Св. Император Юстиниан как церковный деятель и богослов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Св. Император Юстиниан как церковный деятель и богослов.



Св. имп. Юстиниан Великий. Жизнь, личность, деятельность, произведения, богословие. 483-565

колоссальная фигура по своему значению. В области права и в военном деле, гос.строителсьвте, нравственной жизни империи, соц. деятельности.

Верхняя Македония – Флавий Петр Савватий Юстиниан

промонофизитские взгляды Юстиниана, привез в Рим своего племянника Юстиниана, получившего блестящее образование.

после смерти имп. Анастасия в 518 – Юстин император, 520 – Юстиниан – консул, далее –

527 - Юстиниан – самовластный император почти на протяжении 40 лет, ему оч. многое удалось за это время – территориально

526-540 гг. женат на императрице Феодоре. Прославлена в лике Святых. Юстиниан – яркая личность – колоссальная трудоспособность. Аскет – спал несколько часов и непрестанно работал. Император, кот. никогда не спит. Постоянное обсуждение и написание. Изначальная вероучительная ориентация Юстиниана - Сторонник халкидонского собора. Когда дядя Юстина вступил на престол – люди кичали, что нужно восстановить общение с Рима после к, призывали отлучить имп. Севира. Другие люди будут требовать разорвать орос халкидонского собора. И в Юстине и в Юстиниане – защитники ороса Халкидонского собора. Нельзя не коснуться отношения к православию и его отношения к инакомыслящим – жесткое отношение к еретикам – мы ненавилим ереси, занимался религиозными преследованиями. Не все верующие иным образом подпадали под те или иные санкции. Все те, кто не верил по-православному – записывались в еретики как христиане православных исповеданий. Язычники, самаряне, манихеи. Юстиниан: защищаем мир. Задача имп. власти – защита и покровительство христианской веры и церкви Правоверно преследование еретиков. принуждение к оставлению еретического безумия – отныне мы не будем терпеть эти преступления. Дома, где они проводятся – ко св. Церкви. Язычникам запрещено преподавать, закрыты языческие школы (школа Платона), активная миссионерская деятельность в Малой Азии, Верхнем Египте. Жизнь иудеев и их культ охранялись государством, речь не шла о насильственном крещении (как при ип. Ираклии и др.) Иудеям было выделено опред права, но они были ограничены в правах – преследовались самаряне. Заступничество православных архиереев. Были еретики, кот. жестко преследовались – манихеи. Кто не отрицал – казнили.

Церковная политика: порядок между патриархатами. Возникают и возникали новые патриархаты – по праву чести. Константинопольий патриарх – председательствует над всеми священниками, но он второй после римского папы.

Давление Юстиниана на папу Вигилия на 5 ВС – был объявлен по инициативе имп. Юстиниана еретиком.

принято считать правление Юстиниана образцом цезарепапизма – имп. Юстиниан брал много прав и полномочий для прав и свобод Церкви посредством декретов. Не всегда декреты были принимаемы. Собрание ВС – постоянные отчеты о заседаниях соборов. За это его называли цезаре-папистом. Светский правитель, кот. берет на себя позицию Ц и сокрализирует свою власть.

Много сделал для Церкви – при нем был возведен храм Св. Софии, после землетрясения восстановил обвалившийся купол. Открыты многие монастыри, монастырь на Синае – Св. Екатерины окружен стенами. Вокруг келии и скиты. Крепостная стена вокруг монастыря. В частности египетский монастырь. Юстиниан много делал для улучшения и упорядочения монашеской жизни – высокий идеал просвещения, святости, общежительный устав, призыв к труду без праздности. Монахи молятся об императоре, благосостоянии государства и победой над варварами. Благотворительность, строительство приютов для сирот и больниц.

 

Богословие имп. Юстиниана:

отзыв Прокопия Кессарийского: тайная история Юстиниана – гипертрофированная история. Прокопий – преклонение перед императором. Юстиниан сидит без стражи до поздней нощи, окруженный священниками.

Решение богословских проблем. Стремление вникнуть в богословские вопросы и предложить решение богословских вопросов. Исповедание о правой вере.

автор целого ряда богословских произведений: трактат против Оригена в 543 г. – адресат свт. Мень – 15 анафематизму, послание к 5 ВС об Оригене и последователях, 2 декрета против «3 глав» 545 и 551-3 гг. Письмо к Собору о Феодоре Мопсуэстийском, полемический трактат против некоего произведения о защите 3 глав (Факунд Гермианский – против осуждения людей, умерших

Трактат против египетских монахов –монофизитов (11 анафематизмов), письма, декреты

гимн Единородный Сыне и Слове Божий - краткое изложение христологического учения. Единство Лица – Христос есть Сын Божий, к нему относится все то, что претерпел Господь.

