При поступлении в качестве вклада в уставный капитал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При поступлении в качестве вклада в уставный капитал



 

Материалы, полученные в виде вклада в уставный капитал, принимают к учету по стоимости, согласованной между участниками (учредителями) или акционерами компании*(256). При этом фактическая себестоимость материалов увеличивается Оценка материалов, на сумму всех расходов, связанных с их приобретением*(257). Например, на затраты полученных по доставке, оплате консультационных, информационных и посреднических услуг, как вклад в УК на доведение до состояния, пригодного к использованию, и т.п. Как и при получении в УК любого другого имущества, в некоторых случаях для оценки стоимости материалов должен привлекаться независимый оценщик. Расходы на оплату его услуг увеличивают первоначальную стоимость этих ценностей.

Если рыночная стоимость материалов больше, чем стоимость, согласованная учредителями, то они приходуются в той оценке, которая отражена в учредительных документах*(258). Рыночная стоимость ценностей во внимание не принимается.

Компания-участник (учредитель), передавшая материалы в качестве вклада в уставный капитал, должна восстановить по нему "входной" НДС, если ранее он принимался к вычету. Это делают исходя из фактической себестоимости такого имущества в сумме, которая ранее была принята к вычету. Фирма, получающая вклад, вправе списать сумму налога в зачет из бюджета. Как и по любому другому имуществу, полученному в виде вклада в уставный капитал, ее отражают по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал", если сумма НДС не учтена при определении размера вклада в УК*(259).

 

Пример

Компания получает партию материалов в качестве вклада в уставный капитал. Вклад оценен в 450 000 руб. Сумма НДС по этому имуществу, восстановленная стороной, передающей вклад, составила 81 000 руб. Она не учтена при определении размера вклада. Для оценки партии материалов был привлечен независимый оценщик. На оплату его услуг фирма потратила 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Эти расходы также не признаны взносом в уставный капитал фирмы. На доставку партии материалов до склада фирма потратила 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.).

Эти операции бухгалтер отразил записями:

Дебет 75 Кредит 80

- 450 000 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 10 Кредит 75

- 450 000 руб. - отражен вклад в уставный капитал фирмы в виде партии материалов;

Дебет 19 Кредит 83

- 81 000 руб. - учтен НДС по партии материалов, восстановленный передающей стороной;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - затраты на оплату услуг оценщика списаны на увеличение стоимости партии материалов;

Дебет 19 Кредит 60

- 3600 руб. - учтен НДС по расходам на доставку материалов до склада фирмы;

Дебет 10 Кредит 60

- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - расходы на доставку материалов до склада фирмы включены в их фактическую себестоимость;

Дебет 68 Кредит 19

- 86 400 руб. (81 000 + 1800 + 3600) - НДС по расходам, связанным с приобретением материалов, и сумма налога, восстановленная передающей стороной, приняты к вычету.

В результате этих операций фактическая себестоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 унифицированной формы бухгалтерского баланса, составит:

450 000 + 10 000 + 20 000 = 490 000 руб.

 

Стоимость вклада участника или акционера фирмы, согласованная между учредителями, может

превысить номинальную стоимость его доли. В этом случае возникшая разница формирует добавочный капитал компании. Ее отражают по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал"*(260).

 

Пример

Компания увеличивает уставный капитал на 780 000 руб. В качестве вклада в него акционер вносит партию материалов. Согласно договоренности между участниками компании стоимость материалов, подтвержденная независимым оценщиком, составляет 1 200 000 руб. Фирма, передающая материалы, восстановила НДС по ним в сумме 216 000 руб. Стоимость услуг оценщика составила 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).   Операции по увеличению уставного капитала отражают записями:

Дебет 75 Кредит 80

- 780 000 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 10 Кредит 75

- 1 200 000 руб. - отражен вклад в уставный капитал фирмы в виде партии материалов;

Дебет 19 Кредит 83

- 216 000 руб. - учтен НДС, восстановленный по материалам передающей стороной;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - затраты на оплату услуг оценщика списаны на увеличение стоимости партии материалов;

Дебет 68 Кредит 19

- 217 800 руб. (216 000 + 1800) - НДС, восстановленный передающей стороной, и сумма налога по расходам, связанным с приобретением материалов, приняты к вычету;

Дебет 75 Кредит 83

- 420 000 руб. (1 200 000 - 780 000) - отражена разница между стоимостью вклада учредителя и номинальной величиной его доли.

