Алгоритм работы по разучиванию песни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм работы по разучиванию песни



Каждое произведение неповторимо, и неповторимы формы и методы работы над ним. Конечно, любая технология, в том числе и музыкальная, предлагает определенные устоявшиеся формы и этапы работы.

Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы работы. Предлагая алгоритм работы по разучиванию песни, я намечаю этапы работы, которые в том или ином виде всегда присутствуют, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное. Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников.

Этапы работы Задачи Предъявляемые требования Методы и приемы
I. Вступительное            слово     - познакомить с авторами и временем создания; - подготовить восприятие содержания и смысла песни; - создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа       - лаконичность - содержательная насыщенность - эмоциональность       - объяснение - разъяснение - беседа - пример (в том числе и музыкальный) - проблемная задача - демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работы детей, игрушек и т.д.)
II. Слушание –знакомство     III. Обсуждение     IV. Разучивание     V. Впевание   VI. Концертное исполнение - продемонстрировать убедительную интерпретацию песни; - увлечь, заинтересовать детей песней; - вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание.   - опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне; - выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа; - проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства; - стимулировать активность мышления учащихся; - формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога.   - постижение смысла художественного образа песни; - построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств создании музыкального образа; - осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни; - рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков; - освоение мелодии и текста песни; - тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала; - формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем произведения; - вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся; - сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; - активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процессе работы создания условий для выявления творческих потенций личности; - построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности; - формирование рефлексии в процессе певческой деятельности; - соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия.   - освоение формы в процессе целостного исполнения; - доминирование исполнительских задач; - достижение необходимого качества певческого звучания; - достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать; - стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности; - активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности.   - создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа; - стимулирование творческого эмоционального подъема; - создание необходимого эмоционального настроя; - организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.   - яркость - выразительность - увлеченность - свободное исполнение наизусть - соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.   - эмоциональность - краткость - активность - оперативность - уважение к любому высказыванию детей - создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.     - эмоциональность - конкретность - тщательная предварительная проработка партитуры - планирование каждого этапа работы - четкость постановки учебных задач и обязательно оценка качества их выполнения - отдельная проработка наиболее сложных мест - использование разнообразных методов работы - сознательное отношение детей к работе.     - одухотворен- ность - включенность в активное музицирование - творческое отношение учителя и учащихся - ощущение живого сотворения музыки - диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением - абсолютное взаимное доверие хора и дирижера.   - одухотворен-ность - собранность - внимательность - волевая сконцентрирован-ность - умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения - активное, творческое музицирование - сотворчество - полная самоотдача - проживание музыкального образа исполняемого произведения.   - исполнение учителя - исполнение лучшими учащимися - исполнение в аудио или видео записи - сравнение различных интерпретаций - прослеживание по партитуре.   - беседа - разъяснение - пример - анализ ситуаций - проблемное задание - коллективно-трудовая работа - дискуссия - метод эвристических вопросов.     - метод предупреждения ошибок - метод сравнения; - фонетический метод - объяснительно-иллюстративный метод - репродуктивный метод - метод мысленного пения - метод анализа ситуаций - метод игрового проектирования - метод разучивания по слуху - метод свободного дирижирования - метод высотного моделирования - метод пластического интонирования - метод создания ассоциаций - метод театрализации - метод работы по партитуре - метод сольфеджирования - метод сольмизации - пение с опорой на нотную запись - транспонирование песни или ее части в удобную тональность - пение вокализом песен или их частей - выстраивание первого звука - настройка на тональность - вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов - прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры - выстраивание на фермате созвучий, аккордов - произношение текста песни активным шепотом - активная артикуляция текста при пении про себя. - целостное исполнение - сравнение различных интерпретаций различных исполнителей - сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя - звукозапись исполнения с последующим обсуждением - исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением - исполнение в концертном зале.     - метод создания эмоционального состояния - метод театрализации - приемы взаимодействия хора и дирижера.

 

  В предлагаемой схеме я специально, для большей конкретности и наглядности, формализировала технологию, выделив важные задачи, формы, методы и приемы работы. Далее я попытаюсь раскрыть этапы работы над песней более конкретно на основе своего педагогического опыта.

Знакомство с новым произведением всегда предваряется кратким вступительным словом, настраивающим на восприятие содержания и создающим необходимую эмоциональную установку.

Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально выразительно, чаще всего сама, реже в записи или в исполнении других учащихся. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить интерпретацию и определить ту, которая глубже раскрывает содержание музыкального образа. Хорошо показывать произведение в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показывать произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.

После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания.

Перед началом разучивания любого, самого простого произведения всегда в партитуре фиксирую все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее выявить все специфические трудности освоения данной партитуры (сложный интонационный язык, необычная ритмическая структура и т.д.), конкретные сложные фрагменты и пути их освоения, таким образом определить стратегию разучивания, а это без детального знания партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно-ритмическую структуру произведения, текстовые, орфоэпические сложности, форму, и, исходя из нее, фразировку, дыхание, и т.д.

Главный метод разучивания – метод предупреждения ошибок. Мне рассказывали, что когда-то А. Свешникова спросили: «Что делать, чтобы хор пел чисто?» Он ответил: «Не давать петь фальшиво!» Мы все из практики знаем, как трудно, а порой невозможно переучить популярные песни, которые дети поют с ошибками. Это происходит потому, что первое впечатление обычно бывает наиболее ярким и, согласно законам человеческой психики, часто особенно глубоко врезается в память. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать разучиваемый фрагмент детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала слог; выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Полезно пропевание сначала солистом, группой, частью класса, а затем уже всем классом. Это дает возможность выстроить и закрепить интонацию.

Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой (например, чешскую народную песню «Полька» лучше учить со второго куплета). Иногда легче начать разучивание с припева, если он мелодически легче запоминается (например, «Песня о школе» Д. Кабалевского, «Пионерский костер» В. Мурадели, «Журавли» Я. Френкеля).

Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т. п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель – одна: выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленяются и выучиваются отдельно

В работе над песней «единицей работы» должен быть законченный фрагмент формы: фраза, предложение. Работа над освоением и выразительным исполнением фразы является основополагающей, причем дети сами должны найти вершину развития фразы, найти «главное слово», сравнить разную фразировку, выбрать наиболее, по их мнению, убедительную.

Особого внимания в процессе работы требуют моменты соединения частей формы, вступления хора после инструментального вступления, проигрыша. Процесс разучивания песни требует активного включения в работу музыкального слуха и, особенно, музыкального мышления. Чрезвычайно эффективен анализ разучиваемого материала: сравнение музыкальных фраз и выявление в них общего и разного.

Возможно, кому-то покажется, что я учу очень долго, а на самом деле все происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и интеллектуальные способности детей, и во время прослушивания и выполнения моих заданий ребенок практически выучивает музыкальный материал. На практике песня выучивается быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для детей благодаря разнообразным заданиям учителя.

Процесс разучивания вокального сочинения предполагает разнообразие приемов и методов работы: сольмизация, сольфеджирование, графическая запись, высотное тактирование, использование музыкальной лесенки, болгарской «столбицы», руки – нотного стана, разучивание с помощью метода свободного дирижирования и пластического интонирования (особенно в начальной школе); использование «немой клавиатуры», детских музыкальных инструментов, пение с опорой на запись ритмического рисунка, неоднократное прослеживание по партитуре в процессе исполнения произведения учителем или группой детей; демонстрации звукозаписи, пение «про себя», вокализация мелодии песни или ее частей на удобный гласный звук в кантиленных песнях и на удобный слог в быстрых песнях с «острым» ритмом, прохлопывание ритма, транспонирование песни или ее фрагментов в удобную тональность и т.д.

Каждое пропевания разучиваемой части песни обязательно предваряется точно поставленной задачей-заданием, над выполнением которого работают учитель и дети.

Обязательным для учителя является достижение необходимого результата в работе. Никогда нельзя бросать недоделанную работу, лучше выучить меньше (не куплет, а его часть), но сделать это качественно.

Завершая работу надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель, позволяя детям «охватить» форму музыкального произведения.

Эффективным методом проверки степени усвоения выученного материала является пение а'сареllа – сразу слышны все погрешности и неточности.

3. Кодай говорил о том, что «необходимо вынести рояль из хорового класса», и он был абсолютно прав. Формирование навыка пения без сопровождения начинается с первых шагов обучения пению; сначала - это выстраивание одного звука, одной-двух фраз, попевок, а затем и фрагментов разучиваемых песен, исполнение их целиком. Пение а'сареllа на уроке необходимо разумно дозировать, а главное, не позволять петь а'сареllа материал, не усвоенный интонационно, используя метод «снежного кома», постепенного увеличения числа поющих с целью достижения чистой интонации, можно работать эффективно и серьезно даже в «классном хоре». При пении а'сареllа повышается качество слухового контроля чистоты интонации, дети лучше слышат себя и соседей, активно развивается музыкальный слух, как внешний так и внутренний.