 

Обзор боголовской деятельности:

1. дело о скифских монахах. 518 – в Конст. монахи (ок. 12) во главе с Иоанном Максенции стояли у истоков неохалкидонитов – император воспринял их идеи и утвердил в Церкви. Один от Святой Троицы пострадал во плоти (распят). В данном случае эти монахи опирались на 12 анафематизмов свт. Кирилла Александрийского – кто не исповедует, что ИХ пострадал и распят во плоти, да будет анафема.

Сострадательное относится к сыну человеческому, но не к Сыну Божьему. Скифские монахи сопоставили выражение – одна воплощенная природа Бога-Слова, призывали толковать в православном ключе как взаимообмен свойств во Христе. Страдало не божество, а человеческая природа, кот. соединилась с божественной природой Христа. Фактор единства – недостаточно выражен. Результат – эдикт 527 года, кот. содержит эту формулу – один во Св. Троице восставал во плоти – теопасхизм – Богострадание – ипостасное страдание – Сын Божий пострадал не Своей божественной природой, а человеческой природой.

Монофизиты – ИХ пострадал одной совей природой – т.е. и божественной природой. Страдательное божество для искпуления мира. опровержение одного из божественной природы – не страдать. Свойство твари. Юстиниан – когда предложили эту формулировку – колебался, сделал запрос в Рим и папа в 520 прислал ответ – Христос – одно Лицо от Святой Троицы.

532 г – восстание Ника в Константинополе – Юстиниан собрал собеседование между православными и монофизитами во главе Севира – стало понятно, что многие не поддерживают Халкидонский собор – попытка преодоления, сближения богословсктх позиций. Глава православной стороны – Ипатий Эфесский – вынудил осудить монофизитов осудить Евтихия, Диаскора Моп.. на второй день все переросло в публичные дебаты. Почему собор не принял вероопределение? Церковный раскол Феодорита Кирского.

Критика послужила руководством к действию – император решил осудить 3 главы. Позиция была смягчена во многом из-за противодействия – осуждения лично Феодора Мопсуэстийского, осуждены произведения, в кот. критиковался Кирилл Александрийский – произведение блж. Феодорита Кирского и письмо Ивы Эдесского к Марьину Пирсу. Стороны разошлись ни с чем и в марте 533 года – Юстиниан выступил с формулой один во Св. Троице распят. Эта формулировка имп. Юстиниана – 2 рода проявления Христа – о высших и уничижительное. Страдание и тление ИХ – усталость, голод, жажда, страдаияи и их боязнь – и те и другие проявления должны приписываться одному из Св. Троицы – на основе ипостасного единства Христа. Т.к. несториане отрицали это единство – он становится 4 лицом Св. Троицы – нелепо

533 г – разрушение Константинополя посредством землетрясения. Молитвенное обращение ко Христу – возьми и сожги орос Халкидонского собора. Была пропаганда монофизитов, убедили многих жителей Константинополя, что землетрясение – из-за принятия ороса 4 ВС

В том же году – опубликование Единородный Сыне – яковиты тоже используют его

Дело Анфима – епископа Трапезундского – в 533 стал Константинопольским архиепископопм – монофизит, тайно общался с Севиром и

римский папа приехал рассказал Юстиниану в 536, Юстиниан снял Анфима, постав

Юстиниан осудил Севира и его сторонников – монофизитов.

Важна – полемика Юстиниана против антиохиского богословия.

После подписания формулы – написание произведений Кирилл против Феодора Мопсуэстийского и Диадора Тарсийского. В эпоху Восточных патриархов всегда

Правосланые чисты – Юстиниан задумывает осуждение 3 глав – православные виновны как раз в этом. Если православне осудят трех глав…Вопреки ожиданиям Юстиниана – осуждение 3 глав - Церковь активно сопротивлялась замыслу императору, особенно римский папа Вигилий и Факунд, еп. Нермианский из Сев. Африки. Противникам не нравилось – все обязаны подчиняться церковному собору, а патриарх и императоры – не имеют права навязывать Церкви свои декреты – может показывать как он верит, но его постановления не носят силу обязательного исполенеия. 3 главы декретом – без участия папы Вигилия собирает собор 5 ВС – Юстиниана там не было, но на нем осуждены 3 главы, Феодор Мопсуэстийский, Феодорит Кирский, Ива Эдесский. кроме того – осужден римский папа Вигилий, для давления на него.

Приписываемый Юстиниану афтаротодокетизм – в 564 Юстиниан издал эдикт - тело Гоподне не было подвержено тлению, и до и после Воскресения.

Афтартодокетизм – мнение (мнение о нетлении). Суть – в желании приукрасить свойства человеческой алоти ИХ – после воскресения тело Христово стало нетленно – усталость, желание есть и пить, после Воскресния – не нуждался в пищи, но ел и пил, чтобы не допустить поползновение, что плоть и кровь Христова – не истинная плоть. В своей земной жизни и до страадания и до воскресения – не страдал, но это было особое действие божественной благодати..тонкое различение.

Что произошло с Юстинианом Великим? помутнение? Евагрий быть может передает некий слух против Юстиниана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.007 с.)