Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наследие мелизматического пения
В западном богослужебном пении оно ярче всего проявилось в юбиляциях-ликованиях, у нас — в ритмической свободе распевов ("дух дышит, где хочет"). Как это начало обнаружит себя в светской музыке? Эти звуковые потоки и каскады столь же фундаментальны для нее, как и псалмодийность. Их можно обнаружить в образных контекстах, казалось бы, предельно далеких от тех истоков, где они зародились. Например, в первых частях моцартовских сонат – в музыке отчетливо персонажной, далекой от умосозерцательной духовности средневековья. Главная партия фортепианной сонаты ре-мажор (К. 576) открывается периодом, в котором сталкиваются два контрастные мотива – фанфарный мужской и напевный женственный. Тут же период повторяется, над обоими мотивами возносится юбиляционная мелодия. Насколько схематичнее и упрощеннее оказалась бы музыка без такого варьированного повтора! Горение творческого духа, которым заражает юбиляционный пассаж, создает атмосферу необычайной праздничности, охватывающей собой и основные мотивы. Ликование передается далее связующей партии, включается в первую побочную (на материале главной), – и вся экспозиция в целом как бы начинает раскачиваться между полюсами собранности и пламенеющей юбиляционности. Вдохновение юбиляционных мелизматических пассажей дышит тема Весенней скрипичной сонаты Бетховена F dur (при проведении ее в партии фортепиано). В другой моцартовской сонате D dur (К. 284), в ее побочной партии, юбиляционное начало включается внутрь характеристики персонажа. Живая, непосредственная, словно чудесной открытой улыбкой озаренная первая фраза, тут же, как веером прикрывшаяся игривой трелью, галантные, кокетливые ритмы кратких мотивов – все это богатство музыкальной "мимики" создает едва ли не самый очаровательный из женских образов Моцарта. Но в нем не было бы художественной полноты, если бы не приоткрылся в теме источник сияющей в ней доброты – пламенеющая духовная радость, символизируемая юбиляционным пассажем, перехлестывающим границы четырехтакта и преображающим его повторение. Еще один пример – проведение темы побочной партии в зеркальной репризе Первой баллады Шопена. Затаенно-восторженная в экспозиции, в разработке она трансформируется в лирический гимн. В репризном проведении открывается другая грань – внутреннее горение духа, обнаруживающееся во внезапных мелизматических квинтольных преобразованиях мотивов. Юбиляционность, как и силлабическая хоральность, способна прорастать во все жанровые и образные контексты. Юбиляционность словно бы раздвигает внутренние пространства человека, возносит его к неземной радости. Отсюда ее преображающая сила.
В миноре и в трагических контекстах мелизматика возносит человека над страданием, как то мы видели в фуге f moll Баха. Юбиляционность бывает и мягкой, ласковой, омывая душу с неизъяснимой нежностью — как в мессах Палестрины, в других случаях создает атмосферу праздничной приподнятости, театральной возбужденности (часто в увертюрах, например, к "Руслану и Людмиле" Глинки, в увертюроподобной главной партии Моцартовской сонаты D dur). Ощущение струящейся духовной радости, лежащее в основе юбиляционности, рождается из эффекта преодоления ограничений разного рода. Например, ограничений оперативной памяти, объем которой, по данным психологии, равен обычно 7 единицам. Краткие, ясно отграниченные мотивы (например, в медленной части Пятой симфонии Чайковского) легко укладываются в памяти; если же звуковая линия с трудом "квантуется" на отдельные мотивы и фразы, то впечатление струения возобладает над кристалличностью — отсюда эффект изумления ума и восхищения духа. Поэтому самое простое и типичное проявление юбиляционности заключается в затрудняющем группировку ритмически и динамически ровном движении звуков – поступенном, основанном на гаммообразности и опеваниях, как в вокально-хоровой полифонии средних веков, или фигурационном, как в инструментальной музыке Нового времени. Сходным образом – как выражение духовного ликования – воспринимаются праздничные перезвоны колоколов, игра на которых, составляющая глубочайшую традицию русской музыки, отразилась в профессиональном творчестве. В случае мелизматической юбиляционности преодолевается инерция силлабичности. Такова же природа мелизматических вкраплений в ткань шопеновской мелодики – своего рода духовной эмфазы, выделения значимости отдельного звука или краткого мотива путем его "распева", как бы росчерка души (например, в мазурке ля минор). Юбиляционность словно преодолевает речевой опыт с его дискретностью и противопоставляет ей континуальность чувства, организующего музыкальную мысль. Мелизм в мелодике Шопена синкретичнее мотива, его гораздо легче представить как распетое, единое в себе междометие, чем как последовательность слогов. Юбиляционный пассаж – раздвинутый во времени "мелизм", нерасчленно-целостный порыв, а иногда и длительное парение души. пребывание ее в состоянии, когда мир воспринимается словни сквозь призму удивления, когда разгадки еще нет, а есть восторженное предстояние перед чудом, когда теряются ясные и четкие границы мыслимого и человек всецело поглощается чувством, похожим на вдохновение.