Пение a'capella ведется по трем этапам:

1. Пение одноголосное мелодическое.

2. Пение многоголосное полифоническое.

3. Пение многоголосное гармоническое.

В пении без сопровождения особенно важно учитывать тесситурные условия каждой партии, так как вокальные трудности обязательно скажутся на интонации. В сложных случаях полезно использовать транспорт как временный так и постоянный.

Качество интонирования обусловлено качеством певческого звука, его сформированностью, наличием в нем полетности, звонкости, легкости; сформированностью основных певческих навыков (звукообразования, дыхания, дикции и т.д.) Особое внимание необходимо уделить овладению кантиленой, умению пропевать и озвучивать интонируемый материал. Я часто предлагаю детям «допеть» до другого конца класса, зала, если это хоровое занятие так, чтобы заполнить помещение звуком, чтобы звук «полетел». Активная и критическая позиция детей в этом процессе - необходимое условие успешности работы, ведь часто одну и туже фразу приходиться неоднократно повторять, пока не будет достигнут желаемый результат. Резюмируя вышеизложенное, хочу подчеркнуть, что уровень овладения кантиленой и качество певческого звука для меня являются мерилом эффективности всей вокально-хоровой работы.

Следующий урок или внеклассное занятие надо обязательно начать с пения детьми выyченного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их, чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне я затем учу 2-й куплет, исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три-четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается на трек - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях; исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, погружения в стихию творческого музицирования. 

В процессе певческой работы на одном занятии оптимально совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от трех до шести, семи (в старшем хоре) произведений. Задачи работы самые разные: в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выyченной мелодии с аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением и т. д. Произведения могут исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным. На уроках музыки я также всегда стараюсь одновременно работать над двумя-тремя песнями разной сложности и объема, ставя различные задачи, - это активно стимулирует вокальное и музыкальное развитие моих учеников.

Я описала наиболее известный, традиционный подход к разучиванию песни, однако есть и другой путь - от общего к частному. Этот способ разучивания хорош для небольших и несложных песен с повторяющимися или частично изменяющимися фразами. Он предполагает охват на слух всей песни целиком, припева или запева в двухчастной вокальной форме, затем детальный анализ: количество фраз, их сходство и различие, выяснение различий. В процессе анализа песня пропевается учителем несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют возможность ее запомнить. После этого песня исполняется сразу целиком, детали доделываются потом, например: «Ути-ути» Ю. Литовко, «Белочка» М. Парцхаладзе, «Наш край» Д. Кабалевского и т.д.

Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Работая с текстом прежде всего необходимо выяснить все ли слова и выражения понятны, объяснить непонятное, а непонятного как показывает практика очень много, причем совершенно неожиданно для учителя. На уроке во втором классе, когда песня «Почему медведь зимой спит» была уже выучена, ребенок спрашивает. «А что такое «разморозною»?» Два слова слились в его сознании в одно, а он, как видно не понимая, стеснялся спросить. Понимание всех слов текста не гарантирует понимания идеи, смысла песни, часто, после прочтения текста при попытке выяснить о чем эта песня получаешь маловразумительный ответ, и приходится с помощью определенных вопросов вместе с детьми искать ответ на этот вопрос.

Итак, текст прочитан и проанализирован. Первое обращение к тексту должно быть вокальными, т.е. сначала поем, а затем, если необходимо проговариваем, ритмизуем текст, т.к. именно первое вокальное озвучивание текста оставляет наиболее яркий след в коре головного мозга и способствует лучшему запоминанию и интонационному осмыслению литературного текста.

Каждое слово с первого момента разучивания должно быть тесно связано с музыкальной интонацией, и эту взаимосвязь надо понять и использовать как в процессе интонационной работы, так и в процессе создания музыкального образа.         

Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с интонацией, облагородить вокально последовательность фонем. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания.

Разумеется, я никогда не записываю тексты песен в тетрадь в течение урока, но с третьего класса и на уроке музыки, и на хоре перед глазами каждого ребенка лежат партитуры разучиваемого произведения. В первом-втором классе я пишу партитуру песни на доске. Средний и старший хор работают только по партитурам.

