Творчество П. Кончаловского. Поздний период творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество П. Кончаловского. Поздний период творчества.



Когда смотришь на работы Кончаловского возникает два впечатления: ощущение необузданной, мощной жизнеутверждающей силы искусства и ощущение явной недостаточности в нем избирательной способности-умения строго и безжалостно отбирать самое главное и существенное в жизни, что и придает искусству любого художника гармоническую целостность.Всё это просто было отодвинуто им на второй план.

Ему приписывали связь с "сезанизмом". Он вел поиски. Вдохновляли импрессионисты. Это прослеживается в ранних работах. Участвовал в выставках "Бубнового валета". Характерны: "принципиально" небрежная, грубая фактура, нарочито упрощенная эскизная манера письма (1917-е)

Великая Октябрьская революция переломила его творческие пути. В 20-е годы он стал художником-реалистом. В первые годы были кубистические опыты ("Скрипач",1918).

1922-1923 гг.: полный разрыв с экспериментальными опытами; курс на реализм ("Автопортрет с женой", 1923; "Ночной сторож", 1923), где превалирует вещественность и материальность, физическое ощущение материального бытия.

Это породило: 1924-1927 гг.: три цикла работ: итальянская (1924г.), жанровые и пейзажные работы, выполненные в Новгороде (1925-1926 гг.), работы, выполненные на Кавказе (1927 г.) отсюда вытекают два важных качества:1) ясность, глубокое и увлеченное внимание к природной красоте; 2) сознательное и последовательное возвращение к старой традиции русской живописи, идущей от Александра Иванова до Сурикова и Серова.

"Рим. Марк Аврелий" (1924),"Новгород. Антоний Римлянин" (1925), "Ветлы на Волхове" (1926).

Живописное мастерство Кончаловского стало гораздо собраннее и строже, чувство цвета тоньше, а композиция цельнее.

"Ковка буйвола"(1927" и "Купанье конницы"(1927) - картины, подытоживающие этот этап, они обладают большим образным замыслом.

В 30-е годы его творчество обрело еще более целостные представления об искусстве. В этот период окончательно определились главные темы художника-портрет, пейзаж, натюрморт. Лишь в редких случаях он обращался к другим жанрам - "Хохломские мастерицы"(1935), "Пушкин"(1937) и др. Яркими портретами данного периода являются: "портрет Тодзюро Каварасаки, японского актера театра Кабуки"(1928), "портрет композитора С.С. Прокофьева (1934), "портрет брата художника - профессора М.П. Кончаловского (1934), "портрет режиссера Вс.Э. Мейерхольда"(1938), "портрет писателя А.Н. Толстого"(1941), "Автопортрет"(1943) -!, скорбный, напряженный, глубоко задумчивый и трогательный;

В 30-е гг. художник работает в области исторической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Прекрасны изображения «мертвой натуры» Кончаловского, которая под его кистью искрится жизнью, вселяет чувство восхищения силами изобильной, щедрой природы, ее богатством и разнообразием. Звонкими сочетаниями насыщенных красок художник сообщает удивительную свежесть и пышность своим букетам сирени. В соединении различных предметов, растений, овощей, дичи он находит убедительные различия и вместе с тем ту общность, которую сообщает им связь с человеком (натюрморт «Мясо, дичь и овощи у окна», 1937; ГТГ).

Кончаловский-портретист отмечает в человеке характерное и ярко своеобразное. Таковы, например, его портреты П. П. Кончаловской (в розовом) (1925) и А.Н.Толстого (1941; оба — ГТГ). В годину суровых испытаний, когда советский народ в смертельной борьбе с фашизмом отстаивал свободу и независимость, Кончаловский обратился к образу человека-творца, жизнелюбивого, уверенного в своем будущем. Особенно показателен в этом отношении «Автопортрет» (1943; ГТГ). Кончаловский изобразил себя за работой, с кистью в руке. Внушительная фигура занимает почти весь холст. В ее постановке, в жесте положенной на бедро правой руки ощущается свобода, артистический размах. Мощью жизни веет от созданного художником образа. Этому помогает звучный, мажорный колорит, который сообщает «Автопортрету» напряженность и внутреннюю энергию.

