Музыкально-пластическая деятельность. Уметь передавать в движении характер музыки; 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-пластическая деятельность. Уметь передавать в движении характер музыки;



 

Уметь передавать в движении характер музыки;

 Продолжать освоение метрической пульсации в музыке, связанной с движением;

 Имитировать движение всадника, играть в «атаку кавалеристов», менять характер и темп движения в соответствии с формой музыкального произведения;

В игре «Поезд» на музыку М. Старокадомского дети имитируют движение колес поезда, инсценируют сценку отправления поезда, путешествия на поезде и его прибытия, постепенно ускоряя и замедляя движения в соответствии с изменением темпа;

Осознание понятий тихо (p) и громко (ƒ), и в связи с этим изменения характера и амплитуды движений. Демонстрация эффекта приближения и удаления, в связи с изменениями динамики;

Пластические импровизации: «Кто как двигается» и «Трансформеры». Повторение маршей, танцев и упражнений, звучавших в первой четверти для закрепления понятий жанра (по желанию учителя).

 

«Марши» М. Раухвергера, В. Мурадели, Д. Покрасса, Л Сидельникова.

П. Чайковский        «Игра в лошадки»

Р. Шуман                «Смелый наездник»

А. Гречанинов         «Моя лошадка»

М. Старокадомский «Поезд»

И. Арсеев                 Игра «В гости»: «Пешком», «На велосипеде»,                                              «На машине»

Т. Ломова                «Ускоряй и замедляй»

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

1. Закрепление приемов игры на треугольнике. Освоение приемов игры на металлофонах (с ограниченным набором пластинок) и кастаньетах.

2. Уметь исполнять на элементарных музыкальных инструментах ритмическое эхо в форме фразы, затем – предложения. Использовать различные виды эхо: эхо – дословное повторение; эхо с изменением динамики в ответе; эхо с изменением тембра в ответе; ленивое эхо- повторение с пропуском первой фразы; старательное эхо – двойное повторение.

3. Исполнение метрической пульсации и ритмического аккомпанемента:

 

В. Ребиков       «Игра в солдатики»

Д. Кабалевский «Кавалерийская»

Е.Тиличеева     «Конь»

П.Чайковский    «Марш деревянных солдатиков»

 

4. Исполнение ритмической партитуры:

 

Д. Шостакович «Марш», «Шарманка»

З. Компанеец    «Паровоз»

 

5. Имитация шумовых эффектов в музыкальных играх и инсценировках.

 - закрепление приемов игры на треугольнике;

 - освоение приемов игры на детских ксилофонах и кастаньетах;

 - исполнение ритмического аккомпанемента, метрической пульсации.

 

III ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Сказки Королевы музыки»

Задачи, стоящие перед учителем в первом полугодии, остаются актуальными, при этом процесс восприятия должен становиться все более полным глубоким и целостным. Усложняется музыкальный материал: укрупняются произведения, усложняется музыкальный язык. Особенное внимание учитель уделяет в III четверти анализу выразительных средств музыки: характеру интонации, темпу, ритму, динамике, жанру, их изменениям и связи этих изменений с характером музыки и содержанием пьес, предлагаемых ребенку для прослушивания. Закрепление понятий: регистр, ритм, темп. Наблюдение динамических изменений в музыке, освоение понятий «forte и piano».

Обязательно включаются в работу прослушанные ранее пьесы Р. Шумана, П. Чайковского, Д. Шостаковича и т.д. для сравнения по принципам общности и различия с новыми музыкальными произведениями, предлагаемыми детям для слушания.

 

Музыкальные произведения для слушания

 

Р. Шуман     «Альбом для юношества»:

«Марш»,

«Первая утрата»,

«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»,

«Дед Мороз»

А. Хачатурян «Вечерняя сказка»

В. Кикта        «Синеглазка»

А. Лядов          «Колыбельная» из цикла «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра».

Г. Гладков      «Колыбельная».

П. Чайковский «Детский альбом»:

«Колыбельная песнь в бурю»,

«На тройке» (фрагмент),

«Баба-Яга»,

«Нянина сказка»

С. Слонимский «Марш Бармалея»

С. Прокофьев «Сказочка»

В. Агафонников «Сани с колокольчиками»

 

Для прослушивания педагог выбирает пять-шесть произведений для серьезного анализа и запоминания, несколько произведений для сравнительного анализа.

