Особенности богословского языка и учения «Ареопагитского корпуса». Виды богословия в «Ареопагитиках» и их значение в богопознании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности богословского языка и учения «Ареопагитского корпуса». Виды богословия в «Ареопагитиках» и их значение в богопознании.



Прежде всего содержание новых слов и нек-рой громоздкости стиля, не исключающей, изящества отдельных пассажей. В них встречается много сложных слов, и необычных словосочетаний, напр. ἡ θεῖα μακαριότης (Божественное блаженство - III 2:3 (P. 19)). В языке Дионисия можно выделить слова: 1) придуманные им, одни из к-рых прочно вошли в церковный обиход, напр. ἱεραρχία - священноначалие (в разных грамматических формах встречается в «А.» ок. 100 раз), а др. остались характерными только для «А.» (υἱαρχία - дословно сыноначалие, σοφοποίησις - мудротворение); 2) входящие в понятийный аппарат неоплатонической философии, с к-рым автор «А.» был прекрасно знаком; при этом одни из них изменили свое значение, как, напр., ἐκφαντορία у Прокла употреблялось в значении «откровение высшего низшему», в «А.» стало означать «откровение Бога» (Шичалин. С. 70-72), или θεουργία - частый термин у Ямвлиха, к-рый стал относиться не к языческим таинствам, а к деятельности Иисуса Христа (Louth. 1986. P. 434); др. не изменили значения или изменили в меньшей степени (напр., μονή, πρόοδος, ἐπιστροφή). Очевидно, что Дионисий, самостоятельный мыслитель и богослов, представляя главные тенденции христ. богословия, свободен как в изобретении нового термина, так и в использовании неоплатонической терминологии.

 

В Ареопагитском корпусе были использованы философские категории в целях раскрытия неисчерпаемой глубины христианского откровения о сверхъестественном бытии нетварной Божественной Личности. Представляя высокообразованному античному обществу «всеобщую и все превосходящую Первопричину» мира как «пресущественную, пребожественную и преблагую Троицу», было убедительно показано превосходство христианства над всей античной мудростью, обезличивавшей онтологическое первоначало, усматривавшей его в ряду изменчивых природных стихий и элементов. В «Ареопагитиках» образованный человек античности открывал доселе неизвестный ему мистический опыт, призывающий его «к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания». При этом новый мистический опыт излагался языком философии. Таким образом, изучающий «Ареопагитики» язычник не должен был рвать с философской мыслью, но усваивал христианское откровение на сложном и возвышенном языке философских категорий.

Ареопагитический синтез обогатил православное богословие новыми понятиями.

Прежде всего в «Ареопагитиках» впервые применяются понятия «апофатического» и «катафатического» богословия, хотя сам отрицательный и положительный богословский методы были известны христианству и раньше. Обретая свое смысловое завершение и классическую форму в «Ареопагитиках», апофатическое богословие подчеркивает безымянность Божественной сущности, ее невыразимость посредством умозрительных имен и определений. Утверждение превосходства Божественной сущности над сотворенным миром в «Ареопагитиках» означает утверждение «пресущественности» жизни Бога. Учение о Божественном бытии как бытии, которое выше всякого бытия выражается в понятии Божественного «сверхбытия». Непознаваемость Бога выявляется через понятие «Божественного мрака», восходящее к словам псалмопевца: «Мрак сделал покровом Своим» (Пс. 17:12).

 

Апофатическое богословие «Ареопагитик» служит аскетическим и мистическим целям. Она раскрывает человеку несоизмеримость нетварного Божества с тварным миром, ставит его перед необходимостью преодоления увлечения всем временным и чувственным ради познания «Причины всего чувственного» в личном бытии предвечного Бога. Предохраняя человека от односторонних интеллектуальных спекуляций о «Причине всего умопостигаемого», апофатическое богословие выводит человека на путь непосредственного мистического соединения с Богом, ведет его к обожению.

