Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности музыкального восприятия младших школьников
Восприятие ребенка младшего школьного возраста, как правило, достигает к моменту поступления в школу достаточного развития: сформирована необходимая острота зрения (хотя она ниже, чем у взрослых), и слуха (фонетического и звуковысотного), ребенок различает гамму оттенков цвета, имеет хорошее осязание. Характеризуя особенности восприятия младших школьников, необходимо остановиться на двух важных его аспектах: восприятии пространства и времени, особенности которых во многом обуславливают специфические качества музыкального восприятия. Восприятие пространства представляет особую сложность с точки зрения вычленения пространственных соотношений между предметами: младшим школьникам свойственно нарушение логики пространственного расположения предметов. Формирование музыкального слуха, освоение звуковысотности требует от ребенка не только ориентирования в пространственных отношениях (выше – ниже), но и достаточно высокого уровня абстрагирования (нотная запись, запись ритма и т.д.), что для многих первоклассников является очень трудной задачей. Путь решения этой проблемы видится в постепенном, неторопливом, поэтапном (П.Гальперин) освоении звуковысотности с обязательным включением движений тела и руки ребенка, привлечении его конкретных жизненных представлений. Процесс освоения явления регистра основан на системе специально подобранных дидактических музыкальных упражнений (“Игра в регистр”). Необходимо сразу подчеркнуть, что абсолютно все упражнения, о которых идет речь в данной работе, построены на художественном музыкальном материале. Изучение нотописания происходит поэтапно, начиная с двух линеек (двухэтажный дом), и постепенно увеличивается до пяти. Запись ритма на первоначальном этапе изучения необходима наглядно-утрированная, демонстрирующая долгий (большой) звук и короткие ♫ (маленькие) звуки. Подобная первоначальная примитивизация материала позволяет постепено его усложнять, абстрагировать и впоследствиии перевести действия во внутренний план. Восприятие времени – проблема особой сложности для малышей. Дети сокращают время (одна минута ≈12 секунд). Игнорирование фактора времени приводит к нарушению изложения последовательности событий, обуславливающим ощущение сложности восприятия формы в музыкальном произведении. Исходя из понимания временной специфики музыкального искусства и учитывая особенности детского восприятия времени, можно понять, насколько сложно ребенку осваивать такие понятия как темп и форма, особенно на первоначальном этапе обучения.
К осознанию явления темпа ребенок подготавливается системой практических упражнений – пластических этюдов, выявляющих в процессе движения изменение скорости метро - ритмической пульсации (идем шагом, бежим, едем на лошадке, скачем в атаку на боевой лошади, едем на машине, на поезде). Все упражнения выполняются на материале пьес А. Гречанинова, Д. Кабалевского, Р. Шумана, М. Старокадомского и др.. Необходимо отметить, что в медленном и умеренном темпе подавляющее большинство детей выполняют задание достаточно успешно, но в быстром темпе многие дети теряют ощущение метрической пульсации, не дифференцируют ее, и над этой проблемой важно работать специально. Освоив определенную систему упражнений и осознав явление темпа, дети в процессе анализа художественного произведения явление темпа осознают с трудом, а, зачастую, без специально поставленных вопросов учителя не вычленяют его вовсе из комплекса других выразительных средств музыки, даже, если темп является в данном произведении определяющим выразительным средством с точки зрения содержания музыки (С. Прокофьев «Отъезд», Г. Свиридов «Тройка», М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»); плохо осознают изменение темпа внутри произведения. В таких случаях полезно, используя метод инверсии, показать фрагмент произведения в измененном темпе; наглядно продемонстрировать изменение физиологических ритмов организма (дыхания, сердцебиения), резонирующих с частотой колебания звучащей музыки. Систематическая, поэтапная работа требуется в области осознания формы и элементов, ее образующих. Начинать работу надо с формирования ощущения фразы, т.к. большинство детей-первоклассников фразу как синтаксический элемент формы не слышат. Формирование ощущения фразы начинается в певческой деятельности, с песни, где текст помогает понять и отметить начало и конец фразы, затем дети осваивают фразу в музыкально-пластической деятельности, в процессе «свободного дирижирования» в певческой деятельности. Группировка по фразам является основополагающим для музыкального мышления действием.
Первоначальные представления о форме создаются на материале произведений, написанных в простой трехчастотной форме, обязательно с контрастной средней частью. Услышать смену характера музыки и осмыслить ее помогают детям цветные квадратики: меняется характер музыки, меняется цвет квадратика. Выбор цвета произволен, но дети интуитивно выбирают более яркие, светлые тона для музыки светлой, мажорной, и темные – для музыки минорной, тревожной, темной, беспокойной. Музыка повторяется, повторяется цвет. Учитель, выбирая цвета для квадратиков, опирается на исследования психологов, касающихся взаимосвязи цвета и эмоций и возможностей цветового моделирования музыки (тест М. Люшера, методика В. Кирюшина). Формирование и развитие звуко-цветовых синестезических компонентов музыкального слуха обогащает восприятие музыкального образа. Полезно также интегрировать эту работу с учителем изобразительного искусства. Целью этой работы является формирование у ребенка представления о принципах повторности (периодичности) и принципе контраста как основополагающих принципах формообразования в музыке. Наполнение представлений о принципах формообразования происходит в течение первых трех лет обучения, конкретизируясь во втором полугодии третьего класса в обобщенные опорные схемы: АВ – двухчастная форма, АВА – трехчастная форма, АВАСА – форма рондо. Эти формулы с каждым годом наполняются все новым содержанием, работа с ними продолжается в основной школе. Интересно, что наиболее развитые в музыкальном и интеллектуальном отношении дети слышат детали строения внутри частей сложной трехчастной формы и стараются отразить это слышание в процессе анализа. Важнейшим условием развития формообразующего чувства является хорошо сформированное ощущение частей формы: фразы, предложения, периода. Эффективным методом освоения этих элементов формы является вокальная импровизация.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.005 с.) |