Фактическая себестоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 бухгалтерского баланса, составит:

1 200 000 + 10 000 = 1 210 000 руб.

 

При получении безвозмездно

 

Материалы, полученные компанией безвозмездно, приходуют по текущей рыночной цене на дату их принятия к учету*(261). Рыночная цена определяется как сумма денежных средств, которые компания могла бы получить от продажи этого имущества. Если достоверно определить ее невозможно, фирма вправе обратиться к независимым оценщикам. Расходы на оплату их услуг, а также других затрат, прямо связанных с получением материалов (например, на доставку до склада), списывают на увеличение их стоимости*(262).

 

Операции по безвозмездной передаче материалов, как и любого другого имущества, облагают НДС. Стороне, которая их получает, передающее лицо НДС не предъявляет*(263). Счет-фактура, оформленный по этой сделке передающей стороной, регистрации в книге покупок получателя не подлежит*(264).

Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в том числе по договору дарения, относится в бухгалтерском учете к прочим доходам*(265). При этом до 1 января 2011 года стоимость активов, полученных организацией безвозмездно, учитывалась на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления". По мере списания таких активов на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) ее отражали как прочие доходы и списывали на счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 1 "Прочие доходы". Такой порядок учета установлен Планом счетов бухгалтерского учета.

После указанной даты из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности*(266), понятие доходов будущих периодов исключено. Однако какие либо изменения в План счетов не вносились. Поэтому компания вправе самостоятельно установить один из двух способов учета безвозмездно полученных материалов в своей учетной политике*(267):

- в составе доходов будущих периодов и по мере списания материалов в составе прочих доходов;

- единовременно в составе прочих доходов в момент их оприходования.

 

Пример

Компания безвозмездно получила материалы. Для определения их рыночной стоимости привлечен независимый оценщик. Расходы на оплату его услуг равны 21 240 руб. (в том числе НДС - 3240 руб.). По заключению оценщика, рыночная стоимость материалов - 950 000 руб. (без НДС). Расходы на их доставку до склада компании составили 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

Ситуация 1

Согласно бухгалтерской учетной политике материалы, полученные безвозмездно, отражаются в составе доходов будущих периодов. Операции, связанные с поступлением материалов, бухгалтер отразил записями:

Дебет 10 Кредит 98-2

- 950 000 руб. - оприходованы материалы, полученные безвозмездно;

Дебет 19 Кредит 60

- 3240 руб. - учтен НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 18 000 руб. (21 240 - 3240) - расходы по оценке материалов списаны на увеличение их стоимости;

Дебет 19 Кредит 60

- 5400 руб. - учтен НДС по расходам на доставку материалов до склада компании;

Дебет 10 Кредит 60

- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - учтены расходы на доставку материалов до склада компании;

Дебет 68 Кредит 19

- 8640 руб. (3240 + 5400) - принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.

Фактическая себестоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 бухгалтерского баланса, составит:

950 000 + 18 000 + 30 000 = 998 000 руб.

Одновременно в унифицированной форме бухгалтерского баланса по строке 1530 будут отражены и доходы будущих периодов в размере 950 000 руб.

Ситуация 2

Согласно бухгалтерской учетной политике материалы, полученные безвозмездно, отражаются в составе прочих доходов единовременно. Операции, связанные с поступлением материалов, бухгалтер отразил записями:

Дебет 10 Кредит 91-1

- 950 000 руб. - оприходованы материалы, полученные безвозмездно;

Дебет 19 Кредит 60

- 3240 руб. - учтен НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 18 000 руб. (21 240 - 3240) - расходы по оценке материалов списаны на увеличение их стоимости;

Дебет 19 Кредит 60

- 5400 руб. - учтен НДС по расходам на доставку материалов до склада компании;

Дебет 10 Кредит 60

- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - учтены расходы на доставку материалов до склада компании;

Дебет 68 Кредит 19

- 8640 руб. (3240 + 5400) - принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.

