Этап 3. Усвоение благодати, доброделание и благодатное единение с богом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 3. Усвоение благодати, доброделание и благодатное единение с богом



              Третий этап совершенствования характеризуется преподобным Иоанном Лествичником как этап постоянного, неуклонного доброделания и благодатного единения с Богом, как путь «обогащения души добродетелями».

              Необходимыми условиями к достижению такого состояния преподобный Лествичник считает усвоение добродетелей кротости, незлобия, смиренномудрия, молитвенности и других. Свое внимание он особенно останавливает на смиренномудрии и молитве. Смиренномудрие он называет «гибелью всех страстей» и трудно определимою бесценною благодатью, понятной только для тех, кто испытал ее. Эта сокровенная, трудноопределимая добродетель высоко поднимает смиренного раба Христова над всеми страстями и кознями диавола.

              Молитву же преподобный отец именует матерью всех добродетелей. Она, как и смирение, возносит ум и сердце к Богу, и не только возносит – она питает, воодушевляет, вооружает подвижника Христова на брань с невидимыми духами злобы.

              На этих двух крыльях раб Христов достигает вершины духовной лествицы, где восседает Подвигоположник – Бог. Господь венчает здесь отважного раба Своего победным венцом славы, который называется у преподобного Иоанна Лествичника «союзом трех преимущественных добродетелей» (имеются в виду вера, надежда и любовь).

              Поднимаясь на конечную степень совершенствования, завершая трудный спасительный путь, человек вступает в область бесконечно развивающейся вечной жизни, по заповеди Спасителя: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть.

              В конце духовного восхождения подвижника увенчивает возвышенная, Божественная любовь, она открывает ему иной мир, новую жизнь, малодоступную или даже совершенно недоступную для людей, не очистивших свои сердца от гноища страстей. Она же (любовь) будет жить и гореть вечно в сердце любящего и перешедшего с вершины лествицы в новый мир для вечной жизни, для вечного совершенствования.

 

Страсти и добродетели

              Внутренний подвиг начинается покаянием. Вернее сказать, покаяние или сокрушение о грехах своих есть самая стихия подвига. И с покаянием связана память смертная. Это есть духовное предвосхищение смерти и уже некая «повседневная смерть». Подлинная «память смертная» возможна только чрез полное беспристрастие и совершенное отсечение воли. В ней нет страха. И это дар Божий.

              Следующая ступень есть плач, и плач радостотворный. «Покаяние есть возобновление крещения», а плач больше крещения. «Источник слез после крещения больше крещения», как бы то ни казалось парадоксально. Ибо плач есть непрестанное очищение от совершаемых грехов. Есть плач от страха, плач о милосердии; и есть плач от любви, он удостоверяет в том, что моление принято.

              Цель внутреннего подвига есть стяжание бесстрастия. И задача внутреннего устроения сводится к постоянному угашению страстей. Нужно останавливать и вовсе остановить в себе движение и возбуждение страстей. И прежде всего должна быть преодолена гневливость, «возмущение сердца», – нужно стяжать безгневие и кротость, мир и тишину. В понимании Лествичника гнев связан с самолюбием. Поэтому он и определяет безгневие, как «ненасытимое желание бесчестий», и кротость, как «недвижимое устроение души, пребывающей одинаково и в чести, и в бесчестии». Еще выше совершенное непамятозлобие, в подражание незлобию Иисусову. И нужно воздерживаться от всякого осуждения. О согрешающих молись втайне, – «сей образ любви угоден Богу». Судить и осуждать не подобает кающимся. «Судить значит дерзостно присваивать себе сан Божий». Ведь человеку недоступно всезнание, без которого суждение всегда окажется поспешным. «Если даже собственными глазами увидишь, что кто согрешает, не осуждай. Ибо часто и глаза обманываются».

              Много говорит Лествичник о преодолении плотских соблазнов и о стяжании чистоты. Источник чистоты в сердце, и она выше сил человека, но есть дар Божий, хотя и чрез подвиг... Сребролюбие погашается в нестяжании, в совершенном «отложении попечений о земном», – это есть некая беззаботность в жизни, беспечальность, по вере и упованию... Еще опаснее соблазн гордости, – гордящийся соблазняется уже и без бесовского искушения, он сам для себя стал бесом и супостатом... Преодолевается гордость в смирении... Смирение не поддается словесному определению, это есть некая «неименуемая благодать души», постижимая только в собственном опыте. И научиться смирению можно только у самого Христа: «научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Меня, т.е. от Моего в вас вселения, и осияния, и действия, – ибо Я кроток и смирен сердцем» (срв. Мф. 11:29)... В известном смысле смирение в подвизающихся есть некая слепота к собственным добродетелям, – «Божественный покров, который не дает нам видеть наши исправления».

              В развитии страсти Лествичник различает следующие моменты. Прежде всего, прилог или «приражение». В этом нет еще греха, ибо здесь еще не участвует воля. Воля сказывается уже в сочетании. И в этой заинтересованности или внимании начало греха («не совсем без греха»). Однако, важнее увлечение воли, «сосложение», «согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением». И далее – помысл (соблазнительная мысль или образ) укореняется в душе, – это ступень пленения, своего рода одержимость сердца. Наконец, создается порочный навык, – это и есть страсть в собственном смысле слова. Из этого видно, что корень страстей в попустительстве воли, во-первых; и во-вторых, соблазн приражается чрез мысль, под образом мысли или помысла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.190.58 (0.005 с.)