Вся певческая работа определяется музыкальным образом вокального сочинения. Музыкальный образ определяет формы и методы работы, оплодотворяет весь процесс певческой деятельности эмоциями, придает ему смысл. Вне глубокого проникновения в музыкальный образ вокального произведения, в его атмосферу, ясного понимания его содержания, идеи бессмысленна вся работа по его разучиванию.

Здесь уместны, на мой взгляд, не только методы вокально-хоровой работы, но и беседы о содержании изучаемого вокального сочинения, и выстраивание ассоциативного ряда, облегчающего понимание содержания, расширяющего и углубляющего понимание темы: привлечение примеров из жизненного опыта детей, из знакомых сказок, книг, и корректное использование произведений изобразительных искусств. Интересные беседы, рассказы учителя, способствующие глубокому интеллектуальному и яркому эмоциональному постижению темы изучаемого сочинения способствуют активному включению детей в процесс исполнения, делают исполнение по-настоящему выразительным и ярким. Несомненно, что овладение исполнительскими выразительными средствами определяется умением учителя адекватно донести до детей содержание музыкального образа песни, каждый раз исполнять песню свежо, интересно, «сыграть» песню, «обыграть» ее, вызвать у детей неподдельный интерес и желание выучить песню и спеть столь же ярко и выразительно, как это сделал учитель.

В работе с детьми технология всегда уходит на второй план, она должна быть незаметна! Дети сделают все, если учитель сумел создать необходимую эмоциональную атмосферу, вызвать у детей эмоциональный отклик, затронуть нужные струны детской души, погрузить душу ребенка в мир музыки, вызвать у детей желание творчества и сотворчества.

Сколько времени мы уделяем на хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством! Песня «Матерям погибших героев» Г. Струве стала поводом для серьезного разговора о гуманизме, о мире и войне, о фашизме, разговор этот продолжался много занятий, пока мы работали над произведением. Кантата Д. Перголези «Stabat Mater» подтолкнула нас к разговору на вечные темы о жизни и смерти, о материнской любви, о страданиях. Многие дети впервые оказались перед великим вопросом о смысле человеческой жизни. Задуматься, сопереживать, соучаствовать - вот цель любой музыкальной работы! 

Вот мы учим «Узника» А. Гречанинова на стихи А. Пушкина. Как добиться перехода от мрачного драматизма начала к ликующей картине свободы в конце? Для нас просто - мы «снимаем кино». Первый «кадр» - мрачная, строгая картина темницы. Дети придумывают декорации, краски. Второй «кадр» - нарастание драматизма, новое действие. Третий «кадр» - смена всех красок, декораций, сияющий простор моря, синее небо, яркое солнце и белый парус вдали как символ свободы. Увидели - и получилось! Появился и звук другого качества, изменился характер исполнения. Эту работу я считаю главной, ради нее мы собираемся в хоре. Любую техническую проблему необходимо решать через призму художественной задачи. Когда мы учили «Ave Maria» Д. Каччини, никак не сливались аккорды, так как у сопрано был слишком светлый звук. Пришлось «нарисовать картину»: темный храм, медленное, размеренное движение, приглушенное пламя свечей, черный бархат одеяний. Бархат - с большим ворсом... Слова «бархат», «бархатный» оказались решающими, дети поняли, каким должен быть звук. Таких примеров можно было бы привести очень много.  

К каждому хоровому занятию, к каждому уроку я всегда тщательно готовлюсь, подбирая необходимый материал; тогда на подготовленной почве могут возникнуть импровизации, новые ассоциации, которые делают атмосферу занятий творческой. Такие творческие всплески запоминаются и мне, и детям, мы дорожим этими минутами совместного напряженного душевного труда.

Целью серьезной вокальной, хоровой работы является исполнительство. Каждая песня должна быть неоднократно исполнена целиком. Исполнительская деятельность всегда сложна, предполагает инвариантный подход тщательную шлифовку деталей и работу над формой музыкального произведения. Исполнительская деятельность, работа над исполнением способствует активизации класса, мобилизации эмоциональных, интеллектуальных, музыкальных и творческих возможностей детей, формирует временнóе ощущение музыкальной формы, дает детям радость музицирования, предоставляет каждому ребенку возможность актуализации своего личностного отношения к содержанию исполняемого сочинения, самовыражения.

