Утверждение ценности личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждение ценности личности



Заповедь любви, как сказано, есть норма персоналистская. Мы исходим в ней из бытия личности, чтобы затем признать ее особую ценность. Мир сущего есть мир объектов; мы различаем среди них личности и вещи. Личность отличается от вещи структурой и совершенством. К структуре личности принадлежит ее «нутро», в котором мы находим элементы духовной жизни, и это заставляет нас признать духовную природу человеческой души. Личность, стало быть, обладает свойственным ей духовным совершенством. Это совершенство определяет ее ценность. Непозволительно трактовать личность наравне с вещью (или хотя бы наравне с особью животного), коль скоро она обладает духовным совершенством, коль скоро в какой-то степени является духом, а не только плотью, хотя бы и чудесно одушевленной. Между психикой животного и духовностью человека - огромное расстояние, непреодолимая пропасть.

Ценность самой личности следует четко отличать от разнообразных, существующих в ней ценностей36. Это ценности врожденные, либо приобретенные, и связаны они со всей сложной структурой человеческого бытия. Ценности эти, как свидетельствует психологический анализ, дают о себе знать в любви между женщиной и мужчиной. Любовь женщины и мужчины имеет основанием впечатление, которому сопутствует волнение, а его объектом всегда является ценность. В данном случае имеется ввиду ценность сексуальная, поскольку любовь женщины и мужчины возникает на почве сексуального импульса. Сексуальная ценность связана как с «человеком другого пола в целом», так и в значительной степени обращена к его «телу», как к «возможному объекту использования». Ценность личности отличается от сексуальной ценности независимо от того, обращена ли эта последняя к чувственности или к эмоциональности человека. Ценность личности связана со всем ее бытием, а не с полом, пол - это всего лишь особенность бытия.

Благодаря этому, каждая личность другого пола обладает прежде всего ценностью как личность, а уж потом некой сексуальной ценностью. В психологическом ракурсе любовь женщины и мужчины означает переживание, сосредоточенное вокруг реакции на сексуальную ценность. Через призму этого переживания личность вырисовывается прежде всего, как «человек другого пола», даже в том случае, если не выделять особо ту реакцию, какая имеет предметом «тело», как возможный объект использования. Вместе с тем, разум знает, что «человек другого пола» является личностью. Это знание умственного, понятийного характера - личность, так таковая не является содержанием впечатления, как не является содержанием впечатления бытие как таковое. А поскольку «личность» не есть содержание впечатления, а только объект понятийного знания, и реакция на ценность личности не может быть столь же непосредственной, как реакция на сексуальную ценность, связанная с «телом» конкретной личности, либо шире - с тем целостным явлением, каким является «человек другого пола» (женщина либо мужчина). Иначе действует на эмоциональную сферу человека то, что заключено во впечатлении, иначе то, что косвенно открывает в нем ум. Тем не менее та истина, что «человек другого пола» есть личность, нечто отличное от вещи, присутствует и в сознании, а оно как раз и вызывает потребность интеграции сексуальной любви, стремится к тому, чтобы вся чувственно-эмоциональная реакция на «человека другого пола», была как бы поднята до уровня той истины, что этот человек есть личность.

Итак, в каждой ситуации, в какой мы переживаем сексуальную ценность личности, любовь стремится к интеграции, или к включению этой ценности в ценность личности, более того: к подчинению ее ценности личности. И в этом как раз выражается основное этическое свойство любви: она является утверждением личности, и без этого она не любовь. Когда любовь насыщена надлежащим отношением к ценности личности - такое отношение мы назвали здесь утверждением - она являет себя во всей полноте как любовь интегрированная. Когда же «любовь» не проникнута такого рода утверждением ценности личности, тогда это дезинтегрированная любовь, да собственно и не любовь вовсе, хотя соответствующие реакции, или переживания могут иметь как нельзя более «любовный» (эротический) характер.

Это в значительной степени относится к любви между женщиной и мужчиной. Любовь в полном значении этого слова есть добродетель, а не только чувство, ни тем более возбуждение чувственности. Добродетель эта создается волей и располагает ресурсами ее духовной потенциальности. Иначе говоря, представляет собой подлинное вовлечение свободы личности - субъекта, проистекающее из истины о личности - объекте. Любовь, как добродетель, живет в воле настроенностью на ценность личности, ведь эта ценность и является источником утверждения личности, которое пронизывает все реакции, переживания и все поведение в целом.

Любовь, являющаяся добродетелью, обращается к эмоциональной любви, а также к той, какая содержится в чувственном вожделении. Ибо этический порядок отнюдь не предполагает затушевывание или игнорирование сексуальной ценности, на которую реагируют чувства и эмоции. Речь идет исключительно о том, чтобы ценность эту связать с ценностью личности, поскольку любовь обращается не только к «телу», и даже не только к «человеку другого пола», а именно к личности. Более того - лишь благодаря обращению к личности, любовь есть любовь. И не является таковой, если обращена исключительно к «телу» личности, поскольку в этом случае явно выходит на первый план желание использования, которое в принципе противопоказано любви. Нельзя назвать любовью и эмоциональное обращение к человеку другого пола. Известно ведь, что такое чувство - опирающееся в основном на впечатление и ощущение «женственности» или «мужественности» - может со временем как бы исчерпаться, уйти из эмоционального сознания как мужчины, так и женщины, если оно теснейшим образом не связано с утверждением личности, той самой, кому мужчина обязан переживанием «женственности», или той, кому женщина обязана переживанием «мужественности»37.

Сексуальная эмоциональность возбуждается постоянно от множества переживаний такого рода, от влечений, доставляемых множеством личностей. Подобным же образом чувственность возбуждается от множества «тел», присутствие которых будит ощущение «объекта возможного использования». Именно поэтому любовь не может опираться только на чувственность, или даже только на эмоциональность. Потому что и та, и другая каким-то образом расходятся с личностью, не допускают или не приводят к ее утверждению. Так происходит, несмотря на то, что эмоциональная любовь, казалось бы, приближает к человеку и приближает человека. И все же, приближая «человека», она может легко разминуться с «личностью». При случае мы еще вернемся к этому в настоящем разделе и в разделе III. Ибо наблюдение над жизнью наводит на мысль, что эмоциональная любовь порой вспыхивает - особенно у людей с определенным складом психики, - как бы от самого явления «человек», если оно насыщено соответствующим зарядом «женственности» или «мужественности», но сама по себе эта любовь не обладает той зрелой внутренней прочностью, какой требует полная истина о личности, являющейся истинным объектом любви.

Утверждение ценности личности, в котором находит отражение полная истина об объекте любви, вынуждено завоевывать себе позицию среди тех эротических переживаний, ближайшим субъектом которых является либо чувственность, либо эмоциональность человека. Утверждение ценности личности в основном идет в двух направлениях, определяя тем самым в общих чертах главные области сексуальной нравственности. С одной стороны, оно направлено на некоторое обуздание тех переживаний, непосредственным источником которых является чувственность и эмоциональность человека. Эта проблема будет подробно рассмотрена в III разделе: «Личность и целомудрие». Другое направление, в каком утверждается ценность личности - это выбор основного жизненного призвания. Потому что жизненное призвание личности связано обычно с участием другой личности в ее жизни. Ясно, что когда мужчина Y выбирает женщину X спутницей своей жизни, он, тем самым, определяет личность, которая будет принимать наибольшее участие в его жизни, и обозначает направление своего жизненного призвания. Направление это тесным образом связано с личностью и не может быть определено без утверждения ее ценности. Это тоже будет подробнее рассмотрено в разделе IV, особенно во второй его части.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.221 (0.006 с.)