Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контекст 2. Псалмодическое начало в музыке любви
Дление образует скрытую силу псалмодии (чтения и пения на одной ноте) — от него-то и рождается обертон любви. Псалмодия, в правильном ощущении церковных певцов и чтецов, — бисеринки слогов, нанизанных на светлый лучик непрерывности. Бисеринки вторичны. Первичен именно лучик дления, некой подспудной ровности и "сплошности". Он лишь внешним образом разрывается артикуляцией, движениями губ и языка, но внутренне, в вокальном звукоощущении, — сохраняется неколебимо, как основа и опора. Романс Бородина "Для берегов отчизны дальней". "Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой". Отчизна дальняя — Царство небесное. Возлюбленная умерла. Любящий ее герой романса говорит с умершей. Речь пронизана скорбью. Но скорбь эта не душевная, лирическая, а подтянутая, строгая, торжественная, сосредоточенная. Это почти траурное шествие. А где же здесь любовь? Она передается как некая непрерывная влекущая сила сердца, переносимая скрытым лучом в сокровенности псалмодии. Скрытый в псалмодии тянущийся звук — символ веры, которая являет собой связь души с Богом. Дление раскрывает душу, выводит ее из бесплодной сухой самозамкнутости в простор любви. В гениальном Аллегретто 7 симфонии Бетховена эта связь раскрывается зримо и наглядно в динамике развития. Вначале перед нами явная псалмодия в характере траурного шествия. Пример Но что делает Бетховен в следующей затем вариации? Псалмодию среднего голоса — превращает в дление. Интонация здесь — та же самая, что в романсе Бородина: основанная на опевании терции. В последующих вариациях Бетховен использует тройной контрапункт. Он переставляет голоса. В третьей вариации, перед наступлением мажорной середины, дивная мелодия, родившаяся из псалмодии, звучит в верхнем голосе в первой и второй октавах у скрипок — необыкновенно тепло и светло — настолько светло, что дальше музыка не может уже оставаться в минорной тональности и вспыхивает спокойным мирным светом мажора. Выделение дления из псалмодии рождает яркий смысловой эффект: внутри молитвенной сосредоточенности духа расцветает любовь, песнь сердца. Откуда взял Бетховен эту логику? Как и всегда в высокой музыке — с Неба. Здесь — отражение духовной действительности: осветление и утепление молитвы милостью Божией.
Взглянем на дивную музыку Лунной сонаты Бетховена. В XIX веке ее воспринимали как церковную музыку, отмечая, что на нее легко ложатся слова церковных песнопений. Начинается она с фигурированного хорала (в фигурации просвечивают длящиеся аккорды). Дления, долгие тянущиеся звуки являют собой одно из церковных жанровых начал. В басу проходит типичная тема бассо-остинатных форм, которые часто использовались в музыке скорби, в арии ламенто. От арии ламенто идет и характерная гармония скорби — неаполитанский секстаккорд. И вот вступает мелодия, начинающаяся с псалмодии в ритме траурного марша. Как исполнить этот дивный начальный звук? В.К.Мержанов играет его скорбно. Нейгауз — тоже как траурный марш, но более нервно и героично. Артур Рубинштейн играет мягче и лиричнее. Есть возможность продолжить эту лирику ввысь. Зилоти рассказывал Листу, как весь зал замер от ощущения чуда, когда Антон Рубинштейн сыграл этот звук gis в начале мелодии. Можно рассуждать так: если это музыка церковная, то она не может существовать без чуда просветления печали. Как это осуществить? — Можно звук gis сыграть не как голос плачущей души, но как голос с Неба, голос дивного сочувствия и утешения. А для того — освободить звук от ощущения вокальной напряженности интонирования. Тогда мы больше приблизим музыку к ее церковным корням. Посмотрим, как псалмодия прозвучит в небесной тесситуре в условиях лирического контекста. Этюд Шопена As dur. На первом плане здесь журчащие фигурации. Смысл романтических фигураций — любовь, разлитая в мире. Но мы сделали бы большую ошибку, если б не увидели скрытой в фигурациях псалмодии. Однажды английская дама сделала комплимент Шопену: красивая музыка — как вода, как ручеек. А Шопен был оскорблен. Почему? Неужели ласковый ручеек любви — это плохо? Плохо потому, что недостаточно для серьезной классической музыки. Вспомним: что есть основная тема (сверхтема) классической музыки? — Это преображенный (осветленный) человек, причастный вечности. Чем нежная музыка Шопена отличается от легкой музыки? Духовной собранностью, молитвенной сосредоточенностью. У обычного человека сила и нежность — состояния, не сочетаемые в одновременности. Сила ожесточена, нежность расслаблена. У возвышенного интонационного субъекта музыки не так: все, разъятое на части грехом, воссоединяется. Откуда это чудо? От образа Христа, в Котором нежность к людям неотрывно от божественного достоинства и мужественной силы красоты.
В данном случае сочетание несочетаемого выражено фигурированной псалмодией. От фигураций — нежность. От псалмодии — возвышенность, молитвенная созерцательность и внутренняя духовная крепость. Если не услышать псалмодию, этюд будет звучать расслабленно, не духовно, а душевно, как водичка эмоций, оскорблявшая слух Шопена. Ноктюрн Листа "Грезы любви". Здесь тоже сочетание псалмодии и фигурации. Но псалмодия выражена явно, в начале дивной мелодии. В чем гениальность музыки? Какая полнота и сосредоточенность чувства! Впевание, вживание в сердечную красоту звучания проливается за пределы синтаксиса и реализуется на просторах всей композиции пьесы. Откуда же эта духовно-восторгающая сила? От псалмодии! Она сделала произведение Листа шедевром именно могучего духовного чувства, а не вялой душевности. Ревностное, энтузиастическое начало заставляет забыть о сентиментальном названии пьесы. Какие ж это "грезы любви"?! Романтический словесный штамп бледнеет и тает в лучах солнца правды. Пред нами — гимн подлинной, мужественно дарящей себя любви, а вовсе не хищному наслажденчеству. Дарящую небесную любовь принес на землю Христос, Своей любовью взявший на Себя заслуженные нами муки наказания, а нам сообщивший силу нового, неслыханного бытия с Богом: умирая для греха мы совоскресаем для любви. "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:12-13). Нигде в книгах Нового Завета не сопряжена любовь с мечтательной усладой сердца. Сопряжена же — с "трудом любви" (1 Фес.1:3; Ев. 6:10) и подвигом (Ин. 15: 12-13). Псалмодия явственным образом вводит в мелодию любви это ревностное и возвышенное начало. Показательно соотношение сил в фактуре: мелодия не плывет на гребне фигураций — символа льющегося из сердца обилия ласкового чувства, но сама, своей мужественностью, держит на себе нежность фигураций. Когда же в последующем развитии воспарит над ними, то не станет купаться в них с безвольным услаждением, а и их — своим молитвенным трудом, подвигом, ревностной и усердной силой — увлечет в небеса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.) |