Исполнение выученного ранее, работа над выразительным исполнением вокальных и хоровых произведений должны присутствовать на каждом уроке, т.к. именно исполнительская деятельность, демонстрируя уровень овладения художественным материалом, активно способствует закреплению певческих навыков и формированию способности к концентрации эмоций, воли, интеллекта в процессе создания музыкального образа.

А. Морозова, ученица 3-го класса говорит мне: «Я всегда плачу, когда пою «Легенду» П. Чайковского», а мама П. Буркиной, ученицы шестого класса нашла у дочери записку: «Хочу петь Д. Перголези» (имеется ввиду кантата «Stabat mater»). Дети не устают вновь и вновь исполнять свои любимые сочинения как на уроке, так и на хоровых занятиях, и моя задача состоит в том, чтобы таких сочинений было как можно больше, и чтобы они привели детей в мир классической музыки.

Распевание

 

Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, и работа над комплексом вокально-хоровых навыков и отдельными технологическими аспектами певческого процесса, работа кропотливая и систематическая.

Каждое распевание исполняется в виде секвенции 4-5 раз в определенном ритме и метре, паузы между звеньями секвенции всегда должны быть строго и единообразно ритмически организованы, что способствует формированию устойчивого певческого рефлекса. Выделим ряд важных задач этой работы:

- совершенствовать навык певческой установки;

- развивать голос необходимо из примарных тонов, лучше всего звучит середина первой октавы: f1 – а1;

- начинать с первоначального диапазона – терции, расширять диапазон неторопливо, придерживаясь правила: «Полезен только тот звук, который при пении не вызывает напряжения»;

- полезно начинать упражнения с гласной «у», исполняемой на стаккато. Стаккато активизирует смыкание голосовых связок и работу диафрагмы;

- считать основным критерием работы качество певческого звука и свободу, органичность, непринужденность работы певческого аппарата вцелом;

- работать над ровностью гласных, полетностью певческого звука;

- работать над организацией певческого дыхания посредством исполнения фраз, которые по смыслу не допускают остановки до конца, например: «смотрит деревушка сереньким пятном» (П. Чайковский «Осень»);

- работать в спокойной динамике: mр;

- не передразнивать детей, показывать только хорошее качество пения, формируя эталон певческого звучания;

- полезно исполнять часть распеваний а’сареllа, так как пение а’сареllа активизирует слух, позволяет четко дифференцировать певческое звучание, лучше слышать себя и хор, таким образом способствует развитию рефлексии.

Формирование голосовой мышцы к десяти годам, позволяет в подростковом возрасте совершенствовать певческий механизм более активно, расширить диапазон до децимы и более, работать над выявлением индивидуального тембра и обогащением его.

Распевание на хоре занимает 7-10 минут (начальная школа) и до 30 минут в концертном хоре. На уроке музыки распевание длится от 3-6 минут в начальной школе, до 5-10 минут в основной школе.

Меня часто спрашивают: «Какие распевания вы поете?» Моя система распеваний выстроена на основе понимания физиологических закономерностей певческого процесса, основана на сочетании и чередовании определенных ладовых интонаций и фонем (см. приложение).

В начальной школе материалом для распеваний служат русские народные попевки, заклички, небольшие песни, а также первые три упражнения А. Яковлева.

Распевание должно органично вписываться в интонационный процесс урока как тематически, так и драматургически. Музыкальным материалом для стабильных, исполняемых много лет, упражнений, служат отрезки звукоряда и трезвучия, для эпизодических, в основном, фрагменты песен, романсов, темы инструментальных произведений, связанные с темой и музыкальным материалом урока. Подбор музыкального материала для распеваний позволяет органично включить этот раздел работы в урок, дает возможность расширить музыкальный кругозор, обогатить интонационный словарь учащихся.

Технологическая работа над качеством певческого звука, расширением диапазона, выравниванием звучания регистров, совершенствование певческого дыхания, дикции и т.д. сочетается с решением задач художественных и драматургических.

В распевание я ввожу различные упражнения, способствующие развитию музыкального слуха: определение лада, ладовой завершенности музыкального фрагмента, определение мелодических и гармонических интервалов, освоение интонационных ладовых моделей.

Добавлю только, что кроме упражнений А. Яковлева я использую различные сборники распеваний для детского хора (Н. Добровольской, Д. Луканина, M. Заринской, E. Малининой и других); вокализы Ж. Конконе, некоторые упражнения М. Глинки.