Музыкальная грамотность

 

В области музыкальной грамотности дети продолжают освоение регистра («Игра в регистр»), темпа, динамики («Игра в прятки»). Продолжение освоения круга интонаций, связанных с V и III ступенями лада. Введение VI ступени (РА) и освоение круга интонаций, связанных с V-VI-III ступенями лада. Продолжается работа по развитию навыка сольфеджирования, совершенствуется умение читать ритм в размере 2/4. Вводится новая длительность – половинная нота.

Регулярно проводятся ритмические игры (различные виды «Эхо»), исполняется ритмический аккомпанемент к песням и попевкам. Продолжается освоение первичных жанров.

Вводятся новые музыкально-дидактические игры: «Консонанс-диссонанс», «Игра в прятки», «Игра на определение жанра».

Игра: «КОНСОНАНС-ДИССОНАНС»

Это первый шаг к слышанию гармонии. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы скрючиваются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу через сказку.

Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:

 

Д. Кабалевский       «Ежик»

П. Чайковский        Тема Феи Карабос из балета «Спящая

красавица»

И. Стравинский      «Русский танец» из балета «Петрушка»            

                                    (переложение для фортепиано)

                                     Фрагменты из сюиты № 2

А. Пярт                   «Танец маленьких утят»

Г. Уствольская       «Пляска и плакса»

М. Мусоргский        «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент)

ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

 

Как правило, к моменту поступления в школу дети имеют представление о марше и танце. После введения в тему следует предлагать детям игру-движение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере движений (под марш – маршируем, под вальс - делаем мягкие кругообразные движения руками, под польку – легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), учитель предлагает детям различные, всегда завершенные по форме, фрагменты маршей и танцев. Учитель изменяет жанр, не предупреждая детей. Те, кто прослушал и не изменил движение, «вылетают» из игры, садятся. На каждый урок надо подготовить пять-шесть фрагментов, какие-то произведения повторяются, но обязательно включаются каждый раз три-четыре новых произведения. Помимо определения жанра в процессе игры необходимо следить за правильностью выполнения метрической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. В эту игру дети играют в первых – третьих классах, причем в первом – втором классе игра повторяется практически на каждом уроке.

Музыкальным материалом могут служить и знакомые детям песни, прослушанные ранее пьесы, а также фрагменты пьес из «Детского альбома» П. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д. Шостаковича, а также пьесы из специальных пособий по ритмике: Г. Бырченко «С песенкой по лесенке», Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» и других.

 

Игра: «В ПРЯТКИ»

Игра на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.

Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано. Если фраза исполняется громко, дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее), если фраза исполняется пиано – хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Можно сопровождать хлопки энергичным шагом в марше, но на piano – идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются, каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, пока ошибок станет совсем мало, затем можно предложить детям и сюрпризы – неожиданное изменение динамики, стараясь при этом не нарушать смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII – XVIII в., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.

Игра: «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»

Самым простым видом этой игры является такая: учитель прохлопывает ритм фразы – ребенок без паузы (ведь музыка продолжается) ее повторяет. Фраза вначале состоит из двух тактов в размере 2/4. Затем учитель исполняется уже предложение – его надо запомнить и повторить, в итоге получается период. Можно и усложнить это задание, например: в ответе изменить динамику, тембр (использовать элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап – варьирование ответа учеником, то есть ответ с изменением:

 

Учитель: I I P I

Ученик:   P I I I

 

По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще интереснее дать детям задание по принципу «эхо» - прохлопать ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения со знакомым ритмом).

Роль учителя со временем могут выполнять музыкально способные дети, кто-то из детей будет оценивать и работу учителя, и работу ученика. В дальнейшем (2 – 4 класс), по мере освоения метро-ритма игра усложняется: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры – 3/4 и 4/4 ; увеличивается объем задания до периода (восьмитакт). Эта игра рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе и может быть продолжена в средней школе на более сложном музыкальном материале.

Ритмизация стихотворений

Эта игра сближает в сознании ребенка ритмические закономерности речи и музыки – ритм речи и ритм музыки. Через ритмизацию стихотворений ребенку легче освоить соотношение долгих и коротких звуков, особенности метра, музыкальной формы (фраза, предложение и так далее).