Катафатическое богословие «Ареопагитик» раскрывается в учении о Божественных именах. Если Божество непостижимо и безымянно в своей сокровенной сущности, то в своих проявлениях и действиях оно становится доступным тварному бытию. Такие проявления отражают Божественные имена, обнаруживающие многообразные отношения Бога и мира. В катафатическом богословии «Ареопагитик» «неприступный свет» сменяет Божественный мрак. Бог именуется как «Свет», «Добро», «Красота», «Любовь», «Сущий», «Само-по-себе-бытие», «Сама-по-себе-жизнь»… Следуя «Ареопагитикам», наивысочайшее имя Божества есть Святая Троица.

Частью катафатического богословия в «Ареопагитиках» выступает учение о созвучии и гармонии мироздания. Согласно «Ареопагитикам», устройство мира иерархично, поскольку воссоздает Божественную гармонию, отражает невыразимый словами покой Божественной жизни.

 

Виды богословия в «Ареопагитиках» и их значение в богопознании.

Катаф. б. в ареопагитик. Строится практически искл. на данных в божественном откровении св. писания. «Не подобает думать и говорить о Божественной сверх-существенности по мимо того, что либо дарованного нам священными реченьми». Автор ареопагитики, явно находился под влиянием неоплатонической мысли, но он её трансформировал в мысль христианскую.

Дионисий рассматривает божественные имена, данные в священном писании, и толкует их.

1.    Бог – «причина бытия всего сущего». Бог является причиной всего того, что живет, живет разумно, сознательной жизнью. И по этому именуется «СУЩИЙ» – «Го Он», «Аз есмь Сущий» - Господь сказал Моисею.

2.    Бог – «ЖИЗНЬ ЖИВУЩИХ». Жизнью всего того, что живет.

3.    Бог – Мудрость, Истиной, Словом и Умом всех тех, кто обладает жизнью разумной.

4.    Бог как бесконечно промышляющий обо всем конечном и тварном, именуется – «ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ» - «пантократор».

5.    Существующий и как вечность и как время – ибо время своим источником имеет Бога – поэтому наз. как «ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ» - «палайос тон и мерон».

6.    Как причина гармонии всего, что существует в этом мире Бог наз. и как «МИР» - всмысле покоя «Иирэна» или «Ирини»(нов.греч.).

7.    Как источник святости и чистоты, освящающий разумные существа, Бог проявляет себя как «СВЯТОЙ СВЯТЫХ» - «Агиос аион».

8.    Как начало и причина всякого порядка Бог именуется – «ЦАРЬ ЦАРСТВУЮЩИХ».

9.    Как обладающим всем, всей властью – «ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ» - «Кириос тон кирион».

10.  Как промышляющий обо всем, все содержащий, всё объемлющий наз. «БОГОМ БОГОВ» - «Теос тон теон».

11.  Заканчивает констатацией свойства – «невозможно сказать о Боге более большее, более достойнее, чем как «СОВЕРШЕННЫМ» - «Телеос».

12.  Существующий в нераздельном единстве, поэтому Он именуется - «ЕДИННЫМ».

13.  Кроме того, Он еще и «САМОСОВЕРШЕНЕН» – «автотелес». И «СВЕРХСОВЕРШЕНЕН» -«хюпертелес». – Эти необычные термины - именования Дионисий берет либо из неоплатонической мысли либо составляет сам.

Почему Бог «самосовершенен»? Все тварное совершено лишь по своей причастности к Богу, не совершенно не само по себе а в Боге, Бог дарует это совершенство твари. Бог как бы является Сам для Себя источником совершенства. Тоже относится и к прочим свойствам….и к премудрости и к бытию.. Все мы, и люди и ангелы не имеем в себе вот этого источника бытия, разума и премудрости, лишь получаем его у Бога. Самоисточный смысл, в исключительной мере. И Дионисий далее проявляет мысль, что и в этом есть некий апофатизм. Называя Бога совершенным, премудрым и т.д. мы все равно этим не выражаем божественных свойств. Тут чувствуется недостаток кат.б. тут следует переход

к апофат.б. Тут Дионисий готов поставить ко всем именам приставку «не»а вернее потом и «хюпе» - «сверх»…т.е. «Бог не есть жизнь, потому что он есть сверхжизнь!». Как «красивые символы» в церковном искусстве, когда Бог наз. Светом, огнем, солнцем и пр. Но Д. гов. Если мысль о Боге на этом остановится, на красивых символах, то мы рискуем стать идолопоклонниками…поэтому тут требуется отрицание с приставкой «сверх». Дионисий, чтоб избежать языческой чувственности, призывает употреблять даже к Богу невзрачные изображения, ну таких как «камень», или даже «червь» «аз есмь червь, а не человек» (христологический, кенотический смысл у пророка Давида). У Дионисия такие изображения «неподобные» и этом заключается особый смысл этих изображений. Когда мы видим эти «неподобные» изображения, то наша мысль на них не задерживается, в отличие от красивых привлекательных изображений. И мы переходим к божественному созерцанию.