 

На путях к многоголосию

 

Рассказывая о работе над песней, я сознательно не касалась вопросов многоголосного пения.

Первый и главный тезис, с которого я хочу начать – многоголосие в хоре является результатом качественного развития гармонического слуха, поэтому все попытки выучить один голос, затем другой, третий, а потом их соединить механически, обречены на провал. Такой механический способ работы ничего не дает кроме усталости и разочарования и учителя, и учащихся. K многоголосию следует готовить детей, начиная с первых шагов обучения пению. Работа эта длительная и рассчитана на систематичность и последовательность накопления слуховых ощущений и формирование необходимых музыкально-слуховых умений и навыков.

Из чего же складывается система развития навыка многоголосного пения у детей?

  1. Прежде всего, из умения учащихся слышать несколько мелодических линий, тембров в музыке. С этой целью уже в первом и втором классах используются следующие произведения: «Зайчик дразнит медвежонка», «Труба и барабан» Д. Кабaлевского, «Фарандола» из музыки к драме «Арлезианка» Ж. Бизе, «Тема Шехеразады» H. Римского-Корсакова (звучание скрипки и арфы) и т.п. Привожу примеры из программы по музыке для общеобразовательной школы, потому что этот материал доступен каждому учителю.
  2. Очень важно, чтобы дети слышали количество звуков в созвучии, в аккорде. Для этого рекомендуется игра «Сколько звуков слышу я?». Учитель играет любые интервалы (простые и составные), аккорды, а дети показывают количество услышанных звуков (от одного до четырех). Эта игра очень нравится детям, играть в нее, начиная с одного-двух звуков, полезно на каждом занятии в любом из младших хоров и на уроках музыки, начиная с первого класса.
  3. Важно, чтобы дети слышали консонанс и диссонанс. Развить это умение тоже можно с помощью игры: дети делают мягкое, плавное движение руками, если слышат консонансное созвучие, и выставляют вперед скрюченные пальцы, если слышат диссонанс, при этом называют вслух оба термина и меняют выражение лица со спокойного на раздраженное. Разумеется, термины вводятся постепенно по мере накопления слуховых впечатлений.
  4. Ритмическое двухголосие – первый шаг на пути к многоголосию мелодическому. Здесь полезно исполнение песенок с остинатной ритмической фигурой в аккомпанементе, например «Уж как шла лиса» с такой ритмической фигурой:

 

 

затем труднее

 

 

Более распространенное ритмическое сопровождение можно прохлопать, отстучать, а можно исполнять на элементарных детских музыкальных инструментах. Постепенно происходит переход к ритмическому двухголосному и трехголосному сопровождению к попевкам и песням.

Все ритмические партитуры, которые дети исполняют на уроках музыки («Камаринская», «Арагонская хота», и т.д.), также активно способствуют развитию ощущения «вертикали», слышанию нескольких линий. На занятиях хора непременно ввожу эту работу в ткань занятий, естественно, на другом музыкальном материале.

  1. Эффективным путем развития навыка многоголосного пения является разучивание произведений, в которых аккомпанемент не дублирует мелодию. Это «Тень-тень» В. Калинникова, «Форель»и «Куда?» Ф. Шуберта, «Колыбельная» и «Осень» П. Чайковского и т.п. Хочу предостеречь коллег от распространенной ошибки: обычно мы играем на уроках и на хоровых занятиях так называемый рабочий аккомпанемент, приучая тем самым детей к постоянному звучанию мелодии на инструменте. Это очень вредно! Да, на первых порах надо поддержать детей, а дальше необходимо показать авторский аккомпанемент, предложить вслушаться в него и затем своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.
  2. Следующий этап - умение слышать нижний звук из двух звучащих. Для этого проводится система упражнений, где ученики, следя за рукой учителя, озвучивают вокализом линию нижнего голоса, которая должна быть более яркой, подвижной, чем у верхнего голоса. Обычно это последовательность интервалов, где нижний звук является модулирующим.

Нотный пример

  1. Первой двухголосной песней может стать такая, где двухголосие получается за счет изменения ритма мелодии, например, эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

(………………………….нотный пример…………………………………...)

  1. Очень просто осваивается двухголосие в песнях гетерофонного склада: мелодия одного голоса неизменна, а у другого звучит вариант этой мелодии. Этот вид многоголосия осваивается на материале русских народных песен.

 (………………………………….нотный пример…………………………………..)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.053 с.)