. Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема .......... 25

Глава 2. Организация работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга с детьми и родителями из социально неблагополучных семей..........................................................................................................................29

2.1. Система работы образовательного учреждения с детьми и родителями из социально неблагополучных семей …...................................................................29

2.2. Программное обеспечение работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в условиях образовательного учреждения…………..36

Заключение............................................................................................................. 75

Литература.............................................................................................................. 76

Приложения. …………………………………........................................................81

 

Введение

 

В Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года отмечается, что современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные, культурные и психологические аспекты жизни семьи. Семья – неотъемлемая часть общественной системы, связана с другими его элементами. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, семья же в свою очередь влияет на другие социальные институты, процессы и общество.

Изменения в системе образования, принятие и реализация основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,  Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяют необходимость тесного взаимодействия с семьями обучающихся, оказании помощи ребенку в процессе его социализации и решении социальных и жизненных проблем. 

В связи с проблемами, возникшими в современной семье и связанными с трансформацией общества, необходима организация системной работы с отдельными категориями учащихся и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, имеющими различные социальные проблемы. К настоящему времени сложился определенный круг социальных проблем ребенка и семьи, требующих комплексного решения.

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации (03.08.2015) «О реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей», определены меры по повышению квалификации и подготовки педагогов к работе в данном направлении деятельности через дополнительные профессиональные программы, тематические семинары, обмен опытом, профессиональные конкурсы образовательных программ по работе с детьми и родителями из социально неблагополучных семей. 

Выполняя образовательный заказ, изложенный в документах системы образования, петербургская школа выполняет и социальный заказ на решение социальных проблем детей, подростков и их родителей через реализацию комплексных целевых программ.

Следует отметить сложность практической работы с заявленной категорией детей и родителей, не разработанность термина «социально неблагополучная семья» в научно-теоретическом плане.

Учебно-методическое пособие предназначено педагогам школ для подготовки к реализации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, слушателям пкурсов повышения квалификации по образовательной программе «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей»(приложение 9), состоит из двух глав.

  В первой главе пособия проанализированы теоретические, нормативно-правовые основания работы с детьми из социально неблагополучных семей, представлены современные подходы в исследовании проблем семьи как социального института в период социально-культурной и общественной трансформации; сущностные характеристики социально неблагополучной семьи. 

Организация системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей, программное обеспечение этого направления деятельности специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга представлены во второй главе на основе материалов специалистов и методистов, участвующих в работе постоянно действующего городского семинара для педагогов по теме «Эффективные формы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей» и методического объединения педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Образовательные программы, представленные в приложении, являются победителями городского конкурса образовательных программ по работе с детьми и родителями из социально неблагополучных семей (2016-2017 г. г.).

В помощь педагогам и специалистам образовательных учреждений в п риложении содержатся извлечения из нормативно-правовых документов. 

Учебно-методическое пособие является составляющей УМК образовательных программ «Теория и практика работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей», «Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС», разработанных для различных категорий педагогов, повышающих квалификацию — заместителей руководителя по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, Автор надеется, что представленное учебно-методическое пособие будет полезным для педагогов, специалистов системы повышения квалификации, социальной сферы и окажет реальную методическую помощь в организации системы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей в современных условиях.

 Глава 1. Теоретические аспекты работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.009 с.)