Как и в ситуации 1, фактическая себестоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 бухгалтерского баланса, составит:

950 000 + 18 000 + 30 000 = 998 000 руб.

В данном случае доходов будущих периодов у компании не возникает.

 

При поступлении по бартеру

 

В этой ситуации действуют общие правила оценки имущества, полученного в рамках договора мены. Фактическую себестоимость материалов, поступивших по бартерной сделке, устанавливают из стоимости имущества, переданного в обмен*(268). Ее определяют исходя из тех цен, по которым компания продает аналогичные ценности в обычных условиях. Дополнительные расходы, которые понесла компания (например, оплату посреднических или транспортных услуг), увеличивают фактическую себестоимость материалов*(269).

 

Пример

Компания приобретает партию материалов. В обмен на них фирма передает поставщику 100 ед. товара. По договоренности сторон сделка является равноценной. Обычно компания продает этот товар по цене 11 800 руб. за ед. (в том числе НДС - 1800 руб.). Расходы на доставку полученных материалов до склада компании составили 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Себестоимость единицы переданных товаров - 8400 руб.

Общая стоимость товаров, переданных в обмен на материалы, составила:

11 800 руб. х 100 ед. = 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.).

Операции по отгрузке товаров и приобретению материалов отражены записями:

Дебет 45 Кредит 41

- 840 000 руб. (8400 руб. х 100 ед.) - отражена стоимость отгруженного товара;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 1 180 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров на дату получения материалов;

Дебет 90-2 Кредит 45

- 840 000 руб. - списана себестоимость отгруженных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

- 180 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 160 000 руб. (1 180 000 - 840 000 - 180 000) - отражен финансовый результат;

Дебет 19 Кредит 60

- 180 000 руб. - учтен НДС по материалам;

Дебет 10 Кредит 60

- 1 000 000 руб. (1 180 000 - 180 000) - отражены затраты на приобретение материалов;

Дебет 19 Кредит 76

- 9000 руб. - отражен НДС по затратам на транспортировку материалов;

Дебет 10 Кредит 76

- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - затраты на транспортировку материалов списаны на увеличение их стоимости;

Дебет 68 Кредит 19

- 189 000 руб. (180 000 + 9000) - НДС по затратам на приобретение и транспортировку материалов принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 62

- 1 180 000 руб. - зачтены задолженности по договору мены.

 

 

 

Пример

Компания приобретает материалы по договору мены. По договоренности сторон сделка является равноценной. В обмен на материалы фирма передает поставщику уникальное производственное оборудование, учтенное в качестве основного средства. Его первоначальная стоимость составляет 1 200 000 руб. По оборудованию начислена амортизация в размере 240 000 руб. Так как оборудование уникально, его рыночную цену определить невозможно.

Для оценки стоимости материалов компания обратилась к независимому оценщику. Согласно полученному от него заключению их рыночная стоимость составляет 2 000 000 руб. (без НДС). Затраты на оплату услуг оценщика составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Указанные операции отражают записями:

Дебет 19 Кредит 60

- 360 000 руб. (2 000 000 руб. х 18%) - учтен "входной" НДС по материалам;

Дебет 10 Кредит 60

- 2 000 000 руб. - отражены затраты на приобретение материалов;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - расходы на оплату услуг оценщика списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 68 Кредит 19

- 361 800 руб. (360 000 + 1800) - принят к вычету НДС по затратам на приобретение материалов;

Дебет 02 Кредит 01

- 240 000 руб. - списана амортизация по оборудованию;

Дебет 91-2 Кредит 01

- 960 000 руб. (1 200 000 - 240 000) - списана остаточная стоимость оборудования;

Дебет 62 Кредит 91-1

- 2 360 000 руб. - отражена выручка от реализации оборудования;

Дебет 91-2 Кредит 68

- 360 000 руб. - начислен НДС с выручки;

Дебет 91-9 Кредит 99

- 1 040 000 руб. (2 360 000 - 960 000 - 360 000) - отражен доход от реализации оборудования;

Дебет 60 Кредит 62

- 2 360 000 руб. - зачтена задолженность перед поставщиком материалов (покупателем оборудования).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.04 с.)