Вот так выстраивается диалектика у Дионисия, от отрицания до приставки «гхюпер» и диалектика образная.

У Дионисия также встречается и определения троического богословия. Бог именуется одновременно и как единица «монас» и как троица «триас». Но тут же подчеркивает, что эти имена тоже необходимо превзойти. Т.к. всяк понимание и троицы и единицы присуще нам как тварным сущ. ограниченно. Поэтому Дионисий говорит что Бог троица и единица, совсем не в нашем челов. Понимании, Он превосходит. Он более единичен и более троичен, чем мы можем представить, т.е. в особом не доступном для нас смысле.

Бога Дионисий называет ТЕАРХИЯ, т.е. богоначалие. В отличии от иерархии и проч архий. Весь мир устроен ступенчато иерархически. Разделяет и единую сущность и ипостась. Что говорит нам о том, что корпус ареопагитикум не был написан в апостольское время, т.к. тогда мысль так четко не была сформулирована (четко, как по правилам первого и второго вселенских соборов).

Божественные именования относятся к Единой Божественной сущности. Но есть и имена, относящиеся к ипостасям Св. Троицы. К Отцу принадлежит имя «монархия» или источник Божества. А Бог-Сын и Бог-Дух Святый являются богонасажденными побегами, отросльями Бога-Отца. В Боге присутствует и разделение «диакрисиис» и единение «хеносиис». Присутствует диалектика соединения и разделения. Божественная сущность едина – момент единения, но три Ипостаси – разделение. И сущность одна – едина, но она разделяется на множества энергий Божественных, проявлений. Но действие у них единящее. Там где действует Бог он все соединяет, а всякий грех разделяет – разлад. Дионисий приводит пример: три светильника находящиеся в одной комнате, светильники – предметы разные, но свет, которые они источают, он становится единым.

Христология. У Дионисия не очень так развита. Христос для Дионисия является возглавителем церковной иерархии – Он и создает церковную иерархию и возглавляет её. В тоже время, пребывая Богом-Словом, Он возглавляет и иерархию небесную. Возглавляет две тварных иерархий (небесную и земную). Главной функцией церковной иерархии является таинственные действия – церковные таинства. И здесь Дионисий так творчески переработал наследие неоплатонической мысли.

Ещё у неоплатоников встречается пара таких категорий как ТЕОЛОГИЯ и ТЕОРГИЯ. Теология – это разговор о Боге, Богословие. А теоргия – это Богодействие. И Дионисий употребляет и тот, и другой термин в своем произведении, но их смысл и содержание претерпевает тут некоторое изменение. Если у неоплатоников теоргия имеет значение «генетивус объективус» - т.е. «действие с кем» с богами, т.е. действие от человека к богам (жертвоприношения и пр.) то у Дионисия тут все наоборот, тут «генетивус субективус», т.е. действие самого Бога к людям. Здесь Бог сам действует, и теогрия тут действие самого Бога. Под теоргией Дионисий подразумевает боговоплощение. Он связывает два термина теоргия и теология, называя теогрию как завершение теологии. Вначале теология, и её завершает теоргия. Под теологией Дионисий подразумевает Ветхий Завет и Новый Завет. Теология ветхозаветных авторов заключается в их пророчествах о Христе. И вот явился Сам Христос и совершил богодействие в воплощении и спасении человеческого рода. А церковный таинства у Дионисия так и называются – «церковные священодействия» - «хиерургия» - священнодействия. Церковная иерархия в три ступени осуществляет действия. На первом уровне – катарсис- очищение, вторая – просвещение – «фотисмос», т.е. не в смысле просвещения 18 века, а просвещение светом христовым, ну и третье – высшее..- это единение«веносис». или усовершенствование «телеосис» - по пути к обожению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.013 с.)