Пейзажи: "Табачные листья"(1929), "Коломенское после дождя"(1930), "Ленинград. Домик Петра I"(1931) и др.; Тема военных лет: "Где здесь сдают кровь?"(1942)

Работы последних лет его жизни: "портрет хирурга А.А. Вишневского"(1951), портреты внуков художника-"Маргот танцует"(1949), "Андрон с собакой"(1949), "Маргот с кошкой"(1948);

Пейзаж -"На полдни"; натюрморт- "Полевые цветы на фоне зеленых жалюзи","Шиповник на фоне белой изразцовой печки", "Вино и ветчина", длинный ряд "сиреней"; жанровая картин а-"Полотер"(1946).

56. Импрессионистическая тенденция в советской живописи. Творчество А. Пластова. С 1900-1910-х годов в творчестве русских импрессионистов начали складываться две линии, первая из которых связана с деревенскими работами Валентина Серова, а вторая – с яркими по своему колориту, часто тяготеющими к декоративизму портретами и пейзажами Константина Коровина, которые оказали влияние на Архипова, Грабаря, Малявина, Юона. Характерными особенностями русского импрессионизма было сочетание яркой палитры с чисто национальными сюжетами: ярмарочными гуляниями, деревенскими праздниками, образом русской весны. Эти полотна словно разворачивали панораму русского быта рубежа XIX-XX веков.

По словам В. Филиппова для русского импрессионизма характерны следующие особенности: он проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь, сплав и симбиоз различных стилистических направлений и его растянутое, продленное во времени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, что определяет его "деревенский" характер, и так называемый "культ этюда". Особенно сложной является проблема соотношения импрессионизма с другими стилистическими направлениями. Основополагающим здесь было генетическое родство импрессионизма с реализмом. Поэтому нелепо и несправедливо их противопоставлять. Кровнородственные отношения импрессионизма и реализма вытекают из близости их творческих методов, связанных с натурным видением. Именно поэтому, "прислонившись" к импрессионизму, Репин, Поленов и Суриков обогатили свое творчество. И в дальнейшем оказались возможными сопряжения русского импрессионизма со стилем модерн, сезаннизмом, фовизмом, экспрессионизмом и другими течениями. При этом сохранявшаяся в русском искусстве тяга к содержательности живописного образа и его оптимистической окраске объясняет живучесть импрессионизма в советской живописи. Можно также отметить, что французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили к этому и отображение внутреннего состояния художника. И именно этот факт обусловил «эскизность», так как приходилось работать не только на изменчивый свет, но и на изменчивую «русскую душу».

А.А. Пластов (1893-1972) - великий художник крестьянской России.

В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.

Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним.

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). Картина Пластова «Фашист пролетел» (1942; ГТГ) — одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны. Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. В то же время она вселяет чувство отвращения к убийцам, которым чуждо все человеческое, которые стоят на пути жизни и ее естественного течения. Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль - чувство невозвратимой утраты. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945). В картине «Жатва» (1945; ГТГ) Пластов передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет, когда мужчины ушли на фронт и тяжелый труд лег на плечи женщин, стариков и детей. С простотой и любовью рисует художник образы детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок труд с помощью древних серпов и грабель. Но чувствуется в этой незамысловатой сценке, в этих людях и какая-то особая внутренняя значительность. Она коренится в человечности чувств, которые сумел выразить художник всем строем картины, в сердечности повествования. Иной эмоциональный строй определяет другую картину Пластова — «Сенокос» (1945; ГТГ). Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок — все в этом произведении словно поет о великой победе в жестокой войне. В простой жанровой сцене художнику удается передать счастье наступившей мирной жизни, радость советского народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний.

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954). Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.008 с.)