Тоталитарное искусство в России, его основные принципы и понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоталитарное искусство в России, его основные принципы и понятия.



1934-56 – тоталитарное искусство в ссср

- сов.тот. ис-во – наиболее классично

+ основа тоталит.иск-ва:

1. гос-во объявляет искусство орудием идеологии и ср-вом борьбы за власть

2. гос-во монополизирует все формы и средства худ. жизни страны

3. гос-во создает аппарат контроля и управления искусства

4. из всего многообразия тенденций существующих в искусстве выбирается одна, как правило, наиболее консервативная и становится единственной и обязательной (соц. реализм)

5. гос-во начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, объявляя их враждебными

- идея – переделка мира средствами иск-ва, создание материальной среды общества будущего (идея разрушения старых форм)

- особенности тотал. ис-во в России

осн. принципы

- Коллективность

+ работы не подписываются, тиражирование

+рассвет графики, плаката

+тематические выставки

- Запрет на критику

+ создается новое, никто не знает какое оно

+создавался идеал, который нельзя критиковать

- иллюзорность

- полезность

- партийность

- Тоталитарное искусство начинает складываться в Италии в начале 20-х годов, с конца десятилетия — в СССР, а с 1932 года — в Германии. И лишь с сорокового года в Китае. Со второй половины 20-х годов в нашей стране идет процесс создания большого стиля. Но главная задача этого создаваемого стиля была гораздо шире рамок искусства. Чтобы правдиво изображать жизнь в ее революционном развитии, утверждали многочисленные газетные статьи, необходимо было видеть ее такой, “какой она обязана стать”. Не всем удавалось увидеть далекую мечту о новой жизни. Те представители крайних течений, с их революционными призывами о новом пролетарском искусстве, становятся “не ко двору”. Это связано со многими моментами в жизни страны. С конца 1929 года, как говорится в Политическом отчете Центрального комитета XVI съезду ВКП(б) И. Сталина, “начинается наступление социализма по всему фронту”, а поэтому развитие культуры “должно развернуться с новой силой”. Это видно не только по внешним признакам: окончательная формулировка художественных методов (СССР — социалистический реализм, Германия — “принципы фюрера”, или эпоха новой классики, Китай — новая демократическая культура); создание аппарата управления искусством и контроля над ним (с начала 20-х годов начинает свою деятельность в СССР Агитпроп, который просуществовал до 90-х годов, лишь периодически меняя свое название); борьба со всеми художественными стилями и направлениями, отличающимися от официального. Одновременно начинается и время создания нового стиля, нового художественного метода.

- Знаменательно, что и отечественный социалистический реализм и немецкая эпоха новой классики родились почти одновременно. Впервые термин “социалистический реализм” появился после Постановления ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” от 23 апреля 1932 года.

- Принципы метода социалистического реализма — партийность, идейность и народность — напоминают звучавшее ранее “самодержавие, православие и народность”. А лозунги, провозглашенные новыми вождями, удивительно схожи. Достаточно сравнить два: “Искусство должно быть понятно самым широким народным массам” и “Истинным искусством может быть только такое искусство, которое способен воспринимать человек из народа”. Вряд ли неподготовленный читатель узнает в первом слова Ленина, а во втором — Геринга. Лозунгом соцреализма становится “Писать правдиво!” Сталина.

- Натюрморт также претерпевает метаморфозы. Особое место занимает героический натюрморт, хотя встречается и, так называемый, траурный. Он на удивление прост: незамысловатый натюрморт с портретом вождя в траурной рамке, либо даже с газетой, текст которой не оставляет сомнений — это траурное сообщение. Героический натюрморт тоже не сложен. Любое изображение с нехитрыми предметами и томиком статей Сталина.

- Бытовой жанр разрабатывает либо сцены счастливой жизни, либо скатывается до морализаторства и назидания. Искусство периода тоталитаризма в различных странах, с различными культурными корнями на удивление однообразно и похоже. Как похоже само мифотворчество в тоталитарных государствах. Хорст Вессель и Павлик Морозов. Миф о каждом служил, несмотря на внешние различия, одной цели —тоталитарной.

- Необходимо было сотворить новый миф. Миф о счастливой жизни в счастливой стране. Поэтому оптимизм пронизывал искусство тоталитаризма. Оптимизм — это его главная отличительная черта.

- Социальный оптимизм — самая устойчивая эмоциональная доминанта тоталитарного искусства, присущая любому его варианту и сохраняющаяся в качестве аковой на каждом этапе его извилистого пути.

- Вторая черта нового искусства — сакральность. Вожди, вожди, вожди. Ликующая радость сцен труда и встреч с вождями. Огромные монументы. И все это удивительно схоже с искусством прошлого, особенно, с искусством Древнего Египта, которое выросло из идеи вечной жизни. Фараон –Ленин. Даже при первом взгляде на него бросается в глаза странная размытость линии, разделяющей жизнь и смерть. Не напоминает ли это знаменитое “Ленин и теперь живее всех живых”? Сходство видно и в огромном значении фараона (в искусстве XX века— вождя). Фараон не только верховный правитель, но также и божество. Он выше всех людей. Его царский сан не обязанность и не привилегия. Его власть абсолютна, божественна. Допускалось и камерное изображение фараона (вождя): сцены отдыха (помните “Ленина, слушающего музыку”?). Правда, существовали и необычные сцены — многочисленные изображения вождей в гробу (С. Киров, В. Менжинский, Г. Орджоникидзе, Н. Куйбышев и др.), но и они находили аналогии в древности: “Фараон в загробном царстве”, “Оплакивание”. А знаменитые натюрморты, как например, “Урна с прахом С.М. Кирова” — это уже изображение сосудов (каноп), в которых хранили внутренности мумифицированных (у египтян) или пепел кремированных (у этрусков). И изображения их тоже встречаются в искусстве древности. Поистине, новое — это хорошо забытое старое.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.005 с.)