Главное, что внесло в юбиляционность Новое время, – ее оплотнение. Она сохранила тайну духовного ликования, особой умственной возбужденности, "взмысленности". Но соединила либо с состоянием телесной, моторно-мускульной оживленности (например, в токкатах, этюдах, многих оперных увертюрах), либо с обобщенными отображениями природных стихий, а то и с более конкретными звукоизображениями. Особенно охотно юбиляционность оплотняется в звенящие мириадами колокольчиков весенние образы журчащее воды – в творчестве Шопена, Рахманинова, Дебюсси. Изобразительность при этом никоим образом не исключает ментальной возбужденности. Напротив, раскрывает ее со стороны объективного содержания семантики образов природы. Такова, к примеру, Третья прелюдия Шопена, одновременно и изобразительная, и в высшей степени одухотворенная, преображающая человека. Примером новой юбиляционности может служить и побочная партия Третьего скерцо Шопена. Здесь мы видим две ипостаси возвышенного: торжественный хорал-гимн, с его устремленными ввысь интонациями, замирающими на последнем звуке, как бы прислушиваясь и ожидая ответа, — и словно отвечающие ему чарующие небесные колокольчики, покоряющие неизъяснимой чистотой. Юбиляционность здесь значительно преображена, высочайший регистр порывает связи с далекими вокальными прообразами, но все же ощущение духовного трепета сохраняется — правда, скорее как символ и обещание блаженства, чем как реальная юбиляция-ликование. Ошеломляющие своей парадоксальностью семантические взаимодействия мы наблюдаем в последнем минорном проведении темы, когда скорбно воздетым интонациям хорала отвечают опечаленные небесные колокольчики. Юбиляционность тесно связала себя с виртуозностью, которая подчинила себе ряд жанров (например, сольный концерт, этюд и др). Столь важна эта область композиторской техники, что Чайковский при создании величайшего своего шедевра — Скрипичного концерта — специально выписывал пассажи из скрипичных концертов Вьетана и иных композитров-скрипачей. И сам создал неповторимые облики виртуозности, которые в первой части ревностно служат генеральной идее — гимну торжествующей любви (характеризуют трепет всех фибров души, экстаз и восторг), а в финале выражают бескорыстный восторг радости, экстатической танцевальности. Чем же драгоценна виртуозность, в чем ее высота и красота?
Изначально это духовное понятие. Этимологически произведено от основы vis сила, мощь, vir муж, virtus мужество, доблесть, честь. В эпоху гуманизма добродетель virtus была поставлена превыше всех других добродетелей. Далее перенесена и на ниву искусства, означая полную радости и света добрую силу, которой подвизалась душа на ниве искусства. Как доказать силу и мужество виртуозности? Компьютерное исполнение виртуозных пьес Паганини производит необыкновенно смешное, курьезное впечатление: комична легкость, в которой не чувствуется радости победы над трудностями, восторга их преодоления. Разбор юбиляционной по происхождению, но духовно извращаемой виртуозности по аналогии с анализом антипсалмодии можно было бы построить как постепенное вычеркивание главных сторон в плироме духовного ликования. При искажениях остается стержень виртуозности — ее окрыляющая сила. Уходят — свет, чистота, бескорыстная легкость, вдохновенная радость свободы, ощущение: "не нам, не нам, но имени Твоему". Вместо бескорыстности появляется самолюбование. Как радостны и полетны еще юбиляционные потоки моцартовской виртуозности! Беззлобное смиренномудрие сменит вскоре некая ярость духа. В эпоху романтизма крылья у виртуозности вырастают до беспредельности, наливаясь мощью. Но одновременно с ними прорезываются и растут рожки: принимает она в себя нотки гордыни — например, в листовском пианизме. Гетевский Фауст, вопросивший бесов, счастливы ли они, получил ответ: нет, мы могучи (какова, однако, бесовская слепота гордыни!). ХХ век остервенение виртуозности довел едва ли не до последнего предела. Символом его сделался удар и ударность. ХХ век — апофеоз ударности, понимаемой широко — от прямого ударения при игре на фортепиано до истерических взвизгов в вокальной музыке. Яснее всего это обнаружилось в исполнении аутентичных произведений самого же ХХ века. Это благодатное поле для техницизма, спортивной надежности, иногда и спортивной злости, в каком-то извращенном смысле слова спортивного совершенства — но не духовного, а плотского человека, как в цирке или на стадионах пред глазами побеждаемой спортсменом публики. Деловитость забирается и в самую композицию, в техники и технологии изготовления музыкальной продукции. Но и в исполнении музыки прошлого заостряется мрачное окрыление горделивости, часто в соединении с ощущением мускульно-цирковой и спортивной радости. Так незаметно мрачнеет и свирепеет виртуозность, кротость сменяется грубостью и жаждой насилия — дает знать о себе сила демонической духовности. Исполнение захватывает дух, а в сердце — тревога от присутствия нечистоты; в тоске оно сжимается, ибо это окрыление — инфернального происхождения, из ада: бесы жмут вовсю на педали гордыни, а человеку кажется, что он находится в состоянии божественного восторга. Такое состояние нравится слушателям, устроенным сходным образом. Ведь и на стадионах цель рок-музыканта — заставить стадион реветь от восторга. Искус силы — на православном языке есть грех любоначалия, стремления подавить свободу воли ближнего своей волей, в том числе и артистической. И тогда она, уже не своя, но потерявшая себя, одержимая чуждой силой, вовлекается в вихрь страстей. Истинная красота действует иным образом: не возносится над волей слушателя, не угашает в ней божественные стремления тепла, надежды, веры и любви, вдохновение света, а радостно возводит человека к истинной свободе. Красота распускается в нашей душе как дивный цветок сущностной свободы и увеличивает в нас тяготения к чистоте.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.008 с.) |