В основе ритмизации обычно слог – звук; единица ритма – восьмая; строчка – обычно фраза.

Начинать надо с двухдольного стихотворного размера с ударением на первом слоге (хорей).

 

Буря мглою небо кроет.   P P P P

 

Вихри снежные крутя.     P P P I

 

То, как зверь, она завоет. P P P P

 

То заплачет, как дитя.     P P  P I

Мы получили классический восьмитактный период.

Начинать надо с одной-двух фраз, постепенно увеличивая объем стихотворных строчек. Для знакомства с размером, освоения понятия о сильной и слабой доле ритмизация – незаменимый метод. Через ритмизацию легко ввести и понятие о такте и тактовой черте. Естественно, что ритмизация не заменяет звучания музыки. Все тексты, которые используются для ритмизации, как правило, предлагаются детям для вокальной импровизации, сочинения мелодии.

Певческая деятельность

Продолжается работа по совершенствованию основных певческих навыков на более сложном музыкальном материале: усложняется интонационный язык песен, более сложным становится ритм, увеличивается объем музыкальной фразы, что позволяет работать над увеличением фонационного выдоха, расширяется диапазон песен; продолжается работа по формированию полетного, округлого звука, освоению навыка кантиленного пения, а, главное, педагог добивается выразительного, осмысленного и осознанного исполнения.

        

Попевки

 

Повторение попевок, выученных в первом полугодии.

Освоение интонаций трихорда (V-VI-III).

 

«Лиса» – (сольфеджирование)

«Сорока» – (сольфеджирование)

«Лепешки» – (сольфеджирование)

«Маленькая Юлька» – (сольфеджирование)

«Спите куклы» – (сольфеджирование)

«Верблюд» – (сольфеджирование)

«Гуси» – (сольфеджирование)

«Утенок» – венгерская народная песня (сольфеджирование)

 

Сольфеджировать фрагменты песен «Тили-бом», «Неваляшки» Ю. Слонов, «Мама и солнце» М. Парцхаладзе.

Распевания

 

Русские народные песни

«Ай-ду-ду»

«Баю-бай»

«Скок-поскок»

«Андрей-воробей»

Распевания А. Яковлева №1, 2.

 

 

Песни

 

Т. Попатенко          «Будет горка во дворе»

М. Красев                «Зимняя песенка»

Русская народная песня «Зимой»

В. Кикта                 «Синеглазка» (эскизное разучивание)

А. Александров        «Зимняя колыбельная»

А. Лядов                  «Колыбельная»

А. Островский        «Спят усталые игрушки»

И. Стравинский               «Медведь», «Тили-бом»

Ю. Слонов                        «Пришла зима», «Неваляшки»

М. Ройтерштейн    «Песенка-небылица»                    

В. Голиков                        «Чудо-сказки»

Е. Тиличеева            «Маме в день 8 Марта»

М. Парцхаладзе      «Мама и солнце».

А. Гречанинов           «Петушок», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Вставала ранешенько» из вокального цикла «Петушок»

 

Как обычно, учитель выбирает пять-шесть песен для разучивания и целостного исполнения, дополняя репертуар эскизным разучиванием песен, связанных с тематикой урока, с необходимостью закрепления определенных навыков.

 

Вокальная импровизация

И мпровизация на текст:

 

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

 

Импровизация в определенном жанре: сочинение мелодии колыбельной.

 

- инсценировка: «Уложим спать все игрушки»;

 - сочинение детьми колыбельной со своим текстом;

 - сочинение колыбельной на текст:

 

Засыпай, малышка

Серенькая мышка.

Укрываем хвостик,

Сны придут к нам в гости.

 

Солнце по небу гуляло,

Солнце к вечеру устало.

Прошептало: «Спать пора!»

И уснуло до утра. До утра

 

Импровизация-диалог:

 

Что ты делал, котик бурый?

Шубку шил из козьей шкуры.

Где же шубка? – На базаре,

Там нужда в таком товаре.

 

Что с ней сделал кот пушистый?

Променял на сыр душистый

Где же сыр? – Занес на крышу.

А его там съели мыши.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.055 с.)